Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация пространственной среды





Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.

В речевой коммуникации существует четыре зоны приближения:

1) 50-45 см и менее – интимная зона (в деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято).

2) 50 см – 120-130 см – личная зона (нормальные коммуникационные процессы между деловыми партнёрами);

3) 130 см - 200 см – социальная зона (то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем или вовсе незнакомы, а также при взаимодействии с малой группой – 15+- 7 человек);

4) 200 см и более – публичная (открытая) зона (расстояние, предпочтительное при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией)[10].

К физиологическим аспектам пространства относятся такие компоненты, как наличие стульев, освещение, оснащение, источники электричества и т.д. Места для сидения должны быть так оснащены и так установлены, чтобы свет не падал в глаза и чтобы каждый мог хорошо видеть все средства визуализации.

Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим полем, он еще как бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает. Для самого человека очень важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где места других членов семьи или коллег.



В деловом общении большое значение имеет использование возможностей сесть за стол именно там, где это важно для достижения целей или удобно. Какую же информацию можно «считывать», наблюдая за тем, как рассаживаются деловые люди?

1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель – подчинённый. Позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнёру, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует.

 

2. Расположение по горизонтали (на одной горизонтальной линии) подходит для непосредственного делового взаимодействия. Когда задача или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, видеть анализируемые материалы, обсудить и выработать общие решения.



 

3. Положение деловых партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников жёстко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть делового партнера. Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь согласия при такой позиции за столом чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфликт вполне возможен.

С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субординации. Разговор тогда должен быть коротким и конкретным. Именно так садятся за стол переговоров: тогда это означает равноправную позицию и может способствовать конструктивному общению.

4. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать независимую позицию, то есть по диагонали через весть стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, на деловом совещании, семинаре и пр.

Форма стола тоже имеет значение:

квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению;

▄ за прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается место, на котором сидит человек, обращённый лицом к двери;



круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринуждённости.

Итак, невербальная информация играет огромную роль в процессе делового общения. Это канал, посредством которого участники делового взаимодействия передают друг другу сведения, которые по разным причинам не могут быть озвучены. Владея языком невербального общения можно не только познавать психологические особенности собеседника, его отношение к Вам и предмету беседы, но и управлять его поведением. Освойте следующие рекомендации по установлению отношений взаимопонимания. Проанализируйте все представленные позиции, «примерьте» их на себя и решите, в какой из предложенных областей вы преуспели, а какие требуют доработки.

 

Соответствующая внешность Проверьте, как вы выглядите для конкретной ситуации делового взаимодействия: достаточно официально, чтобы вызвать соответствующие эмоции? Или слишком свободно? Придерживайтесь «золотой середины».
Визуальный контакт Для формирования взаимоотношений нужно использовать визуальный контакт.
Улыбка и другие средства невербального общения Улыбайтесь искренне и избегайте применять жесты, устанавливающие барьеры (не сидите в позе нога за ногу, не скрещивайте руки, не отворачивайтесь от собеседника).
Поза В ходе деловой беседы не рекомендуется принимать позу, демонстрирующую закрытость и агрессивность. Для неё характерны насупленные брови, наклонённая вперёд голова, широко расставленные на столе локти, сцепленные или сжатые в кулаки пальцы.
Рукопожатие Физический контакт – важный момент установления отношений. Ваше рукопожатие должно донести до другого человека ваше действительное желание «приблизиться» к нему, поприветствовать его.
Отражение собеседника («отзеркаливание») через язык тела, паралингвистические средства, чувства Если Вы хотите установить психологический контакт с человеком, Вы должны всем своим видом показывать ему, что он Вам не безразличен, что Вы понимаете и разделяете его чувства. Вы должны своей позой, движениями отражать его. Такого рода отражение психологи называют пейсингом (отражением чувств)[11]. Соответствовать своему партнёру можно и по темпу речи, интонациям, громкости речи, через чувства (терпимость, заинтересованность, включённость).

Методические указания

Прочитайте:

1. Атватер И. Я вас слушаю. – М.: Экономика, 1987.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 2000. С.69 - 76

3. Кузин Ф. А. Культура делового общения. – М., 1996. С.314 -315

4. Панасюк А.Ю. «Управленческое общение. Практические советы»

5. Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М., 1995. С.11-15

Ответьте на вопросы:

1. Что такое деловое общение? Что является предметом делового общения, содержанием делового общения, целью делового общения?

2. Каковы функции делового общения?

3. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении собеседника.

4. Какие вы знаете типы взглядов?

5. Как цели делового взаимодействия отражаются в организации пространственной среды?

6. Каковы позиции за столом, о чём они могут свидетельствовать?

7. Что означает «отзеркаливание» партнёра?

 

Выполните практические задания:

Задание 1.

Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.

Задание 2.

Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями. Результаты и ощущения обсудите в группе.

Задание 3.

Рассмотрите картинки. Что вы можете рассказать об эмоциональном состоянии людей, изображённых на картинках, по невербальным коммуникативным средствам? Используйте термины данного занятия (например, поза агрессивности, открытый жест и др.).

 

Рис. 1.

 

Рис. 2.

 

Рис. 3.

 

Рис. 4.

 

Рис. 5.

 

Рис. 6.

 

Рис. 7.


Рис. 8.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.