Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Социальная мысль Древнего мира и средневековья





Содержание лекции:

1.Проблемы человека в древнеиндийской социальной мысли.

Учение Конфуция

2. Социальная мысль в Древней Греции

3. Природа человека, общества и государства в учениях Августина и

Ф. Аквинского

 

1.Проблемы человека в древнеиндийской социальной мысли.

Учение Конфуция

Согласно историческим источникам, люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами, т.е. вопросами совместной жизни и труда. Чаще всего изначально они носили религиозно-мифологический характер. Большая часть знаний об обществе не была систематизирована, носила донаучный характер.

История социальной мысли древней Индии конца второго - начала первого тысячелетия до н.э. связана с брахманизмом.

Индийская община составляла основу, структурную единицу общества, между людьми были установлены определенные отношения,

 

 

связи. Согласно Ведам, брахманизм требовал определенного образа жизни, следования ритуалам, регламенту. Кастовая система выступала первой формой структуруирования общества и выстраивания отношений между людьми.

Среди каст главной была каста брахманов. Брахман – проявивший знание и благородство, аскетизм и человеколюбие.



В то же время существовало неравенство социальных отношений, что усложняло взаимодействие людей. Желание сохранить религиозное господство над духовным миром личности, хотя и целостно формировало древнеиндийское общество, тем не менее, не способствовало становлению целостной личности.

В YI в. до н.э. в древнем Китае наибольшее влияние получают идеи Конфуция. В это время во всех китайских государствах происходит процесс внедрения государства в жизнь общин. Нестабильная ситуация в стране в условиях борьбы за власть наложило отпечаток на взгляды Конфуция, который искал модель идеального государства и личности, которые в совокупности должны были привести к согласию в обществе. Таким образом, его учение носило вполне социологические основания и цели.

Основное понятия этики Конфуция – «жэнь», принцип, определяющий отношения между людьми в обществе, а также одно из центральных понятий – понятие «благородный муж», идеальный человек. Во главе общества должен стоять «благородный муж», который личным примером будет воспитывать граждан.



Социологические идеи Конфуция и сегодня считаются этическими ценностями человеческой жизни.

Религиозно-этические взгляды мыслителей Индии и Китая дали образцы социологической мысли.

2. Социальная мысль в Древней Греции

Социальная мысль в Древней Греции – это первые попытки создать научные социальные теории. К примеру, в своих учениях Демокрит связывал возникновение государства с социальными потребностями людей.

Значительный вклад в социологию внес Платон.

В труде «Государство» он продолжает идеи Демокрита, ищет вариант идеального государства, рассуждает о демократии и чертах идеальной, демократичной личности.

Он излагает идеи социальной структуры общества, разделяя ее, как вам известно из философии, на три сословия, и проповедует аристократическую форму рабовладельческого государства.

Социальные идеи Платона изложены также и в других в работах, например, «Законы».

Социальная теория Платона развивает концепцию социологии личности. Он подчеркивает приоритет реальных, моральных человеческих отношений.

Классик древнегреческой философии Аристотель создает теорию происхождения государства, показывает социальную структуру общества – стратификацию из трех классов.

Государственные формы правления он делил, как вам известно, на «нормальные» и «ненормальные», наилучшей формой государственного устройства считал политию.

Социологический вклад Аристотеля интересен по настоящее время.

 

3. Природа человека, общества и государства в учениях Августина и



Ф. Аквинского

Становление феодализма в странах Западной Европы сопровождалось становлением сложной иерархической социальной структуры.

Основной религиозной идеологией западного средневековья был католицизм. Церковь была монополистом культурной и духовной жизни общества.

Своеобразие этого периода характеризуется тем, что развитие философской мысли непосредственно протекает в религиозно-теологическом русле апологетики христианского вероучения.

Предметом социально-философских воззрений становится вопрос о Боге, человеке, его жизни в обществе.

Наиболее полно эти воззрения нашли воплощение в трудах Августина Блаженного. Римская церковь признала Августина Блаженного, признанным «отцом» за его огромные заслуги в деле обоснования христианского вероучения с позиций гармонии веры и разума.

Августин обосновал свои идеи в труде «О граде Божьем».

Высшей целью человеческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог — исходный и конечный пункт всех помыслов и поступ­ков человека.

Такой вывод Августин сделал после детального рассмотрения в своем главном произведении истории становления и развития человечества.

Эта история, по его мнению, разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Сам Августин так говорит об этом: «Существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которое мы, следуя Писаниям своим, справедливо можем называть двумя градами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу...

Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — лю­бовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе.

Град земной — это мир зла и сатаны, в нем господствует похоть.

Град божий — это мир добра и Бога, где по любви служат взаимно друг другу и руководители, руководя, и подчиненные, повинуясь.

Вся история человечества и устройства мира, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремле­нием тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Философия Августина абсолютно теоцентрична.

В условиях распада Римской империи и ослабления светской власти христианская церковь становилась все более влиятельной политической

силой и нуждалась в теоретическом и философ­ском обосновании своей

идеологии. Потому понятен успех и боль­шой авторитет Августина, которые он, как крупнейший философ и теолог, имел в христианском мире в последующие столетия.

Примерно в XII – начале XIII вв. самым распространенным мировоззрением становится учение Ф. Аквинского. В своих трудах он ставил вопросы обо всех социальных институтутах общества. Он признавал целостность и иерархичность в природе и обществе.

Закрепляя общественное неравенство, он утверждал, что вся система общества в целом стремится к Богу, из воли которого выводится и власть государя. Светской власти подчинены лишь тела, а души – Богу.

Светская власть должна принадлежать церкви и наместнику Христа на земле римскому папе.

В дальнейшем социологические воззрения получили развитие в Европе в Новое время. В ХVII в. английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк формируют теорию «общественного договора», согласно которому члены общества отдавали часть своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора. ХVIII в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты А. Смит и Д. Юм определили общество как трудовой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант – как человечество, взятое в историческом развитии.

Начало XIX в. было ознаменовано появлением идеи гражданского общества Г. Гегеля, назвавшего гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

 

Лекция №3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.