Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ II. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

 

Тема. ЗЕМЛЯ И ОКРУЖАЮЩЕЕ ЕЕ ПРОСТРАНСТВО

 

План

1. Фигура и размеры Земли.

2. Движения Земли и их следствия.

3. Измерение времени.

4. Общая характеристика земной поверхности.

5. Характеристика Земли как планеты.

 

Задания для самостоятельной работы

 

№1. Постройте кривую изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, используя данные таблицы 1:

Таблица 1

Изменение дальности видимого горизонта

в зависимости от высоты места наблюдения

Высота места Наблюдения, м Дальность видимого горизонта, км Высота места наблюдения, м Дальность видимого горизонта, км
3,8 12,1 27,1 38,3 85,6   121,0  

 

Методические рекомендации. Для построения кривой берется система прямоугольных координат. На оси абсцисс откладывается высота места наблюдения, на оси ординат – дальность видимого горизонта.

При построении кривой первые три цифры высоты места наблюдения не принимаются во внимание. Таким образом, на кривой будет показано изменение дальности видимого горизонта с высоты 100 м.

Наиболее удобными масштабами при построении являются: горизонтальный 1 : 100000 в 1 см-1 км, вертикальный 1 : 4000000 в 1 см – 40 км.

№2. Произведите анализ кривой. Укажите: а) какова закономерность в изменении дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, б) к какому выводу приводит анализ графика и этих данных в отношении формы Земли, в) можно ли на основании приведенных выше данных и графика утверждать, что Земля имеет форму шара.

№3. По графику определите дальность видимого горизонта с Эльбруса, Роман-Коша, Народной, пика Коммунизма, пика Победы, Белухи. Высоты этих вершин выписываются из географического атласа.

№4. Два путешественника направились с одинаковой скоростью по одному и тому же меридиану от 45 параллели – один к Северному полюсу, другой к экватору. Одновременно ли они достигнут цели? Если нет, то почему, и кто из них придет раньше?

№5. В каких частях поверхности Земли человек может находиться ближе всего к центру Земли?

№6. Вычислите площадь поверхности Земли по формуле S = 4 пR2, где S – площадь, R – радиус земного шара.

Вычислите объем Земли по формуле V = 4/3 пR3.

Определите площадь поверхности и объем Луны, сравните площадь и объем Земли и Луны.

№7. Можно ли по месту захода и восхода Солнца точно определить направление сторон горизонта?

№8. На каких широтах на земном шаре и в какое время года можно наблюдать Солнце в полдень на севере?

№9. Где на земном шаре Солнце в полдень наблюдается полгода на севере, полгода на юге?

№10. Определите продолжительность дня, если известно, что горизонтальный угол по угломеру между точками восхода и захода Солнца составляет 900, 1800, 1360, 105030′, 90015′.

№11. Определите время восхода и захода Солнца и продолжительность дня, если при наблюдении захода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол, равный: 2300, 2850, 270030′, 26506′.

№12. Как изменились бы на земном шаре времена года, если бы земная ось была перпендикулярна плоскости земной орбиты?

№13. Сколько раз в году и когда Солнце бывает в зените над тропиками и над экватором? Сколько раз в году Солнце бывает в зените на широтах, расположенных между тропиками?

№14. Когда Солнце бывает выше всего и ниже всего над горизонтом в Арзамасе, в Москве и где оно в этот день бывает в зените?

№15. Подготовьте сообщения на тему:

А. Основные закономерности в изменении продолжительности дня и ночи, сумерек, а так же условий освещения в ночное время на разных широтах и в разные сезоны года.

Б. Сезоны года, их продолжительность и конкретное проявление в тундре и степях.

В. Суточный и годовой циклы в развитии природы.

№16. Вычислите высоту Солнца над горизонтом в полдень в дни солнцестояний и равноденствий для следующих широт: 23027′, 66030′, 900 – и в пункте, где вы живете.

Методические рекомендации. Для вычисления высоты Солнца над горизонтом используйте формулу h = 900 – Y + ‌d, где Y - широта места, d - склонение светила, а также используйте таблицу:

Склонение Солнца

23/IX 00 22/XII - 23027′ 21/III 00 22/VI + 23027′

 

№17. В Лондоне по местному времени 12 ч. Сколько времени (по местному солнечному) в Москве, Калининграде, Вашингтоне, Париже, Н. Новгороде?

№18. Сколько времени (по среднему солнечному) в Москве, если во Владивостоке ( по среднему солнечному ) 4 ч, в Тюмени 16 ч 32 мин, в Берлине 11 ч 20 мин, в Риме 21 ч 13 мин?

№19. Где и в котором часу по московскому декретному времени начинается новый год в пределах территории России?

№20. Спутники Магеллана, закончив кругосветное путешествие, выяснили, что они ошиблись в счете времени и вернулись в Испанию не 6 сентября 1522 г., как они считали. Почему это произошло и какого числа в действительности закончилось первое кругосветное путешествие?

№21. В каком месте Северного полушария магнитная стрелка компаса северным концом показывает прямо на юг?

№22. Вычертите столбиковые диаграммы площадей материков, их средних и максимальных высот по данным таблицы 2.

Каждую из трех диаграмм удобнее для наглядности расположить одну под другой так, чтобы все три величины для каждого материка находились на одной вертикальной прямой. Каждая диаграмма должна иметь свой заголовок с указанием принятых единиц измерений.

Таблица 2

Площадь материков, их средние и максимальные высоты

Название материка (части света) Площадь, млн. км2. Средняя высота, м. Наибольшая высота, м.
Азия Африка Северная Америка Южная Америка Антарктида Европа Австралия с Океанией 43,4 30,3 24,3 18,3 14,1 10,0 9,0 8848 г. Джомолунгма 5895 влк. Килиманджаро 6193 г. Мак-Кинли 6960 г. Аконкагуа 5140 г. Винсон 4807 г. Монблан 2230 г. Косцюшко

 

Площадь материков дана с прилегающими к ним островами

Методические рекомендации. Масштаб: а) для диаграммы площадей материков: в 1 см.- 6 млн. км2.; б) для диаграммы средних высот материков: в 1 см. – 200 м.; в) для диаграммы максимальных высот материков: в 1см. – 1000 м. Основания всех столбиков в каждой диаграммы берутся одинаковыми.

Для более наглядного сравнения материков на диаграммах по площадям, средним и максимальным высотам диаграммы раскрашивают. Столбики наибольшей площади, наибольшей, средней и максимальной высоты закрашиваются одним цветом, столбики второй по величине площади, средний и максимальной высоты – другим цветом и т.д. Все цифровые данные таблицы и названия вершин с максимальной высотой надписываются на соответствующих столбиках диаграмм после и раскраски.

 

Основная литература

1. Любов М.С. Основы землеведения. – Арзамас: АГПИ, 2003. – С. 12-27.

2. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М., 2007. – С. 8-16.

Дополнительная литература

1. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М., Просвещение, 1976. Ч. I. – С. 34-38, 46-53.

 

Тема. АТМОСФЕРА

 

План

1. Радиационный баланс земной поверхности.

2. Температура воздуха. Распределение изотерм на Земле.

3. Влажность воздуха. Коэффициент увлажнения.

4. Облака и осадки. Распределение осадков на Земле.

5. Давление и барический режим атмосферы.

6. Циркуляция атмосферы. Ветры.

7. Погода и её характеристика по синоптическим картам.

8. Климат и климатические пояса Земли.

 

Задания для самостоятельной работы

 

№1. Изучите карту среднего многолетнего распределения годовой величины радиационного баланса (у земной поверхности и проведите ее анализ / см.: Географический атлас для учителей средней школы, с.36, карта 1; Физико-географический атлас мира /ФГАМ/, карта 23). В ходе анализа ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменяется годовая величина радиационного баланса в зависимости от широты места?

На каких широтах годовая величина радиационного баланса наибольшая, на каких наименьшая и почему?

2. В чем различие в ходе изолиний радиационного баланса на океанах и на суше? Где – на океанах или на суше – радиационный баланс распределен более равномерно и почему?

3. На каких территориях и акваториях радиационный баланс максимальный, на каких – минимальный?

Выделите на земном шаре области с повышенным и пониженным значением радиационного баланса, укажите их величину и географическое положение.

№2. Дайте анализ данных таблицы 3, показывающих зависимость годовой величины суммарной радиации от широты места.

Таблица 3

Количество тепла, кДж ( см. год ), от прямой, рассеянной и суммарной

солнечной радиаций, поступающего на горизонтальную поверхность

Пункт Широта Радиация
прямая рассеянная суммарная
Бухта Тихая Якутск П.-Павловск Иркутск Воронеж Ташкент Пуна (Индия ) 80019′ 62001′ 59041′ 52016′ 51040′ 41020′ 18031′ 87,9 226,1 167,5 251,2 242,8 431,2 - 146,5 113,0 150,7 125,6 171,7 138,2 - 234,5 339,1 318,2 376,8 414,5 569,4 858,3

 

A. Выявите общую тенденцию в изменении годовой величины суммарной радиации в зависимости от широты.

Б. Объясните причины отклонений от общей выявленной закономерности.

В. Объясните, с чем связано различное соотношение количества тепла, поступающего от прямой и рассеянной солнечной радиации в различных пунктах.

№3. Дайте анализ мировых карт июльских и январских изотерм:

а) объясните отклонение изотерм от западно-восточного направления;

б) выявите области наибольшего отклонения изотерм от западно-восточного направления;

в) выявите области с наиболее высокими и наиболее низкими среднеянварскими и среднеиюльскими температурами и объясните причины их существования;

г) укажите, в каком полушарии и почему изотермы имеют более плавный ход;

д) сравните степень нагревания и охлаждения суши и моря в июле и январе.

№4. Воздушная масса, имеющая температуру 150С, адиабатически поднимается от поверхности Земли. Какова будет температура поднимающегося воздуха на высоте 250, 700, 1000 м?

№5. Какова относительная влажность воздуха ( f ), если упругость водяных паров ( e ) и максимальная упругость паров, насыщающих пространство (E), равны:

а) е = 7,1 гПа, E = 14,0 гПа;

б) е = 7,9 гПа, E = 13,1 гПа;

в) е = 22,1 гПа, E = 27,7 гПа;

г) е = 15, 5 гПа, E = 38,9 гПа.

Методические рекомендации. Относительная влажность воздуха определяется по формуле: f = e/E • 100%.

№6.Какова упругость водяных паров, если относительная влажность ( f ) и максимальная упругость паров ( Е ), насыщающих пространство, равны:

а) f = 40%, Е = 38,9 гПа;

б) f = 34%, Е = 33,6 гПа;

в) f = 100%, Е = 13,6 гПа;

г) f = 65%, Е = 16,9 гПа.

№7. Определите дефицит влажности ( d ), если известны максимальная упругость паров, насыщающих пространство ( Е ), и упругость водяных паров (е):

а) Е = 26,0 гПа, е = 8,4 гПа;

б) Е = 13,9 гПа, е = 12,9 гПа;

в) Е = 4,5 гПа, е = 4,5 гПа;

г) Е = 8,4 гПа, е = 4,3 гПа.

Методические рекомендации. Дефицит влажности определяется по формуле: d = Е – е.

№8. На основании данных таблицы 4, постройте график зависимости максимальной упругости водяных паров, насыщающих пространство (Е), от температуры воздуха (t).

Таблица 4

Температура воздуха, t, С -400 -300 -200 -100 00 100 200 300 400
Максимальная упругость паров, Е мм. 0,1 0,4 0,9 2,1 4,6 9,2 17,5 31,8 55,3

Определите по графику максимальную упругость водяных паров при температуре -120, -50, +130, +390.

Определите по графику точку росы (Т), если максимальная упругость водяных паров (Е) 0,4 мм; 1,2 мм; 10 мм; 22 мм; 45 мм.

№9.Вычислите коэффициент увлажнения для некоторых пунктов (см. таблицу 5), определите местоположение каждого из них в пределах той или иной природной зоны.

Методические рекомендации. Коэффициент увлажнения (по Н.Н. Иванову) определяется по формуле К = r/Е , где К – коэффициент увлажнения, r – количество атмосферных осадков (в мм), Е – испаряемость (в мм).

Методические рекомендации. Следует учесть, что коэффициент увлажнения 1,5 и более характерен для зоны избыточного увлажнения (тундра, лесотундра), 1,5 – 1,0 – для зоны достаточного увлажнения (лесная зона), 1,0 – 0,6 – для зоны умеренного увлажнения (лесостепь), 0,6 – 0,3 – для зоны недостаточного увлажнения (степь), 0,3 – 0,1 – для зоны скудного увлажнения (полупустыни), менее 0,1 – пустыни.

Таблица 5

Пункты Осадки, мм Испаряемость, мм Коэффициент Увлажнения Природная зона
   

 

№10. Составьте таблицу основных родов облаков по следующей форме:

Семейства облаков Роды облаков Физический состав облаков Происхождение облаков
наименование на русском языке условное обозначение
         

 

№11. На основании анализа годового хода осадков в нижеследующих пунктах (см. таблицу 6), расположенных в Северном полушарии, укажите тип годового хода осадков в каждом пункте ( умеренный морской, умеренный континентальный, муссонный, средиземноморский, экваториальный ).

Таблица 6

Типы годового распределения осадков

Пункты Месяцы Год Тип год. хода осадков
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
 

№12. Перечертите в тетрадь таблицу и заполните в ней графы ”Осадки”, указав дождливый период в широтных поясах северного и южного полушарий (”лето”, ”зима”, ”круглый год”, ”осадков нет” ). Сопоставьте сезонность выпадения осадков с типами воздушных масс, давлением и характером циркуляции воздуха.

Ответьте письменно на вопросы:

1. В каких широтах располагаются области субтропического повышенного давления для летнего и зимнего сезонов каждого полушария?

2. Что называется экваториальным муссоном и как он возникает?

3. В каких широтах преобладают пассаты в летнее и в зимнее время?

4. Чем объяснить малое количество осадков в летнее время в широтах 30 -45 ?

5. Как объяснить причины возникновения муссонов умеренных широт?

6. Как осуществляется межширотный перенос воздушных масс?

№13. Дайте анализ повторяемости дней с грозами по сезонам года в пределах Центра европейской части России, используя данные таблицы 7.

 

Таблица 7

Месяцы   I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Год
Повторяемость дней с грозами 0,07 0,8 0,9 0,2 0,03

 

Объясните причины наибольшей повторяемости гроз в летний период.

Ответьте на следующие вопросы:

а) при каких условиях возможны грозы в зимнее время;

б) почему весной грозы бывают чаще, чем осенью?

№14. Вычислите расстояние от своего местоположения до места вспышки молнии. Между видимой вспышкой молнии и моментом прихода звука грома прошло 3, 5, 9 с.

№15. Определите относительную высоту холма. У подножия холма давление 1017,9 гПа, а на вершине 1013,5 гПа.

№16. Постройте розу ветров по следующим данным:

Направление ветра, % С ССВ СВ ВСВ В ВЮВ ЮВ ЮЮВ
Повторяемость ветра
Направление ветра, % Ю ЮЮЗ ЮЗ ЗЮЗ З ЗСЗ СЗ ССЗ
Повторяемость ветра

 

Методические рекомендации. Роза ветров строится по восьми основным румбам ( С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З, СЗ ). Данные промежуточных румбов (ССВ, ВСВ, BЮB и т.д.) разбиваются между основными соседними румбами. Если повторяемость ветра промежуточного румба число нечетное, то большая цифра повторяемости промежуточного румба относится к основному румбу также с большей повторяемостью.

№17. Дайте письменный анализ основных признаков устойчивой хорошей погоды и признаков приближающегося ненастья, характерных для теплого периода года центральных районов европейской части России. Объясните, почему тот или иной признак может служить наряду с другими показателем устойчивой хорошей погоды или наступающего ненастья.

№18. Вычислите индекс континентальности климата для Парижа, С.- Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и Якутска и сравните между собой эти пункты по степени континентальности климата.

Методические рекомендации. Индекс континентальности климата вычисляется по формуле Горчинского или Хромова

К = 1,7 А (SinΥ – 20,4) ( по Горчинскому );

К = (А – 5,4 SinΥ) / А ( по Хромову ),

где К – индекс континентальности, А – годовая амплитуда температуры воздуха, Υ - широта пункта.

Примечание. Годовая амплитуда температуры воздуха в Париже 160С, С.- Петербурге 260С, Москве 290С, Екатеринбурге 330С и Якутске 620С.

№19. На контурной карте Мира начертите климатические пояса по Б.П. Алисову.

Составьте краткую письменную характеристику климатических поясов и типов климата по Б.П. Алисову.

Методические рекомендации. Характеристику климатических поясов целесообразно выполнять по плану:

а) географическое положение климатического пояса;

б) средние температуры воздуха самого холодного и самого месяцев года;

в) амплитудные значения температур;

г) среднегодовое количество осадков;

д) режим осадков;

е) коэффициент увлажнения;

ж) господствующий тип воздушных масс по сезонам.

 

Основная литература

1. Любов М.С. Основы землеведения. – Арзамас: АГПИ, 2003. С. 35-52.

2. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М., 2007. – С. 41-60.

Дополнительная литература

1. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М., 1977. – С. 96-110.

 

 

Тема. ГИДРОСФЕРА

 

План

1. Мировой океан и его части.

2. Соленость вод Мирового океана.

3. Течения Мирового океана.

4. Карта рельефа дна Мирового океана.

5. Поверхностные и подземные воды.

6. Морфометрия речных систем.

7. Морфология и гидрологический режим озер.

8. Ледники.

 

Задания для самостоятельной работы

 

№1. Нанесите на контурную карту мира:

а) границы Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов;

б) границы замерзающих частей океанов, морей и озер в Северном полушарии в марте и августе.

Примечание. На карте должны быть надписаны ориентиры, по которым проводятся границы океанов.

№2. Дайте анализ карт солености поверхностных вод океанов (Физико-географический атлас мира, с. 46-47 ):

А. Какова соленость поверхностных вод океанов в приэкваториальных, тропических, умеренных и полярных широтах?

Б. Сопоставьте карты солености поверхностных вод океанов с картами годовых сумм осадков и испарением (Физико-географический атлас мира, с.22, 42-43) и объясните взаимосвязь между соленостью поверхностных вод океанов и балансом пресной влаги.

В. Какие районы Мирового океана имеют наибольшую и наименьшую соленость поверхностных вод?

Г. На примере северной части Атлантического океана выявите влияние морских течений на распределение солености поверхностных вод.

Примечание. Ответы на пункты А и Б лучше представить в виде таблицы по форме:

Широта Средняя соленость поверхностных вод, Годовая сумма осадков, мм Годовое испарение, мм Баланс пресной влаги, мм
         

№3. На контурные карты мира нанесите основные океанические течения (для лета и зимы отдельно ), используя атласы.

№4. Какая зональная закономерность наблюдается в изменении температуры поверхностных вод в Мировом океане?

№5. Нанесите на контурную карту мира крупные формы рельефа дна океанов и умейте отыскать их на физической карте. Составьте краткую морфометрическую характеристику основных элементов рельефа дна Мирового океана по образцу приведенной таблицы:

Название океана Название формы рельефа Морфометрические показатели форм рельефа
    средняя глубина, м максимальная глубина, м Минимальная глубина, м

 

Укажите особенности строения дна Северного Ледовитого океана, отличающие его от других океанов.

Методические рекомендации. По физической карте мира, используя шкалу глубин, определите изменения глубин океанов и отметьте наиболее крупные формы рельефа их дна – хребты, котловины, желоба и др. Для лучшего запоминания форм рельефа дна нанесите их на контурную карту: хребты и горы – сплошными линиями коричневого цвета; поднятия и плато оконтурьте штриховыми линиями коричневого цвета; котловины – синего цвета; желоба – двумя параллельными линиями синего цвета. Обратите внимание на правильное нанесение на контурную карту форм рельефа, определите положение их по географическим координатам и другим географическим объектам. Аккуратно подпишите названия нанесенных форм рельефа дна океанов. Номенклатура рельефа дна Мирового океана приведена в списке:

 

Основные формы рельефа дна Мирового океана

Тихий океан

Хребты, поднятия и плато

Южно-Тихоокеанское поднятие Поднятие Альбатрос

Восточно-Тихоокеанское поднятие Императорские горы

Хребет Кодвилл-лау

Котловины

Центральная Филиппинская

Южная Беллинсгаузена

Северо-Восточная Чилийская

Северо-Западная Перуанская

 

Глубоководные желоба

Марианский (11022) Бугенвиль (9140)

Тонга (10822) Ян (8527)

Курило-Камчатский (9717) Японский (8412)

Филиппинский (10497) Ново-Британский (8320)

Кермадек (10047) Папуа (8138)

Идзу-Бонинский (9810) Перуанско-Чилийский

( Атакамский ) (8064)

 

Атлантический океан

Хребты, поднятия и плато

Срединно-Атлантический Южно-Антильский

Северо-Атлантический Африкано-Антарктический

Южно-Атлантический Китовый

хребет Рейкьянес Бермудское плато

плато Риу-Гранди

 

Котловины

Северо-Африканская Аргентинская

Ангольская Африкано-Антарктическая

Северо-Американская Агульяс

Бразильская

 

 

Глубоководные желоба

Пуэрто-Рико (8385) Романш (7858)

Южно-Сандвичев (8428) Кайман (7680)

 

Индийский океан

Хребты, поднятия и плато

Центрально-Индийский Кергелен

Аравийско-Индийский Австрало-Антарктическое

Западно-Индийский поднятие

Восточно-Индийский плато Крозе

 

Котловины

Сомалийская Австрало-Антарктическая

Мадагаскарская Южно-Австралийская

Центральная Западно-Австралийская

Крозе

Глубоководные желоба

Западно-Австралийский (Диаментина) Яванский (7209)

(8047)

 

Северный Ледовитый океан

Хребты

Ломоносова Геккеля

Менделеева плато Норвежское

 

Котловины

Нансена Макарова

Толля Бофорта

 

№6. Дайте гидрологическую характеристику грунтовых вод. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключается основное отличие грунтовых вод от верховодки?

2. Какое влияние оказывают на глубину залегания грунтовых вод механический состав грунта, рельеф, растительность?

3. Чем обусловливаются сезонные, годовые и эпизодические колебания грунтовых вод?

4. Каковы причины, обусловившие зональность и региональность грунтовых вод?

№7. Постройте график колебания уровня грунтовых вод в пункте А, расположенном в умеренной зоне, используя данные таблицы 8:

Таблица 8

Глубина залегания грунтовых вод в течение года

Месяцы Глубина, м Месяцы Глубина, м Месяцы Глубина, м
I II III IV 2,8 3,0 3,0 2,7 V VI VII VIII 0,0 0,5 0,6 0,9 IX X XI XII 1,3 1,5 2,5 2,7

Дайте письменный анализ графика.

 

№8. На контурной карте Мира проведите главный водораздел Земли, отделяющий бассейны Тихого и Индийского океанов от бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Выделите бессточные области.

Методические рекомендации. Бассейны разных океанов и бессточные области закрасьте черным цветом.

Сравните площади разных бассейнов и бессточных областей между собой. Укажите, на каких материках бессточные области пользуются наибольшим распространением.

№9. По гипсометрической карте определите длину одной из рек и ее притоков.

Методические рекомендации. Определить длину реки по карте можно тремя способами: с помощью циркуля-измерителя, смоченной нитки и курвиметра. Работая с циркулем-измерителем, необходимо помнить, что раствор циркуля не должен быть более 2-3 мм. Длина реки измеряется трижды и берется среднее из трех измерений.

При отсутствии циркуля-измерителя длина рек может быть определена с помощью смоченной нитки, которая аккуратно укладывается по длине реки. Измерение также рекомендуется проводить трижды и брать среднее значение.

Следует помнить, что даже самое точное определение длины реки с помощью измерителя не может дать истинной длины реки. За счет генерализации на карте длина рек получается преуменьшенной по сравнению с истинной длиной на 20-30%.

№10. Определите коэффициент извилистости реки и ее притоков.

Методические рекомендации. Коэффициент извилистости реки – отношение длины реки к кратчайшему расстоянию между истоком и устьем. Коэффициент извилистости определяется по формуле К = L / |AB|, где К – коэффициент извилистости, L – длина реки, |AB| – кратчайшее расстояние между истоком и устьем реки.

Кратчайшее расстояние между истоком и устьем измеряют по прямой линии с помощью линейки.

№11. Измерьте площадь бассейна реки.

Методические рекомендации. Площадь бассейна измеряют с помощью палетки. Размеры палетки определяются размером бассейна реки, который необходимо измерить, поэтому рекомендуется вначале площадь бассейна с карты переснять на кальку, а затем уже изготавливать палетку. Границей бассейна является водораздельная линия. Она должна быть аккуратно и точно проведена по карте, а затем переснята на кальку.

№12. Определите густоту речной сети бассейна реки.

Методические рекомендации. Густота речной сети определяется как отношение длины всех рек бассейна к площади бассейна. Густота речной сети показывает протяженность гидрографической сети на 1 км площади бассейна.

Она определяется по формуле N = ∑L / S , где N – густота речной сети, ∑L – длина всех рек бассейна, S – площадь бассейна.

№13. Вычислите средний уклон Оки по формуле i = h1 – h2 / L

где i – средний уклон реки, h1 – высота верховий реки, h2 – высота низовий реки, L – длина реки, h1 = 226 м, h2 = 63 м.

№14. Объясните соотношение между различными источниками питания у рек Печоры, Дона, Шилки и Амударьи (см. таблицу 9)

Таблица 9

Соотношение источников питания некоторых рек

Река Питание, %
снеговое дождевое подземное Ледниковое
Печора Дон Шилка Амударья - - - -

 

№15. Постройте столбиковую диаграмму максимальных глубин наиболее значительных озер земного шара (см. таблицу 10)

Таблица 10

Глубины крупнейших озер земного шара

Название озер Глубина, м Название озер Глубина, м
Каспийское Верхнее Виктория Аральское Гурон Мичиган Байкал Танганьика Ладожское Ньяса

№16. Определите площадь озера (см. рисунок), его длину, наибольшую и среднюю ширину.

Методические рекомендации. Длина озера определяется как расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками озера.

Максимальная ширина озера – наибольшее расстояние между противоположными берегами в направлении, перпендикулярном длине. Средняя ширина озера – отношение площади озера к его длине.

 
 


 

 

0 5 10 15 м

 

№17. Постройте график высоты снеговой линии на разных широтах по данным (см. таблицу 11)

Таблица 11

Высота снеговой линии на разных широтах земного шара

Широта, град. Высота снеговой линии, м Широта, град. Высота снеговой линии, м
Северное полушарие Южное полушарие Северное полушарие Южное полушарие
90-80 80-70 70-60 60-50 50-40 40-30 30-20 20-10 10-0  

 

Объясните причину различного высотного положения снеговой линии по широтам.

Методические рекомендации. На оси ординат откладывают высоту снеговой линии, на оси абсцисс – географическую широту.

Масштабы: горизонтальный – в 1 см 50; вертикальный – в 1 см 300 м.

№18. На контурной карте мира отметьте области распространения современных ледников. Области покровного оледенения покажите штриховкой, а области горного оледенения – условным знаком и цифрами. Отметьте на контурной карте крупнейшие ледники с указанием их названий (см. таблицы 12, 13 ).

Письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Под влиянием каких физико-географических факторов формируются ледники?

2. В чем заключается географическое значение ледников?

3. Объясните общие закономерности распределения современного оледенения на земном шаре.

4. Укажите основные типы материковых и горных ледников и их распространение.

Таблица 12

Современное оледенение земного шара

Район Площадь ледников, км2 Район Площадь ледников км2
Арктика и Антарктика Гренландия Канадский архипелаг Шпицберген Исландия Новая Земля Земля Франца-Иосифа Северная Земля Антарктида     Евразия Альпы Скандинавия Кавказ Тянь-Шань и Памир Гиндукуш, Гималаи Алтай и Саяны Камчатка Восточная Сибирь Урал  
Северная и Южная Америка Аляска Хребты Канады Хребты США, Мексики Анды     Другие области   Африка (Кения, Килиманджаро, Рувензори) Новая Гвинея Новая Зеландия  

 

Таблица 13

Крупнейшие ледники

Площадь распространения Горы Ледники Площадь ледников, км2
Евразия Альпы Кавказ Памир Тянь-Шань Гималаи Туркестанский хребет Алечский Эльбрус Федченко Иныльчек Ганготри Зеравшанский
Северная Америка Хребет Св. Ильи Хребет Врангеля Аляскинский хребет Сьюарт-Маласпина Небесна Хаббард -
Южная Америка Анды Тунуян
Океания Ново-Зеландские Альпы Тасмана
Африка Кения Килиманджаро Рувензори Кения Килиманджаро Рувензори - - -

 

Основная литература

1. Любов М.С. Основы землеведения. – Арзамас: АГПИ, 2003. – С. 71-98.

2. Физико-географический атлас мира. – М., 1984. – С. 50-51.

Дополнительная литература

1. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М., 1977. – С. 231-238.

Тема. ЛИТОСФЕРА

 

План

1. Рельеф суши.

2. Морфоскульптура.

3. Строение и типы речных долин.

4. Карст и география его распространения.

5. Морфология областей оледенения.

6. Типология пустынь мира.

7. Типы морских берегов.

8. Овраги, плоскостная эрозия.

9. Морфология горных стран.

10. Морфология и типы равнин.

 

Задания для самостоятельной работы

 

№1. Дайте анализ таблицы 14. Укажите, какие типы геотектуры и морфоструктуры (равнинно-платформенные или горные) наиболее распространены на поверхности суши, какое соотношение между ними в пределах каждого материка. Постройте столбиковые диаграммы распространения основных типов геотектуры и морфоструктуры по материкам.

 

 

Таблица 14

Площади основных типов геотектуры и морфоструктуры

(по Г.М. Беляковой)

Типы геотектуры и морфоструктуры Площадь по материкам, %
Европа Азия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия суша в целом
Равнинно – платформенные области 70,3 43,0 84,1 61,0 76,6 73,8 64,0
Горные области 29,7 57,0 15,9 39,0 23,4 26,2 36,0

 

№2. Дайте анализ таблицы 15, показывающей распространение основных типов морфоскульптуры суши.

Таблица 15

Распространение основных типов морфоскульптуры суши

Часть света Тип морфоскульптуры
Криогенная Ледниковая (древняя) Флювиальная Аридная
тыс. км % тыс. км % тыс. км % тыс. км %
Европа Азия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия 52,2 608,6 -   617,5   - - 0,5 1,4 -   2,8   - - 4794,0 7434,3 -   11643,4   1509,3 107,6 45,9 17,1 -   52,8   8,5 1,2 5441,5 24867,7 17356,0   8269,5   14703,0 4862,3 52,1 57,2 57,6   37,5   82,8 54,2 156,7 10564,4 12776,0   1521,6   1544,7 4001,1 1,5 24,3 42,2   6,9   8,7 44,6
Суша в целом 1278,3 1,0 25488,6 19,1 75500,0 56,9 30564,5 23,0
                   

 

А. Какие типы морфоскульптуры суши пользуются наибольшим и наименьшим распространением на Земле?

Б. Каковы закономерности распространения основных типов морфоскульптур в пределах каждого материка?

№3. Сделайте три схематических чертежа, на которых покажите:

а) речную долину с тремя аккумулятивными террасами;

б) речную долину с одной и двумя аккумулятивными террасами;

в) речную долину с одной погребенной, одной аккумулятивной и одной цокольной террасами.

№4. Определите типы долин по поперечным профилям (см. рисунок) и ука



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.