Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема. ПРЕДМЕТ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ

М.С. ЛЮБОВ

ОБЩЕЕ

ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ

Учебное пособие

 

 

Арзамас

АГПИ

 

УДК 551.4(075.8)

ББК 26.82я 73

Л 93

Печатается по решению редакционно-издательского Совета

Арзамасского государственного педагогического института им. А.П.Гайдара

 

Рецензенты:

кафедра физики, теории и методики обучения физикиАГПИ им. А.П. Гайдара

(зав. кафедрой доктор педагогических наук, доцент И.В. Фролов)

кандидат географических наук, доцент А.А. Терентьев

 

 

 

Любов М.С.

Л 93ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ: учебное пособие/ М.С. Любов; АГПИ им. А.П.Гайдара. –

Арзамас: АГПИ, 2009. – 190 с.

ISBN 978-5-86517-423-3

 

 

Пособие «Общее землеведение» включает в себя основные теоретические вопросы курса общего землеведения, лабораторный практикум и приложения.

Пособие адресовано студентам очного и заочного отделения естественно-географических и педагогических факультетов педвузов и педучилищ, учителям географии, естествознания, природоведения и учащимся лицеев, школ с углубленным изучением географии.

 

 

УДК 551.4(075.8)

ББК 26.82я 73

 

© Любов М.С., 2009.

ISBN 978-5-86517-423-3 © Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П.Гайдара, 2009.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предлагаемое пособие состоит из двух основных частей и приложений. Первая часть содержит краткое изложение основных теоретических вопросов дисциплины “Общее землеведение” и представляет собой по сути сокращенный курс лекций для студентов очного и заочного отделения естественно-географического факультета.

Курс общего землеведения на естественно-географических факультетах педагогических институтов является одной из основных дисциплин подготовки учителей географии и биологии.

Основы общего землеведения – базовая дисциплина для студентов ЕГФ, и не случайно поэтому землеведение – одна из дисциплин, изучаемых на первом и втором курсах в педагогических вузах. Знания по общему землеведению необходимы будущим учителям географии, биологии, естествознания и природоведения.



В настоящем пособии в оптимально сжатой и доступной форме изложены основные теоретические вопросы землеведения. Материал вполне доступен для самостоятельного ознакомления с основами землеведения.

Вторая часть пособия содержит лабораторный практикума по общему землеведению.

Лабораторный практикум – важнейший вид аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Цель заданий, включенных в практикум – облегчить студентам освоение программного материала, излагаемого в учебнике и на лекциях, привить навыки по целенаправленному сбору и анализу информации из литературных источников, справочных изданий и особенно картографических произведений, обеспечить должную профессиональную подготовку будущих учителей географии, в том числе их умения выполнять все типы практических работ и заданий, предусмотренные школьной программой.

Практикум включает задания по всем оболочкам Земли.

Формы выполнения заданий разнообразны: устный или письменный анализ карт, графиков, таблиц для установления географических закономерностей, картографическое изображение, явлений и их связей, подбор необходимых сведений из различных источников информации, устные сообщения и дискуссии и т.п. Особое внимание в практикуме уделено работе с картографическими источниками информации.

Задания сопровождаются методическими указаниями и пояснениями к их выполнению. При выполнении заданий необходимо использовать умения и навыки, приобретенные в процессе изучения школьной географии и геологии; графические работы должны выполняться в соответствии с требованиями, с которыми студенты знакомы по курсу картографии с основами топографии.

Необходимое условие усвоения курса и работы в школе – прочное знание географической номенклатуры, список которой дан в приложении. Изучение студентами номенклатуры должно систематически контролироваться преподавателем.

В приложениях указаны терминологический словарь, тематика контрольных работ для студентов-заочников, с методическими рекомендациями к ним, а так же примерная тематика курсовых работ. В заключении даны тесты для самоконтроля знаний студентов и примерные вопросы к экзаменам.

Предлагаемое вниманию пособие не заменяет фундаментальных учебников по общему землеведению, а является лишь дополнением к ним.


ЧАСТЬ I. КУРС ЛЕКЦИЙ

Тема. ПРЕДМЕТ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ

 

План

1. Место общего землеведения в системе географических наук.

2. История развития общего землеведения.

Землеведение – раздел физической географии, изучающей географическую оболочку Земли в целом ее состав, структуру и развитие.

Под географической оболочкой понимается наружная оболочка Земли, в которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют верхняя часть литосферы, нижняя часть атмосферы, гидросфера и биосфера. Между компонентами этих сфер идет постоянный взаимообмен веществом и энергией. В пределах географической оболочки протекают непрерывно круговороты вещества и энергии.

Общее землеведение принадлежит к числу фундаментальных географических наук. Современная география, подобно биологии, физике, химии и другим наукам, представляет собой сложную систему обособившихся в разное время научных дисциплин.

Вместе с географией в цикл наук о Земле входят геология, геодезия, геофизика, геохимия и др. У всех этих наук один и тот же объект изучения – Земля, но каждая из них имеет свой предмет изучения. У геологии это недра Земли, геодезии – форма и размеры Земли, у геохимии – химический состав Земли, у географии – земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения.

Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки. Все они имеют один объект изучения – земную поверхность, предметы же изучения – разные.

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, страноведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками (геоморфологией, климатологией, гидрологией, географией почв, биогеографией и др.).

Таким образом, предметом изучения общего землеведения является географическая оболочка в целом и отдельные части, ее структура, динамика, взаимосвязи. Предметом изучения ландшафтоведения служит ландшафтная сфера (тонкий, наиболее активный слой географической оболочки). Предметом океанографии являются океаны и моря, гидрологии – воды суши, геоморфологии – рельеф и его генезис, гляциологии – ледники, лимнологии – озера, геокриологии – мерзлота, биогеографии – распространение растительного и животного мира на Земле.

 

 

    Г Е О Г Р А Ф И Я  
         
  физическая география       экономическая и социальная география     картография
                 

 

 

    Ф И З И Ч Е С К А Я Г Е О Г Р А Ф И Я    
         
  общее землеведение       физико-географическое страноведение     ландшафто-ведение     палео-география
               

 

 

          О Б Щ Е Е З Е М Л Е В Е Д Е Н И Е      
 
 

 


__

                 
геоморфология   орография   метеорология   климатология   океанология   гидрология   лимнология   гляциология   география почв   биогеография

 

Рис. 1. Место общего землеведения в системе географических наук

 

География как наука использует различные методы исследования. В физической географии разнообразие методов предопределяется сложностью изучаемых объектов – географической оболочки и ландшафтов. Все разнообразие методов исследования сводится к трем категориям: общенаучным, междисциплинарным и специфическим для данной науки. Важнейшими общенаучными методами являются: материалистическая диалектика, исторический метод, системный подход. Общенаучные методы используется во всех науках без исключения. Междисциплинарные методы – это методы, общие группы наук. К ним относятся математический метод, геохимический, геофизический, метод моделирования и др.

К специфическим методам исследования в физической географии Ф.Н. Мильков относит сравнительно-описательный, экспедиционный, литературно-картографический, палеогеографический, аэрокосмический, метод балансов.

Сравнительно-описательный метод – старейший в физической географии. Этот метод является одним из главных в географии. Выражением сравнительно-описательного метода служат различного рода изолинии – изотермы (линии, соединяющие точки с одинаковой температурой), изогипсы (линии, соединяющие точки с одинаковой высотой над уровнем моря), изофены (линии одновременного наступления какого-либо сезонного явления). Наиболее полное и всестороннее применение находит сравнительно-описательный метод в страноведении. Этот метод включает ответы по крайней мере на 5 вопросов: что, где, когда, в каком состоянии, в каких взаимосвязях?

Экспедиционный метод (полевой) исследования тоже является одним из старейших методов географии. Полевой материал, собранный в экспедициях, представляет собой фундамент географии, опираясь на который только и может развиваться теория. Разновидностью экспедиционного метода являются физико-географические стационары, где изучение природных явлений и процессов на определенной территории происходит в течение длительного времени (например, изучение радиационного, теплового, водного балансов и др.).

Литературно-картографический метод предполагает умение читать специальную отраслевую литературу, географические карты и атласы. Наиболее концентрированный вид географической информации представляют атласы, а среди них – Большой советский атлас мира, трехтомный Морской атлас и Физико-географический атлас мира, Географический атлас для учителя.

Палеогеографический метод является как бы физико-географическим преломлением общенаучного исторического метода. Физическая география – наука пространственно-временная, все ее объекты имеют свою теорию развития. Палеогеографический метод позволяет изучить прошлое нашей планеты, состояние и развитие географической оболочки на протяжении всей геологической истории Земли. Вместе с тем, палеографический метод – это не только взгляд назад, но и прогноз на будущее. Палеогеографический метод широко применяется в геологии.

Аэрокосмические методы – это методы сравнительно молодые. Аэрофотосъемка используется с 30-х годов XX столетия и является основным методом топографической съемки. Уникальной в своем роде является информация, поступающая со спутников и орбитальных космических станций: она широко обзорна, по ней можно выявлять динамику и направленность развития процессов на планете.

Метод балансов лежит в основе работы физико-географических станций и стационаров. Его назначение – количественная характеристика динамических явлений по перемещению вещества и энергии в ландшафтных комплексах. Метод балансов отвечает на вопросы: что и в каком количестве входит и выходит из ландшафта за определенную единицу времени. В физической географии используются балансы: радиационный, тепловой, водный, баланс грунтовых вод, баланс биомассы, баланс отдельных химических элементов и т.д.[1]

 

Из истории развития общего землеведения

 

Становление общего землеведения как науки неотделимо от развития географии в целом. А зарождение географии, как и многих других наук, произошло в античное время (VII - I вв. до н.э.) в Древней Греции, Древнем Риме, Египте, Месопотамии, Китае. До этого периода Землю считали плоским или слегка выпуклым диском. Первые предположения о шарообразности Земли сделаны Пифагором в VI в. до н.э., а в IV в. до н.э. другой древнегреческий ученый Аристотель теоретически доказал это.

Аристотелем были решены многие вопросы общего землеведения. Его труд «Метеорологика» представляет собой, в сущности, курс общего землеведения. В этой работе говорится о проникновении друг в друга «сфер», о круговороте влаги, об изменениях земной поверхности, землетрясениях, морских течениях, о природных зонах Земли.

В III в. до н.э. Эратосфеном были определены размеры Земли (радиус, длина меридиана и т.д.), им же был введен и термин «география», а также была составлена карта Средиземноморья. Философ Гекатей Милетский разделил ойкумену(обитаемую землю) на три части света – Европу, Азию и Африку (Ливию).

Большую роль в развитии общего землеведения и географии в целом сыграл древнегреческий географ Cтрабон (I в. н.э.), написавший 17 томов по географии. К.Птолемей (II в. н.э.) написал труд «Руководство по географии», состоящий из восьми книг, начертил ряд карт, предложил геоцентрическую систему мира (сейчас галактическая система). В развитие географии античного периода внесли свой вклад и другие ученые и мыслители древности: Геродот, Теофраст, Анаксимандр и др.

В период средневековья, вплоть до XV в., многие научные представления античных народов о Земле были забыты. Возникновение феодализма в Европе, господство церкви, натуральное хозяйство, феодальная раздробленность тормозили развитие географии. Был забыт путь вокруг Африки, открытый финикийцам еще в VI до н.э., отвергалось учение о шарообразности Земли и т.д. Из наиболее значимых для географии событий этого периода следует назвать путешествия венецианского купца Марко Поло в Центральную Азию и Китай (XIII в.). Собранное путешественником огромное количество географических сведений и его открытия опередили свой век. Так, например, у современников Марко Поло вызывало сомнение существование густонаселенных городов, использование угля («черного камня») для топки печей и многое другое.

С конца XV в. начинается возрождение многих наук, в том числе и географии. Это время характеризуется экономическим подъемом Испании, Португалии, Голландии, Англии, Франции, Германии. Наступил период Великих географических открытий. Христофор Колумб в поисках западного пути в Индию в 1492 г. открыл Новый Свет - Америку. Самому Колумбу было не суждено узнать, что открытая им новая земля является новым континентом, а не Индией или Китаем. В начале XVI века флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи установил, что земли открытые Колумбом являются новым континентом. В 1497 г. португалец Васко-да-Гамма проложил морской путь в Индию и юго-восточную Азию, обогнув Африку.

Важнейшим событием периода Великих географических открытий является кругосветное путешествие Ф.Магеллана и его спутников. Первое кругосветное путешествие (1519-1521 гг.) имело большое значение для науки. Была практически доказана шарообразность Земли, впервые европейцами было пройдено «южное море», которое Магеллан назвал Тихим океаном. Было установлено, что большую часть поверхности Земли занимает не суша, а море; было доказано наличие единого Мирового океана.

Огромное значение для развития географии конца эпохи Великих географических открытий имели взгляды голландского ученого Б.Варениуса (XVII в.), изложенные им в книге «Всеобщая география». Эта работа Варениуса, по существу, явилась первым учебником по общему землеведению.

С конца XVII в. страны Западной Европы, а затем и Россия, начинают вступать на капиталистический путь развития. Становление капитализма способствовало развитию всех наук.

Развитие географической науки в России связано в первую очередь с именем М.В. Ломоносов (1711-1765), который на протяжении многих лет возглавлял географический департамент Академии наук. В его трудах «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» и «О слоях земных» раскрываются закономерности формирования лика Земли, а природа рассматривается как результат длительного исторического развития. Большой вклад в развитие географии в России внес В.Н.Татищев (1686-1750).

В середине XVIII в. русским правительством была снаряжена Камчатская экспедиция под руководством В.Беринга и А.Чирикова, в которой принимали участие Г.Стеллер, С.Крашенинников, С.Гмелин и другие. Были составлены карты, изучены северные берега Азии, открыта Аляска, острова Алеутские и Командорские, исследованы растительный и животный мир этих регионов.

XIX век ознаменовался дифференциацией многих наук, в том числе и географии. География подразделилась на физическую и экономическую. Затем в физической географии выделились геоморфология, климатология, океанография и др. Развитие географии в этот период продолжалось и в России и за рубежом.

В России складывается новая крупная географическая школа, во главе которой стоял П.П. Семенов-Тян-Шанский. Она насчитывала несколько тысяч исследователей, в том числе таких ученых мирового значения, как сам П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, А.П. Федченко, Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.А. Северцов и другие.

В развитии физической географии в России особую роль сыграл великий русский естествоиспытатель В.В.Докучаев. Он создал стройное учение о зональности природы, развил идею физико-географического комплекса, заложил основы научного почвоведения. Учениками В.В.Докучаева является Н.М. Сибирцев, разработавший генетическую классификацию почв, а также известный географ и ботаник А.Н.Краснов, который исследовал степи, зарубежные тропики, создал Батумский ботанический сад. А.Н.Краснов написал первый русский учебник для университетов по общему землеведению (1895-1899 гг.), им же была выдвинута идея географического комплекса.

За рубежом физическая география XIX в. связана с именами немецких ученых А. Гумбольдта и К. Риттера. А. Гумбольдт – один из основоположников современного землеведения. Он установил точное различие морского и континентального климатов, разработал способ выявления особенностей климата с помощью изотерм, изучал морские течения, написал книгу о географии растений. Он стремился познать взаимосвязи природных явлений. Свои научные взгляды Гумбольдт изложил в пятитомном труде «Космос», в «Географии растений», «Картинах природы». К. Риттер написал 19-томный труд «Землеведение», развил сравнительный метод в географии, способствовал формированию геополитики.

Начало ХХ столетия ознаменовано появлением работ В.И.Вернадского, внесшего крупный вклад в развитие теории физической географии. Его трудами создано учение о биосфере и ноосфере, заложены основы новой науки – геохимии ландшафтов.

Русским географом, метеорологом П.М. Броуновым была высказана мысль о наружной оболочке земли. А несколько позже (в 30-е годы) академик А.А.Григорьев независимо от Броунова пришел к выводу о существовании физико-географической оболочки Земли. Ему же принадлежит и основной метод исследования географической оболочки – метод балансов.

Примерно в тот же период Л.С.Бергом закладывались основы учения о ландшафте и географических зонах. В середине XX в. С.В. Калесник написал труд «Основы общего землеведения» и предложил именовать физико-географическую оболочку (термин А.А.Григорьева) просто географической оболочкой.

Во второй половине XX в. заметно усилились теоретические исследования в области комплексной географии и физико-географического районирования. Начиная с 60-х годов, в развитии общего землеведения наступил качественно новый этап. На помощь ученым пришла космическая техника. Географическая оболочка стала изучаться не только с поверхности Земли, но и из космоса. С этого времени началось исследование Мирового океана и полярных областей Земли.

1957 год был объявлен Международным географическим годом, в работе которого участвовало 67 стран и 30 тысяч специалистов в области метеорологии, океанологии, гляциологии, сейсмологии, геомагнетизма. Продолжением Международного геофизического года можно считать Международные проекты по изучению верхней мантии, литосферы, океана и ледников.

В 1960 г. создана Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) в рамках ЮНЕСКО ООН, ставшая координатором международных научно-исследовательских работ в области океанологии. В 1972 г. утверждена программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби.

В последние десятилетия быстрыми темпами развивается ландшафтоведение – наука, которая, кроме теоретической направленности, имеет и прикладное значение. Трудами А.Е.Ферсмана, Б.Б. Полынова, А.И. Перельмана, М.А. Глазовской и других заложено и разработано учение о геохимии ландшафта, основной задачей которой является изучение миграции химических элементов и вещества в ландшафтах. Трудами А.П. Гольцова, И.П. Гераси-мова, Ф.Н. Милькова, В.Б. Сочавы, Д.Л. Арманда и других заложены основы геофизики ландшафта – науки, занимающейся изучением перемещения и превращения в ландшафтах вещества и энергии.

В наши дни общее землеведение призвано решать такие задачи, как: исследование Мирового океана, атмосферы, поверхности суши; рациональное использование природных ресурсов; решение проблем взаимодействия общества и природы и т.д.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.