Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания преподавателям по организации обучения





по дисциплине (модулю)

Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из видов учебной работы, включающим активные формы и методы обучения. СРС может быть как аудиторной, то есть выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной. Основными принципами организации СРС являются: максимальная индивидуализированность, систематичность, непрерывность, сотрудничество преподавателя и студента, дифференциация по степени сложности на каждом этапе освоения основной образовательной программы.

Целью самостоятельной работы студентов является приобретение новых знаний, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов. СРС направлена на решение следующих задач:

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;



- развитие исследовательских умений;

- формирование потребности в непрерывном образовании.

Аудиторная самостоятельная работа студентов (АСРС) по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСРС) – планируемая учебная, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. ВСРС расписанием занятий не регламентируется.

Структурно ВСРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, экзаменам, зачетам, коллоквиумам и т.п.) В этой связи подчеркнем, что управление СРС – это прежде всего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей.



Для организации ВСРС необходимы следующие условия:

- разъяснение студентам целей, задач и форм организации ВСРС;

- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;

- система регулярного контроля качества выполненной самостоятель-ной работы;

- консультационная помощь.

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Процесс организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовительный. Включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для ВСРС; сквозное планирование ВСРС на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; проводятся индивидуально-групповые установочные консультации; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно - деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью.

Четвертый этап – контрольно-оценочный. Включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Контроль ВСРС может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, коллоквиумов, промежуточных зачетов др.



Перевод учебного процесса на увеличение доли ВСРС, повышение ее эффективности предполагает:

- возможное выделение числа часов на управляемую (контролируемую) самостоятельную работу и сокращение числа аудиторных занятий;

- выдачу в начале семестра всего комплекса заданий по ВСРС по дисциплинам;

- создание учебно-методической базы (издание учебно-методической литературы, размещение ее на электронных носителях и др.);

- создание необходимой материально-технической базы;

- организацию непрерывного контроля и введение оценки выполнения ВСРС по изучаемым дисциплинам и выставление ее в специальной ведомости;

- учет результатов ВСРС при решении вопроса о допуске к промежуточной аттестации в форме зачета и (или) экзамена.

Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется в рамках разработки рабочих учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин.

При разработке рабочих учебных планов устанавливается объем времени, отводимого на ВСРС по каждой учебной дисциплине с учетом требований к уровню подготовки по ней студентов (иметь представление, знать и владеть умениями). Предложения по этому объему времени разрабатываются непосредственно преподавателями по дисциплинам, исходя из опыта своей работы и оценки способностей студентов.

Планирование ВСРС при разработке рабочей программы по учебной дисциплине осуществляется преподавателем дисциплины при содействии заведующего кафедрой и заключается в определении содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по всем темам, которые выносятся на ВСРС, и в установлении форм и методов контроля результатов. Цели, задачи и формы организации ВСРС должны быть отражены в рабочей программе учебной дисциплины и своевременно доведены до сведения студентов.

Организация ВСРС

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.

Задания на ВСРС выдаются преподавателем. При этом в обязательном порядке проводится инструктаж по их выполнению, включающий изложение цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы и к отчету по ним, сведения о возможных ошибках и критериях оценки выполнения работы. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на аудиторное изучение дисциплины.

В ходе выполнения ВСРС студенты могут обращаться к выдавшему задание преподавателю за консультацией.

ВСРС по усмотрению преподавателя может выполняться студентами индивидуально или коллективно (творческими группами), при этом преподаватель должен исходить из цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Планирование контроля ВСРС должно включать отбор средств контроля, определение этапов и разработку индивидуальных форм контроля.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студен-тов осуществляется в часы консультаций. Он может проходить в письмен-ной, устной или смешанной форме с представлением студентами отчетов, продуктов своей творческой деятельности или путем демонстрации своих умений.

Критериями оценки результатов ВСРС студента являются:

- уровень освоения учебного материала,

- умение использовать теоретические знания при выполнении практи-ческих задач,

- полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

- оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного ро-да материалам.

Методическое обеспечение ВСРС

Обязательными условиями снижения аудиторной нагрузки и увеличения доли самостоятельной работы студента являются:

- переработка учебных планов и программ в рамках ФГОСов ВО с целью увеличения доли самостоятельной работы студента над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств.

- оптимизация методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

- совершенствование системы текущего контроля работы студентов, балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

- совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов;

- модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.

Учебный процесс по дисциплине должен быть обеспечен всеми необходимыми методическими материалами (учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями, учебно-методическими комплексами и т.п. в печатной и (или) в электронной формах.

Преподаватель разрабатывает:

-учебно-методические комплексы, программы, пособия, материалы, учебные пособия и учебники как в печатном, так и в электронном варианте в соответствии с ФГОС ВО;

- методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы студентов;

- задания для самостоятельной работы, включая темы рефератов и докладов; темы курсовых и квалификационных работ и проектов; вопросы к экзаменам и зачетам;

- образцы оформления индивидуальных заданий;

- инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, контрольных заданий и т.д.;

- предоставляет студентам сведения о наличии учебно-методической литературы, современных программных средств по своей дисциплине.

Особо следует выделить возможности обеспечения учебной и методической литературой дистанционное обучение (ДО) c использованием информационных компьютерных технологий (ИКТ), в частности, компьютерных образовательных сред (КОС), специально построенных и организованных для размещения учебных материалов с учетом педагогических и дидактических требований.

Под ДО следует понимать любое удаленное обучение как определенный способ организации образовательного процесса (учебно-коммуникационное взаимодействие опосредовано), которое может быть использовано во всех формах обучения (очная, заочная, экстернат, обучение с использованием средств телекоммуникации, почтовой переписки и др.). Именно ДО призвано сократить аудиторную нагрузку и увеличить долю самостоятельной работы студента. В этой связи для эффективности СРС необходимо всемерно разрабатывать и приобретать электронные учебники и обучающие программы.

Одним из вариантов внедрения новых технологий может стать создание и использование электронных учебников, позволяющих постоянно обновлять исходную информацию в виде меняющихся примеров, заданий, других данных, изменять параметры моделей, что способствует лучшему уяснению их особенностей. Использование электронного учебника позволит усилить взаимосвязи учебных дисциплин, а также взаимосвязь научно-исследовательской и учебно-методической работы.

Нормы расчета времени для ВСРС

Нормирование самостоятельной работы предполагает:

- определение по учебному плану фонда времени для проведения внеаудиторных форм самостоятельной работы;

- определение бюджета времени для проведения самостоятельной работы во время аудиторных занятий, который образуется за счет специальных методов их проведения, мобилизующих творческую познавательную деятельность студента;

- определение числа часов на каждый вид самостоятельной работы;

Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из видов учебной работы, включающим активные формы и методы обучения. СРС может быть как аудиторной, то есть выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной. Основными принципами организации СРС являются: максимальная индивидуализированность, систематичность, непрерывность, сотрудничество преподавателя и студента, дифференциация по степени сложности на каждом этапе освоения основной образовательной программы.

Целью самостоятельной работы студентов является приобретение новых знаний, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов.

СРС направлена на решение следующих задач:

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- формирование потребности в непрерывном образовании.

Аудиторная самостоятельная работа студентов (АСРС) по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСРС) – планируемая учебная, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. ВСРС расписанием занятий не регламентируется.

Структурно ВСРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, экзаменам, зачетам, коллоквиумам и т.п.) В этой связи подчеркнем, что управление СРС – это прежде всего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей.

Для организации ВСРС необходимы следующие условия:

- разъяснение студентам целей, задач и форм организации ВСРС;

- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;

- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

- консультационная помощь.

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Процесс организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовительный. Включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для ВСРС; сквозное планирование ВСРС на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; проводятся индивидуально-групповые установочные консультации; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью.

Четвертый этап – контрольно-оценочный. Включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Контроль ВСРС может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, коллоквиумов, промежуточных зачетов др.

Перевод учебного процесса на увеличение доли ВСРС, повышение ее эффективности предполагает:

- возможное выделение числа часов на управляемую (контролируемую) самостоятельную работу и сокращение числа аудиторных занятий;

- выдачу в начале семестра всего комплекса заданий по ВСРС по дисциплинам;

- создание учебно-методической базы (издание учебно-методической литературы, размещение ее на электронных носителях и др.);

- создание необходимой материально-технической базы;

- организацию непрерывного контроля и введение оценки выполнения ВСРС по изучаемым дисциплинам и выставление ее в специальной ведомости;

- учет результатов ВСРС при решении вопроса о допуске к промежуточной аттестации в форме зачета и (или) экзамена.

Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется в рамках разработки рабочих учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин.

При разработке рабочих учебных планов устанавливается объем времени, отводимого на ВСРС по каждой учебной дисциплине с учетом требований к уровню подготовки по ней студентов (иметь представление, знать и владеть умениями). Предложения по этому объему времени разрабатываются непосредственно преподавателями по дисциплинам, исходя из опыта своей работы и оценки способностей студентов.

Планирование ВСРС при разработке рабочей программы по учебной дисциплине осуществляется преподавателем дисциплины при содействии заведующего кафедрой и заключается в определении содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по всем темам, которые выносятся на ВСРС, и в установлении форм и методов контроля результатов. Цели, задачи и формы организации ВСРС должны быть отражены в рабочей программе учебной дисциплины и своевременно доведены до сведения студентов.

Организация ВСРС

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.

Задания на ВСРС выдаются преподавателем. При этом в обязательном порядке проводится инструктаж по их выполнению, включающий изложение цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы и к отчету по ним, сведения о возможных ошибках и критериях оценки выполнения работы. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на аудиторное изучение дисциплины.

В ходе выполнения ВСРС студенты могут обращаться к выдавшему задание преподавателю за консультацией.

ВСРС по усмотрению преподавателя может выполняться студентами индивидуально или коллективно (творческими группами), при этом преподаватель должен исходить из цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Планирование контроля ВСРС должно включать отбор средств контроля, определение этапов и разработку индивидуальных форм контроля.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студен-тов осуществляется в часы консультаций. Он может проходить в письмен-ной, устной или смешанной форме с представлением студентами отчетов, продуктов своей творческой деятельности или путем демонстрации своих умений.

Критериями оценки результатов ВСРС студента являются:

- уровень освоения учебного материала,

- умение использовать теоретические знания при выполнении практи-ческих задач,

- полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

- оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного ро-да материалам.

Методическое обеспечение ВСРС

Обязательными условиями снижения аудиторной нагрузки и увеличения доли самостоятельной работы студента являются:

- переработка учебных планов и программ в рамках ФГОСов ВО с целью увеличения доли самостоятельной работы студента над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств.

- оптимизация методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

- совершенствование системы текущего контроля работы студентов, балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

- совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов;

- модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.

Учебный процесс по дисциплине должен быть обеспечен всеми необходимыми методическими материалами (учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями, учебно-методическими комплексами и т.п. в печатной и (или) в электронной формах.

Преподаватель разрабатывает:

-учебно-методические комплексы, программы, пособия, материалы, учебные пособия и учебники как в печатном, так и в электронном варианте в соответствии с ФГОС ВО;

- методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы студентов;

- задания для самостоятельной работы, включая темы рефератов и докладов; темы курсовых и квалификационных работ и проектов; вопросы к экзаменам и зачетам;

- образцы оформления индивидуальных заданий;

- инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, контрольных заданий и т.д.;

- предоставляет студентам сведения о наличии учебно-методической литературы, современных программных средств по своей дисциплине.

Особо следует выделить возможности обеспечения учебной и методической литературой дистанционное обучение (ДО) c использованием информационных компьютерных технологий (ИКТ), в частности, компьютерных образовательных сред (КОС), специально построенных и организованных для размещения учебных материалов с учетом педагогических и дидактических требований.

Под ДО следует понимать любое удаленное обучение как определенный способ организации образовательного процесса (учебно-коммуникационное взаимодействие опосредовано), которое может быть использовано во всех формах обучения (очная, заочная, экстернат, обучение с использованием средств телекоммуникации, почтовой переписки и др.). Именно ДО призвано сократить аудиторную нагрузку и увеличить долю самостоятельной работы студента. В этой связи для эффективности СРС необходимо всемерно разрабатывать и приобретать электронные учебники и обучающие программы.

Одним из вариантов внедрения новых технологий может стать создание и использование электронных учебников, позволяющих постоянно обновлять исходную информацию в виде меняющихся примеров, заданий, других данных, изменять параметры моделей, что способствует лучшему уяснению их особенностей. Использование электронного учебника позволит усилить взаимосвязи учебных дисциплин, а также взаимосвязь научно-исследовательской и учебно-методической работы.

Нормы расчета времени для ВСРС

Нормирование самостоятельной работы предполагает:

- определение по учебному плану фонда времени для проведения внеаудиторных форм самостоятельной работы;

- определение бюджета времени для проведения самостоятельной работы во время аудиторных занятий, который образуется за счет специальных методов их проведения, мобилизующих творческую познавательную деятельность студента;

- определение числа часов на каждый вид самостоятельной работы;

 

 


[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-03-00352

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.