Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Социология конфликта





Содержание лекции:

1. Конфликт и различные подходы к его изучению.

2. Механизм социального конфликта.

 

1.Конфликт и различные подходы к его изучению.

Конфликт ( лат.- «столкновение») – процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и движений людей, определенный объективными и субъективными причинами. Конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:

1) не допускать насилия как способа разрешения конфликтов

2) найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов



3) добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология.

Можно выделить пять различных способов использования понятия «конфликт»:

1) конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновение сторон до полной структуры конфликта (техника ведения переговоров, посредничество, наблюдатели в конфликте и т.п.)

2) конфликт как средство исследователя (аналитика). В данном случае конфликт рассматривается как своего рода экран, который позволяет выявить и увидеть то, что невидимо при нормальном течении дел (психоанализ, различные формы разведки и т. п.).

3) конфликт как механизм, искусственно создаваемый организатором для интенсификации мышления и деятельности (средство, используемое в актуализацизации и коллективных способах решения проблем).



4) конфликт как область специализации научных предметов (межличностные конфликты в психологии, групповые взаимодействия в социологии и т.п.).

5) конфликт как объект исследования. Так, конфликтные отношения рассматриваются в теории игр как частный случай игры.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами или группами по поводу различия их интересов.

Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820–1903 гг.) считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».

Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо по мере возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Концепция социально-классового конфликта К. Маркса рассматривает противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений, которые и являются источником социального конфликта. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил, что приводит к возникновению конфликта. Решение конфликта содержится в социальной революции, классическая формулировка которой дана К. Марксом: «На известной ступени своего развития производительные материальные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа следует, казалось бы, в русле марксистской концепции, но существенно отличается от последней. Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа, является участие или неучастие их в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т.д.), где существуют управляющие и подчиненные. Для обозначения этих организаций Дарендорф использует веберовское понятие императивно– координированной ассоциации (ИКА), представляющей собой хорошо организованную систему ролей. Конфликты становятся более многообразными. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество с пересекающимися интересами, а значит с различными конфликтами. В западном посткапиталистическом обществе возникают большие возможности регулирования классового конфликта, который не устраняется, а локализуется в рамках предприятия. Для успешного регулирования конфликта, по мнению Дарендорфа, важны три обстоятельства:



1) признание различных точек зрения

2) высокая организованность конфликтующих сторон

3) наличие правил игры.

Один из основателей чикагской школы Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией.

Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт. Выделяют следующие функции конфликта:

1) разрядку напряженности, т.е. конфликт, служит «выхлопным клапаном» напряжения

2) коммуникативно-информационную, т. е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил

3) созидание, т.е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту

4) интеграцию социальной структуры, т.е. конфликт не разрушает целостности, а поддерживает ее

5) нормотворчество, т.е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.

 

2. Механизм социального конфликта.

Знание механизма социального конфликта означает управление конфликтом. Все социальные конфликты нуждаются в их урегулировании.

Задача управления конфликтом - не допустить его разрастания и снизить его негативные последствия. В качестве субъектов управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участвующая в нём.

Методы разрешения конфликтов:

1) Метод избегания конфликта (уход с политической арены или избегание встреч с противником) - но остаётся причина конфликта.

2) Метод переговоров (помогает избежать применения насилия, в процессе переговоров снижается острота конфликта, что позволяет прийти к согласию или открыть путь к сотрудничеству).

3) Метод использования посредников. Это примирительная процедура. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно.

4) Метод откладывания. Нередко означает сдачу своих позиций, но это может быть манёвром, чтобы накопить силы и вновь завоевать свои позиции

5) Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами закона.

6) Метод конфронтации. Ведёт к кризису и поражению одного из субъектов.

Конфликты в странах СНГ (по материалам российских социологов). Природа социальных конфликтов в современных условиях:

Конфликтами могут быть охвачены все сферы жизни общества: социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений и т. д. Это связано с переходным состоянием общества.

Основой конфликтов в России выступают следующие противоречия:

1) образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников.

2) неравное социально-экономическое, материально-бытовое положение членов общества (контраст богатства и бедности, процветание многих и обнищание большинства).

3) политические противоречия, обусловленные неприятием политики власти. Противоречие между декларированным обновлением и дальнейшим разрушением общественного организма; между стремлением войти в научно-технический прогресс и углубляющимся кризисом экономики, науки, культуры, образования; между обещанной демократией и отчуждением народа от собственности, от управления страной.

Помимо перечисленных политических противоречий, существуют конфликты и внутри политической власти (по поводу перераспределения власти, влияния, авторитета).

Социально-экономические конфликты. Специфика, к примеру, России в том, что борьба преимущественно идёт не по линии "работники - предприниматели, а по линии "трудовые коллективы - правительство". Наряду с требованиями о повышении заработной платы, уровня жизни, ликвидации задолженностей, растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятия. Поскольку основным субъектом перераспределения собственности выступало государство, то и эти выступления направлены против него и его политики. Предпосылки к конфликтам содержат в себе отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция, неопределённость функций государственных служащих, неоднозначность толкования законов. Возрастает напряжённость по линии «предприниматель - основная масса населения». Причина: многократное различие доходов.

Межнациональные, межэтнические конфликты. Россия многонациональная страна, где проживают более 120 народов, это выступает почвой для такого рода конфликтов. Особенность РФ: во многих республиках в составе РФ коренное население составляет меньшинство. Чаще всего межэтнические конфликты связаны со статусными или территориальными претензиями. В России доминирующей идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Однако в России межэтнические конфликты чаще всего приобретают политический характер.

Лекция № 15.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.