Сделай Сам Свою Работу на 5

Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский





Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в нацио­нальных характерах людей, определяемых различиями геогра­фических, исторических, социальных, культурных и др. усло­вий их формирования. В американской школеменеджмента содержатся следую­щие функции: 1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирова­ние); 2) организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов); 3) связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений); 4) обеспечение эффективности деятельности организации (управление трудовыми ресурсами, функционирова­нием операционных производственных систем). В японской школеменеджмента основные функции пред­ставлены в виде цикла: 1)планирование; 2)организация работы; 3)оперативное руководство; 4)мотивация; 5)координация; 6) контроль. В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл фун­кций представлен в виде: 1)определение цели; 2)получение информации; 3)планирование; 4)принятие решений; 5)реализация; 6) контроль. В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и про­гнозированию как планированию в организации. В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высо­коквалифицированным и активным персоналом. Поэтому моти­вации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала. В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений. Говоря об организации управления в американских, за­падноевропейских (Германия, Франция, Великобритания, Фин­ляндия), азиатских (японских, корейских, китайских, индийс­ких) фирмах, необходимо отметить, что наиболее эффективным считается стиль управления, основанный на принятии груп­повых решений, поскольку предполагает: ♦ участие среднего звена управления в выработке реше­ний путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений; ♦ соблюдение принципа единогласия в принятии решения; ♦ отсутствие четких должностных инструкции (предпола­гается, что содержание работы каждого работника может по­стоянно меняться, и сотрудники обязаны уметь выполнять лю­бую работу в рамках своей компетенции); использование специфической системы управления пер­соналом, предусматривающей в основном пожизненный наем ра­ботников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;  

Сравнительная таблица моделей менеджмента





Характеристики Японская Американская
Доминирующие качества делового человека Умение работать в «команде», ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать. Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску.
Критерии к продвижению по службе Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение. Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.
Профессиональная компетентность Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.
Процесс принятия решений Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.
Отношение работников к фирме и работе Пожизненный наем, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально–психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив – экономические факторы (деньги).
Характер проведения инноваций Эволюционным путем. Революционным путем.
Форма деловых отношений Личные контакты на основе взаимного доверия. Контракты.

 



 

Культура власти

Она характерна для небольших организаций, занимающихся торговлей, операциями с недвижимостью и ценными бумагами, а также политических образований. Такая культура подобна паутине, и полностью зависит от центрального источника власти. Контроль по результатам личных достижений централизован, степень бюрократизации невысока. Коммуникации обычно устные, зачастую неформальные. В такие организации попадают чаще всего через друзей или знакомых, а окончательное решение о приеме полностью зависит от того, «понравился» или нет кандидат главе организации. В организациях с культурой власти ценится сила личности и сила ресурсов, терпимость сотрудников к риску и неопределенности. Такого рода организации быстро реагируют на изменения, успех их деятельности зависит от качества решений, принимаемых в «центре», зачастую на интуитивном уровне.

Для культуры власти характерна атмосфера конкуренции среди сотрудников, а это по душе далеко не всем, отсюда и достаточно высокая текучесть кадров.

Культура роли

Она характерна для бюрократических организаций с большой степенью формализации процедур. Они подобны храму, где «колонны» образуют узко специализированные отделы, например, бухгалтерия, маркетинг, склад и т.д., а их деятельность координируется руководящей «крышей». Высокая степень формализации достигается за счет неукоснительного соблюдения сотрудниками принятых правил и процедур. Основной источник власти - сила положения, а сила специалиста ценится только в совокупности с соответствующим ей положением. Эффективность культуры роли зависит не от конкретных личностных особенностей сотрудников, а от рационального распределения работы и ответственности. Коммуникации между сотрудниками носят формальный характер и осуществляются в письменном виде в соответствии с правилами и процедурами.

Культура роли плохо адаптируется к изменениям. Для успешной работы в этих условиях важно стабильное окружение, а также контролируемый, предсказуемый рынок. Эта культура создает условия для профессионального роста узких функциональных специалистов, но разрушительна для сотрудников, которые стремятся к «творческой» самостоятельности и ориентированы на результат.

Культура задачи

Она ориентирована на конкретный проект или работу. Главное для нее состоит в выполнении нужной работы, где цели каждого сотрудника подчинены общей цели, а личный статус уже не важен. Личные потребности и социальные соображения игнорируются, если их нельзя увязать с поставленной целью. Коммуникации определяются ситуацией - письменные или устные, формальные или неформальные, все подчинено интересам выполнения задачи. Контроль осуществляется по результатам работы, ценится сила специалиста и умение работать в команде. Она характерна для рекламных агентств, крупных консалтинговых компаний, т.е. для тех, у кого развита проектная работа.

Культура личности

Это своеобразный тип культуры, когда организация создается для содействия реализации интересов одной или нескольких личностей внутри организации. Специфичность такого рода организаций состоит в том, что цели одного или нескольких сотрудников приоритетны перед корпоративными целями. Организации с культурой личности, по сути, обязаны своим существованием этой Личности, поэтому все подчинено ее интересам.

Культуру личности можно назвать культурой независимых профессионалов, которые превыше всего ценят личную свободу, а обязательства перед организацией воспринимают как неизбежное, хотя и не самое приятное условие для достижения собственных целей. Она характерна для адвокатских контор, различного рода творческих союзов, небольших консультационных фирм.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.