Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 20 глава





После пятничной молитвы желательно как можно больше поминать Аллаха Всевышнего, Который сказал: {А когда молитва закончится, расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха и поминайте Аллаха часто, чтобы вы (могли) преуспеть}.[1095]

Глава 129. Слова поминания, которые желательно произносить во время обоих праздников

Знай, что ночи обоих праздников желательно проводить, поминая Аллаха Всевышнего, совершая молитвы и занимаясь иными видами поклонения, на что указывает приводимый ниже хадис.

469. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «В тот День, когда будут умирать сердца, не умрёт сердце того, кто станет (заниматься делами поклонения Аллаху) в ночи обоих праздников».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «В тот День, когда будут умирать сердца, не умрёт сердце того, кто станет (заниматься делами поклонения Аллаху) в ночи обоих праздников в надежде на награду Аллаха».

В таком виде приводят этот хадис аш-Шафи‘и и Ибн Маджа. Он является слабым, и оба пути его передачи со слов Абу Умамы слабы, однако, как мы уже отмечали в начале книги, к хадисам, которые побуждают людей к совершению достойных дел, можно подходить менее строго, чем в иных случаях.[1096]



Улемы разошлись во мнениях о том, сколько времени нужно заниматься поклонением, чтобы можно было считать, что человек посвятил этому ночь праздника. Очевидным представляется, что заниматься этим следует большую часть ночи, но некоторые считают, что достаточно посвятить этому хоть какое-то время.

В ночь перед каждым из обоих праздников желательно повторять слова “Аллаху акбар”. В ночь перед праздником разговения желательно начинать произносить эти слова после захода солнца и продолжать делать это, пока имам, который будет проводить праздничную молитву, не скажет: «Аллаху акбар».[1097] Кроме того, повторять эти слова желательно после молитв и в иных обстоятельствах, не прекращая делать это в местах скопления людей, во время движения, сидя, лёжа, находясь в мечети или укладываясь спать.

Во время праздника жертвоприношения желательно начинать повторять слова “Аллаху акбар” после утренней молитвы в день стояния на ‘Арафате[1098] и продолжать делать это до совершения послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика,[1099] после чего желательно произносить их ещё некоторое время. Такой образ действий следует считать наиболее верным. Как известно, в этом отношении приверженцы нашего мазхаба расходятся с приверженцами других мазхабов, однако правильным является именно то, о чём было упомянуто нами. Об этом говорится в хадисах, которые приводит аль-Байхаки, и в “Шарх аль-мухаззаб” я подробно разъясняю всё, что касается этого, с точки зрения сунны и традиций нашего мазхаба. Здесь же я лишь вкратце излагаю соответствующие указания сунны.



Наши товарищи говорили, что во время праздников слова “Аллаху акбар” следует произносить три раза подряд, после чего человек может повторять такбир в такой форме, если пожелает. Аш-Шафи‘и и его последователи говорили:

− Будет прекрасно, если человек станет добавлять к этому такие слова: «Аллах велик, намного более (велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху утром и перед закатом![1100] Нет бога, кроме Аллаха; не поклоняемся мы никому, кроме Него, будучи искренними в религии пред Ним, хотя это и не нравится неверным. Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, Который выполнил Своё обещание, помог Своему рабу и один разбил племена[1101], нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик! /Аллаху акбар кабиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран, ва субхана-Ллахи букратан ва асылян! Ля иляха илля-Ллаху, ва ля на‘буду илля иййа-ху мухлисына ля-ху-д-дина, ва ляу кяриха-ль-кафирун. Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху, садака ва‘да-ху, ва насара ‘абда-ху, ва хазама-ль-ахзаба вахда-ху, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху акбар!/»



Некоторые из наших товарищей говорили:

− Неплохо также говорить то, что обычно говорят люди в подобных случаях, то есть произносить слова: «Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, хвала Аллаху! /Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-Ллаху, ва-Аллаху акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд!/»

Знай, что согласно сунне слова “Аллаху акбар” в дни праздников произносятся после каждой молитвы, будь то обязательная, добровольная или заупокойная молитва, и независимо от того, идёт ли речь об обычной обязательной молитве, о возмещении пропущенной молитвы или о молитве, совершаемой во исполнение обета. Мнения улемов по данному вопросу несколько отличались друг от друга. Здесь не место говорить об этом подробно, однако правильным является то, о чём я упомянул. Таким образом, из этого следует исходить и так необходимо действовать. Должен ли человек, совершающий молитву под руководством имама, следовать его примеру, если в день ‘Арафата или в дни ташрика тот посчитает нужным произносить такбир, а молящийся будет считать, что этого делать не надо? И должен ли молящийся следовать примеру имама, который, в отличие от него, считает, что в подобных случаях произносить слова “Аллаху акбар” не нужно, или он может поступает по собственному усмотрению? Относительно этого наши товарищи высказывали два разных мнения. Правильным представляется то, согласно которому человек может поступать, как считает нужным, поскольку повторять действия имама он обязан вплоть до таслима. Однако если во время праздничной молитвы имам произнесёт слова “Аллаху акбар” больше, чем это нужно делать, по мнению молящегося, он, тем не менее, должен поступить так же, следуя примеру имама.

Согласно сунне, перед чтением Корана во время праздничной молитвы количество такбиров по сравнению с обычной молитвой увеличивается. Так, во время первого раката слова “Аллаху акбар” произносятся семь раз, не считая первого их произнесения[1102] в начале молитвы, а во время второго раката − пять раз, не считая произнесения этих слов после завершения каждого земного поклона. Во время первого раката слова “Аллаху акбар” произносятся после “ду‘а аль-истифтах” и перед обращением к Аллаху с мольбой о защите от шайтана[1103], а во время второго − перед обращением к Аллаху с вышеупомянутой мольбой. Как указывает большинство наших товарищей, между каждыми двумя такбирами желательно произносить слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллахи/”. Однако некоторые из них считают, что в подобных случаях желательно говорить: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть и Ему хвала; в руках Его благо, и Он всё может! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, би-йади-хи-ль-хайру, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/»

Абу Наср ас-Саббаг и другие наши товарищи говорили, что, если человек произнесёт то, что обычно говорится в подобных случаях, будет прекрасно. Имеются в виду слова “Аллах велик, намного более (велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху утром и перед закатом!” Всё это следует говорить по возможности, и в этом нет ничего нежелательного или запретного. Если же человек не произнесёт ни этих слов, ни семикратного или пятикратного такбира, его молитва будет действительной, и совершения земных поклонов в качестве искупления за проявление невнимательности /суджуд ас-сахв/ не потребуется, однако он упустит возможность совершить доброе дело. Таким образом, следует считать, что если молящийся забудет произнести слова “Аллаху акбар” и сразу приступит к чтению Корана, то возвращаться к произнесению этих слов он не обязан, однако известно слабое[1104] утверждение аш-Шафи‘и, согласно которому человек должен сделать это.

Если говорить о хутбах во время праздничных молитв, то перед первой[1105] желательно произнести слова “Аллаху акбар” девять раз, а перед началом второй − семь раз.

Ранее мы уже касались вопроса о том, что желательно читать во время совершения праздничной молитвы.[1106] Согласно сунне, во время первого раката праздничной молитвы и моления о ниспослании дождя после “Аль-Фатихи” читается сура “Каф”, а во время второго – сура “Луна”. По желанию во время первого раката можно прочесть суру “Высочайший”, а во время второго − суру “Покрывающее”.

Глава 130. Как желательно поминать Аллаха в течение первых десяти дней месяца зу-ль-хиджжа

Аллах Всевышний сказал: {...и поминать имя Аллаха в установленные дни...}[1107] Ибн ‘Аббас, аш-Шафи‘и и большинство улемов считали, что здесь имеются в виду первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа.

Знай, что в течение этих десяти дней желательно заниматься разными видами поклонения, в том числе − много поминать Аллаха, но ещё больше внимания всему этому желательно уделять в день ‘Арафата.

470. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, , сказал: «Дела, (совершаемые) в течение этих десяти дней[1108], не лучше дел, (совершаемых) в течение этих (трёх)[1109]». (Люди) спросили: «И даже джихад (не является более достойным)?» (Посланник Аллаха, ,) сказал: «И даже джихад, если только (в нём не участвовал) человек, рисковавший (ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёсший назад, ни того, ни другого[1110]».[1111]

В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что пророк, , сказал: «Нет праведных дел, совершаемых в любые дни, которые Аллах Всевышний любил бы больше дел, совершаемых в течение этих десяти дней». В версии, приводимой Абу Даудом, приводятся те же слова, если не считать того, что там сказано: «...в течение этих дней». В “Муснаде” имама Абу Мухаммада ‘Абдуллаха бин ‘Абд ар-Рахмана ад-Дарими приводится ещё одна версия этого хадиса, передаваемая со слов передатчиков обоих “Сахихов”. В этой версии сообщается, что пророк, , сказал: «Нет (праведных) дел, которые были бы лучше дел, (совершаемых) в течение десяти дней зу-ль-хиджжа». В другой версии, которая приводится там, сказано: «...в течение десяти (дней месяца) жертвоприношения».

471. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1112] сказал:

− Пророк, , сказал: «Лучшей мольбой является та, с которой обращаются к Аллаху в день ‘Арафата, а лучшим из того, что говорил я, как и (другие) пророки, являются слова: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир/”».[1113]

Более краткая версия этого хадиса с иснадом, относящимся к категории “мурсаль”, приводится в “Муватта” имама Малика, где сообщается, что пророк, , сказал: «Лучшей мольбой является та, с которой обращаются к Аллаху в день ‘Арафата, а лучшим из того, что говорил я и пророки, жившие до меня, являются слова: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху/”».

Дошло до нас, что Салим бин ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, увидевший, как какой-то нищий обращается к людям с просьбами в день ‘Арафата, воскликнул: «О слепец, и в этот день он просит кого-то, кроме Всемогущего и Великого Аллаха!»

В своём “Сахихе” аль-Бухари приводит сообщение о том, что однажды ‘Умар, да будет доволен им Аллах, находившийся в своём шатре в Мине[1114], повторял слова “Аллаху акбар”. Это услышали собравшиеся в мечети люди, которые также стали повторять такбир, а потом его подхватили люди на рынках, и рынки затряслись от этого.

Аль-Бухари передаёт также, что в первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, обычно приходили на рынок и повторяли слова “Аллаху акбар”, а люди вторили им.

Глава 131. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время солнечного затмения

Знай, что согласно сунне во время солнечных и лунных затмений положено часто поминать Аллаха Всевышнего и обращаться к Нему с мольбами. Кроме того, по единодушному мнению всех мусульман, во время затмений следует совершать молитву.

472. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, и поэтому если вы увидите (подобное), то взывайте к Аллаху Всевышнему, произносите слова “Аллаху акбар” и раздавайте милостыню».[1115]

В некоторых версиях этого хадиса, приводимых в обоих “Сахихах”, сообщается, что пророк, , сказал: «...и поэтому если вы увидите (подобное), то поминайте Аллаха Всевышнего...»

В той версии этого хадиса, которая приводится в обоих “Сахихах” и передаётся со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что пророк, , сказал нечто подобное. В той версии этого хадиса, которая приводится в обоих “Сахихах” и передаётся со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, , сказал: «...и поэтому если вы увидите (подобное), то поминайте Его и обращайтесь к Нему с мольбами и просьбами о прощении». В той версии этого хадиса, которая приводится в обоих “Сахихах” и передаётся со слов аль-Мугиры бин Шу‘бы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, , сказал: «...и поэтому если вы увидите (подобное), то взывайте к Аллаху и молитесь». Нечто подобное приводится также в той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, и приводится аль-Бухари, а Аллах знает об этом лучше.

473. Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я пришёл к пророку, , во время солнечного затмения и увидел, что он встал на молитву и поднял руки. Потом он начал произносить слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, “Аллах велик /Аллаху акбар/” и “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и обращаться к Аллаху с мольбами, и продолжал делать это, пока затмение не закончилось. Когда же оно закончилось, (пророк, ,) прочёл две суры (из Корана) и совершил молитву в два раката».[1116]

Совершая молитву во время солнечного затмения, желательно читать Коран долго. Так, во время первого стояния[1117] читается то, что примерно соответствует по объёму суре “Корова”, во время второго − около ста айатов, во время третьего − около ста пятидесяти айатов, а во время четвёртого − около ста. Совершая первый поясной поклон, желательно прославлять Аллаха столько времени, сколько потребуется для чтения ста айатов, во время второго, равно как и третьего поясного поклона, на прославление желательно потратить столько времени, сколько нужно для чтения семидесяти айатов, а во время четвёртого − ста. Земные поклоны должны занимать примерно столько же времени, сколько и поясные: первый земной поклон по продолжительности должен соответствовать первому поясному поклону, а второй − второму, что и следует считать правильным, хотя, как известно, единого мнения относительно этого у улемов не было. Можно не сомневаться относительно того, что я сказал относительно продолжительного совершения земного поклона, несмотря на то что в большинстве трудов наших товарищей указывается, что земной поклон совершать долго не следует. На самом деле подобное сомнение следует считать либо ошибочным, либо необоснованным, правильно же совершать его долго. В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводятся передаваемые многими путями сообщения о посланнике Аллаха, , которые подтверждают правильность сказанного мною, а в “Шарх аль-мухаззаб” я дал соответствующие разъяснения и привёл необходимые указания и доказательства. Кроме того, в этом труде я указываю на то, о чём я говорил, чтобы ничто иное никого не вводило в заблуждение. На желательность продолжительного совершения земного поклона неоднократно указывает и аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, а Аллах знает об этом лучше.

Наши товарищи говорили также, что сидеть между двумя земными поклонами следует не долго, а столько же, сколько и при совершении обычных молитв, однако этот вопрос является спорным. В одном из достоверных хадисов упоминается о том, что в подобных случаях пророк, , сидел продолжительное время, и я ясно указываю на это в том разделе “Шарх аль-мухаззаб”, где говорится о том, что сидеть в этом случае желательно долго. Не следует долго выпрямляться после второго поясного поклона, как не следует долго произносить слова ташаххуда и сидеть после него, а Аллах знает об этом лучше. Однако молитва человека будет действительной и в том случае, если он не станет совершать долго все вышеупомянутые элементы молитвы и ограничится только чтением “Аль-Фатихи”. Выпрямляясь после совершения поясного поклона, желательно каждый раз говорить: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида. Рабба-на, ля-кя-ль-хамд/», о чём говорится в одном из хадисов “Сахиха”. Согласно сунне читать Коран во время молитвы, совершаемой в случае лунного затмения, положено вслух, тогда как во время солнечного затмения это делается про себя. После каждой такой молитвы имаму следует прочесть две хутбы, внушая людям страх перед Аллахом Всевышним и побуждая их к проявлению повиновения Ему, раздаче милостыни и освобождению рабов, поскольку в известных хадисах сообщается, что так поступал и пророк, . Кроме того, во время хутбы имаму следует побуждать людей благодарить Аллаха Всевышнего за Его благодеяния и предостерегать их от небрежения и самообольщения, а Аллах знает об этом лучше.

474. Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «Посланник Аллаха, , велел (людям) освобождать рабов во время солнечного затмения».[1118]

Глава 132. Какие слова желательно произносить во время моления о ниспослании дождя

В подобных случаях желательно как можно чаще обращаться к Аллаху с мольбами, поминать Аллаха и покорно просить Его о прощении. Слова мольбы, с которыми обращаются к Аллаху в подобных случаях, известны: «О Аллах, напои нас дождём спасительным, приятным, сильным, покрывающим всё и идущим постоянно[1119]! О Аллах, (пусть этот дождь прольётся) на горные вершины, места произрастания деревьев и в вади[1120]! О Аллах, мы просим Тебя о прощении, ведь, поистине, Ты − Прощающий, ниспошли же нам ливень! О Аллах, напои нас дождём и не ввергай нас в отчаяние! О Аллах, сделай так, чтобы выросли наши растения, а вымя (каждого животного) давало много молока, напои нас благом с неба и произрасти для нас блага земли! О Аллах, удали от нас напряжение, голод и наготу и избавь нас от того испытания, от которого можешь избавить лишь Ты! /Аллахумма, аскы-на гайсан мугисан, хани’ан, мари’ан, гадакан, муджаллилян, саххан, ‘амман, табакан, да’иман! Аллахумма, ‘аля-з-зыраби, ва манабити-ш-шаджари, ва бутуни-ль-аудийати! Аллахумма, инна настагфиру-кя, инна-кя кунта Гаффаран, фа-арсили-с-сама’а ’аляй-на мидраран! Аллахумма, аскы-на-ль-гайса, ва ля тадж‘аль-на мина-ль-канитын! Аллахумма, анбит ля-на-з-зар‘а, ва адирра ля-на-д-дар‘а, ва аскы-на мин баракати-с-сама’и, ва анбит ля-на мин баракати-ль-арди! Аллахумма, ирфа‘ ‘ан-на-ль-джахда, ва-ль-джу‘а, ва-ль-‘урйа, ва икшиф ‘ан-на мина-ль-баля’и ма ля йакшифу-ху гайру-кя!» Если среди присутствующих есть человек, известный своей праведностью, желательно, чтобы люди попросили обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании его и сказали: «О Аллах, мы молим Тебя ниспослать дождь и обращаемся к Тебе с просьбой через такого-то Твоего раба».

475. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда (мусульман) поражала засуха, ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, всегда просил аль-‘Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, и он говорил: «О Аллах, поистине, мы всегда просили нашего пророка обращаться к Тебе с мольбой о дожде, и Ты посылал нам дождь, а теперь мы просим обратиться к Тебе дядю нашего пророка, так пошли же нам дождь!»[1121] − и дождь действительно ниспосылался им.[1122]

Известно, что с подобными просьбами обращался к праведникам Му‘авийа[1123] и другие люди. Во время моления о ниспослании дождя желательно читать из Корана то же, что читается и во время праздничной молитвы, о чём мы уже говорили. В начале первого раката слова “Аллаху акбар” произносятся семь раз, а в начале второго − пять, как и во время праздничной молитвы; всё, что было сказано мною о семикратном и пятикратном произнесении такбира во время праздничной молитвы, в равной степени касается и моления о ниспослании дождя. После завершения молитвы имам читает две хутбы, во время которых следует как можно чаще просить Аллаха о прощении и обращаться к Нему с мольбами.

476. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Как-то раз) к пророку, , пришли плачущие женщины, и он сказал: «О Аллах, напои нас дождём спасительным, утоляющим жажду, обильным, полезным, а не вредным, скорым, а не запоздалым! /Аллахумма, аскы-на гайсан мугисан, мариййан, мари‘ан, нафи‘ан, гайра даррин, аджилян гайра аджилин!» − после чего небо над ними заволокло тучами.[1124]

477. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1125] сказал:

− Обращаясь к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, посланник Аллаха, , обычно говорил: «О Аллах, напои рабов Твоих и животных Твоих, распространи милость Твою и оживи Твою мёртвую страну! /Аллахумма,-скы ‘ибада-кя ва баха’има-кя, ва-ншур рахмата-кя, ва-хййи баляда-кя-ль-маййит!/»[1126]

478. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

− (Однажды, когда) люди пожаловались посланнику Аллаха, , на засуху, он велел принести минбар, который был установлен для него на месте молитвы, и назначил людям день, когда они должны были прийти туда. Посланник Аллаха, , вышел к месту молитвы в то время, когда (над горизонтом) показался край солнца. Он уселся на минбаре, стал возвеличивать[1127] Всемогущего и Великого Аллаха и воздавать Ему хвалу, а потом сказал: «Вы жаловались на недород вашей земли и на то, что дождь задерживается, но ведь Аллах, слава Ему, велел вам взывать к Нему и обещал ответить!» Потом он сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День суда! Нет бога, кроме Аллаха, Который делает, что пожелает! О Аллах, Ты − Аллах, и нет бога, кроме Тебя, Не нуждающегося (ни в чём), тогда как мы нуждаемся. Ниспошли нам дождь и сделай то, что Ты ниспошлёшь, нашей силой и поддержкой для нас на какое-то время! /Аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямина-р-Рахмани-р-Рахими, Малики йауми-д-дин! Ля иляха илля-Ллаху йаф‘алю ма йурид! Аллахумма, Анта-Ллаху, ля иляха илля Анта-ль-Ганиййу ва нахну-ль-фукара’. Анзиль ‘аляй-на-ль-гайса, ва идж‘аль ма анзальта ля-на кувватан ва баляган иля хин!» − после чего начал поднимать руки, и поднимал их до тех пор, пока не стала видна белизна его подмышек. Потом он повернулся к людям спиной и надел свою накидку по-другому[1128], не опуская рук, а потом повернулся к людям лицом, сошёл с минбара и совершил молитву в два раката. После этого Всемогущий и Великий Аллах пригнал облака, раздался гром, и засверкали молнии, а потом с соизволения Аллаха хлынул дождь. И (пророк , ,) ещё не успел дойти до своей мечети, как повсюду уже текли потоки воды; увидев же, как люди торопятся найти укрытие, он стал смеяться так, что показались его зубы,[1129] и воскликнул: «Свидетельствую, что Аллах всё может и что я − раб Аллаха и посланник Его!»[1130]

Знай, что этот хадис ясно указывает на необходимость проведения хутбы перед молитвой. Об этом же ясно говорится и в других хадисах, которые приводят аль-Бухари и Муслим, что объясняют как указание на допустимость этого. Однако в большинстве трудов по фикху, написанных нашими товарищами и другими факихами, говорится, что в силу существования других хадисов молитву желательно совершать до хутбы и что так поступал посланник Аллаха, , а Аллах знает об этом лучше.

В подобных случаях обращаться с мольбами к Аллаху, очень высоко поднимая руки, желательно как вслух, так и про себя. Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал:

− Обращаясь к Аллаху с мольбой, пусть люди говорят: «О Аллах, Ты велел нам взывать к Тебе, пообещав дать ответ, и вот мы воззвали к Тебе, как Ты и велел, так ответь же нам! О Аллах, даруй нам прощение за то, что мы совершили, и даруй нам ответ (на мольбы) напоить нас, и даруй нам достаточный удел! /Аллахумма, амарта-на би-ду‘аи-кя ва ва‘адта-на иджабата-кя, ва кад да‘авна-кя кя-ма амарта-на, фа-аджиб-на кя-ма ва‘адта-на! Аллахумма-мнун ‘аляй-на би-магфирати ма карафна, ва иджабати-кя фи сукйа-на, ва са‘ати ризкы-на!/» Кроме того, следует обратиться к Аллаху с мольбами за верующих мужчин и женщин, призвать благословение на пророка, , и прочитать один или два айата Корана. Имам же должен сказать: «Молю Аллаха о прощении для себя и для вас! /Астагфиру-Ллаха ли ва ля-кум!/»

Кроме того, в подобных случаях следует обращаться к Аллаху с мольбами, которые приличествует произносить в минуты печали, говорить: «О Аллах, даруй нам в мире этом добро /Аллахумма, ати-на фи-д-дунйа хасанатан/», и обращаться к Нему с другими вышеупомянутыми мольбами, которые приводятся в достоверных хадисах.

В своём труде “Аль-Умм” аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, пишет:

− Как и во время праздничной молитвы, при проведении моления о ниспослании дождя имам читает две хутбы. Читая хутбу, ему следует возвеличивать Аллаха Всевышнего, воздавать Ему хвалу, призывать благословения на пророка, , и молить Аллах о прощении столь часто, чтобы мольбы такого рода составили большую часть того, что будет им сказано. Так, ему следует часто повторять слова: {Молите о прощении Господа вашего, ибо, поистине, Он − Прощающий! Он ниспошлёт вам с неба обильный дождь...}[1131]

Затем он приводит сообщение, в котором говорится, что, когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, проводил моление о ниспослании дождя, его мольбы по большей части представляли собой просьбы о прощении. Аш-Шафи‘и сказал: «Взывая к Аллаху, имам должен по большей части просить о прощении. Ему следует начать с этого свою мольбу, чётко выговаривая каждое слово, и закончить этим, и пусть такие мольбы составляют большую часть его слов, пока он не умолкнет. Кроме того, он должен побуждать людей к покаянию, проявлению повиновения Аллаху Всевышнему и стремлению приблизиться к Нему».

Глава 133. Что желательно говорить, если поднимется

сильный ветер

479. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда ветер начинал бушевать, пророк, , обычно говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе его, благе того, что он в себе несёт, и благе того, что с ним было послано, и прибегаю к Твоей защите от зла его, зла того, что он в себе несёт, и зла того, что с ним было послано! /Аллахумма, инни ас’алю-кя хайра-ха, ва хайра ма фи-ха, ва хайра ма урсилят би-хи, ва а‘узу би-кя мин шарри-ха, ва шарри ма фи-ха, ва шарри ма урсилят би-хи!/»[1132]

480. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Ветер, являющийся проявлением милости /раух/ Аллаха Всевышнего, приносит с собой как милость (рахма), так и мучение,[1133] и если вы увидите, что (поднимается ветер), не поносите его, а просите Аллаха о благе (этого ветра) и обращайтесь к Аллаху за помощью от его зла».[1134]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.