Сделай Сам Свою Работу на 5

Дефицит бюджета, источники его финансирования





Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над доходами

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на:

- внутренние

- внешние.

Внутренние источники:

1) средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

2) бюджетные кредиты;

3) кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

4) иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

- поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- курсовая разница по средствам бюджета;

- прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники:

1) средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;



2) кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

3) кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

4) прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

 

Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета:

- увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;

- продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении объема внешних заимствований.

 

В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:

- удержать экономику от спада производства;

- обеспечить финансовую стабилизацию;

- стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;

- сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;



- укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

- создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

- усиление контроля за величиной государственного долга.

 


Сущность и функции налогов

Налог– обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Основные признаки налога:

- односторонний характер установления

- безвозмездность

- принудительный характер платежей

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи­зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию де­нежных средств в распоряжение государства.

Функции:

1) Регулирующая. Государство может регулировать частную собственность только косвенно, через налоги. Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

2) Перераспределительнаясостоит в перераспределении финансовых ресурсов между сферами экономики и отдельными регионами.

3) Фискальная.Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.



4) Контрольная.С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

5) Стимулирующая.Государство стимулирует развитие отдельных сфер экономики или регионов посредством эффективного использования финансовых ресурсов.


Основные условия установления налогов

К основным условиям установления налога относят:

- категории налогоплательщиков

- объект налогообложения

- налоговая база

- налоговый период

- ставка налога

- порядок исчисления налога

- порядок и срок уплаты налога

- налоговые льготы

1) Налогоплательщики – организации и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налог.

Организации:

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ

- иностранные юридические лица

- международные организации, их филиалы и представители на территории РФ

Физические лица:

- граждане РФ

- иностранные граждане

- лица без гражданства

ИП – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также частные охранники, нотариусы, детективы.

2) Объект налогообложения – это то, что непосредственно облагается налогом:

- доход

- имущество

- прибыль

- стоимость реализованных товаров, услуг

-т.д.

3) Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения

4) Налоговый период- календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

5) Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

6) Порядок исчисления налогапоказывает, кто исчисляет сумму налога (сам налогоплательщик, работодатель, налоговые органы)

7) Порядок уплаты налога – технические приемы внесения налога в соответствующий бюджет (авансовые платежи. Единовременная уплата)

8) Срок уплаты налогаможет быть определен календарной датой или периодом времени.

9) Налоговые льготы- это некоторые, предусмотренные законодательством, преимущества по уплате налогов (в том числе, возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере), предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.

Основаниями для установления налоговых льгот являются различные обстоятельства, в связи с которыми НК РФ и другие нормативные правовые акты допускают возможность их предоставления отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении федеральных налогов, региональных и местных налогов.

 

Налоговая система строится на определенных принципах:

- однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

- строгий порядок введения и отмены налогов

- четкая классификация налогов

- распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня.

- удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной, прежде всего, для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

- экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.


Классификация налогов

1) В зависимости от объекта налогообложения:

- прямые - устанавливаются непосредственно на доход или имущество

- косвенные – устанавливаются на товары и услуги, которые оплачиваются в их цене.

2) В зависимости от категории налогоплательщиков:

- взимаемые только с граждан

- взимаемые только с организаций

- взимаемые и с граждан, и с организаций.

3) В зависимости от органов, которые взимают налог и в распоряжение которого он поступает:

- федеральные

- региональные

- местные

4) В зависимости от источника, за счет которого организации уплачивают налоги:

- налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

- налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);

- налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль и организаций);

- налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

5) В зависимости от степени обложения:

- прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

- пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);

- регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

6) В зависимости от направления использования собранных платежей:

- общие могут быть использованы для финансирования любых нужд государства (НДС);

- специальные - имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе (единый социальный налог).

7) В зависимости от времени уплаты налоги бывают:

- текущие взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности (НДС, транспортный налог);

- единовременные – их уплата связана с совершением каких-либо нерегулярных событий;

- чрезвычайные - могут вводиться государством в особых случаях.


Федеральные налоги

К федеральным налогам относят:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

1) Налог на добавленную стоимость (НДС)— косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Бремя уплаты НДС ложится не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. С 1 января 2004 года НДС составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

2) Акциз— косвенный, федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.

3) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)— основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Основная налоговая ставка — 13 %.

Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам:

1) 35 %: - стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей;

- процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения суммы указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса РФ

2) 9 %: - доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

3) 30 %: - относится к нерезидентам Российской Федерации.

Доходы, освобождаемые от налогообложения в РФ:

- государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии

- компенсационные выплаты

- вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь

- алименты, получаемые налогоплательщиками

- суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи)

- суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения

- стипендии

- и др.

4) Единый социальный налог (ЕСН) — федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него плательщики налога будут уплачивать страховые взносы. Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог:

- 26 %, если годовой доход менее 280 тыс. рублей включительно

- 10% , если годовой доход 280 000-600 000 рублей включительно

- 2% , если годовой доход более 600 тыс. рублей

5) Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации. Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок (производственные, коммерческие, транспортные издержки; проценты по задолженности;

расходы на рекламу и представительство; расходы на научно-исследовательские работы).

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

6) Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. Налоговая ставка зависит от вида добываемого полезного ископаемого.

7) Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

8)Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

9) Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.


Региональные налоги

К региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

1) Налог на имущество — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц. Налоговая ставка не может превышать 2,2%

2) Налог на игорный бизнес — налог с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно с предпринимателей, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы. Ранее действовали налоговые ставки:

- за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;

- за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;

- за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.

3) Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19) Местные налоги

К местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

1) Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговые ставки не могут превышать:

- 0,3 процента в отношении земельных участков:

1. отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

2. занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

3. предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2) Налог на имущество — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц. Налоговая ставка не может превышать 2,2%
20) Целевые фонды: сущность, значение, виды

Одним из институтов финансовой системы РФ являются государственные фонды денежных средств, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических задач.

Образование целевых фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий и пособий.

Классификация:

1) По форме собственности:

- государственные

- муниципальные

2) По целям образования:

- экономические

- социальные

3) По характеру формирования и использования:

- включаемые в бюджет

- внебюджетные фонды

4) По уровню управления:

- федеральные

- региональные

- муниципальные


Целевые бюджетные фонды

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке отчислений от конкретных видов доходов.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Подобные фонды могут создаваться в структуре бюджета любого уровня. Также как и бюджет, целевые фонды существуют один год, после чего они вновь создаются или ликвидируются.

В составе федерального бюджета могут предусматриваться следующие целевые фонды:

- федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ

- федеральный фонд компенсаций

- федеральный фонд софинансирования социальных расходов

- федеральный фонд регионального развития

- резервные фонды

- фонд реформирования социальных и муниципальных финансов.

Из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ предусматривается выделение средств на дотации в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов.

Из федерального фонда компенсаций предусматривается выделение субвенций на финансирование расходов, предусмотренных законодательством (о предоставлении социальных гарантий, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиаций на ЧАЭС, о социальной защите инвалидов)

Средства федерального фонда регионального развития направляются в форме субсидий субъектам РФ для федеральных целевых программ развития региона (экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года)

Из федерального фонда софинансирования социальных расходов средства выделяются в форме субсидий субъектам РФ на возмещение региональных расходов (на предоставление субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, на оказание мер социальной поддержки ветеранам труда и т.д.)

 

В федеральном бюджете может быть предусмотрено создание фонда реформирования муниципальных финансов. Он формируется за счет средств займа международного банка реконструкций и развития. Средства этого фонда в форме субсидий направляются на реформирование и оздоровление региональных и муниципальных финансов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.