Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА

 

План

1. На контурной карте мира отметьте океаны и их границы, 20 самых крупных морей и 20 заливов, 10 наиболее значимых проливов, а так же крупнейшие реки и озера на каждом из материков.

На контурной карте мира подпишите по 20 самых больших островов и полуостровов.

2. На контурной карте мира обозначьте крупнейшие горные хребты и равнины (включая низменности, плоскогорья и плато) на каждом из континентов и наиболее известные действующие вулканы.

 

Методические рекомендации

При оформлении контурной карты все надписи должны быть выполнены печатным шрифтом. Гидрография (моря, реки и т.п.) подписывается синим цветом, объекты относящиеся к суши – черным цветом, а вулканы отмечаются красной звёздочкой. Мелкие объекты целесообразно не подписывать, а обозначить цифрами, сделав в легенде карты сноску названий этих географических объектов. Полный список географической номенклатуры приведен в конце данного пособия в приложении на с.172-176.

 

Литература

Географический атлас для учителей средней школы. – М., 1980.

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тематика курсовых работ

1. Географические идеи учёных древнего мира и географические открытия в средние века.

2. История развития взглядов на происхождение Солнечной системы и её строение.

3. Современные представления о строении земной коры и её движениях.

4. Происхождение озёр и их классификация.

5. Ледники, их типы и географическое распространение.

6. Учение В. Вернадского о биосфере.

7. Целостность географической оболочки и круговороты вещества в географической оболочке.

8. Атмосфера как динамическая система.

9. Циклоны и антициклоны и их роль в общей циркуляции атмосферы.

10. Океан как динамическая система.

11. Круговороты вещества и энергии в природе.

12. Эндогенные процессы и их роль в развитии географической оболочки Земли.

13. Вулканизм как проявление эндогенных процессов и его роль в развитии земной поверхности.

14. Экзогенные процессы и их роль в развитии географической оболочки Земли.

15. Выветривание и его роль в развитии земной поверхности.

16. Взаимодействие общества и природы – актуальная проблема мировой науки.

17. Современные формы охраны природы в России.

18. Национальные парки и заповедники мира.

 

Методические рекомендации по написанию курсовой работы

1. Хотя курсовая работа, которую предстоит выполнить каждому студенту 3 курса, имеет в основном реферативный характер, тем не менее её следует рассматривать как первую попытку самостоятельного научного исследования. Высокой оценки будут заслуживать те работы, в которых студенты наряду с обзором литературы будут высказывать собственные аргументированные суждения, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Приступая к выполнению курсовой работы, следует внимательно ознакомиться с предлагаемой тематикой. Исходя из собственных интересов, наличия литературы или возможности получить её в библиотеках, студент должен выбрать для работы одну из рекомендуемых тем.

2. Важным этапом работы является подбор научной литературы. Для этого необходимо воспользоваться услугами всех доступных библиотек (областной, городской, районной, вузовской, школьной и др.). Каждая библиотека располагает систематическим (тематическим) каталогом, с помощью которого можно подобрать книги по интересующему вопросу. Следует помнить, что почти во всех книгах имеется список литературы, который даёт представление о наиболее значительных работах в соответствующей научной отрасли. Это облегчит целенаправленный поиск литературных источников.

Поскольку подбор литературы должен быть сделан студентами самостоятельно, в тематике курсовых работ никаких указаний об источниках не даётся.

В курсовой работе необходимо осветить взгляды разных авторов по данному вопросу, заимствовать из литературы нужные определения, таблицы схемы и т.д. В тексте обязательно делаются ссылки на все использованные источники. Они же включаются в библиографический список в конце работы.

Практика показывает, что иногда студенты привлекают для написания работы 1-2 источника, а в список литературы включают 10-15. Это недопустимо, поскольку ясно указывает на то, что хотя автору и удалось подобрать соответствующую литературу, воспользоваться ею он не сумел. Рекомендовать точное число литературных источников невозможно. Главное для автора – показать, что он, во-первых, знаком с важнейшими работами по данному вопросу, и, во-вторых, сумел на их основе всесторонне раскрыть тему.

3. Подобрав всю основную литературу, следует бегло ознакомиться с её содержанием и составить предварительный план будущей работы, который нацелит студента на последовательное изучение литературы и написание соответствующих частей курсовой работы.

4. После составления плана можно приступать к детальной проработке каждого источника.

Литературный источник необходимо читать и конспектировать с учётом того, что из его содержания относится к тому или иному вопросу плана будущей работы. Конспект лучше делать на небольших листах бумаги и на один лист писать только те материалы, которые относятся к одному пункту плана. Так конспектируется вся подобранная литература. В итоге студент получит записи на листочках по всем вопросам намеченного плана работы. Конспектирование необходимо делать своими словами, а не переписывать текст. Когда сделана нужная запись на листочке, следует указать страницу источника, а в верхнем углу – его полные библиографические данные: фамилию и инициалы автора, название работы, место издания, название издательства, год издания и количество страниц в книге. Все эти данные будут необходимы при составлении общего списка использованной литературы при завершении и оформлении курсовой работы.

Ссылку на литературный источник можно также делать цифрой. Например: К.И. Геренчук и др. [5] утверждает, что цифра 5 означает, что данная работа в пронумерованном списке литературы – пятая. Список литературных источников пишется в алфавитном порядке и помещается в конце работы.

Законспектировав литературу и разложив записи по частям согласно плану курсовой работы, можно приступать к следующему этапу – написанию текста.

5. Любая работа состоит из трёх частей: вводной, основной, (наиболее объёмной, где излагается весь фактический материал) и заключительной.

В процессе работы над рукописью может возникнуть необходимость уточнить план, включить в него новые вопросы, использовать литературные источники, которые первоначально не прорабатывались.

Курсовая работа не должна быть большого объёма. Всегда надо стремиться как можно более кратко излагать свои мысли. Считаем, что 20-25 страниц – оптимальный объём курсовой работы.

6. Важной частью курсовой работы является помещаемый в ней иллюстративный материал: картосхемы, графики, схематические рисунки и др. Хорошо и правильно подобранные иллюстрации существенно дополняют содержание, облегчают понимание текста, повышают качество работы. Они с одной стороны, являются обязательной частью текста, а с другой – отчётливо показывают серьёзность подхода автора к выполнению работы. Приводить следует лишь те иллюстрации, которые имеют непосредственное отношение к содержанию. «Украшательство» работы лишь ухудшает общее впечатление о ней.

Весь иллюстративный материал должен быть выполнен автором курсовой работы чёрной пастой или карандашом на чертёжной бумаге.

Приводимые в работе иллюстрации должны иметь название, условные обозначения и другие сведения об их содержании и нумеруются по порядку: рис. 1, рис. 2 и т.д. Таблицы нумеруются отдельно (табл. 1, табл. 2 и т.д.).

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируется цель и задачи работы, определяется объект и предмет исследования, указывается методическая основа написания работы и отмечается её теоретическая и практическая значимость.

Заключение должно содержать основные выводы по курсовой работе.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Выберите правильный ответ

1. Форма Земли

а) шар

б) геоид

в) кардиоид

г) сфероид

2. Планетой Солнечной системы является

а) Луна

б) Плутон

в) Церера

г) Уран

3. Наиболее яркая звезда на ночном небе

а) Сириус

б) Солнце

в) Полярная

г) Венера

4. Солнце в полдень бывает в зените

а) на экваторе 22 июня

б) на южном тропике 22 декабря

в) на северном тропике 21 марта

г) на северном полярном круге 22 июня

5. Самый длинный день 22 июня будет в

а) С-Петербурге

б) Москве

в) Архангельске

г) Нижнем Новгороде

6. Кориолисова сила отклоняет движущиеся тела к

а) северу

б) югу

в) востоку

г) западу

7. Время, измеренное на одном меридиане, называется

а) звездным

б) истинным солнечным

в) поясным

г) местным

 

8. Среднее расстояние от Земли до Солнца

а) 150 млн. км

б) 147 млн. км

в) 152 млн. км

г) 149,6 млн.км

9. В умеренных широтах зимой солнце всходит на

а) юго-востоке

б) северо-востоке

в) востоке

г) юге

10. На широте северного полярного круга полярная ночь длится

а) полгода

б) одни сутки

в) один месяц

г) одну неделю

11. Озоновый экран расположен в

а) тропосфере

б) стратосфере

в) мезосфере

г) экзосфере

12. Цвет утренней и вечерней зари объясняется

а) мощностью атмосферы

б) наличием частиц в атмосфере

в) высотой солнца над горизонтом

г) подстилающей поверхностью

13. Наибольшее альбедо имеет

а) снег

б) облака

в) вода

г) почва

14. Минимальной температура воздуха бывает

а) ночью

б) утром

в) днем

г) вечером

15. Наибольшая годовая амплитуда температур характерна для климата

а) экваториального

б) умеренно-континентального

в) тропического континентального

г) умеренного резко-континентального

16. В результате конденсации образуется

а) роса

б) иней

в) изморозь

г) гололед

17. При перемещении теплого воздуха на холодную поверхность образуется

туман

а) радиационный

б) адвективный

в) испарения

г) смешения

18. К облакам верхнего яруса относятся

а) перисто-кучевые

б) кучевые

в) высоко-кучевые

г) высоко-слоистые

19. Максимум осадков приходится на широты

а) умеренные

б) субтропические

в) тропические

г) экваториальные

20. Теплый, сухой и порывистый ветер с гор называется

а) стоковый

б) горно-долинный

в) фён

г) бора

21. В тропических широтах господствуют

а) западные ветры

б) восточные ветры

в) пассаты

г) муссоны

22. Зимний режим осадков характерен для климата

а) умеренного морского

б) субтропического средиземноморского

в) субтропического муссонного

г) тропического морского

23. Наибольшее количество гроз наблюдается в широтах

а) экваториальных

б) тропических

в) субтропических

г) умеренных

24. Психрометр это прибор для определения

а) облачности

б) атмосферного давления

в) направления ветра

г) влажности воздуха

25. Полюс жары находится в

а) Сахаре

б) Калифорнии

в) Австралии

г) Каракумах

26. Наибольшую соленость имеет море

а) Балтийское

б) Японское

в) Красное

г) Черное

27. К внутренним морям относятся

а) Баренцево

б) Белое

в) Охотское

г) Аравийское

28. Теплым считается течение

а) Перуанское

б) Канарское

в) Австралийское

г) Куросиво

29. Самые высокие приливные волны у берегов России в заливе

а) Шелихова

б) Фанди

в) Финском

г) Кольском

30. Незамерзающим считается море

а) Белое

б) Баренцево

в) Охотское

г) Уэдделла

31. Преимущественно ледниковое питание преобладает у реки

а) Кубань

б) Колыма

в) Обь

г) Енисей

32. Половодье в зимний период наблюдается на реках

а) Средиземноморья

б) юго-восточной Азии

в) Западной Европы

г) Фенноскандии

33. Самое соленое из озер

а) Балхаш

б) Большое соленое

в) Мертвое море

г) Чад

34. Снеговая линия в горах повышается

а) с удалением от экватора и повышением гор

б) с удалением от экватора и понижением гор

в) с приближением к экватору и понижением гор

г) с приближением к экватору и повышением гор

35. Только атмосферными осадками питаются болота

а) низинные

б) верховые

в) переходные

г) антропогенные

36. Пенеплен это

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

в) ступенчатая равнина

г) волнистая равнина

37. Овраги и балки относятся к

а) макрорельефу

б) мезорельефу

в) микрорельефу

г) нанорельефу

38. Омоложенными горами являются

а) Кавказ

б) Аппалачи

в) Верхоянский хребет

г) Алтай

39. Денудационные цокольные равнины характерны для

а) Фенноскандии

б) Восточной Сибири

в) Сахары

г) Гренландии

40. Отложения, созданные талыми ледниковыми водами, называются

а) делювиальные

б) пролювиальные

в) моренные

г) флювиогляциальные

41. Главной причиной меандрирования рек является

а) боковая эрозия

б) глубинная эрозия

в) сила Кориолиса

г) скорость течения

42. Развитию карста способствуют

а) атмосферные осадки

б) атмосферные осадки и грунтовые воды

в) грунтовые воды

г) гумидный климат

43. Солифлюкция это рельеф

а) эоловый

б) гляциальный

в) криогенный

г) флювиальный

44. Фиордовый тип берегов характерен для

а) Средиземноморья

б) Австралии

в) Гренландии

г) Антарктиды

45. На побережье Северного моря распространены берега

а) шхерные

б) ледяные

в) лиманные

г) маршевые

 

46. Промывной режим характерен для почв

а) красноземов

б) сероземов

в) черноземов

г) каштановых

47. Наибольшая биопродуктивность свойственна для природной зоны

а) тайги

б) широколиственных лесов

в) субтропических лесов

г) влажных экваториальных лесов

48. Самая богатая флора и фауна характерна для

а) тайги

б) широколиственных лесов

в) субтропических лесов

г) влажных экваториальных лесов

49. Наименьшей единицей физико-географического районирования является

а) ландшафт

б) урочище

в) фация

г) провинция

50. Граница географической среды по сравнению с географической оболочкой

а) больше

б) меньше

в) совпадают

г) не пересекаются

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

(1 часть)

 

1. Предмет общего землеведения. Физическая география и другие науки о Земле.

2. История развития землеведения. Современная физическая география.

3. Вселенная. Наша Галактика.

4. Созвездия. Общие сведения о звездах.

5. Строение Солнечной системы. Образование Солнечной системы.

6. Общая характеристика планет Солнечной системы.

7. Характеристика Земли как планеты. Фигура и размеры Земли.

8. Луна спутник Земли. Следствия взаимодействия Земли и Луны.

9. Суточное вращение Земли и его следствия. Измерение времени. Годовое движение Земли и его следствия. Пояса освещенности. Гравитационное и магнитное поля.

10. Внутреннее строение Земли. Гипотезы происхождения нашей планеты.

11. Гипотезы происхождения материков и океанов. Теория тектоники литосферных плит.

12. Общая характеристика земной поверхности. Состав и строение атмосферы.

13. Солнечная радиация. Прямая и рассеянная солнечная радиация.

14. Отраженная и поглощенная солнечная радиация. Альбедо.

15. Тепловой режим почв и водоёмов. 18.Тепловой режим тропосферы. Инверсия.

16. Распределение тепла на Земле. Тепловые пояса.

17. Влажность воздуха. Испарение и испаряемость.

18. Конденсация и сублимация водяного пара, на поверхности и в воздухе.

19. Туман и дымка. Типы туманов.

20. Облачность. Классификация облаков.

21. Облака. Условия их образования.

22. Оптические и электрические явления в атмосфере.

23. Атмосферные осадки. Виды осадков.

24. Распределение осадков на Земле. Коэффициент увлажнения.

25. Атмосферное давление. Циркуляция атмосферы.

26. Ветер. Постоянные и местные ветры.

27. Воздушные массы и атмосферные фронты.

28. Барические центры на Земле. Циклоны и антициклоны.

29. Погода. Метеорологические приборы и наблюдения.

30. Климат. Факторы климатообразования.

31. Климатические пояса и области Земли (по Б.П. Алисову).

32. Изучение атмосферы. Понятие о мониторинге.

 

(2 часть)

 

1. Понятие о гидросфере. Объём воды на планете.

2. Происхождение и круговорот воды на Земле.

3. Мировой океан и его части.

4. Свойства океанических вод.

5. Динамика океанических вод.

6. Океан как среда жизни. Природные ресурсы океана.

7. Воды суши: поверхностные и подземные(общая характеристика).

8. Реки: морфометрические характеристики, питание, режим, работа рек.

9. Озёра: морфометрические характеристики, классификация озёр.

10. Болота, их образование; классификация болот.

11. Ледники, их типы. Хионосфера.

12. Подземные воды. Мерзлота.

13. Современные представления о литосфере.

14. Рельеф, его классификация.

15. Факторы рельефообразования.

16. Процессы рельефообразования. Понятие о геологических процессах.

17. Эндогенные процессы: магматизм, метаморфизм, медленные вертикальные колебательные движения.

18. Экзогенные процессы. Выветривание и их виды.

19. Экзогенные процессы: эоловые, флювиальные, гляциальные.

20. Состав и строение земной коры.

21. Движения земной коры.

22. Планетарный рельеф Земли.

23. Рельеф суши. Морфоструктура.

24. Горы, их классификация.

25. Равнины, их классификации.

26. Вулкан. Вулканический рельеф.

27. Рельеф суши. Морфоскульптура.

28. Флювиальный рельеф: овраги, балки, речные долины.

29. Флювиальный рельеф: карст, суффозионный и оползневый рельеф.

30. Гляциальный рельеф.

31. Эоловый рельеф.

32. Криогенный рельеф.

33. Рельеф дна Мирового океана.

34. Рельеф берегов.

35. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

36. Жизненные сообщества организмов. Биогеоценозы.

37. Почва как особое природное образование.

38. География почв (закономерности распределения основных типов почв).

39. Географическая оболочка и её закономерности.

40. Дифференциация географической оболочки. Понятие о ландшафте.

41. Географическая среда. Взаимодействие человеческого общества и природы.

42. Население Земли. Глобальные проблемы человечества.

 

Ответы к тестовым заданиям

- б - г - а - б - в - в - г - г - а - б - б - в - а - б - г - а - б - а - г - в - в - б - а - г - а - в - б - г - а - б - а - а - в - г - б - а - б - в - а - г - а - б - в - в - г - а - г - г - в - б

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Любов М.С. Основы землеведения. – Арзамас: АГПИ, 2003.

2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Землеведение и краеведение. – М.: ВЛАДОС – 2003.

3. Мельникова А.П. Методические рекомендации к практическим и семинарским занятиям по Общему землеведению. – Арзамас: АГПИ, 2007.

4. Мильков Ф.Н. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1990.

5. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2007.

 

Дополнительная:

1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. – М., 1975.

2. Географический атлас для учителей средней школы. – М., 1980.

3. Городецкий О.Н.. Гуральник И.И., Ларин В.В. Метеорология, методы и технические средства наблюдений. – Л, 1984.

4. Любов М.С. География Нижегородского края. – Арзамас, АГПИ, 2004.

5. 5. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976.

6. Никонова М.А., Данилова П.А. Землеведение и краеведение. М.: Академия, 2000.

7. Пашканг К.В. Практикум его общему землеведению. – М.: Высшая школа, 1982.

8. Ратобольский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и краеведение. – Минск, 1987.

9. Соровский образовательный журнал. – М.: 1996-2002.

10. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М., 1977.

11. Щукин И.С. Энциклопедический словарь географических терминов. – М.: 1990.

12. Физическая география (пособие для подготовительных курсов). Под ред. К.В. Пашканга, М.: Просвещение, 1991 г.

Содержание

Предисловие ..................................................................................................... 3

Часть I. КУРС ЛЕКЦИЙ ...................................................................................... 4

Предмет общего землеведения ......................................................................... 4

Земля и окружающее ее пространство ............................................................. 10

Характеристика Земли как планеты .................................................................. 17

Атмосфера .......................................................................................................... 27

Гидросфера ......................................................................................................... 57

Литосфера ........................................................................................................... 78

Биосфера ............................................................................................................ 104

Географическая оболочка ................................................................................. 112

Географическая среда и человеческое общество ............................................ 115

 

Часть II. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ......................................................... 121

Земля и окружающее ее пространство .............................................................. 121

Атмосфера ........................................................................................................... 124

Гидросфера .......................................................................................................... 128

Литосфера ............................................................................................................ 135

Биосфера. Географическая оболочка ................................................................ 145

 

ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................... 148

Терминологический словарь ............................................................................... 148

Географическая номенклатура ........................................................................... 172

Контрольные работы ........................................................................................... 177

Тематика курсовых работ......... .......................................................................... 178

Тестовые задания ................................................................................................ 181

Вопросы к экзамену ............................................................................................ 186

 

ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................................... 189

 

Учебное издание

Любов Михаил Сергеевич

Общее землеведение

Учебное пособие

 

В авторской редакции

Технический редактор С.П. Никонов

Верстка и вывод оригинал-макета З.Ю. Скочигоровой

 

Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001. Подписано в печать 28.05.2009

Формат 60x84/16. Усл. печ. листов 11,1. Тираж 300 экз. Заказ 32/9

 

 

Издательство

Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара

607220, г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36

Участок оперативной печати

607220, г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36


[1] Подробнее см. Мильков Ф.Н. Общее землеведение. Учебник для студентов географич. спец. вузов. М., Высш. шк., 1990, с.267-277.

[2] Подробнее см. Кейльман Г.А., Болтыров В.Б. Основы геологии. М., «Недра», 1985.

[3] Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студентов географ. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1990. С.59.

[4] Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. Для студентов географ. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1990, с.89.

[5] Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и краеведение. – Минск. Издательство «Университетское», 1987. С.142.

[6] Городецкий О.А., Гуральник И.И., Ларин В.В. Метеорология, методы и технические средства наблюдений. Гидротеоиздат. Л., 1984. С.27.

[7] Городецкий О.А., Гуральник И.И., Ларин В.В. Метеорология, методы и технические средства наблюдений. Л., Гидрометеоиздат, 1984. С.35.

[8] Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Земля как планета. Атмосфера. Гидросфера. Учеб. пособие для студентов географ. специальностей пед. институтов. М., Просвещение, 1976, с.324.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.