Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура и искусство 18 века. Западная Европа.





1.Западная Европа 18 век. Социо-культурная ситуация.

Англия 18 в. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность.

Начало промышленного переворота в Англии. экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции. США 18 в.Американская революционная война (1775—1783)

Регенство (Филипп Орлеанский при Людовике 15(1715-1723), Людовик 15 (1710=1774), Людовик 16 (1754-1793)и Наполеон

2.Основные черты искусства рококо: театрализация жизни и маскарадность, декоративный стиль : изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.

Самый легковесный стиль, но высветил проблемы морали.

2.Основные черты искусства просветительского классицизма Философской основой классицизма были представления о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей, о прекрасной, облагороженной природе; для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма – торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов.



Направление Представители Основные художественные произведения
РОКОКО Театральность Декоративность «интерьер рококо» (обилие зеркал и игра света) Шинуазри (китайщина) Багатели Эстетика будуара (легализация ню) Жан Фрагонар Франсуа Буше (1703-1770) «пасторали» и фривольная мифология («Венера») Антуан Ватто (1684-1721) «Галантные празднества» Аббат Прево   Шодерло де Лакло Музыка: Франсуа Куперен (1668-1733) «Маленькие ветряные мельницы», «Таинственные преграды» (клавесин) Качели   «Остров Цистеры» 1717     «История кавалера де Гриё и Манон Леско» «Опасные связи»  (Маркиза де Мертей  Виконт де Вальмон
НЕОКЛАССИЦИЗМ (ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КЛАССИЦИЗМ)   Классицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе — это стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме. Романтизм ставит во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника.     Джошуа Рейнолдс (1723— 1792) Томас Гейнсборо (1727—1888) Уильям Хогарт (1697—1764) Самюэл Ричардсон (дамские романы)   Жан-Антуан Гудон   Жан-Батист Шарден Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)   Дени Дидро     Жан-Жак Руссо   В английской живописи эпохи Просвещения Рейнолдс и Гейнсборо выражают как бы две стороны просветительской эстетики: рационалистическую и эмоциональную. Расцвет портретного жанра.     Вольтер, сидящий в кресле   Натюрморты Философские письма 1734 (об Англии) Кандид, или оптимизм Монахиня Племянник Рамо   Исповедь Юлия или Новая Элоиза

5. Рецепции____  1959 — Опасные связи, режиссёр Роже Вадим



 1988 — Опасные связи, режиссёр Стивен Фрирз

 1989 — Вальмон, режиссёр Милош Форман__________________________________

6 Рецепции: ____  Манон» — опера Массне, 1884

 «Манон Леско» — опера Пуччини, 1893________________________________

Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.

Первым романом воспитания принято считать «Вильгельм Мейстер» Гёте (1795-96), хотя его форма сходна с более ранними французскими философскими романами вроде «Кандида» Вольтера (1759) и «Эмиля» Руссо (1762). Классические образцы воспитательного романа в литературе XIX века дали Диккенс («Дэвид Копперфильд», 1849) и Флобер («Воспитание чувств», 1869), из русских писателей — И. А. Гончаров («Обыкновенная история», 1847) и Ф. М. Достоевский («Неточка Незванова», 1849; «Подросток», 1875).



В литературоведении выделяется несколько разновидностей данного жанра, в частности, приключенческий роман воспитания («Остров сокровищ» Стивенсона, «Отважные капитаны» Киплинга, «Приключения Геккльберри Финна» М. Твена, «Два капитана» Каверина) и «художнический роман» — Künstlerroman («Портрет художника в юности», «Жизнь Арсеньева», «Дар»). В 1830-е гг. из романа воспитания выделяется роман карьеры, прослеживающий нравственную эволюцию молодого приспособленца вроде Жюльена Сореля и Растиньяка.

В послевоенное время роман воспитания возродился к жизни и обрёл новую популярность. Всемирный резонанс получили такие книги о взрослении подростков военного и послевоенного времени, как «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «Жестяной барабан» Грасса.

 

В его лице Дидро воплотил всё отвратительное, что таилось в недрах старого общества. Рамо — это накипь, образующаяся на поверхности моря, взволнованного идейными бурями, в эпоху начавшейся ликвидации остатков дворянско-церковного господства. Это — муть, поднявшаяся со дна, когда свежая струя ворвалась в застоявшиеся воды, когда дрогнул и заколебался в своих основах старый мир и связанные с ним понятия. Рамо легко переходит от раболепия к наглости, он — не просто негодяй, он — виртуоз клеветы и обмана, он наслаждается бессилием честных людей в их борьбе с негодяями и испытывает что-то вроде художественного наслаждения, нападая на слабые, уязвимые стороны просветительной философии, любуется своей удобной позицией циника и беззастенчивостью нахала, которая позволяет ему легко и искусно проникать в лазейки, случайно образовавшиеся во время сложной социальной борьбы, есть и пить не без удовольствия и проводить время в праздности. Рамо отрицает всякую мораль — не только те устои, на которых держалось старое общество, но и новую, возникшую вместе с ростом буржуазии. Он враг всякой организованной общественности, типичная богема, индивидуалист, которого возмущает всякая дисциплина, всякое насилие над личностью. И, тем не менее, в Рамо есть нечто от самого Дидро, а именно огромный запас жизненных сил, могучее чувство природы, естественное ощущение своего «я» — то, что являлось существенным элементом в учении энциклопедистов. Дидро в конце концов готов в одном пункте признать его правым: «самое главное, чтобы вы и я существовали и были сами собою, а всё прочее пусть идёт, как может». Следует указать также на повесть Дидро «Монахиня» (фр. La religieuse), где изображены развращённые нравы женского монастыря. Рассказ ведётся от лица молодой девушки-послушницы, не понимающей того, что она переживает. Тонкое сочетание чувствительности, смелого натурализма и психологической правды делает «Монахиню» одним из лучших произведений французской прозы XVIII века. Благодаря своей остро проведённой антиклерикальной тенденции «La religieuse» является великолепным образцом антирелигиозной пропаганды XVI

Элои́за (ок.1100-1163) — возлюбленная, тайная супруга и ученица Абеляра, выдающаяся для своего времени женщина: в отличие от своих сверстниц любила читать книги, в том числе и философские, знала латинский, греческий и древнееврейский языки; племянница влиятельного парижского каноника Фульбера. Любовь Элоизы и Абеляра закончилась для них трагически: оба ушли в монастырь. Однако они переписывались, и эти письма сохранились. Позже Элоиза стала настоятельницей монастыря Аржантей, аббатисой монастыря Параклет.

Современные ученые все еще не уверены, написала ли сама Элоиза письма, традиционно приписываемые ей[1], или же это подлог более поздних авторов-мужчин.

 

[править] Библиография

· Баткин Л. М. Письма Элоизы к Абеляру: личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура. М., 1990

· Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотой своего изложения превзошёл прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр воспылал страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённых наслаждались полным счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр увёз Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом своё согласие. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле.

· Недовольный монастырскими порядками, Абеляр по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение «Introductio in theologiam» было предано в 1121 году сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осуждён на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул Сен-Дени.

· Абеляр стал отшельником в Ножан-сюр-Сэн и в 1125 году выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в Сен-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и её благочестивые сестры по монашеству.

· Романы Ричардсона не изобилуют действием.В восьми частях «Клариссы» описаны события одиннадцати месяцев; в «Грандиссоне» действие постоянно прерывается, дабы автор имел возможность дать пространный анализ происходящего, он возвращается назад, ещё раз описывает события, комментирует их. По замечанию Джонсона, если читать романы Ричардсона, интересуясь фабулой, то можно повеситься от нетерпения. Но интерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и в нравоучениях.

· Три романа Ричардсона последовательно описывают жизнь низшего, среднего и высшего класса общества. Памела — героиня первого романа — служанка, которая стойко противостоит попыткам молодого хозяина соблазнить её, а позднее выходит за него замуж. Современники справедливо упрекали Ричардсона за практичный характер добродетели его героини.

· Лучший роман Ричардсона — «Кларисса» или «История юной леди»; он не так растянут, как «Грандисон». Героиня, обесчещенная светским львом Робертом Ловеласом, умирает в страданиях. За добродетельную девушку, ставшую жертвой семейных амбиций, страстей и обмана, вступаются друзья Клариссы. Один из них выполняет последнюю волю усопшей, другой, полковник Морден, убивает обидчика на дуэли. Роман вызвал неоднозначную реакцию публики, многие читатели требовали переделки концовки и счастливой развязки. Ричардсон же считал, что это стало бы оправданием аморального поведения главного героя. Основная историческая ценность романа заключается в созданном Ричардсоном образцовом антигерое, типичном соблазнителе, чьё имя до сих пор остаётся нарицательным.

· Как противовес Ловеласу, написан «Чарльз Грандисон». Читательницы упрекали Ричардсона в том, что, создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это он создал образ идеального джентльмена. Грандисон умён, красив, добродетелен, ему чужда мещанская мораль. Грандисон спасает юную провинциалку Харриет Байрон, которую похитил похожий на Ловеласа повеса сэр Харгрейв Полликсфен. Харриет влюбляется в своего спасителя, но Грандисон связан обещанием жениться на итальянской аристократке Клементине делла Порретта. В конце концов, Клементина решает, что не хочет выходить замуж за протестанта, и Грандисон возвращается к Харриет.

 

Ей рано нравились романы...

 

В пушкинском романе в стихах «Евгений Онегин»несколько раз упоминается имя Грандисон. Татьяна наделяет Онегина качествами литературных героев:
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, -
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Грандисон - главный герой романа С.Ричардсона “История сэра Чарльза Грандисона”в семи книгах (1754), “пример человека, поступающего всегда хорошо в различных тяжелых ситуациях”.

Самуэль Ричардсон (1689-1761) — английский писатель, автор нашумевших романах в письмах — "Памела", "Кларисса", "История сэра Чарльза Грандисона". Романы Ричардсона дидактичны, полны нравственными проповедями и невыносимо скучны. Ч.Диккенс полагал, что если читатель заинтересуется их фабулой, то повесится от нетерпения, так и не дочитав до развязки. Все эти романы были переведены на русский язык и изданы в России.
Восторженно встреченные читателем ХVIII века, романы Ричардсона с наступлением новой романтической поры перешли в разряд старомодных и скучных: «И бесподобный Грандисон, который нам наводит сон» (Пушкин). Литература перестала претендовать на создание образцов человеческого поведения, и нравственный пафос Ричардсона, его дидактизм начали раздражать новое поколение читателей, чьи вкусы надолго определили пренебрежительное отношение к творчеству этого писателя. А между тем столь любимая Пушкиным Татьяна, чуждая в своей провинциальной глуши капризам литературной моды, продолжала с упоением читать его романы.

Роман Ричардсона «История сэра Чарлза Грандисона» изображает целую социальную среду, большой круг персонажей, чьи жизненные проблемы и судьбы в равной степени интересны для читателя. Сэр Чарлз Грандисон — первый идеальный мужской образ, созданный романистом, в котором воплотился новый общественный идеал джентльмена. Ричардсон следовал здесь воззрениям современных ему философов и теологов либерального толка, особенно Шефтсбери, с его представлением об альтруизме, свойственном человеческой природе. Основная добродетель Грандисона — бескорыстие, способность стать выше своих эгоистических интересов и руководствоваться, принимая решение, лишь доводами разума и понятием справедливости.
Но более всего привлекала читателя в «Истории сэра Чарлза Грандисона» та, по выражению американской исследовательницы Маргарет Дуди, «домашняя комедия нравов», где благодаря идеальности героя не было места неразрешимым столкновениям, трагическим происшествиям.
http://www.free-time.ru/razdels/!anzikl/...

Есть еще одно любопытное предположение. Мысль, что Татьяна – дочь Грандисона, впервые высказал в 1997 году (примерно) И. Энгельгардт. Два эпизода с Грандисоном доказывают это. Первый – девичье увлечение Прасковьи – матери Татьяны. «Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, что Грандисона она Лавласу предпочла; но в старину княжна Алина, ее московская кузина, твердила часто ей об них. В то время был еще жених ее супруг, но поневоле; она вздыхала по другом... Сей Грандисон был славный франт, игрок и гвардии сержант (2, 29, 30)». Ларин быстренько отвез молодую супругу в деревню – от греха подальше. Зачем Пушкин рассказывает об этом, становится ясно из второго эпизода, поскольку первый имел последствия. Татьяна с матерью в Москве останавливаются у княжны Алины. Трогательные приветствия и обмен сестер репликами. «А это дочь моя, Татьяна». – «Ах, Таня! подойди ко мне – как будто брежу я во сне...Кузина, помнишь Грандисона?» – «Как, Грандисон?.. а, Грандисон! Да, помню, помню. Где же он?» – «В Москве, живет у Симеона (7, 41)». Московский Грандисон - этот «славный франт» - был искренним чувством, настоящей любовью матери Татьяны Лариной.
http://www.solsand.com/wiki/doku.php?id=...

 

 

Марина Цветаева

«Кавалер де Гриэ! - Напрасно...»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.