Правовой статус воздушного пространства
В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом.
Различают два вида воздушного пространства по правовому положению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.
Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100—110 км. Пространство, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.
Международное воздушное право регулирует полеты только воздушных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объектов регламентируются нормами космического права.
Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические корабли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспилотные аэростаты.
Воздушные суда подразделяются на гражданские и государственные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.
Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к вооруженным, таможенным, полицейским силам государства. Военный летательный аппарат — это летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние признаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат находится под командованием офицера, состоящего на правительственной службе, имя которого внесено в список офицеров вооруженных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной военной дисциплине.
Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.
Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международные полеты и полеты в пределах одного государства.
К международным относятся все полеты, при которых пересекается граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Регулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пассажиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием. Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые полеты, например, для обеспечения чартерных перевозок.
Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.
Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.
В целях обеспечения государственной или общественной безопасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.
Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.
В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права или свободы воздуха»:
право выполнять транзитные беспосадочные полеты в своем пространстве иностранным авиаперевозчиком;
право выполнять полет с посадкой (для дозаправки и др.);
право принимать на борт и высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту;
те же действия для любых третьих стран;
право осуществлять перевозки между третьими государствами через свою территорию;
право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.
Государства обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее государственный опознавательный знак, соблюдало действующие правила. События 1983 г., когда в районе советского Дальнего Востока был сбит иностранный гражданский самолет, находившийся в воздушном пространстве СССР без разрешения, послужили основанием к принятию поправки 3 bis к Чикагской конвенции 1944 г. В соответствии с этой поправкой каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.
Российская Федерация осуществляет полный и исключительный суверенитет над своим воздушным пространством. Воздушное пространство в пределах границ РФ является государственной территорией РФ. Правовой режим воздушного пространства РФ регламентируется большим числом внутригосударственных актов (Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. и Федеральным законом от 19 июля 1997 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г., Наставление по производству полетов и др.) и международными договорами.
Полеты иностранных судов в воздушном пространстве РФ могут выполняться на основании и в соответствии с условиями международных договоров и нормами национального законодательства. Устанавливаются, в частности, правила пролета государственной границы, маршрут и правила полета, места посадки и т.д. Органами исполнительной власти могут выдаваться разрешения на совершение разовых полетов.
Иностранные воздушные суда могут влетать в воздушное пространство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать полеты по специальным международным трассам, совершать посадки в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов могут быть ограничены.
На воздушные суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находящиеся в воздушном пространстве РФ, распространяется гражданская, административная и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться международными договорами.
Особые правила допуска в воздушное пространство РФ установлены для иностранных военных летательных аппаратов. Они могут осуществлять полеты в воздушном пространстве РФ только с разрешения федеральных органов исполнительной власти.
Нарушение правил полетов в воздушном пространстве РФ влечет установленную законом ответственность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|