Стандарты в социально-культурном сервисе и туризме
В сфере социально-культурного сервиса и туризма действует ряд основополагающих стандартов и основных стандартов, характеризующих определенные виды деятельности. Основополагающие стандарты характеризуют формы и способы стандартизации, требования к показателям качества, определяют последовательность разработки.
К числу основных стандартов относятся:
• ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. Разработан ТК 199 «Туристская деятельность и услуги средств размещения»;
• ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» (в настоящее время действует как межгосударственный стандарт в странах СНГ, кроме России). Разработан ТК 199 «Туристская деятельность и услуги средств размещения»;
• ГОСТ 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. Основные положения». Разработан ТК 199 «Туристская деятельность и услуги средств размещения»;
• ГОСТ 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». Разработан ТК 199 «Туристская деятельность и услуги средств размещения»;
• ГОСТ 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования». Разработан ТК 342 «Услуги населению».
Национальный стандарт ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» разработан в целях установления требований к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов. Стандарт определяет методы контроля и показатели безопасности. Он предназначен для предприятий всех организационно-правовых форм и граждан предпринимателей, оказывающих туристские услуги населению. На основе настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты, устанавливающие требования к группам однородных туристских услуг.
В стандарте отмечается:
1. При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т. п.).
2. Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях:
• существования источников риска;
• проявления данного источника на опасном для человека уровне;
• подверженности человека воздействию источников опасности.
3. Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть классифицированы следующим образом:
• травмоопасность;
• воздействие окружающей среды;
• пожароопасность;
• биологические воздействия;
• психофизиологические нагрузки;
• опасность излучений;
• химические воздействия;
• повышенная запыленность и загазованность;
• прочие факторы риска.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» устанавливает класси-
фикацию гостиниц (мотелей) различных организационно-правовых форм вместимостью не менее десяти номеров.
В стандарте установлены общие требования к гостиницам любой категории и определены конкретные требования к гостиницам различных категорий. Отнесение гостиниц к одной из пяти категорий осуществляется по следующим укрупненным показателям:
• состояние здания и прилегающей к нему территории;
• состояние технического оборудования;
• состав и структура номерного фонда;
• состояние технического оснащения;
• оснащение мебелью и инвентарем;
• обеспечение номера санитарно-гигиеническим оборудованием и вспомогательными элементами;
• наличие санитарных объектов общего пользования;
• обеспечение гостиницы общественными помещениями.
Национальный стандарт ГОСТ 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг и предназначен для предприятий, организаций различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, оказывающих туристские услуги.
В стандарте приведены основные термины и определения, используемые при проектировании туристских услуг; установлены общие требования к процессу проектирования, а также требования к этапам проектирования и методам контроля качества процедуры.
Стандарт определяет следующие основные положения по процедуре проектирования туристских услуг:
• проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды;
• проектируемые услуги должны соответствовать обязательным требованиям действующих законодательных актов и нормативных документов (ГОСТ 12.1.036, ГОСТ 17.4.2.01, СНиП 2.08.02, стандартам в области охраны природы);
• проектные материалы, разрабатываемые на туристские услуги, предприятия и объекты туристского обслуживания (гостиницы, турбазы, кемпинги, маршруты, канатные дороги, горнолыжные подъемники и другие) должны пройти государственную экологическую экспертизу в соответс-
твии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
• проектирование туристской услуги может осуществляться туристским предприятием, предоставляющим услугу, или другой организацией на договорной основе по инициативе заинтересованных организаций, включая общественные организации потребителей.
Национальный стандарт ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» распространяется на средства размещения, предназначенные для проживания туристов. Стандарт устанавливает виды средств размещения, общие требования к средствам размещения и услугам средств размещения. Положения стандарта применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги средств размещения. На основе настоящего стандарта могут разрабатываться нормативные документы, устанавливающие требования к конкретным видам средств размещения.
Стандарт предусматривает классификацию средств размещения туристов.
Средства размещения подразделяются на коллективные, специализированные и индивидуальные.
К коллективным средствам размещения относят гостиницы и аналогичные средства размещения:
• гостиницы (в том числе квартирного типа);
• мотели;
• клубы с проживанием;
• пансионаты;
• меблированные комнаты;
• общежития.
Специализированные средства размещения:
• санатории;
• профилактории;
• лагеря труда и отдыха;
• дома отдыха;
• туристские приюты, стоянки и другие;
• туристские, спортивные базы, базы отдыха;
• дома охотника (рыбака);
• конгресс-центры;
• общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты);
• наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега;
• кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов);
• индивидуальные средства размещения;
• квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.
Национальный стандарт ГОСТ 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» устанавливает общие требования к туристским услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охраны окружающей среды. Он распространяется на юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги. Стандарт содержит описание терминов и определений, используемых при оказании туристских услуг, классификацию туристских услуг, общие требования к качеству и безопасности услуг.
Стандарт дает следующую классификацию туристских услуг:
1. Туристские услуги, оказываемые потребителям, организациями или индивидуальными предпринимателями:
• услуги туроператора по организации внутреннего туризма;
• услуги туроператора по организации выездного туризма;
• услуги туроператора по организации въездного туризма;
• услуги турагента;
• отдельные услуги туроператора и турагента;
• услуги при самодеятельном туризме;
• экскурсионные услуги.
2. Туры подразделяют на:
• оздоровительные (туры оздоровительного характера с огдыхом и/или лечением на курорте);
• познавательные (туры с экскурсионной программой: посещение музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях);
• профессионально-деловые (туры с участием в работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок; с выступлениями с лекциями, концертами; с участием в профессиональных мероприятиях, переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта; обучения и исследовательской деятельности, за исключением случаев оплачиваемой работы в месте временного пребывания);
• спортивные (туры для занятий непрофессиональным спортом: пешеходным, конным, лыжным, горным, велосипедным, подводным плаванием и другими видами спорта, рыбалкой, охотой и пр., а также с целью участия и присутствия на спортивных соревнованиях);
• религиозные (туры с паломническими целями, участие в религиозных мероприятиях, маршруты с посещением святых мест);
• туры с другими целями.
3. Отдельные услуги туроператора и турагента могут включать:
• услуги по организации проживания туристов;
• услуги по организации питания туристов;
• услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта;
• услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных и других мероприятий;
• услуги гидов-переводчиков.
4. Услуги при самодеятельном туризме могут включать:
• предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний маршрутов, естественных препятствий, объектов;
• консалтинговые услуги, включающие вопросы организации туризма, обеспечения безопасности на туристских марннтутах и др.;
• посреднические услуги по обеспечению безопасности на туристских маршрутах;
• обучение основам туристских и альпинистских навыков.
5. Экскурсионные услуги могут включать:
• организацию экскурсий;
• услуги экскурсовода.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|