Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 41 глава





Нежелательно, чтобы человек, который совершит грех или сделает нечто достойное порицания, кому-нибудь рассказывал об этом. В подобном случае он должен принести покаяние Аллаху Всевышнему, немедленно прекратить поступать так, выразить сожаление в связи с тем, что он совершил, и принять твёрдое решение не делать этого впредь. Покаяние человека будет действительным лишь в случае выполнения всех вышеупомянутых условий. Не будет ничего дурного, если тот, кто совершит грех, сообщит об этом своему шейху или кому-нибудь другому при условии, что этот человек может указать ему, как найти выход из создавшейся ситуации, или научить его тому, что позволит не совершать такого впредь, или подскажет ему, что послужило причиной совершения греха, или станет обращаться к Аллаху с мольбами за него, или сделает нечто подобное. Напротив, если грешник расскажет о своём грехе такому человеку, будет хорошо, а нежелательным упоминание об этом является лишь в таких случаях, когда это не принесёт никаой пользы.

1026. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Все члены моей общины будут избавлены[2474], за исключением заявляющих во всеуслышание, (примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью[2475], и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: “О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то”, и (получается так, что) он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха»[2476]. [2477]



Взрослому и дееспособному мусульманину запрещается говорить рабу другого человека, его жене, сыну, слуге или другим людям, занимающим подобное положение, то, что может испортить их, если только дело не касается побуждения к совершению одобряемого шариатом или удержания от порицаемого. Аллах Всевышний сказал: {Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде…}[2478] Аллах Всевышний также сказал: {Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж}.[2479]

1027. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не имеет отношения к нам тот, кто обманул жену (другого) человека или его невольника[2480]».[2481]



Если речь идёт о расходах на дела, угодные Аллаху Всевышнему, следует говорить “я израсходовал” или подбирать подобные этим слова. Так, например, следует говорить “Я израсходовал тысячу дирхемов на свой хаджж”, “Я израсходовал столько-то на гостей”, “Я израсходовал столько-то на обрезание сыновей”, “Я израсходовал столько-то на свадьбу” и так далее. С другой стороны, в подобных случаях не следует говорить то, что говорят многие простые люди, а именно “Принимая гостей, я потерял столь-кто”, “Совершив хаджж, я потерял столько-то”, “На своей поездке я потерял столько-то”. Короче говоря, когда речь идёт о делах, угодных Аллаху, следует говорить “Я израсходовал”, если же дело касается грехов и неподобающих поступков, следует говорить “Я потерял” или использовать другие фразы, подобные этой.

Запрещается поступать так, как поступают во время молитвы многие люди, которые повторяют за имамом слова: {Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Тебя просим о помощи…}[2482] Этого следует остерегаться, а один из наших товарищей сказал: «Если подобные действия совершаются не с целью чтения Корана, молитва становится недействительной». Это утверждение является спорным, и поэтому необходимо избегать таких вещей. Поступать так во время молитвы нежелательно, даже если она и не станет недействительной, а Аллах знает об этом лучше.

Нежелательно просить ради Аллаха Всевышнего что-либо, кроме рая.

1028. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не следует просить ради Аллаха ничего, кроме рая».[2483]



Нежелательно отказывать тому, кто просит или ходатайствует о чём-либо ради Аллаха Всевышнего.

1029. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Берите под защиту того, кто станет просить о защите ради Аллаха, и давайте тому, кто попросит (что-либо) ради Аллаха, и принимайте приглашение того, кто пригласит вас[2484], и вознаграждайте того, кто сделает вам добро. Если же у вас не будет возможности вознаградить (такого человека), обращайтесь к Аллаху с мольбами за него, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его[2485]».[2486]

В большинстве своём улемы считают, что нежелательно говорить “Да продлит Аллах твою жизнь”. В своём труде “Сына‘ат аль-куттаб” Абу Джа‘фар ан-Наххас пишет:

– По мнению некоторых улемов, нежелательно, чтобы мусульмане говорили “Да продлит Аллах твою жизнь”, тогда как некоторые другие считали это дозволенным.

Исма‘ил бин Исхак сказал:

– Первыми слова “Да продлит Аллах твою жизнь” стали писать безбожники.

Сообщается, что Хаммад бин Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Обычно в начале письма мусульмане всегда писали: «От такого-то такому, а затем: мир тебе. Поистине, я воздаю хвалу Аллаху и прошу Его, чтобы Он благословил Мухаммада и семейство Мухаммада», но впоследствии безбожники стали начинать письма словами “Да продлит Аллах твою жизнь”.

Следует считать правильным мнение, согласно которому не возбраняется говорить “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя” или “Да сделает Аллах меня выкупом за тебя”. Указанием на дозволенность произнесения таких слов независимо от того, являются ли родители мусульманами или неверными, служат достоверные хадисы, которые приводятся в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима и других сводах. Однако некоторые улемы считали, что если родители являются мусульманами, то говорить так нежелательно. Малик бин Анас считал, что нежелаетльно говорить “Да сделает Аллах меня выкупом за тебя”, но некоторые другие улемы считали это дозволенным. Кади ‘Ийад сказал: «В большинстве своём улемы считают это дозволенным независимо от того, мусульманином или неверным является тот, о ком идёт речь». На дозволенность этого указывают очень многие достоверные хадисы, часть которых приводится мною в комментарии к “Сахиху” Муслима.

Достойны порицания такие вещи, как оспаривание /мура’/, спор /джидаль/ и тяжба /хусума/. Имам Абу Хамид аль-Газали сказал: «Оспаривание есть поношение тобой слов другого человека для выявления недостатков того, что было им сказано, когда цель подобного выявления заключается только в выражении презрения по отношению к тому, кто сказал что-либо, и подчёркивания собственного превосходства над ним. Споры, как правило, представляют собой попытки утверждения какого-либо мазхаба и достижения победы одного мазхаба над другим. Что же касается тяжб, то обычно они связаны с настойчивостью в речах, проявляемой ради защиты своих материальных или иных интересов. Тяжбу можно либо начать, либо вести в качестве возражения, тогда как оспаривание всегда выступает в качестве возражения».

Знай, что иногда споры ведутся с помощью истинных доводов, а иногда – с помощью ложных. Аллах Всевышний сказал: {Ведите споры с людьми Писания только с помощью наилучшего[2487]…}[2488] Аллах Всевышний также сказал: {…и веди с ними[2489] спор, используя наилучшие (средства)}.[2490] Аллах Всевышний также сказал: {Только неверные ведут споры о знамениях Аллаха…}[2491] Похвальным является такой спор, который ведётся с позиций истины и преследует цель её утверждения. Если же цель спора состоит в том, чтобы отвергнуть истину, или если он ведётся не на основе знания, такой спор достоин порицания, на что указывается в целом ряде айатов Корана. Один из улемов сказал: «Не видел я ничего, что больше способствует удалению от религии и утрате порядочности, является более неприятным и овладевает сердцем в большей мере, чем тяжба». Если же ты скажешь, что подчас человеку неизбежно приходится вести тяжбы, чтобы отстоять то, что принадлежит ему по праву, то ответ на это даёт имам аль-Газали в “Ихйа ‘улюм ад-дин”, где он пишет:

– Безусловно заслуживает порицания тот, кто ведёт тяжбу, не имея на то никаких оснований или не обладая знанием о сути дела. Примером могут служить действия уполномоченного /вакиль/, которому судья /кади/ поручает вести тяжбу, прежде чем тот узнаёт, на чьей стороне правда, вследствие чего он ведёт тяжбу, не обладая знанием. Достоин порицания и тот, кто добивается удовлетворения своих законных прав, не ограничиваясь тем, что ему необходимо, но проявляет непримиримость, возводит ложь на своего противника, чтобы причинить ему страдания, и подстрекает против него других людей. То же самое относится и к людям, произносящим в ходе тяжбы обидные слова, что не является необходимым для защиты их прав, а также к тем, кого побуждает вести тяжбу только упрямство, когда цель этой тяжбы состоит лишь в том, чтобы досадить сопернику и взять над ним верх. Если же говорить о человеке, с которым обошлись несправедливо, то, когда он ведёт тяжбу, обосновывая свои доводы так, как это предписывает делать шариат, не проявляя непримиримости и излишнего упорства, не преступая пределов разумного и не стремясь обидеть своего противника, его действия запретными не являются. Однако и в таких случаях от тяжбы, по возможности, лучше отказаться, поскольку в подобных обстоятельствах человеку трудно следить за своим языком. Кроме того, тяжба вызывает гнев у её участников, в результате чего каждый из них начинает радоваться неприятностям своего противника, огорчаться, когда что-либо его радует, и говорить то, что задевает честь другого человека. Подобные бедствия поражают каждого тяжущегося человека. Наименьшим из них становится занятость сердца, когда даже во время молитвы человек продолжает думать о своей тяжбе. Следовательно, тяжбы, оспаривание и ведение споров служат источником зла. Вот почему начинать тяжбу позволительно лишь тогда, когда у человека нет другого выхода, а каждый, кто занимается этим, должен оберегать свой язык и своё сердце от связанных с нею бедствий.

1030. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Для того, чтобы совершить грех, тебе достаточно постоянно вести тяжбы (с людьми)».[2492]

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, тяжбы (таят в себе многочисленные) опасности».

Нежелательно говорить вычурно и напыщенно, стараться использовать рифмованную прозу /садж‘/, а также прибегать к различным введениям и украшениям речи, как это делают ораторы. Всё это, равно как и стремление использовать различные синтаксические тонкости и редкие слова в разговорах с обычными людьми достойно порицания, поскольку в таких случаях следует говорить так, чтобы собеседнику всё было понятно и не вызывало у него никаких затруднений.

1031. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах ненавидит того краснобая из людей, который скручивает свой язык подобно (жующей) корове!»[2493].[2494]

1032. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , трижды воскликнул: «Пропали люди, проявляющие (излишнюю) дотошность[2495] /мутанатти‘уна/!»[2496]

1033. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, к числу любимейших из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые /сарсаруна/, хвастливые /муташаддикуна/ и разглагольствующие /мутафайхикуна/». (Люди) сказали: «О посланник Аллаха, мы знаем, (кто такие) “болтливые” и “хвастливые”, но (кто такие) “разглагольствующие”?» Он сказал: «(Это – ) надменные».[2497]

“Сарсар” – тот, кто неестественно много говорит; “муташаддик” – тот, кто оскорбляет людей своими речами, постоянно стараясь показать своё красноречие и придать как можно больше веса своим словам; (слово) “мутафайхик” происходит от слова “фахк”, что означает “наполненность”; (“мутафайхик”) – тот, кто наполняет свой рот речами, пространно говорит и использует малоупотребительные фразы в силу своего высокомерия, стремления к возвышению и желания показать своё превосходство над другими.

Знай, что умеренное использование красивых оборотов речи во время хутбы или увещевания людей порицаемым не является, поскольку цель этого заключается в побуждении сердец к повиновению Всемогущему и Великому Аллаху, чему явно способствует красота речи.

Человеку, который совершил последнюю вечернююмолитву /‘иша/, нежелательно вести после неё даже довзоленные /мубах/ разговоры. Имеются в виду такие разговоры, ведение которых в другое время равнозначно отказу от них. Что касается разговоров, которые запретно или нежелательно вести в иное время, то в этот период они являются ещё более запретными и нежелательными. Если же говорить о благих разговорах, примером чего могут служить учёные беседы, рассказы о праведниках и проявлении достойных нравственных качеств, а также беседы с гостем или просителем и тому подобные разговоры, то ничего нежелательного в них нет, напротив, вести их желательно, на что указывают многие лостоверные хадисы. Не являются нежелательными и такие разговоры, которые (в это время ведутся) по уважительной причине или случайно (завязываются помимо воли человека), на что также указывают известные хадисы. Ниже я приведу некоторые из этих хадисов или буду указывать на них.

1034. Сообщается, что Абу Барза, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, , не любил спать до вечерней молитвы и вести разговоры после неё».[2498]

Многие хадисы указывают на дозволенность ведения разговоров в такое время в известных случаях.

1035. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (Однажды, уже) в конце своей жизни, посланник Аллаха, , совершил с нами вечернюю молитву, произнёс в конце её слова таслима[2499], поднялся и сказал: «Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)[2500][2501]

1036. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказала:

– (Однажды) посланник Аллаха, , откладывал вечернюю молитву до полуночи, а затем вышел (из комнаты ‘Аиши) и совершил с ними молитву, после чего сказал собравшимся (в мечети): «Не спешите, ибо я буду наставлять вас, и радуйтесь милости, которую оказал вам Аллах, ибо никто из людей, кроме вас, не молится в это время».[2502]

1037. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды они ждали пророка, , почти до полуночи, после чего он (вышел из комнаты ‘Аиши) и совершил с ними (вечернюю) молитву, а потом обратился к ним с проповедью и сказал: «Поистине, люди помолились и заснули, вы же находились в (положении тех, кто совершает) молитву, всё то время, пока ожидали (начала) молитвы».[2503]

1038. Со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, передают хадис, в котором сообщается о том, как он остался на ночь в доме его тётки Маймуны, жены пророка, , который в ту ночь находился у неё. Ибн ‘Аббас сказал:

– Пророк, , совершил вечернюю молитву (в мечети), вернулся домой, поговорил со своей женой и спросил: «Мальчик[2504] поспал?»[2505]

1039. Со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен Аллах ими обоими, передают хадис, в котором рассказывается о том, как однажды Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, пригласил к себе в гости несколько человек, а сам ушёл к посланнику Аллаха, , и задержался. Он вернулся домой поздно и говорил со своей женой и сыном после возвращения.[2506]

Есть много других хадисов, которые указывают на дозволенность ведения разговоров после вечерней молитвы, но того, что было приведено нами, вполне достаточно, и хвала Аллаху.

Во многих известных достоверных хадисах указывается, что нежелательно называть вечернюю молитву /‘иша/ “салят аль-‘атама”[2507], как нежелательно называть закатную молитву /магриб/ вечерней.

1040. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Ни в коем случае не поддавайтесь (влиянию) бедуинов в том, что касается названия вашей закатной молитвы /магриб/, ибо бедуины говорят: «Это вечерняя молитва /‘иша/».[2508]

Тем не менее, в некоторых хадисах упоминается о том, что посланник Аллаха, , иногда называл вечернюю молитву “салят аль-‘атама”.

1041. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, уже) в конце своей жизни, посланник Аллаха, , совершил с нами вечернюю молитву, которую люди называют “‘атама”…»[2509]

В ответ на вопрос о том, почему пророк, , всё же использовал это слово для обозначения вечерней молитвы, можно сказать, что использовать его нежелательно, а не абсолютно запретно. Кроме того, пророк, , употреблял его в тех случаях, когда опасался, что слово “‘иша” будет непонятно его собеседнику.

Что же касается использования слова “гадат” для обозначения утренней /субх/ молитвы, то ничего нежелательного в этом нет, на что указывают многие достоверные хадисы. Некоторые наши товарищи считали это нежелательным, однако это мнение ни на чём не основано.

Следует воздерживаться от разглашения тайны, на что указывают многочисленные хадисы. Если же разглашение тайны может причинить кому-нибудь вред или нанести обиду, это является запретным.

1042. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Когда человек рассказывает что-нибудь, а потом поворачивается (и уходит, то, что он рассказал, становится) отданным на хранение /амана/».[2510]

Если в этом нет необходимости, нежелательно спрашивать мужчину, за что он побил свою жену.

Ранее мы уже приводили достоверные хадисы, в которых говорилось о том, что следует хранить молчание, если слова не принесут никакой пользы. Указанием на это служит следующий хадис:

1043. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Отказ человека заниматься тем, что его не касается, является (одним из признаков) того, что он исповедует ислам должным образом».[2511]

1044. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не следует спрашивать мужчину о том, за что он побил свою жену»[2512].[2513]

1045. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что в ответ на вопрос о стихах, который однажды задали посланнику Аллаха, , он сказал: «Это – слова, прекрасные из которых являются прекрасными, а мерзкие – мерзкими».[2514]

Улемы указывали, что смысл этих слов состоит в следующем: стихи подобны прозе, но, если человек полностью посвящает себя стихам, ограничиваясь только ими, это заслуживает порицания. В целом ряде достоверных хадисов сообщается, что посланник Аллаха, , слушал стихи и что он велел Хассану бин Сабиту, да будет доволен им Аллах,[2515] высмеять неверных в стихах.

1046. Передают со слов Убаййа бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, в (некоторых) стихах (заключена) мудрость».[2516]

1047. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Поистине, будет лучше, если утроба человека наполнится гноем, чем стихами»[2517].[2518]

Содержание этих хадисов полностью сообразуется с тем, о чём мы упоминали выше.

Крайне нежелательно употреблять любые непристойные выражения и сквернословить, о чём говорится во многих достоверных хадисах. Здесь имеются в виду прямые указания на то, о чём не принято говорить прямо, даже если это соответствует действительности. Чаще всего это касается упоминаний о соитии и тому подобных вещах. При необходимости в таких случаях следует прибегать к иносказаниям и использовать пристойные выражения, смысл которых будет ясен собеседнику. Примеры таких иносказаний можно найти во многих известных айатах Корана и достоверных хадисах. Так, например, Аллах Всевышний сказал: {Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами…}[2519] Аллах Всевышний также сказал: {Как же вы можете отбирать это после того, как вы были близки друг с другом…?}[2520] Аллах Всевышний также сказал: {Если же вы будете разводиться с ними, прежде чем коснётесь их…}[2521]

Улемы указывали, что понятные иносказания следует использовать и тогда, когда речь идёт об удовлетворении естественных потребностей и различных болезнях или физических недостатках.

Знай, что всё, о чём говорилось выше, касается таких случаев, когда нет необходимости прямо говорить о тех или иных вещах. Если же это необходимо для разъяснения, или обучения, или в таком случае, когда есть основания полагать, что собеседник не поймёт иносказания, или поймёт его неправильно, тогда следует говорить прямо. Этим и объясняется использование подобных выражений в некоторых хадисах, когда это вызывалось необходимостью, поскольку в таких случаях добиваться понимания предпочтительнее, чем соблюдать приличия, а помощь оказывает Аллах.

1048. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(Несвойственно) верующему ни порочить (людей), ни проклинать (их), ни совершать что-либо непристойное[2522], ни сквернословить».[2523]

1049. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Непристойное всегда чернит собой всё, к чему бы оно ни примешивалось, а стыдливость всегда украшает».[2524]

Строго запрещается бранить отца, мать и любого другого человека, который занимает такое же положение, ибо Аллах Всевышний сказал: {Судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и хорошо обходились с родителями. Если один из них у тебя состарится или оба, то не говори им: “Уф!”[2525] – и не кричи на них, а говори им слова достойные. * И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: “Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!”}[2526]

1050. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Человек, который поносит своих родителей, совершает один из тягчайших грехов». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, как же (может) человек поносить собственных родителей?» Он сказал: «(Так может получиться, если) он станет поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) он станет поносить мать (другого) человека, а тот примется ругать его мать»[2527].[2528]

1051. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (В своё время) я был женат на одной женщине, которую любил, однако она не нравилась ‘Умару[2529]. (Наконец) он сказал мне: «Разведись с ней», но я отказался. Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, пришёл к пророку, , рассказал ему об этом, и пророк, , велел (мне): «Разведись с ней».[2530]

Глава 327. Запретность лжи и указание на различные её виды

На запретность лжи в целом, что является одним из отвратительных грехов, указывают многие айаты Корана и хадисы. Запретной ложь считали все улемы, и поэтому здесь нет необходимости приводить мнения отдельных авторитетных лиц. В данном случае важно разъяснить, что следует считать исключением, и указать на некоторые тонкости, имеющие отношение к рассматриваемому нами вопросу.

Для того, чтобы внушить человеку отвращение к лжи, достаточно привести следующие хадисы:

1052. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт[2531]».[2532]

1053. ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, , сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а человек, отличающийся каким-либо из них, будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)».[2533]

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, вместо слов “предаёт, когда ему доверяются” сказано “нарушает своё обещание, когда даёт его”.

Что же касается вышеупомянутых исключений, то о них говорится в другом хадисе:

1054. Сообщается, что Умм Кульсум бинт ‘Укба бинт Абу Му‘айт, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Я слышала, как посланник Аллаха, , сказал: «Не является отъявленным лжецом[2534] тот, кто (лжёт, стараясь) примирить людей друг с другом[2535] и сообщая (или: говоря) им нечто благое».[2536]

Кроме того, в версии Муслим, сообщается также следующее:

– (Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди[2537], за исключением трёх (случаев)», имея в виду войну[2538], (попытки) привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу[2539].

В этом хадисе ясно указывается, что прибегать ко лжи разрешается в тех случаях, когда это приносит пользу. Многие улемы указывали, что может служить критериями дозволенности лжи, но наилучшим образом, на мой взгляд, это сделал имам Абу Хамид аль-Газали, который сказал: «Слова служат средством достижения целей, а всякой похвальной цели можно достичь как с помощью правды, так и с помощью лжи, прибегать к которой запретно, если в этом нет необходимости. В тех случаях, когда похвальной цели можно добиться только с помощью лжи, прибегать к ней дозволено /мубах/, если желаемое относится к числу дозволенных вещей, и обязательно /ваджиб/, если желаемое является обязательным. Так, например, если какой-нибудь мусульманин скрывается от разыскивающего его притеснителя, прибегнуть ко лжи, чтобы помочь ему скрыться, обязательно. Так же следует поступить и человеку, которому что-либо отдано на хранение, или тому, кто знает, что другой человек хранит у себя чужое имущество или деньги. Если притеснитель, желающий отобрать доверенное, станет его разыскивать, человек обязан солгать, чтобы утаить от него чужое. Если же хранитель сообщит притеснителю о доверенном имуществе, и тот силой отберёт его, хранитель будет обязан возместить убытки доверителю. В том случае, когда хранителя вынуждают поклясться, ему следует дать клятву, говоря обиняками, иначе его, скорее всего, надо будет считать клятвопреступником, хотя некоторые улемы придерживались иного мнения. Ложь не является запретной и в тех случаях, когда дело касается войны, примирения людей друг с другом или попыток склонить к прощению сердце человека, против которого было совершено преступление, если желаемого можно добиться только с помощью лжи. Вместе с тем из предосторожности следует говорить двусмысленно, то есть иметь в виду истинную цель, даже если внешне слова будут казаться ложью. Однако в подобных случаях ложь не является запретной и тогда, когда человек просто лжёт, не имея в виду то, на что было указано нами выше». Абу Хамид аль-Газали также сказал: «Так же следует поступать во всех случаях, когда человек стремиться осуществить то, что принесёт пользу ему самому или кому-нибудь другому. Например, если притеснитель схватит человека и станет задавать ему вопросы о его имуществе, желая отобрать его, хозяину не следует признаваться, и если правитель станет спрашивать человека о грехе, который тот совершил, человек должен всё отрицать и говорить “Я не совершал прелюбодеяния” или “Я не пил вина”. На это указывают известные хадисы, где людям, признавшимся в совершении преступлений, за которые по шариату виновные обязательно должны понести наказание /худуд/, рекомендуется отказываться от своих признаний. Что же касается интересов других людей, то, если у кого-нибудь станут выспрашивать о тайне, доверенной ему его братом по вере, человеку следует отрицать, что он посвящён в эту тайну. Каждый должен сравнивать вред, который может причинить ложь с теми дурными последствиями, которые может повлечь за собой правда, и если второе причинит больше вреда, разрешается прибегнуть ко лжи. Если же больше вреда причинит ложь, или если относительно этого возникают сомнения, тогда ложь становится запретной. Если речь идёт только о личных делах человека, желательно не прибегать ко лжи даже в тех случаях, когда лгать разрешается, но если дело касается другого человека, то пренебрегать его правами нельзя. В целом же отказываться ото лжи предпочтительнее, даже если прибегать к ней разрешается. Исключение составляют такие случаи, когда ложь является обязательной».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.