Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 44 глава





8. Необходимо проявлять настойчивость в мольбах, повторяя каждую из них по три раза и не считая, что ответы на мольбы задерживаются.

9. Следует начинать мольбу с поминания Аллаха Всевышнего.

От себя я добавлю,[2688] что, воздав хвалу и благодарность Аллаху Всевышнему, следует призвать благословения на посланника Аллаха, , и так же необходимо завершать обращения с мольбами.

10. Основной причиной, способствующей быстрому получению ответа на мольбу, является покаяние, возвращение владельцам присвоенного имущества и обращение к Аллаху Всевышнему.

Аль-Газали пишет:

– Кто-нибудь може спросить: «Какую пользу может принести мольба, если предустановленное неизбежно свершится?» Знай же, что предустановлено также и отражение бедствия с помощью мольбы, которая является причиной отражения беды и проявления милости Аллаха подобно тому, как щит является причиной отражения удара, наносимого оружием, а вода – причиной появления растений из земли. Щит отражает стрелу, которая сталкивается с ним, и точно так же сталкиваются друг с другом мольба и бедствие. Отказ от ношения оружия не относится к числу необходимых условий признания предустановления, ибо Аллах Всевышний сказал: {…и пусть они примут меры предосторожности и возьмут своё оружие},[2689] ведь Аллах предопределил не только любое событие, но и его причину. Как мы уже указывали, мольба полезна человеку во многих отношениях. К числу необходимых условий правильного обращения с мольбой относится присутствие и ощущение потребности в Аллахе, что является наилучшим видом поклонения и свидетельствует о познании, а Аллах знает об этом лучше.



Глава 333. Мольба человека, который использует упоминание о своих праведных делах как средство снискания благоволения Аллаха Всевышнего

1110. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал:

– (Некогда) три человека из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но, когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и (наглухо) закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали (друг другу): «Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела[2690]!» (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды я далеко ушёл (от дома) по одному делу, а когда я вернулся к ним, они уже спали. Я надоил для них молока; узнав же о том, что они заснули, не пожелал (ни будить их), ни поить молоком домочадцев и рабов до них, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения». А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему[2691], то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!» И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход, (но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.



Далее в этом хадисе сообщается, что каждый из них рассказывал о своём праведном деле, после чего говорил: «О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» – и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти.[2692]

Что касаеся моления о ниспослании дождя, то кади Хусайн и другие наши товарищи говорили, что человеку, который попал в беду, желательно обращаться с мольбами к Аллаху, упоминая о своих праведных делах, и приводили в качестве доказательства этот хадис. Однако можно указать и на то, что в известном смысле подобные упоминания свидетельствуют о том, что человек ощущает потребность в Аллахе Всевышнем не в полной мере, тогда как цель мольбы и состоит в заявлении о такой потребности. С другой стороны, в приводимом выше хадисе сообщается, что пророк, , с похвалой отозвался о людях, которые упоминали о своих праведных делах, и это свидетельствует о том, что он одобрял их действия, а помощь оказывает Аллах.



К числу наилучших сообщений о том, как обращались к Аллаху с мольбами наши праведные предшественники, относится рассказ аль-Ауза‘и, который сказал:

– Однажды люди вышли за пределы города для моления о ниспослании дождя. Среди них находился Билял бин Са‘д, который воздал хвалу Аллаху Всевышнему и поблагодарил Его, а потом сказал: «О те, кто собрался здесь, разве вы не признаёте свои дурные дела?» Люди стали говорить: «Конечно, признаём!» Тогда Билял воскликнул: «О Аллах, мы знаем, что Ты сказал: {Нет никаких оснований укорять тех, кто совершает благодеяния}[2693], и мы признаём, что совершали дурное, но разве Твоё прощение предназначено для кого-либо, кроме таких, как мы? О Аллах, прости нас, помилуй нас и пошли нам дождь!» – после он воздел руки к небу. Так же поступили и все остальные, и им был ниспослан дождь.[2694]

Об этом же говорится и в следующем бейте:

Я грешен и часто ошибаюсь, но прощение (Аллаха)

объемлет собой все грехи,

и если бы не грехи, то не было бы и прощения.

Глава 334. Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует воздеть руки к небу, а потом провести ими по лицу

1111. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воздев руки к небу во время обращения к Аллаху с мольбой, посланник Аллаха, , опускал их только после того, как проводил ими по лицу».[2695]

 

 

Глава 335. Желательно повторять слова мольбы

1112. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , любил произносить слова мольбы и просьбы о прощении по три раза.[2696]

Глава 336. Побуждение к присутствию сердца во время обращения к Аллаху с мольбами

1113. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах Всевышний, что посланник Аллаха, , сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в получении ответа, и знайте, что Аллах Всевышний не отвечает на мольбу, которая исходит от небрежного и невнимательного сердца».[2697]

Глава 337. О достоинстве мольбы за отсутствующего

Аллах Всевышний сказал: {А те, которые придут после них, будут говорить: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, опередивших нас в вере[2698]…”}[2699] Аллах Всевышний также сказал: {…проси прощения за свой грех и (проси прощения) для верующих мужчин и женщин}.[2700] Аллах Всевышний поведал, что Ибрахим, , сказал: {Господь наш! Прости меня, и моих родителей и верующих в тот День, когда наступит (пора) расчёта!}[2701] Аллах Всевышний также поведал, что Нух, , сказал: {Господь мой! Прости меня, и моих родителей, и того, кто вошёл в мой дом верующим, и (всех) верующих мужчин и женщин...}[2702]

1114. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал:

– (Когда) любой раб (Аллаха), исповедующий ислам, обращается к Аллаху с мольбой за своего отсутствующего брата (по вере), ангел, (который находится рядом с ним,) всегда говорит: «И тебе (да будет) то же!»

В другой версии этого хадиса со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, , часто говорил:

– Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутствие, будет услышана, (ибо) у головы его находится получивший (особое) поручение ангел, и каждый раз, как (мусульманин) обращается к Аллаху с мольбой за своего брата, (призывая на него) благо, этот ангел говорит: «Амин, и (да будет) тебе то же!»[2703]

1115. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах Всевышний ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Быстрее всего ответ даётся на такую мольбу, с которой обращаются за отсутствующего человека».[2704]

Глава 338. О желательности обращения к Аллаху с мольбой за того, кто оказал человеку благодеяние, и о том, как это следует делать

Многие указания, относящиеся к теме этой главы, уже приводилось нами выше. Одним из лучших таких указаний является следующий хадис:

1116. Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:

– (Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом! /Джаза-кя-Ллаху хайран!/» – (он сделает больше, чем должен сделать для того, чтобы выразить свою) благодарность»[2705].[2706]

1117. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Берите под защиту того, кто станет просить о защите ради Аллаха, и давайте тому, кто попросит (что-либо) ради Аллаха, и принимайте приглашение того, кто пригласит вас, и вознаграждайте того, кто сделает вам добро. Если же у вас не будет возможности вознаградить (такого человека), обращайтесь к Аллаху с мольбами за него, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его»[2707].[2708]

Глава 339. О том, что человеку желательно просить достойных людей, чтобы те обращались к Аллаху с мольбами за них, даже если проситель достойнее, того, к кому он обращается с такой просьбой, а также об обращениях с мольбами в святых местах

Знай, что хадисов, которые имеют отношение к теме этой главы, столь много, что и не счесть, но наилучшим указанием следует считать следующий хадис:

1118. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (В своё время) я обратился к пророку, , за разрешением совершить умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: «О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!» – и я не променял бы (его) слова на (весь) мир этот!

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал): «О братец, включи и нас в свои мольбы!»[2709]

Глава 340. Взрослому и дееспособному мусульманину, запрещается призывать проклятия на самого себя, своих детей, слуг или имущество

1119. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не призывайте проклятия на самих себя, и не призывайте проклятия на детей ваших, и не призывайте проклятия на слуг ваших, и не призывайте проклятия на имущество ваше, (чтобы это случайно) не совпало с таким периодом времени, когда (то, о чём просят люди), даруется (им)[2710], ибо тогда ваша просьба будет удовлетворена».[2711]

1120. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не призывайте проклятия на самих себя, и не призывайте проклятия на детей ваших, и не призывайте проклятия на имущество ваше, (чтобы это случайно) не совпало с таким периодом времени, когда обращаются к Аллаху с просьбами о дарах[2712], ибо тогда Он ответит вам».[2713]

Глава 341. Указание на то, что в ответ на мольбу мусульманина ему будет даровано то, чего просит, или нечто иное, а также на то, что не следует торопить Аллаха с ответом

Аллах Всевышний сказал: {А если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и Я отвечаю на мольбы взывающего, когда он взывает ко Мне}.[2714] Аллах Всевышний также сказал: {И сказал Господь ваш: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”}.[2715]

1121. Сообщается, что ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Кто бы из мусульман, (живущих) на земле, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит,) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит), если только он не будет просить о чём-нибудь греховном или о разрыве родственных связей». Кто-то из людей сказал: «Тогда мы будем (обращаться с мольбами) чаще», (пророк же, ,) сказал: «А Аллах (дарует вам ещё) больше![2716]»[2717]

Этот же хадис, но передаваемый со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, приводит и аль-Хаким Абу ‘Абдуллах, в версии которого сообщается, что пророк, ,) также сказал: «…или припасёт для него награду, равную (по величине тому, о чём он просит)».

1122. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

– Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: «Я обратился с мольбой (к Аллаху), но не получил ответа!»[2718]

 

 

 
 


Книга об испрашивании прощения у Аллаха

Знай, что этот раздел относится к числу важнейших, а тому, о чём в нём говорится, следует уделять особое внимание и неуклонно применять это на практике. Я привожу его в конце, чтобы это стало добрым предзнаменованием в надежде на то, что Аллах дарует нам прощение и прошу Его об этом, а также обо всём благом для себя, тех, кого я люблю и для всех мусульман, амин!

Аллах Всевышний сказал: {…проси прощения за свой грех и прославляй Господа твоего в послеполуденное время и по утрам}.[2719]

Аллах Всевышний также сказал: {…проси прощения за свой грех и (проси прощения) для верующих мужчин и женщин}.[2720]

Аллах Всевышний также сказал: {И проси у Аллаха прощения, поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный}.[2721]

Аллах Всевышний также сказал:

{Скажи: “Поведать ли вам о том, что лучше этого[2722]? Для тех, которые были богобоязненными, (приготовлены) у Господа их райские сады, под (деревьями) которых текут реки (и где останутся) они вечно, и супруги чистые[2723] и благоволение от Аллаха”. Видит Аллах рабов (Своих), которые говорят: “Господь наш! Поистине, мы уверовали, так прости же нам грехи наши и спаси нас от мук огня!”, которые терпеливы, правдивы и смиренны, (которые) расходуют (свои средства на пути Аллаха) и просят Его о прощении в предрассветное время}.[2724]

Аллах Всевышний также сказал: {Но Аллах не будет наказывать их[2725], (пока) ты находишься вместе с ними, и не будет Аллах наказывать их (в то время), когда они просят о прощении}.[2726]

Аллах Всевышний также сказал: {Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя[2727], а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи – а кто может простить грехи, кроме Аллаха? – и не собирается возвращаться к тому, что сделал, зная[2728], воздаянием таким послужат прощение от их Господа и райские сады…}[2729]

Аллах Всевышний также сказал: {А кто совершит что-нибудь дурное или обидит самого себя, а потом попросит у Аллаха прощения, увидит, что Аллах – Прощающий, Милосердный}.[2730]

Аллах Всевышний также сказал: {…просите прощения у вашего Господа, а потом приносили Ему покаяние}.[2731]

Аллах Всевышний также поведал, что Нух, , сказал: {Молите о прощении Господа вашего, ибо, поистине, Он – Прощающий!}[2732]

Аллах Всевышний также поведал, что Нух, , сказал: {О народ мой! Просите прощения у вашего Господа, а потом приносили Ему покаяние}.[2733]

Айаты Корана, в которых говорится о необходимости испрашивания прощения, многочислены и известны, но для того, чтобы обратить на это внимание, достаточно и того, что было приведен нами выше.

Что же касается хадисов на эту тему, то счесть их невозможно, и я приведу лишь некоторые из них.

1128. Передают со слов аль-Агарра аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, (бывает так, что) сердце моё окутывается, и, поистине, я прошу Аллаха о прощении по сто раз в день»[2734].[2735]

1124. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха о прощении и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день»[2736].[2737]

1125. Передают со слов Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал:

– Лучше всего просить прощения у Аллаха, произнося (такие слова): «О Аллах, Ты – Господь мой, и нет бога, кроме Тебя; Ты создал меня, а я – Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя! /Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халякта-ни ва ана ‘абду-кя, ва ана ‘аля ‘ахди-кя ва ва‘ди-кя ма-стата‘ту. А‘узу би-кя мин шарри ма сана‘ту, абу’у ля-кя би-ни‘мати-кя ‘аляййа, ва абу’у ля-кя би-занби, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!/» (После этого пророк, ,) сказал: «Тот, кто станет повторять (эти слова) днём, будучи убеждённым (в том, что он говорит), и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей рая, и тот, кто станет повторять (эти слова) ночью, будучи убеждённым (в том, что он говорит), и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется среди обитателей рая».[2738]

1126. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– По нашим подсчётам, за время одной встречи (с людьми) посланник Аллаха, , обычно по сто раз (произносил слова): «Господь мой, прости меня и прими моё покаяние, поистине, Ты – Приемлющий покаяние, Милосердный! /Рабби-гфир ли ва туб ‘аляййа, инна-кя Анта-т-Таввабу-р-Рахим!/»[2739]

1127. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто станет постоянно просить о прощении, Аллах (укажет) выход из любого (затруднительного положения), и облегчит для него любую печаль, и пошлёт ему его удел, откуда он и не ждёт».[2740]

1128. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, Аллах обязательно истребил бы вас и привёл таких людей, которые стали бы грешить и просить Аллаха Всевышнего о прощении, а Он стал бы прощать их![2741]»[2742]

1129. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , любил произносить слова мольбы и просьбы о прощении по три раза.[2743]

1130. Передают со слов вольноотпущенника Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не (следует считать, что) упорствует человек, который просит Аллаха о прощении, даже если он делает это по семьдесят раз в день».[2744]

1131. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал:

– Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня![2745] О сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных /‘aнан ас-сама/, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов, что заполнят они собой чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному[2746], Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!»[2747]

Говорят, что “‘анан ас-сама” это та часть неба, которая представляется твоему взору, когда ты поднимаешь голову, и говорят также, что имеются в виду тучи.

1132. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Бусра , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Блажен тот, кто найдёт в своей книге[2748] (записи) о многочисленных обращениях к Аллаху с мольбами о прощении».[2749]

1133. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Тому, кто скажет: «Прошу прощения у Аллаха, помимо Которого нет (иного) бога, Живого, Вечносущего, и приношу Ему своё покаяние /Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хуа-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи/», простятся его грехи, даже если он бежал (с поля боя во время) наступления.[2750]

К мольбам о прощении имеет отношение сообщение о том, что ар-Раби‘ бин Хусайм, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

– Пусть никто из вас не говорит: «Прошу у Аллаха прощения и приношу Ему своё покаяние»,[2751] ибо, если человек не сделает этого, получится, что он совершил грех и солгал. Следует говорить: «О Аллах, прости меня и прими моё покаяние».

Мы не согласны с мнением ар-Раби‘ бин Хусайма относительно того, что говорить «Прошу у Аллаха прощения /Астагфиру-Ллах/» нежелательно, и что это будет ложью, поскольку слова «астагфиру-Ллах» означают «я хочу добиться прощения Аллаха», в чём нет лжи, и указанием на это служит приводимый выше хадис Ибн Мас‘уда.[2752]

Сообщается, что аль-Фудайл бин ‘Ийад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Просьба о прощении без прекращения совершения греха является покаянием лжецов».

К этому близко по смыслу то, что сказала Раби‘а аль-‘Адавийа, да будет доволен ею Аллах: «Нам следует много просить прощения за то, как мы просим прощения».

Сообщается, что один бедуин, державшийся за покровы Каабы, говорил: «О Аллах, поистине, мои просьбы о прощении в сочетании с упорством в совершении грехов являются низостью, если же я откажусь от просьб от прощении, зная о широте Твоего прощения, это будет проявлением слабости. Сколь часто Ты проявляешь любовь, оказывая мне благодеяния, хотя и не нуждаешься во мне, и сколь часто я проявляю к Тебе ненависть, совершая грехи, хотя и нуждаюсь в Тебе! О Тот, Кто выполняет, когда обещает, и прощает, когда грозит, покрой великий грех мой Твоим великим прощением, о Милостивейший из милостивых!»

Глава 342. О том, что запретно хранить молчание весь день до наступления ночи

1134. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я запомнил, что посланник Аллаха, , сказал: «Не (следует считать) сиротой того, кто достиг половой зрелости, и не следует хранить молчание весь день до наступления ночи».[2753]

Разъясняя смысл этого хадиса, имам Абу Суляйман аль-Хаттаби, да будет доволен им Аллах, пишет в “Ма‘алим ас-сунан”: «В эпоху джахилийи молчание являлось одним из религиозных обрядов многобожников. Кто-нибудь из них уединялся на весь день и на всю ночь и хранил молчание, не произнося ни слова, но впоследствии, то есть с появлением ислама, пророк, , запретил людям поступать так и велел поминать Аллаха и говорить о благом».

1135. Сообщается, что Кайс бин Абу Хазим, да помилует его Аллах, сказал:

– Как-то раз Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, вошёл к одной женщине по имени Зайнаб из племени ахмас. Увиде, что эта женщина хранит молчание, он спросил: «Почему она ничего не говорит?» Ему ответили: «Она совершила хаджж молча», и тогда он сказал ей: «Говори, ведь поступать так не разрешается, ибо это относится к числу дел джахилийи!» – и она стала говорить. [2754]

В заключение я посчитал нужным привести ряд хадисов, которые, если пожелает Аллах Всевышний, послужат украшением этой книги, поскольку эти хадисы относятся к числу важнейших основ ислама.

1136.[2755] ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям …»[2756]

1137. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Если) кто-нибудь внесёт в это наше дело[2757] то, что не имеет к нему отношения[2758], (нововведение его будет) отвергнуто[2759]».[2760]

1138. Сообщается, что ан-Ну‘ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Человек, остерегающийся сомнительного, очищает свою религию и свою честь[2761], а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть своё заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха на земле Его является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это – сердце».[2762]

1139. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, , сказал нам: «Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же – в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который вдувает в него дух, и получает веление записать четыре вещи – удел (человека), его срок, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Тем, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать (благие) дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей огня и войдёт в (огонь). И (точно так же любой из вас) может совершать (дурное), пока не окажется от огня на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей рая и войдёт в (рай)».[2763]

1140. Сообщается, что аль-Хасан бин ‘Али[2764], да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Я запомнил, что посланник Аллаха, , сказал: «Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает».[2765]

1141. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Отказ человека заниматься тем, что его не касается, является (одним из признаков) того, что он исповедует ислам должным образом».[2766]

1142. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Не уверует[2767] никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе».[2768]

1143. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал:

– О люди, поистине, Аллах – благой и Он не принимает ничего, кроме благого[2769], и, поистине, Аллах Всевышний повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам, и Всевышний сказал: {О посланники! Вкушайте благое[2770] и совершайте праведные дела}.[2771] Всевышний также сказал: {О те, кто уверовал! Вкушайте (то) благое, чем Мы наделили вас…}[2772]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.