Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерный перечень контрольных вопросов





по географической номенклатуре:

1. Какие реки впадают в:

а) море Лаптевых б) Северное море

в) Бенгальский залив г) Мексиканский залив

2. Где берут начало реки:

а) Меконг б) Лена в) Колорадо г) Парана

3. Берега каких островов омывает Карибское море?

4. Какое озеро расположено севернее – Ладожское или Онежское?

5. Как расположены по отношению друг к другу Великие Американские озёра?

6. Какое из Великих Африканских озёр занимает самое северное, а какое – самое южное положение?

7. Каково взаимное расположение Больших Зондских островов?

8. Куда впадают реки:

а) Рио-Гранде б) Св. Лаврентия в) Нил г) Евфрат

9. Перечислите острова, расположенные у берегов Северной Америки

10. Перечислите мысы Африки

11. Как расположены по отношению друг к другу горные хребты: Западный Саян, Восточный Саян, Монгольский Алтай, Гобийский Алтай?

12. Какие моря, заливы и проливы омывают берега Балканского полуострова?

13. Перечислите последовательно от верховьев к устью правые, затем левые притоки реки Амазонки

14. Какие острова отделяются проливами:

а) Зондским б) Девисовым в) Бонифачо г) Кука

15. Перечислите последовательно с севера на юг все моря и заливы у восточных берегов Азии



16. Какие реки протекают по низменностям:

а) Северогерманской б) Причерноморской

в) Ла-Платской в) Туранской

17. Частями каких морей являются заливы:

а) Оманский б) Сиамский

в) Венесуэльский в) Шелихова

18. Какие реки берут начало с гор:

а) Карпат б) Урала в) Гималаев в) Драконовых

19. Какой пролив отделяет о. Мадагаскар от материка?

20. Как расположены относительно друг друга архипелаги и острова: Фиджи, Новые Гебриды, Кермадек и Новая Каледония?

21. Какие географические объекты разделяют проливы:

а) Торресов б) Басов

в) Гудзонов в) Магелланов

22. Какие моря соединяются проливами:

а) Малаккским б) Беринговым

в) Баб-эль-Мандебским г) Татарским

23. Перечислите 5 крупнейших полуостровов мира

24. В каких горных системах расположены вулканы:

а) Аконкагуа б) Рейнир

в) Эльбрус г) Демавенд

25. Перечислите 5 самых глубоких океанических желобов дна Мирового океана

26. В каком климатическом поясе расположены пустыни:

а) Кызылкум б) Мохаве б) Регистан в) Тар



27. Назовите высшие точки хребтов:

а) Аляскинский б) Каракорум

в) Большой водораздельный г) Уральский

28. На каких островах расположены вулканы:

а) Фудзияма б) Керинчи б) Этна в) Лаки

29. Перечислите 5 крупнейших озёр мира

30. Как расположены по отношению друг к другу пустыни: Большая песчаная, Гибсона, Симпсона, Большая пустыня Виктория?

СПИСОК литературЫ

Основной:

1. Боков В. А., Селиверстов Ю. П., Черванев И. Г. Общее землеведение: Учебник. – СПб., 1998. – 268 с.

2. Геренчук К. И., Боков В. А., Черванев И. Г. Общее землеведение. – М., 1984. – 255 с.

3. Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки. – М., 2004. – 400 с.

4. Калесник С .В. Общие географические закономерности Земли. – М., 1970. – 283 с.

5. Калесник С. В. Основы общего землеведения. – М., 1955. – 464 с.

6. Любушкина С. Г. Естествознание. Землеведение и краеведение. – М., 2002. – 455 с.

7. Мильков Ф. Н. Общее землеведение. – М., 1990. – 335 с.

8. Неклюкова Н. П. Общее землеведение. Земля как планета. Атмосфера. Гидросфера. – М., 1976. – 336 с.

9. Неклюкова Н. П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. – М., 1975. – 224 с.

10.Никонова М. А., Данилов П. А. Землеведение и краеведение – М., 2002. – 240 с.

11.Савцова Т. М. Общее землеведение – М., 2003. – 416 с.

12.Селиверстов Ю. П., Бобков А. А. Землеведение. – М., 2004. – 512 с.

13.Шубаев Л. И. Общее землеведение. – М., 1977. – 455 с.

Дополнительный:

1. Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. – М., 1975. – 287 с.

2. Безуглова О. С., Орлов Д. С. Биогеохимия. – Ростов-на-Дону, 2000. – 320 с.

3. Берг Л. С. Климат и жизнь. – М., 1947. – 356 с.

4. Вернадский В. И. История природных вод. / В. И. Вернадский; Отв. ред. С. Л. Шварцев, Ф. Т. Яншина. – М., 2003. – 750 с.



5. Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере. – Ростов-на-Дону, 1996. – 480 с.

6. Второв П. П., Дроздов Н. Н. Биогеография. – М., 2001. – 304 с.

7. Герасимов И. П. Биосфера Земли. – М., 1976. – 95 с.

8. Глобальные проблемы биосферы. – М., 2003. – 200 с. (Чтения памяти академика А. Л. Яншина. Вып. 1).

9. Григорьев А. А. Закономерности строения и развития географической среды. – М., 1966. – 379 с.

10.Григорьев А. А. Типы географической среды. – М., 1970. – 468 с.

11.Добровольский В. В. Основы биогеохимии. – М., 2003. – 400 с.

12.Кадацкий В. Б. Биосфера как система. – Мн., 1997. – 151 с.

13.Киселёв В. Н. Основы экологии. – Мн., 2002. – 383 с.

14.Львович М. И. Вода и жизнь. – М., 1986. – 254 с.

15.Максаковский В. П. Географическая картина мира. Глобальные проблемы человечества. – Ярославль, 1996. – 160 с.

16.Марков К. К. Избранные труды. Проблемы общей физической географии и геоморфологии. – М., 1986. – 285

17.Матвеев Л. Т., Матвеев Ю. Л., Переведенцев Ю. П., Тудрий В. Д. Основы экологии атмосферы. Ч. 3. – Казань, 2002. – 128 с.

18.Михайлов В. Н., Добровольский А. Д. Общая гидрология. – М., 1991. – 368 с.

19.Никонова М. А., Данилов П. А. Практикум по общему землеведению и краеведению. – М., 2002. – 138 с.

20.Семенченко Б. А. Физическая метеорология. – М., 2002. – 415 с.

21.Переведенцев Ю. П., Матвеев Ю. Л., Тудрий В. Д. Основы экологии атмосферы. Ч. 2. – Казань, 2001. – 59 с.

22.Погосян Х. П., Туркетти З. Л. Атмосфера земли. – М., 1970. – 318 с.

23.Прибылов К. П., Савельев В. П., Латыпов З. М. Основы химии атмосферы. – Казань, 2001. – 211 с.

24.Рябчиков А. М. Структура и динамика геосферы. – М., 1972. – 222 с.

25.Сочава Б. В. Введение в учение о геосистемах. – Новосибирск, 1978. – 318 с.

26.Творцы отечественной науки. Географы. / Отв. ред. и составитель В. Ф. Есаков. – М., 1996. – 576 с.

27.Фащевский Б. В. Основы экологической гидрологии. – Мн., 1996. – 239 с.

28.Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. – М., 2001. – 528 с.

29.Экологические функции литосферы. / Под ред. В. Т. Трофимова. – М., 2000. – 432 с.

Справочные материалы:

1. Атмосфера. Справочник. – Л., 1991. – 508 с.

2. Бердышев С. Н. Популярный географический энциклопедический словарь. – М., 2002. – 768 с.

3. Биосфера: загрязнение, деградация, охрана: Краткий толковый словарь. / Д. С. Орлов, Л. К. Садовникова, Н. И. Суханова, С. Я. Трофимов. – М., 2003. – 125 с.

4. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. / Гл. редактор А. Ф. Трешников. – М., 1989. – 592 с.

5. Географический энциклопедический словарь. / Под ред. В. М. Котлякова. – М., 2003. – 903 с.

6. Геаграфія ў тэрмінах і паняццях: Энцыклапедычны даведнік. – М.: БелЭН, 2003. – 352 с.

7. Левашов Е. А. Географические названия. Словарь-справочник. – С-Петербург, 2000. – 602 с.

8. Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера. Экология. Охрана природы. Справочное пособие. – Киев.: Наукова думка, 1987. – 522 с.

9. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М., 1990. – 637 с.

10.Российский энциклопедический словарь: В 2-х кн. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М., 2000. – 1023 с.

11.Четырёхъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. / Сост. И. С. Щукин. – М., 1980. – 703 с.

Атласы:

1. Атлас географический справочный. – М., 1987. – 295 с.

2. Атлас мира. – М., 2000. – 448 с.

3. Атлас стран мира. – М., 2003. – 103 с.

4. Большой атлас школьника. – М., 2000. – 180 с.

5. Большой географический атлас мира. / Пер. с исп. И. М. Вершининой, Н. А. Врублевской. – М., 2004. – 432 с.

6. Географический атлас мира. / Пер. с нем.. – М., 1999. – 224с.

7. Географический атлас мира. – М., 1997. – 96 с.

8. Нацыянальны атлас Беларусi. – Мн., 2002. – 292 с.

9. Обзорно-географический атлас мира. – М., 2003. – 177 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Программа дисциплины

«ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»

Предисловие.Общее землеведение – основа географического образования, его фундамент в системе географических наук. Основной задачей учебного курса является изучение географической оболочки, законов и закономерностей природы с целью оптимизации окружающей среды. Законы эволюции, целостности, причинности в географической оболочке рассматриваются для всех сфер Земли с учетом экологических условий. Характеристика каждой сферы включает фактический материал, а также закономерности и связи в географической оболочке и между сферами в географической оболочке.

В учебном курсе общего землеведения географическая оболочка (сфера Земли) представлена как среда обитания человека и связанные с его деятельностью современные экологические проблемы.

Введение.География в системе наук о Земле и жизни общества. Ее дифференциация и связи с другими науками. Общее землеведение (общая физическая география) – фундамент цикла физико-географических дисциплин.

Предмет изучения общего землеведения – географическая оболочка, ее индивидуальность, мощность. Методологические основы общей физической географии. Принципы диалектического подхода к явлениям природы: единство (целостность); взаимосвязь и зависимость явлений; движение, эволюция – основа развития. Самоорганизация и самосовершенствование; формирование поясно-зональной структуры; проявление закона борьбы противоположностей и переход количества в качество в географической оболочке.

Основоположники учения о географической оболочке: А. Гумбольдт, Л. С. Берг, А. А. Григорьев, В. В. Докучаев, В. И. Вернадский, С. В. Калесник. Методы современного землеведения: постановка эксперимента, системный анализ, картографирование. Научные и практические задачи.

Планета Земля в Солнечной системе и космосе.Основные представления о Солнечной системе и планетах. Солнце — одна из звезд нашей Галактики. Происхождение, состав, физические свойства. Солнечно-земные связи.

Гравитационное поле Земли. Его связь с осевым вращением и роль в дифференциации земного вещества. Форма и размеры Зем­ли. Значение для формирования географической оболочки. Суточное вращение Земли вокруг полярной оси, географические следствия: смена дня и ночи, угловая и линейная скорость, градусная сеть. Выражение закона Кориолиса. Орбитальное вращение Земли вокруг Солнца. Закономерности смены времен года.

Внутреннее строение и состав Земли.Земная кора, мантия, ядро. Их физические свойства и химический состав. Типы земной коры. Образование, миграция и дифференциация вещества. Земной магнетизм. Влияние на геофизические процессы. Источники внутренней энергии.

Литосфера — твердая оболочка Земли.Строение, мощность, различия в северном и южном полушариях. Основные представления об образовании материковых глыб и океанических впадин. Теория горизонтального перемещения и формирования литосферных плит. Географическое расположение и значение для строения литосферы, срединно-океанических хребтов (теория неомобилизма).

Движение литосферы. Эпейрогенез, его проявление в литосфере. Причины колебательных движений, амплитуды, следствия. Орогенез (тектоногенез). Принципы и следствия. Геохронология. Эпохи горообразования, их влияние на эволюцию географической оболочки. Географическое распространение горных систем разного возраста. Их преобразование в процессе денудации, возрожденные горы.

Основные морфоструктуры Земли. Платформы: строение, географическое распространение, роль в строении литосферы. Геосинклинали: строение, эволюция, географическое распространение. Современные тектонические проявления: вулканизм, землетрясения. Географическое распространение и причины.

Мегарельеф Земли. Гипсографическая кривая. Средняя высота суши. Закономерности размещения горных систем, нагорий, плато, равнин, низменностей. Строение дна океана. Экзогенные процессы в литосфере. Деятельность поверхностных и подземных вод, ледников, ветра, волн, выветривания.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.Происхождение, мощность, строение атмосферы. Тропосфера: ее мощность, состав, значение для географической оболочки Земли. Тепловые процессы в атмосфере. Солнечная радиация, ее широтно-поясное распределение и преобразование земной поверхностью. Тепловой баланс, его составляющие.

Динамика атмосферы (тропосферы). Воздушные массы, их свойства и распространение. Законы атмосферного давления.

Барические центры, их происхождение и влияние на атмосферные процессы. Общая циркуляция воздушных масс в тропосфере. Основные закономерности. Связь с типами ветров. Постоянные, переменные, местные ветры, их влияние на погоду и климат.

Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Источники, значение, распространение. Осадки. Зависимость осадков от природных факторов, зональность. Области максимального и минимального увлажнения, причины, формирующие их.

Климатические пояса. Типы климатов (по Б. П. Алисову), их основные свойства.

Гидросфера Земли. Распределение гидросферы на земной поверхности. Мировой океан: распространение, площадь, глубина, климатическое значение. Физические и химические свойства водной массы. Динамика Мирового океана и волновые явления. Приливы и отливы как следствие проявления закона всемирного тяготения. Типы, свойства и причины возникновения океанических течений. Океан – источник минеральных и биологических ресурсов. Типы океанических отложений. Горизонтальные и вертикальные зоны Мирового океана. Живые организмы и их распространение, состояние биоты. Экологические проблемы Мирового океана.

Воды суши: реки, озера, подземные воды. Отличия физических и химических показателей пресных водоемов от морских. Геог­рафическое распространение.

Криосфера Земли и ее образования. Площадь и типы материковых и горных ледников. Их значение в формировании географической оболочки в современный период и в древние эпохи. Подземное оледенение: причины возникновения, распространение, свойства, значение для географической оболочки.

Биосфера Земли. Сущность понятия и свойств. Учение В. И. Вернадского о биосфере, ее эволюции и ноосфере. Основные законы биосферы. Разделение живых организмов по типу обмена веществ. Биологический круговорот и продуктивность органического вещества. Значение органического вещества в развитии и преобразовании географической оболочки. Контактные зоны и барьеры в географической оболочке.

Ландшафты. Общие представления о ландшафтах. Их классификация и значение в формировании географической оболочки.

Общие законы географической оболочки. Целостность и причинность явлений и процессов. Круговороты вещества и энергии как основа эволюции географической оболочки. Примеры в литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере. Закон проявления зональности и азональности – основа комплексности географической среды. Общие черты и различия. Природные пояса и зоны как показатель солнечно-земных связей и экологических закономерностей. Ритмические явления как стимул движения и развития природы. Показатели и значение асимметрии и дисимметрии в географической оболочке.

Человек и географическая среда. Современные взгляды на происхождение человека. Основные расы. Появление человека разумного – Homo sapiens. Проявление деятельности человека в преобразовании географической оболочки (среды).

Антропогенизация географической оболочки. Расширение и углубление процесса техногенеза в эпоху научно-технического прогресса и его последствия в географической оболочке: парниковый эффект и изменение климатов Земли. Разрушение озонового экрана. Проблема опустынивания и смещения природных зон. Изменение уровня океана при условии потепления климата и таяния ледникового покрова. Нарастание экологических проблем, связанных с недостатком минеральных и энергетических ресурсов для многих стран и народов. Позитивные и негативные последствия хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Использование природных ресурсов, их сокращение; исчезновение видов животных и растений. Необходимость рационального использования природных ресурсов и охрана природы.

Роль биосферных заповедников и национальных парков в сохранении генофонда живых организмов и природных ландшафтов (на примере Беларуси). Роль международных объединений ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. в организации экологического мониторинга по проблеме «Человек и биосфера». «Красные книги», их значение.

Приложение 2

 

Условные обозначения

 

  Тектоника
   
  Срединно-океанический хребет
   
  Подводная окраина материка:
   
  а) шельф
   
  б) материковый склон
   
  Океаническая платформа
   
  Выступ кристаллического фундамента древней платформы
   
  Древняя платформа:
   
  плита с относительно неглубоким залеганием фундамента
   
  плита с глубоким залеганием фундамента
   
  Молодая платформа:
   
  плита с относительно неглубоким залеганием фундамента
   
  Область байкальской складчатости
   
  Область герцинской складчатости
   
  Область кайнозойской складчатости
   
  Кайнозойский вулканический пояс
   
  Рифтовая зона
   
  Природные зоны
   
  Тундра и лесотундра
   
  Тайга
   
  Смешанные широколиственные леса
   
  Лесостепь и степь
   
  Полупустыни и пустыни
   
  Саванны и редколесья
   
  Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
   
  Область высотной поясности

Приложение 3

задания В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

(для самоконтроля студентов)

 

Задания в тестовой форме являются педагогическим средством, которые выполняют не только контролирующие, но и обучающие функции, поскольку могут применяться не только преподавателями для проверки знаний студентов, но и использоваться учащимися для активизации собственного процесса обучения, усвоения учебного материала и саморазвития.

Форма заданий должна позволять точно выразить их содержание, быть понятной для всех испытуемых, а также исключать возможность появления ошибочных ответов по содержательным и формальным признакам. На практике целесообразно сочетать задания нескольких форм в рамках одного проверочного блока.

Одна из форм – задания, к которым даются готовые ответы на выбор – как правило, один правильный и остальные неправильные (задания с выбором одного правильного ответа). Другой вариант заданий этой же формы – с наличием не одного, а нескольких правильных ответов (задания с выбором нескольких правильных ответов). Задания первой формы можно разделить на такие виды, как задания с двумя, тремя, четырьмя, пятью и с большим числом ответов. При этом недопустимо использование таких ответов, как «правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы неправильные».

Во второй форме задание сформулировано так, что готового ответа нет; каждому испытуемому ответ приходится вписывать самому, во время тестирования, в отведённом для этого месте. Такие задания можно назвать заданиями открытой формы. После дополнения задания определённым ответом получается истинное или ложное высказывание.

Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества, можно назвать заданиями на установление соответствия. Это третья форма. И, наконец, в тех случаях, когда требуется установить правильную последовательность вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях понятий, используются задания на установление правильной последовательности. Это четвёртая форма заданий.

Тема «Земля - планета солнечной системы»

Инструкция: вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Обведите кружком все правильные ответы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.