Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 2. Виды коммуникаций





Бояринова И.П.

 

 

Руководство по дисциплине

«Технологии деловых коммуникаций»

Москва

Оглавление

Введение

 

Тема 1. Коммуникация: сущность и содержание. Разновидности коммуникаций

Вопрос 1. Коммуникация: сущность и содержание. Структура общения. Виды коммуникаций

Вопрос 2. Виды коммуникаций

Вопрос 3. Уровни коммуникации

Прочитайте:

Ответьте на вопросы:

Выполните практические задания:

 

Тема 2. Деловые коммуникации

Вопрос 1. Деловое общение: содержание, цель, функции

Вопрос 2. Невербальные средства в деловом общении

Прочитайте:

Ответьте на вопросы:

Выполните практические задания:

 

Тема 3. Вербальные средства в деловом взаимодействии

Вопрос 1. Коммуникативные качества речи, влияющие на эффективность деловых коммуникаций

Вопрос 2. Вопросы и ответы в деловой коммуникации

Вопрос 3. Слушание в деловой коммуникации

Вопрос 4. Комплименты в деловой коммуникации

Прочитайте:

Ответьте на вопросы:

Выполните практические задания:

Задания для самостоятельной работы

 

Тема 4. Формы делового общения. Деловая беседа

Вопрос 1. Деловая беседа как основная форма делового общения. Виды деловых бесед



Вопрос 2. Проведение деловой беседы

Вопрос 3. Барьеры в общении

Вопрос 4. Деловая беседа по телефону

Прочитайте:

Ответьте на вопросы:

Выполните практические задания:

 

Тема 5. Формы делового общения. Презентация

Вопрос 1. Презентация как одна из форм делового общения. Виды презентаций

Вопрос 2. Подготовка текста презентационной речи

Прочитайте:

Ответьте на вопросы:

Выполните практические задания:

 

Тема 6. Формы делового общения. Деловые переговоры

Вопрос 1. Специфика такой формы деловых коммуникаций, как деловые переговоры. Виды переговоров

Вопрос 2. Подготовка к переговорам. Техника ведения переговоров

Вопрос 3. Этапы ведения переговорного процесса. Тактика ведения переговоров

Прочитайте:

Ответьте на вопросы:

Выполните тестовые задания для самопроверки:

Выполните практические задания:

 

Литература

Основная литература:

Дополнительная литература:

Словари и справочники:

Интернет-ресурсы:



 

Введение

Деловое общение занимает большое место в жизни многих людей. Осуществляя совместную трудовую деятельность, люди вынуждены ежедневно устанавливать и поддерживать деловые отношения, что отражается и на эффективности совместной трудовой деятельности, и на эффективности профессиональной деятельности каждого коммуниканта.

Умение говорить и быть правильно понятым, слышать и понимать самому, уметь добиваться нужного влияния на выбор мнения или решения собеседника, ненавязчиво убеждать, создавать доверительные отношения — своеобразная характеристика профессиональной пригодности всех специалистов, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу.

Учебное пособие «Технологии деловых коммуникаций» посвящено изучению базовых понятий и представлений в области культуры делового общения. Оно знакомит студентов с понятиями «коммуникация» и «общение», основными функциями и средствами коммуникации, ролью коммуникации в жизни человека; формирует общую систему теоретических представлений о деловой коммуникации, способах взаимодействия деловых партнёров в различных ситуациях общения и возможных коммуникативных барьерах, а также развивает ряд практических умений и навыков, позволяющих будущим специалистам беспрепятственно включаться в процесс делового общения и устанавливать эффективные отношения с собеседником.

Изложение основ делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как лингвистика, риторика, психология, этика, логика, менеджмент.



Адресовано студентам экономических специальностей, а также всем студентам МФПА, которые обучаются по различным специальностям, чья профессиональная деятельность осуществляется в сфере коммуникации: менеджерам, маркетологам, специалистам в области рекламного дела и PR. Может быть использовано как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.

Целью данного пособия является формирование у студентов базовой системы знаний в области культуры делового общения.

Его основная задача — развитие коммуникативной компетентности для успешного функционирования в профессиональной среде и обществе.

Для достижения поставленной задачи в учебном пособии «Технологии деловых коммуникаций» представлены различные упражнения, кейсы, тесты.

 

Тема 1. Коммуникация: сущность и содержание. Разновидности коммуникаций

Цели изучения темы:

1. осознание важности коммуникации в жизни человека;

2. уяснение основных понятий темы: «коммуникация», «общение», «структура общения», «виды коммуникаций», «уровни коммуникаций»;

3. получение начального представления об особенностях деловых коммуникаций.

Задачи изучения темы:

1. формирование умения осуществлять выбор видов и уровней коммуникаций в зависимости от целей и условий общения;

2. воспитание уважительного отношения к собеседнику в процессе общения;

3. развитие стремления создавать вокруг себя позитивную, творческую атмосферу.

Успешно изучив данную тему, Вы:

будете знать:

- сущность коммуникации;

- сущность общения, стороны общения: коммуникативную, перцептивную и интерактивную;

- основные виды коммуникаций;

- основные уровни коммуникаций;

уметь:

- различать средства коммуникации (вербальные/невербальные);

- выбирать способ взаимодействия с партнёром (партнёрами) в зависимости от целей и условий коммуникаций.

 

Вопросы темы:

1. Коммуникация: сущность и содержание.Структура общения.

2. Виды коммуникаций.

3. Уровни коммуникаций.

Вопрос 1. Коммуникация: сущность и содержание. Структура общения. Виды коммуникаций

Слово коммуникация происходит от лат. communicatio[1] — делать общим, связывать, общаться. Коммуникация — понятие многозначное и в настоящее время имеет, по крайней мере, три значения:

1) средства связи любых объектов материального и духовного мира;

2) общение, передача информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении);

3) общение и обмен информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы[2].

Как следует из определения, коммуникация осуществляется не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчёл и др.), и для механизмов, т.е. созданных человеком предметов (трубопроводы, канализация, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.).

 

1.1.Коммуникация у животных всегда вызывала повышенный интерес исследователей. Системы коммуникации в животном мире более первичны и примитивны по сравнению с человеческими и определяются как «биологически целесообразное совместное поведение, направленное на адаптацию к среде и регулируемое, в частности, сигнализацией» (И.Н.Горелов).[3]Основной проблемой, которую пытаются разрешить специалисты является соотношение природного, врождённого и приобретённого, воспитанного. Инстинктивные механизмы, как считается, развиваются в трёх направлениях:

· сохранение вида (сексуальное поведение, забота о потомстве и т.п.),

· сохранение индивида (удовлетворение голода и жажды, поиск пропитания, заготовка запасов и т.п.) и

· обеспечение более или менее постоянной безопасности (защита от плохих погодных условий, врагов, разъединения с собратьями и т.п.).

Именно в последнем случае механизмы поведения имеют промежуточную направленность: они обеспечивают коммуникацию между индивидом и видом. Здесь идет речь о приспособлении поведения индивида к формам поведения других представителей вида. Познавательные процессы здесь направлены на различение друзей и врагов, программы поведения – на совместное бегство или нападение, предупреждение или преследование. В согласованном, координированном поведении для обеспечения защиты и безопасности и следует искать корни коммуникации. Квазисоциальное (квази -лат. quasi «как будто, подобно») поведение животных распространяется и на первые две области инстинктивного поведения (размножение и поиск пищи).

Одним из примеров коммуникации является пение птиц. Птицы учатся пению в процессе ‘воспитания’. У каждой птицы своя манера исполнения песни, общей для всего вида. Еще более интересен способ распространения информации об опасности. Есть два вида опасности: хищники и разорители гнезд. Если птица видит хищника, то она издает специфический звук, похожий на свисток, обозначающий необходимость скрыться. Если же появляется разоритель гнезд, то птица издает прерывистый звук стаккато, который служит призывом к бою, собирающим соседних птиц для того, чтобы отогнать нападающего от гнезд. Различать хищников птицы учатся в процессе развития и передают следующему поколению.

У приматов наблюдается еще более изощренная система коммуникации: до определенной, очень ограниченной степени они способны усваивать и человеческий язык. У южноафриканских мартышек, например, существует набор жестов и звуков для обозначения хищников. В нем четыре знака тревоги для обозначения 1) летающих хищников, 2) четвероногих хищников (например, леопардов), 3) змей и 4) других приматов. Каждый из знаков тревоги вызывает различное поведение. Знак «леопард» заставляет мартышек взобраться на верхушки деревьев, в то время как знак «воздушная тревога» заставляет их падать камнем в глубину листвы дерева. Сами по себе сигналы врожденные, но молодые особи учатся им от старших и иногда путаются (пугаются, скажем, падающего листа дерева). У шимпанзе есть крики радости при обнаружении пищи (громкие вопли с повизгиваниями, при этом они сначала обнимаются и похлопывают друг друга, лишь затем обращаясь к пище), призывные звуки, воодушевляющие других членов группы при схватке с врагом, средства звуковой коммуникации между матерью и ребенком и др.

Помимо звуков, животные используют и другие каналы коммуникации. Запах и обоняние, столь важные и для пчёл, и для муравьев, и для низших обезьян, в меньшей степени важны для высших приматов. У последних бесшумная коммуникация преимущественно является зрительной (жесты) и тактúльной (прикосновения). В походе идущий впереди самец поднимает лапу (руку?) – сигнал остановки для стада (группы?); мать-шимпанзе прикосновением к плечу детёныша (ребёнка) не разрешает ему, например, куда-то бежать; расчесывание шерсти у собрата является знаком подчинения и отсутствия агрессивных намерений.

Пример демонстрации доминирующего положения: обезьяны барабанят по земле и собственной грудной клетке, вздыбливают шерсть, издавая агрессивные звуки, размахивают специально отломанными ветвями, скручивают в бараний рог молодые деревца, вырывают корни деревьев, бросаются песком или землей. Ветка, специально отломленная для демонстрации своей силы, а не для каких-либо физиологических потребностей – это знак, средство коммуникации. Стремление к социальному доминированию имеет настолько сильную мотивационную основу, что даже пищевая и сексуальная потребности могут отступать на второй план.

Таким образом, первые средства коммуникации возникают из инстинктивного поведения, которые могут варьироваться под воздействием условий и коррекции поведения в процессе взаимного обучения. Память животного хранит не только модели поведения, но и реакцию среды, то есть собратьев. В дальнейшем малоэффективные моменты поведенческого акта сокращаются, а существенные для изменения поведения других коммуникантов акцентируются. Поведенческий акт становится коммуникативным актом. Коммуникация, таким образом, — это обособившаяся часть совместной деятельности, направленная на регуляцию самой этой деятельности.

Человекне так далеко ушел от своих собратьев из животного мира. У человека также обнаруживается стадное поведение, группы людей могут действовать и как стая волков, и как стадо баранов; многие люди делят окружающих на своих и врагов, наших и чужих; мы лижем руки или даже задвышестоящим человеческим особям, забрасываем камнями падших; вождь в человеческих социальных системах выполняет роль вожака стаи; неуверенные и нестабильные лидеры как правило проявляют и нервозную коммуникацию, требуют знаков внимания; малыши бросаются песком в песочнице; маленькие дети могут вести себя вызывающе по отношению к взрослым, не опасаясь наказания; в мальчишеской подростковой среде существует особый ритуал приветствия в виде пожатия рук ‘по кругу’; нередко социальное доминирование или самоутверждение у молодых человеческих особей выражается в жестах и криках, напоминающих приматов, у подростков наблюдаются драки и имитация драки, случаи вандализма (немотивированное разрушение общественных зданий и сооружений, например, фанатами футбольных клубов) и т.п. Не следует забывать биологических корней коммуникации, забывать, откуда человек вышел, но следует помнить о том, что человек всё же вышел как вид из первобытного состояния. Что же представляет собой коммуникация в человеческом обществе?

 

1.2. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами и т.д. Сразу же следует отметить, что слово обмен в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, своих идей, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями друг друга. Более правильно (по внутренней форме термина) говорить о том, что мы хотим поделиться мыслями, разделить с кем- то свои чувства и т.п. В отличие от коммуникации животных (биологически целесообразного совместного поведения, направленного на адаптацию к среде и регулируемого, в частности, сигнализацией), человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка — важнейшего средства человеческого общения, благодаря которому становится возможным формирование индивида как социальной личности. Таким образом, будучи социальным процессом,коммуникацияспособствует не только развитию человека как социального существа, но и развитию общества в целом. Именно поэтому уровень коммуникативной компетентности соотносится с уровнем социализованности индивида, с уровнем проявления им интеллекта и других человеческих качеств.

Понятие «коммуникация» в человеческом обществе, как правило, объясняется через понятие «общение» (см. определение). Означает ли это, что коммуникация и общение — синонимы? Анализ научной литературы по проблеме общения позволяет утверждать, что в толковании двух терминов «общение» и «коммуникация» у учёных нет единого мнения. Однако со всей определённостью можно утверждать, что оба термина содержат общие признаки.

Общими являются их соотнесённость с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации.Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что термины «общение» и «коммуникация» используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. В контексте делового взаимодействия будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение — информационный обмен в обществе. На этом основании общениепредставляет собойсоциально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности,реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него, коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.Суть коммуникации заключается в том, что это целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях, согласно нормам речевой деятельности[4].

Из определения общениявытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие, называемые сторонами общения:

· коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);

· интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

· перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания). Эти три стороны общения и образуют структуру общения.

 

 

Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

· умением устанавливать психологический контакт;

· учетом особенностей коммуникативного воздействия;

· аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;

· эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

· уместностью принятых управленческих решений;

· четким распределением обязанностей среди сотрудников;

· умелым разрешением конфликтов.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция (от латинского «perceptio» – восприятие) — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

· познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

· прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация –способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнёра по общению.

Эмпатия– эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия– механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта). При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Перцептивная сторона общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

· формирование содержания межличностного восприятия;

· содействие установлению взаимопонимания;

· обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Таким образом, рассматриваемое в единстве этих трёх сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включённых в неё людей.

В соответствии с данными сторонами общения выделяют основные функции общения: информационно-коммуникативную (обмен информацией между двумя индивидами), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия) и аффективно-коммуникативную (восприятие и понимание другого человека)[5].

 

Вопрос 2. Виды коммуникаций

Коммуникации так разнообразны, что для их изучения необходима классификация. В зависимости от того, какие критерии берутся за основу классификации, выделяют различные виды коммуникаций.

1) Коммуникация тесно связана с информацией. Передача информации может осуществляться в трёх коммуникативных формах: 1) монолог, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации; 2) диалог, в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений; 3) полилог – организация многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной её реализацией.

2)Виды коммуникацийвыделяются по количеству коммуникантов. Это весьма существенное различие для профессионального коммуникатора, поскольку технология работы в каждом случае имеет свою специфику (даже громкость голоса в случае, например, разговора с самим собой, с одним собеседником или с большой группой будет различаться).

· Интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, человек диалогизирует и свой внутренний ‘монолог’, разговаривая со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.п.

· Межличностная коммуникация как правило связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включённого наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.).

· Групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими); есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах (chat rooms и forums в интернете; message boards).

· Массовая коммуникация происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; производство компакт-дисков и кассет; интернет различаются по степени охвата и всеобщей ‘обязательности’, здесь может срабатывать индивидуально-групповая избирательность; телефон и почта подходят под данную рубрику только количественно, за исключением массовой или целевой, т.е. групповой рассылки рекламы по почте). На уровне массовой и, отчасти, на уровне групповой коммуникации возникают парадоксальные явления. Отправителем может быть отдельное лицо, а получателем – группа, коллектив, масса, партия, народ и т.п. И отправитель сообщения может быть так называемым коллегиальным автором: с одним человеком говорит вся фирма, партия, народ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.