Сделай Сам Свою Работу на 5

Передовое искусство (вместе с наукой, религией, моралью и пр.) привносит в мир высшие смыслы.





Наука и искусство.

 

И где-то в работе бессрочной,

Что к легким успехам глуха,

С наукой смыкается точной

Точеная точность стиха…

В. Шефнер

7.1. Специфика искусства.

 

 

Эстетические чувства и переживания воспроизводят реальный или воображаемый мир прежде всего через категории прекрасного и безобразного, трагического и комического и т.п.

 

Искусство исходит не из познавательной задачи, а из ценностных установок и интересов.

Конечно, у искусства есть и познавательная функция. Однако, она не главная и имеет особый характер[1].

 

а) Искусствосубъективно (субъектно) воспроизводит мир и прежде всего человека («искусство – это я, наука – это мы»[2]).

Все эстетические образы и формы субъективны, личностно индивидуализированы.

Однако они так или иначе соотносятся с объективным миром.

Ученый стремится отразить, адекватно воспроизвести объективную реальность, а художник творит субъективную[3].

Только плохой художник изображает один и тот же объект всегда одинаково. Гете Матисс

Художественные творения прошлого тем нам и интересны, что в них наряду с другими выдающимися достоинствами запечатлен неповторимый внутренний мир их создателей.



Концепции разных ученых встраиваются в единую систему, утрачивая авторскую самобытность.

Художественные произведения и творения искусства сохраняют авторскую самобытность и могут быть не связаны друг с другом.

Художник гораздо свободнее в своих исканиях, чем ученый (у художника несравнимо меньше ограничений).

В то же время субъективное в искусстве не разъединяет людей, т. к. основано на сопереживании и соразмышлении.

Чужие горе и радость могут восприниматься в искусстве как свои.

б) Искусство воспроизводит особенное, «остраненное». Общественные ценности, идеи и нормы индивидуализируются «лица не общим выраженьем».

Художник как бы "выжимает" из реальности особенное.

Выготский: искусство относится к действительности как вино к винограду.

Художник как бы умножает факт на его художественное обобщение.

Что касается остранения, то …. "Мы странно встретились и странно разойдемся".



Бунюэль. Феллини ("Амаркорт"). "Парад планет".

«Во всем данном бытии, в каждой частичке информации мира находим существенную черту его излома, его характер части, видим увечье его онтологической искаженности, в нас кричит его боль по ампутированному члену, его ностальгия по части, которой не хватает ему для совершенства, его божественное недовольство.

Прошло десять лет с тех пор, как я в Буэнос-Айресе определил это недовольство как любовь без любимого и как боль, что чувствует калека в ампутированной конечности. Это есть чувствование лишенности того, что не есть мы, признание себя несовершенными и однорукими» Ортега-и-Гассет[4]

 

 

в) Искусство типизирует (обобщает без рациональной абстракции). Оно воспроизводит типическое[5] (обобщаются типические неповторимости, причем это производится на чувственно-эмоциональном, а не на абстрактно-рациональном уровне).

Великий художник выходит на архетипические образы.

 

г) Алиса рассмеялась........

Искусство воспроизводит возможное (проживается то, что не случилось, но могло случиться). Искусство как бы восполняет мир не случившимися возможностями. Шекспир: «Театр принимает зрителя таким, каков он есть, а отпускает раскрывшим рот от изумления перед тем, чем мог бы он быть».

История не случившегося - великая история. Искусство позволяет пережить возможное, но не пережитое в реальной жизни.

Ковбой на "Отелло".

 

д) Искусство воспроизводит воображаемое. Ассоциативность художественного восприятия.

"В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,



В единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка…" Уильям Блейк

См. также цитату из Чапека.

Падает количество знаемых сказок.

Функции искусства.

 

а) Эстетически-художественная функция.

Понять, что такое эстетическое, и трудно, и легко.

Трудно потому, что оно ускользает от строгих логических дефиниций.

А легко потому, что бывает – совершаешь мгновенный прыжок через пропасть обыденности (повседневности) и оказываешься в объятиях чуда – соприкасаешься с прекрасным. Порой по улице бредешь

«Горы без поэзии – простое нагромождение камней, солнце – небесное тело, излучающее тепловую энергию, пение птиц – призывы самок самцами, а трепетание сердца – всего лишь учащенное кровообращение» [6].

 

б) Познавательная функция (о ней уже говорилось раньше, как о сопутствующей восприятию художественного произведения).

Реалистическая художественная литература запечатлела богатейшую информацию о переживаниях и страстях, исканиях и мечтах самых разных людей и социальных групп. Конечно, в произведениях эта «правда жизни» эстетически преобразована в «художественную правду» и сама по себе не может быть научно достоверной истиной. Но она способна сыграть роль ассоциативной подсказки, метафорического намека, эмоционального резонатора.

Недаром К. Маркс первоначально постигал социально-экономическую сущность денег в буржуазном обществе по творениям И. В. Гёте и У. Шекспира[7].

В то же время подлинное произведение искусства не дает готовых решений. Оно приглашает к соразмышлению, к сопереживанию.

Искусство постигает окружающую жизнь, сострадая, сопереживая, соразмышляя…

 

Может быть, главное отличие художественного образа от образа научного (от научной идеи) в уникальности первого и универсальности второго.

Точнее говоря, художественный образ переводит универсальное в уникальное, а научный – уникальное в универсальное.

Когда неповторимую Джоконду начинают изображать на зажигалках и этикетках, она перестает быть художественным образом. Прелестнаяпоэтическая фраза «Я помню чудное мгновенье…» вызывает только раздражение, если, став рекламным слоганом, преследует тебя на каждом шагу.

Итак, выделим некоторые своеобразные черты художественно-эстетического познания.

А) Искусство несет информацию как о привычном, реальном, рациональном, так и о необычном, иррациональном, остраненном.

Б) Искусство словно заново рождает объект, удивляя новизной его ранее незамеченных граней:

«Я смотрю по-детски изумленно,

Словно понял в этот час впервые,

Как прекрасен этот мир зеленый,

Эти краски, яркие, живые»

(Леопольд Стафф)

В) Резонируя с индивидуально-личностными ценностями и переживаниями реципиента, способствует его самопознанию.

Наука помогает искусству и эстетическому восприятию лучше разобраться в их проблемах. Ведь эстетика – это уже наука об эстетическом в жизни и в искусстве.

в) Коммуникативная функция.

В наше время эта функция приобретает особую важность.

С одной стороны, информационный мир становится все обширнее и насыщеннее.

А с другой – как это не парадоксально – многие люди страдают от одиночества.

Виною тому - отчуждение между людьми, которое резко возросло.

Острее стоит проблема некоммуникабельности.

Низкое массовое искусство в такой ситуации формирует безличные толпы фанатов.

Искусство высокое раскрывает все лучшее в человеке для него самого и для других людей.

Пришвин: послание Другому.

Песня (для певца), повесть (для писателя), картина (для художника), научное открытие (для ученого) – всё это послания от себя к кому-то другому – чаще всего не конкретному человеку, порою даже послание в будущее.

«Жди меня, и я вернусь»

 

г) Нравственно-воспитательная функция. «Сегодняшние книги – это завтрашние поступки» (Г. Манн).

Великое Воспитующее Искусство умеет учить, не поучая. Маяковский об идеях на сцене

Даже развлекая, оно увлекаетк чему-то более высокому.

 

д) Игровая функция.

«Вся жизнь – театр, все люди - актеры». Мы все играем в политические, экономические, любовные игры (любовь без игры многое теряет).

Рассказать о «театре вовлечения».

На игровых моделях люди и высшие животные обучаются поведению в определенных жизненно важных ситуациях.

«Превращение обычного действия в игровое (достигаемые цели достижимы, возникающие проблемы разрешимы - причем "здесь и теперь") называют "лудизацией"»[8].

 

е) Празднично-развлекательная функция.

По словам Шиллера, жизнь – серьезна, а искусство – радостно.

В наши нередко однообразные будни искусство привносит элементы праздничности и интригу развлекательности. При этом развлечение вовсе не обязано быть бездумно поверхностным.

 

ж) Практические ориентации искусства(психотерапевтическая и др.).

Эти эстетические ориентации можно видеть в технике, архитектуре, дизайне, медицине и т.д. Недаром говорят «прекрасное здание», «прекрасный костюм», «прекрасная пластическая операция».

Понятие эстетического совершенства применимо и в науке.

Так можно оценить ту или иную концепцию.

Математики называют красивым доказательство, если оно неожиданное и простое.

 

Перейдем к психотерапевтической функции искусства.

Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис.

Почему именно в такое время?

А потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает катарсис.

О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спектаклей.

Одна из задач арт терапии - переводить патологию в норму.

Например, трансформировать комплекс неполноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей).

Л. Толстой видел одну из важнейших задач искусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.

Этим как раз и занимается логотерапия.

Элюар: «Все люди рождены, чтоб …»

В мире абсурда можно делать, что угодно, не ища никаких оправданий.

Передовое искусство (вместе с наукой, религией, моралью и пр.) привносит в мир высшие смыслы.

Экзистенциализм как протест против диктата абсурда. Ничто не потеряно, пока не потеряно всё.

Психодрама (однако Мэрилин Монро «не повезло»).

Ролевая подготовка ребенка к операции. Сочинение с ребенком сказки про него самого и его трудностях, но со счастливым концом.

Ролевые тренинги.

Историко-ситуационный тренинг (сны наяву): погружение в наиболее комфортную историческую эпоху (первобытное общество, эпоха Возрождения, 23-й век).

Онтогенетический тренинг: погружение в наиболее комфортный возраст, …, в другой пол.

Создание своей референтной группы (папа - миллиардер, муж - Ален Делон, дети - вундеркинды; квартира в состновом лесу на берегу теплого моря, но с окнами на Красную площадь)

Смехотерапия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.