Занятие №9 Основы авторского права, прав, смежных с авторским
Задание: подготовить устные доклады по следующим вопросам:
Понятие авторских и смежных прав. Соотношение с категорией интеллектуальных прав.
Российское законодательство об авторском праве. Значение принятия части четвертой Гражданского Кодекса РФ в правовом регулировании авторских и смежных прав.
Различия между авторскими и смежными правами Соотношение между авторскими и смежными правами.
Охрана авторских и смежных прав в России.
Авторы и иные первоначальные обладатели авторских прав.
Охрана авторских прав российских граждан и юридических лиц.
Охрана авторских прав иностранных правообладателей Переход прав на произведение.
Переход авторских прав по наследству .
Договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.
Договоры о создании произведения (авторские договоры заказа) Оформление договора.
Тестовые задания
1.На какие произведения не распространяется авторское право:
а. музыкальные произведения без текста
б. геологические карты
в. программы телепередач
2.Какие произведения охраняются авторским правом:
а. судебные решения
б. официальные документы государственных органов
в. произведения сценографического искусства
3.Какие из названных требований обязательно должны быть присущи объекту авторского права:
а. нематериальность и оригинальность
б. оригинальность и неповторимость
в.нематериальность и выражение в объективной форме
4.Соавторствво признается только в том случае, если:
а. произведение создано совместным трудом и образует неразрывное целое
б. произведение создано совместным трудом и образует неразрывное целое или состоит из отдельных частей
в. произведение создано совместным трудом, представляет неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение
5.Регистрируются объекты авторского права в органах государственной власти:
а. регистрируются
б. не регистрируются
в. не регистрируются , но некоторые объекты по желанию правообладателя можно зарегистрировать
6.Какие объекты авторского права можно зарегистрировать по желанию правообладателя:
а. эскизы и пластически произведения, относящиеся к топографии
б. произведения архитектуры
в. программы для ЭВМ
7.Выражение объекта авторского права в объективной форме это:
а. выражение его только в письменной форме
б. выражение его только в письменной форме, в форме изображения ,в объемно-пространственной форме
в. выражение его в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме
8.Программа для ЭВМ и база данных:
а. не регистрируется в любом случае
б. регистрируется в любом случае по желанию правообладателя
в. регистрируется по желанию правообладателя, если иное не установлено законом
9.Может ли заглавие произведения быть самостоятельным объектом авторского права:
а. нет, не может
б. может, если отражает идею произведения («Как закалялась сталь», например)
в. может, если в отрыве от произведения представляет собой результат творческого труда
10.Фонограмма является:
а. произведением, объектом смежного права
б. объектом авторского права
в. объективная форма существования произведения, объект смежного права
11.Сообщение по кабелю или в эфир является:
а. объектом авторского права
б. содержанием передачи и вместе с ней является объектом авторского права
в. объектом смежного права
12.К личным неимущественным правам автора относятся:
а. право на имя и право на использование произведения
б. право на отчуждение произведения
в. право авторства
13.Срок действия исключительного права на произведение:
а. в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти
б. в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти
в. в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти
14.Произведение, перешедшее в общественное достояние:
а. используется любым лицом без согласия автора, но с выплатой вознаграждения правообладателю
б.используется любым лицом без чьего-либо согласия, но с разрешения государственных органов
в. используется любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения
15.Если автор желает за вознаграждение передать свое исключительное право на произведение он заключает:
а. договор уступки исключительного права
б. авторский договор
в. договор на отчуждение исключительного права на произведение
16. Если автор желает за вознаграждение передать исключительное право на произведение в пользование он заключает :
а. договор аренды
б. договор проката
в. лицензионный договор
17.Служебное произведение создается:
а. на основании гражданско-правового договора
б. на основании трудового договора
в. на основании трудового договора при наличии служебного задания
18.При создании художником вазы и рисунка на ней, что является объектом интеллектуальной собственности:
а. форма вазы как объект декоративно-прикладного искусства
б. рисунок на вазе как произведение искусства
в. создано два объекта( форма вазы как объект декоративно-прикладного искусства и рисунок)
19.Субъектами авторского права являются :
а. только автор
б. автор и правопреемники
в. автор, его правопреемники, наследники юридические лица, субъекты РФ
20.Обнародованием произведения является:
а. доступность произведения для всеобщего сведения существенной его части
б. сообщение о произведении для всеобщего сведения
в.доступность произведения для всеобщего сведения в целом
21.Воспроизведение представляет собой:
а. изготовление более одного экземпляра произведения
б.изготовление более одного экземпляра произведения или его части в любой материальной форме
в. изготовление одного или более экземпляров произведения
22.Если оригинал или экземпляр правомерно опубликованного произведения продан, то :
а. дальнейшее распространение его в РФ или за рубежом допускается без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения
б. дальнейшее распространение его в РФ или за рубежом допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения
в.дальнейшее распространение его без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения допускается только в РФ
23. Публичный показ произведения это:
а. показ в месте, открытом для свободного посещения
б. показ в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц
в. показ в месте , открытом для свободного посещения, или в месте , где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи
24.Если исполняются вживую песни авторов в на закрытой вечеринке или свадьбе в ресторане, то :
а. это будет публичное исполнение
б. авторы песен вправе потребовать от директора ресторана вознаграждения
в. это не будет публичным исполнением и директор может отказаться от оплаты
25.Использование произведений без согласия правообладателя допускается при условии :
а. действия в общественных интересах
б. непричинения неоправданному ущербу обычному использованию произведения
в. обеспечения баланса интересов обладателя исключительного права и общества
Литература к семинарскому занятию
1. Рузакова О. Правовое регулирование отношений соавторства в авторских договорах / О. Рузакова // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. – 2003. - №7. – С. 11 – 18.
2. Мирошникова М. Авторский договор / М. Мирошникова // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. – 2003. - №1. – С. 23-27.
3. Максимова Л. Проблемы, связанные с неправильным заключением авторского договора / Л. Максимова // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. – 2002. - №3. – С. 18-29.
4. Степанова О. Передача авторских прав по договору / О. Степанова // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права.- 2002. – №2. – С. 54-68.
5. Моргунова Е. Анализ субъектной практики в сфере авторского праваи смежных прав / Е. Моргунова // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. – 2003. - №1. – С. 57-67.
6. Гаврилов Э. Разграничение авторских произведений и товарных знаков / Э. Гаврилов // Патенты и лицензии. – 2003. - №3. – С. 22-27.
7. Рахмилович А. Название произведения как объект авторского права / А. Рахмилович // Журнал российского права. – 2002. - №11. – С. 30-38.
8. Лукьянова А. Авторское право на составные произведения / А. Лукьянова // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. – 2002. - №8. – С. 54- 55.
РАЗДЕЛ 3. Методические указания студентам «Организация самостоятельной работы по освоению дисциплины»
Пояснительная записка
Планы семинарских занятий служат целям организации учебного процесса по правоведению со студентами всех направлений и специальностей.
Учебный процесс предполагает самостоятельную работу студентов при подготовке к семинарским занятиям по изучению научной, учебной литературы и нормативно-правовых актов.
В ходе подготовки к семинарским занятиям важное место отводится самостоятельной работе с научной, учебно-методической литературой и нормативно-правовыми актами т.е. с монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями, законами, постановлениями, указами, приказами.
Изучение этой литературы и нормативно правовых актов позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем.
Предварительное знакомство с источником, несомненно, облегчит его изучение, даст первое представление о содержащихся в нем проблемах. Внимательное чтение работы потребует от студента сосредоточиться на содержании ее цельных частей: глав и разделов. Изучение источника по частям облегчит уяснение логики рассуждений автора (законодателя), так как глава или раздел произведения содержат в себе определенное ядро концепции в целом. Если произошел перерыв в чтении, то, приступая к очередному чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста. При этом необходимо постараться держать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказательств автора.
Важнейшие требования к изучению источника – это увязать основные его положения с современными реалиями.
Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию – многостороннюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму.
- Краткий план источника. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем. Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, чтобы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т.д.
- Тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материала, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащихся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Кстати, студенты могут встретить в изучаемой работе тезисы непосредственно самого автора.
- Выписки. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный вид самостоятельной работы Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах и т.д. Таким способом накапливается материал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников. Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов, других работ. Особенность такого рода записей заключается в том, что вписываются только те факты, теоретические концепции, статистический материал и т.п., которые интересуют именно студента и которые могут использоваться в научной работе для создания собственной концепции или творческого развития идей, заимствованных из проработанных источников.
- Аннотация. Эта форма записи – наилучший способ обозначить наиболее общие представления об источнике. Ею пользуются, главным образом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы и т.п.
- Конспект. Анализ конспектов студентов указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Во-первых, примерно половина студентов записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращенном виде. Этому есть свои объяснения: дефицит времени, распыленность информации, недоступность материала, отсутствие общепринятых навыков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, общая усталость и т.д. Наиболее известная и распространенная форма конспектирования – сокращенная запись источника по продуманному заранее плану. Главная цель конспектирования – сохранить основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в целом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть использован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, выступлений на конференциях, семинарах, “круглых столах” и т.п. Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект – не самоцель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений источника, а при необходимости – и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного.
Приступая к конспектированию, необходимо обстоятельно ознакомиться с источником и на этой основе законспектировать его главные положения, сославшись на соответствующие страницы конспектируемой работы. Для выделения наиболее существенных абзацев целесообразно отделить выводы от пояснений, концепции – от их обоснований, примеры – от доказательств и т.д. Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника, тем более, произвольно толковать переписанное
Объем конспекта – далеко не решающий фактор. Главное – краткость. Конспектировать целесообразно прежде всего определения, ключевые понятия, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важнейшие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются. Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответствующих условиях может означать для конспектирующего больше, чем чтение страниц описательного текста.
Структура и форма конспектов могут быть разными. Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его актуальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т.д.) помогут в нужное время быстро возобновить в памяти проработанный текст. Конспектирование – это область творческого подхода к изучению произведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот. Руководствоваться целесообразнее тем, что главное в источниках – это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико-методологические аспекты, важнейшие идеи. Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные положения автора подвергнутся конспектирующим собственному осмыслению, будут увязаны с современными проблемами.
При подготовке к семинарским занятиям и зачету советуем студентам обратить внимание на перечень основных юридических категорий, помещенный в каждой теме. Это поможет систематизировать имеющиеся знания, а также более рационально, целенаправленно использовать время в ходе самостоятельной подготовительной работы.
В процессе подготовки к семинарским занятиям, следует учитывать те изменения в законодательстве, которые в него в последнее время были внесены. В этой связи целесообразно использовать нормативные акты в редакции, наиболее полно отражающей внесенные в них изменения и дополнения. Нормативно – правовые акты рекомендуемые по каждой теме в надлежащей редакции содержатся в справочных правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант», установленных в библиотеке вуза.
3.2 Балльно-рейтинговая система дисциплины
Соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине
№
| Виды учебной деятельности студентов
| Весовые коэффициенты, %
| 1.
| Посещаемость
|
| 2.
| Все учебные работы
|
|
| Сумма
|
|
Данный курс рассчитан на один семестр. Аттестация студента происходит в рамках рейтинговой системы оценки знаний. Модель рейтинговой оценки строится на основе формирования определенных навыков и контроля за ними. Виды оцениваемой деятельности имеют соответствующие аналоги студенческим компетенциям, которые необходимо сформировать и развить.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|