Сделай Сам Свою Работу на 5

Железнодорожный моделизм — увлечение в свободное время





Глава I

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ МОДЕЛИЗМЕ


1. Развитие железнодорожного

моделизма

и его направления

Железнодорожный моделизм

так же стар или так же молод, как стара или молода сама железная дорога. Трудно назвать конкретную дату, когда зародился железнодо­рожный моделизм, так как оказа­лось, что первой моделью, способ­ной к передвижению, была модель паровоза английского инженера Р. Тревитика, построенная им в кон­це XVIII века, а не сам паровоз, который появился на свет несколько позднее. Таким образом, модель явилась предшественницей первого в мире паровоза (рис. 1).

Железнодорожный моделизм в широком его понимании делает свои первые шаги в середине XIX века, в период бурного строительства железных дорог в Англии. К концу XIX века им начинают заниматься в Центральной Европе, а затем и в Рос­сии. Насколько серьезным стало ув­лечение железнодорожным моделиз­мом, говорит тот факт, что к концу прошлого столетия английские лю­бители железнодорожных моделей объединились в клубы, где занима­лись изготовлением подвижного сос­тава и эксплуатацией миниатюрных железных дорог, добиваясь полного соответствия внешнего эффекта мо­делей тому впечатлению, которое




производили локомотивы и вагоны настоящей железной дороги. Эти требования максимального соответ­ствия внешнего вида моделей своему натурному образцу, поставленные на заре железнодорожного моде­лизма, остались обязательными для любительского моделизма и по сей день.

В конце XIX века происходит бурный процесс строительства же­лезных дорог в России. В начале нашего века построен Великий Си­бирский путь. На всемирной выстав­ке 1900 г. в Париже была удосто­ена Золотой медали модель сибир­ского экспресса, которая и в настоя-лцее время является гордостью в коллекции моделей Ленинградского музея железнодорожного транспор­та. В XX веке железнодорожный моделизм начинает охватывать более широкий круг людей, занимающихся им. в качестве-,любителей, а неко­торые находят свое профессиональ­ное призвание в постройке моделей железнодорожного подвижного со­става и искусственных сооружений. В первой половине нашего века ясно наметились три пути развития же­лезнодорожного моделизма. Первый из них -*- крупномасштабный, вклю­чает в себя музейные, выставочные модели высокого класса, изготовлен­ные профессионалами-макетчиками; второй — ученический железнодо­рожный моделизм, который популя-



 

 


Рис. 1. Модель паровоза Р. Тревитика

рен в нашей стране и имеет большое воспитательное значение;, третий путь — мелкомасштабный любитель­ский.

После Великой Октябрьской со­циалистической революции у нас в стране организуют станции юных техников, где наряду с другими видами технического творчества дети занимаются постройкой железно­дорожных моделей. Ученический мо­делизм нашел широкое распростра­нение в кружках средних школ, дворцов пионеров и железнодорож­ных профессионально-технических училищах. Основная задача таких кружков состоит в ознакомлении учащихся с техникой железных дорог. В процессе изготовления мо­дели ставится задача научить ребят решать технические вопросы, приви­вая попутно начала политехнических знаний. Этот вид моделизма не ставит своей целью строгое масштаб­ное воспроизведение подвижного состава и других элементов желез­ной дороги. Главные его отличитель­ные признаки — это большой выбор масштаба моделей (1:10—1:30) и произвольная их форма; большое внимание, обращается на то, чтобы


модель выполнила на расстоянии определенную серию команд, послан­ных ей с пульта управления, прошла определенный отрезок пути с макси­мальной скоростью и наибольшей силой тяги. Постройка такой модели с крупными деталями и узлами более доступна рукам школьника и позволяет целому коллективу под руководством мастера-педагога ра­ботать над одной моделью.



В железнодорожных институтах, техникумах и училищах занятия железнодорожным моделизмом дают учащимся дополнительные профес­сиональные знания и навыки, повы­шают их общую культуру. Таким образом, железнодорожный моде­лизм в сфере учебных заведений становится органической частью учебно-воспитательного процесса. Железнодорожная модель обретает новое качество и становится учеб­ным наглядным пособием, с помощью которого обучают профессиональным навыкам будущих начальников стан­ций, диспетчеров, машинистов и др. В настоящее время многие учебные заведения железнодорожного про­филя имеют действующие макеты железных дорог, на которых учащи­еся совершенствуют свои теоретиче­ские знания. Эти модели также не строят в строгом масштабном соот­ветствии с оригиналом, однако они челко демонстрируют работу отдель­ных узлов и принципы управления средствами автоблокировки на же­лезных дорогах.

Любительский мелкомасштабный моделизм включает в себя пост­ройку миниатюрных моделей-копий железнодорожного подвижного сос­тава, а также постройку для этих моделей макетных комплексов, вос­производящих как бы железную дорогу в целом. Этот вид моделизма


г


может быть домашним или клубным, т. е. индивидуальным или коллектив­ным. Основное его назначение за­ключается в изготовлении точной, уменьшенной в несколько десятков раз, действующей модели-копии ло­комотива, в'агона или в постройке макетов зданий, искусственных со­оружений, средств сигнализации, путевых устройств и т. п. с макси­мальным подобием модели или ма­кета натурному образцу, которые могут быть включены в какой-то макет, воспроизводящий картину настоящей железной дороги с пере­гонами, станциями, движущимися поездами и др.

У нас в стране железнодорож­ный моделизм такого направления имеет весьма скромную историю, но сейчас начинает завоевывать интерес широкого круга людей, ко­торые в свободное время строят миниатюрные железные дороги со всем необходимым железнодорож­ным хозяйством, соединенным с ма­кетным ландшафтом. В этом направ­лении кое-что достигнуто москов­скими, ленинградскими, киевскими, рижскими, харьковскими моделиста­ми. Рост любительского увлечения имеет вполне объективную основу, так как в силу своей технической и художественной разноплановости железнодорожный моделизм может быть близок и понятен, а значит и доступен многим людям с различной технической и художественной подго­товкой.

2. Промышленное производство железнодорожных моделей

Возникшие на пороге XX века в ряде стран мелкие ремесленные предприятия, выпускавшие прими-


тивные железнодорожные игрушки, вскоре вырастают в крупные фирмы по производству моделей железных дорог, так как спрос на их продук­цию сразу оказался большим.

Первоначально в качестве двига­телей железнодорожных моделей-игрушек применялись пружинные приводы, а также оригинально уп­рощенные паровые машины. С раз­витием электротехники эти приводы заменили на микроэлектродвигатели, которые позволили управлять мо­делью локомотива на расстоянии. Постепенно внимание изготовителей, сосредоточенное на механической надежности игрушечных железных дорог, распространяется и дальше, так как покупателя все больше на­чинает интересовать сходство моде­лей-игрушек с определенными паро­возами, вагонами и т. п. Таким обра­зом, появляется игрушка-копия, которая становится не столько игрушкой, сколько миниатюрной моделью с прецезионным механико-электрическим устройством, повто­ряющей по своему образу и подобию настоящий конкретный тип локомо­тива или вагона.

В Европе наибольшую извест­ность в первой половине XX века при­обретают фирмы „Markiin", „Fleisch-mann", „Rivarossi" и др. Их про­дукция пользовалась спросом, по­могала любителям моделей лучше разобраться в технике, способство­вала развитию промышленного про­изводства миниатюрных железных дорог. Предприятия, создающие же­лезнодорожные модели, постоянно совершенствуют технологию, исполь­зуют новейшее специальное обору­дование, новые искусственные ма­териалы, тонкое литье под давлением и т. п., что сказывается на тен­денциях в развитии любительского


моделизма. Так, например, если в 20-х и 30-х годах были распро­странены масштабы моделей 1:32 и 1:45, то к концу 40-х годов их почти полностью вытеснил масштаб 1:87. К началу 60-х годов стал пользо­ваться популярностью масштаб 1:120, а в последние годы появились хорошо выполненные модели в мас­штабе 1:160 и 1:220.

В предвоенные годы в Советском Союзе электрические железные до­роги-игрушки выпускал серпухов­ской завод «Пресс». Качество этих игрушек по тем временам было весьма высоким и по своему виду они приближались к модельному классу изготовления. Появление этих дорог способствовало привлечению широкого круга школьников, а также взрослых, не равнодушных к желез­нодорожному транспорту, к инте­ресному занятию — строительству моделей подвижного состава, дейст­вующих макетов железных дорог. Этому увлечению во многом помогал в середине и конце 30-х годов журнал «Знание — сила», который время от времени публиковал статьи, расска­зывающие, как, пользуясь деталями завода «Пресс», можно построить новую модель паровоза, электровоза и т. п. Эти дороги выпускались с электродвигателями переменного то­ка напряжением 12 В для колеи шириной 45 мм; токопроводящая система — трехрельсовая. Были вы­пущены двухосный паровоз и двух­осный электровоз, около 10 видов грузовых вагонов и один четырех­осный пассажирский вагон (рис. 2, а). Выпуск профилированных рельсов для этой дороги говорил о попытке приблизить их внешний вид к настоящим рельсам. Производ­ство изделий заводом «Пресс» в предвоенные годы позволило многим


любителям почувствовать радость домашнего технического творчества на железнодорожную тему.

В послевоенные годы наша про­мышленность, продолжая начатое в 30-х годах промышленное производ­ство игрушечных железных дорог, выпускала электрическую железную дорогу с шириной колеи 32 мм, со­стоящую из локомотива, нескольких грузовых и пассажирских вагонов, рельсового круга, двух стрелочных переводов (рис. 2, б). Подходя с тре­бовательными мерками к оценке этой дороги, следует отметить, что и локо­мотив, и вагоны все-таки оставались больше игрушками и в меньшей сте­пени моделями. Однако нужно отдать должное нашей промышленности, которая сумела наладить массовое производство детских железных до­рог в напряженные годы окончания послевоенного восстановительного периода. Появление на прилавках магазинов «Пионерской» железной дороги (таково было ее торгово-рекламное название) вновь обратило любительский интерес к моделям железных дорог.

Таким образом, еще в конце 30-х и начале 50-х годов у нас в стране были сделаны первые попытки соединения промышленного про­изводства моделей с индивидуаль­ным техническим творчеством. Это направление получило свое даль­нейшее развитие, чему способство­вало появление на нашем внутрен­нем рынке промышленных моделей железных дорог производства ГДР.

Под влиянием возрастающего ин­тереса широкого круга любителей моделей железных дорог ряд пред­приятий налаживает процесс про­мышленного производства моделей-копий отечественного подвижного состава! Уже выпущена опытная


'• •— ■ '



 


Рис. 3. Набор железной дороги в масштабе 1:87 с блоком управления


партия модели железной дороги в масштабе 1:87, состоящая из паро­воза серии Ов, двух пассажирских двухосных вагонов пригородного сообщения, рельсового круга и блока управления (рис. 3). Производствен­ные чертежи моделей паровоза и вагона составлены по заводским альбомам. Модель паровоза приво­дится в движение электродвигателем постоянного тока напряжением ■12 В.

Железнодорожный моделизм — увлечение в свободное время

У кого не захватывает дух и не вызывает восхищение, когда мимо мчится скорый поезд. Вот он только что прогрохотал мимо станции, вих­рем взбудоражив окружающий по­кой, и плавно исчез за поворотом. Не прошло минуты, а на светофоре уже красный сигнал переключился на желтый, еще минута-другая — путь снова открыт: горит зеленый


сигнал. Из окна дежурного по стан­ции послышался звонок. С соседней станции вышел грузовой поезд. Его еще не видно и не слышно, но он идет и кто-то о нем знает, где-то на большой станции его ждут. За­стыл в своем величии подступающий к насыпи. лес, уходят в вечернюю мглу нити стальных рельсов. Поезда еще нет, но железная дорога живет своей невидимой жизнью — бегут электрические импульсы по прово­дам, неслышно работают реле. И где-то у поездного диспетчера на огром­ном табло световая схема станций и перегонов с помощью сигнальных лампочек передает и то, что проис­ходит на нашей с вами станции. Один человек, увидев все это, останется равнодушным, а может быть и более того, вообще ничего этого не увидит. Другой же, нао­борот, никогда не перестанет любо­ваться этой картиной и ощутит чувство восторга от могучей силы техники, ее своеобразной красоты, которая в сочетании с природой


::


создала новую картину земли, пре­ображенную человеком.

У многих людей, в какой бы об­ласти они ни работали и вне зависи­мости от того, сколько им лет, сильны симпатии к железной дороге, к локомотивам и вагонам, к особому, чисто железнодорожному колориту служебных зданий и искусственных сооружений. Как правило, это люди, которые в детстве могли часами просиживать на косогоре у полотна железной дороги и встречать, и провожать железнодорожные соста­вы, и вновь с затаенным трепетом ждать появления следующего поезда. И, конечно, паровоз или электровоз был главным действующим «лицом» в этих прекрасных картинах.

Разумеется, не все после этого становятся профессиональными же­лезнодорожниками, однако интерес и симпатии к железной дороге, воз­никшие в детстве, остаются на всю жизнь и часто проявляются в увле­чении железнодорожным моделиз­мом в те недолгие часы досуга, которые предоставляет нам жизнь, наполненная ответственными слу­жебными делами, домашними забо­тами и семейными интересами. Именно эти люди строят оригиналь­ные модели подвижного состава, макеты станционных и других зда­ний железнодорожного назначения, создают действующие макеты (рис. 4).

Тенденция к миниатюризации моделей железных дорог оказалась серьезной предпосылкой к активному росту числа любителей железно­дорожного моделизма. Стало вполне доступным, пользуясь промышлен­ными деталями, которые трудно из­готовить в домашних условиях, строить модели локомотивов и ваго­нов малых размеров в соответствии


со своими симпатиями к тому или иному натурному образцу. Похожий на настоящий поезд захотелось сов­местить со станционными зданиями и пейзажем. Уменьшение линейных размеров моделей дало возможность на сравнительно небольшой площади в домашних условиях на подмакет-нике размером 1,5—2 м2 построить макет железной дороги, где наряду с действующими моделями подвиж­ного состава, определенной рельсо­вой схемой можно расположить архитектурные сооружения, элемен­ты пейзажа — рельеф местности, деревья, растительность и др. (рис. 5). Таким образом, стало воз­можным повторить в миниатюрном воспроизведении то, что мы повсе­дневно видим на настоящей желез­ной дороге. И чем больше сходство макета с настоящей железной доро­гой, тем большее впечатление на зри­теля производит макет, тем большее удовлетворение и радость испыты­вает тот, кто его создал.

Любительский железнодорожный моделизм — дело, в сущности, до­машнее, а потому справедливо счи­тается семейным занятием, когда отец делает модель или макет, а дети, посильно помогая ему, испод­воль привыкают к труду и технике. При всей своей занимательности любительский железнодорожный моделизм таит в себе ряд трудностей, преодолеть которые под силу лишь взрослому человеку. Для получения хороших результатов или во всяком случае морального удовлетворения от своей работы любитель-моделист должен обладать определенными качествами или развивать их в себе. Прежде всего нужно иметь доста­точно знаний в общих вопросах железнодорожной техники и стре­миться к приобретению новых зна-


ний в этой области, чтобы понимать сущность избранного вида моделиз­ма. Другая, чисто практическая сто­рона дела заключается в том, что любителю нужно накапливать опыт в умении работать собственными ру­ками. Знание различных технологий поможет принять наиболее грамот­ное техническое решение в осуще­ствлении задач, возникающих во время работы над моделью, макетом. Необходимо научиться правильно пользоваться инструментом, уметь выбрать и воплотить в нужную де­таль различные материалы. Построй-


ка исторически точных и технически верных моделей и макетов требует наличия подробных чертежей, фото­графий, описаний и т. д., которые Дадут возможность максимально подробно воспроизвести внешний вид натурного образца. Собирание тех­нической документации, использо­вание других источников информа­ции имеет существенное значение для многих видов моделизма, в том числе и любительского железно­дорожного. Настоящие моделисты относятся к изготовлению модели, как к созданию произведения искус-


 



 


Рис. 4. Моделисты за работой: а — Е. Л. Шкляренко за постройкой макета (г. Москва); б—Б. С. Фе­доров строит модель паровоза (г. Харьков)



 



 


Рис. 5. Фрагмент железнодорожного макета с моделями локомотивов 20-х годов


ства, многократно отвергая и заново повторяя неудавшиеся ее детали и узлы. Вполне справедливо утверж­дение, что тот, кто аккуратен и скрупулезен в моделизме — тот ус­пешно трудится и на работе.

4. Особенности любительского железнодорожного моделизма

Любительский железнодорожный моделизм выгодно отличается от других видов моделизма своей много­гранностью и не является сугубо техническим творчеством. Различные его стороны, техническая и художе­ственная разноплановость позволяют широкому кругу любителей железной дороги найти себе занятие по душе и в соответствии со своими способ­ностями.

При создании комплексного ма­кета моделист-любитель может про­явить себя в различных качествах в зависимости от своих наклонно-


стей — как конструктор, макетчик, ху­дожник-декоратор или электронщик. Все зависит от того, какому из эле­ментов на макете моделист придаст особое значение. Специалист по электронике сможет создать на маке­те сложную взаимосвязь движения поездов и маневровой работы, систе­му автоблокировки и авторегулиров­ки скорости движения поездов. Как конструктор моделист отдаст пред­почтение моделям подвижного сос­тава, как макетчик — архитектурным и инженерным сооружениям. Если у моделиста-любителя в большей мере проявятся способности худож­ника-декоратора, то на своем макете он постарается создать картину пейзажа, а проходящие поезда будут придавать этой миниатюрной желез­ной дороге эффект реальной дей­ствительности.

Широкие и разносторонние воз­можности индивидуального творче­ства способствуют все большей по­пулярности железнодорожного моде-

 



лизма, которая нашла свое логиче­ское выражение в том, что в Европе социалистические страны ежегодно стали проводить международные соревнования любителей. В этих соревнованиях участвуют моделисты, построившие модели-копии локомо­тивов, вагонов, всевозможных желез­нодорожных сооружений, действу­ющие макеты. Модели и макеты должны быть точно выполнены в одном из принятых в международ­ной практике масштабов—1:32, 1:45, 1:64, 1:87, 1:120, 1:160 или 1:220 натуральной величины. По внешнему виду они должны макси-. мально соответствовать своим натур­ным образцам в пределах выбран­ного масштаба; иметь хорошую внешнюю отделку, воспроизводящую цвет, фактуру наружных поверхнос­тей оригинала, подробную детали­ровку, хорошие ходовые качества со скоростью движения, соответ­ствующей масштабу. Точность и ка-


чество исполнения макетов и моделей являются основными критериями при определении победителей сорев­нований. Международные соревнова­ния проводятся ежегодно, начиная с 1954 г. Основными организато­рами и участниками этих соревнова­ний являются моделисты-любители ГДР, ЧССР и ВНР. С 1970 г. в них принимают участие и моделисты СССР. Целый ряд интересных моде­лей, выполненных в масштабе 1:87, на этих соревнованиях были отме­чены особыми премиями. Так, на­пример, макет условной станции «Кочки» (рис. 6) московского моде­листа В. С. Юдина, построенный по мотивам архитектуры бывшей Рязано-Уральской дороги; броне­поезд времен Великой Отечественной войны (рис. 7 — автор Е. Л. Шкля-ренко) были отмечены на соревно­ваниях высокими призами, а архи­тектурный комплекс станционных и других служебных построек быв-


 


} &


Рис. 6. Макет станции «Кочки» в масштабе 1:87

 

 



 


Рис. 7. Модель бронепоезда периода Великой Отечественной войны


шей Московско-Окружной дороги (рис. 8 — автор Н. Н. Гундоров) и модели двухосных грузовых ва­гонов, изготовленные М. Д. Давиди-мусом, были удостоены Золотых медалей.


Ежегодные конкурсные выставки явля­ются общественным смотром деятельности моделистов и демонстрируют современный уровень работы любителей. Соревнования проводятся исходя из следующих условий.

1. В соревнованиях могут принимать участие все организованные и неорганизован-


Рис.


8. Макеты железнодорожных сооружений из архитектурного комплекса бывшей Московско-Окружной дороги


 


Ааавнввв


ные любители железнодорожного моделизма европейских стран; в отдельную категорию соревнующихся включаются юниоры до 16 лет.

2. Группы соревнующихся моделей.

A. Локомотивы:

полностью изготовленные самим заяви­телем (в таких моделях могут быть исполь­зованы детали, изготовленные промышлен­ностью: электродвигатели и электрооборудо­вание, кроме токоприемников, колесные пары и сцепка);

сделанные путем перестройки промышлен­ных моделей при условии, что в резуль­тате воспроизводится новый тип локомотива;

доработанные для улучшения внешнего вида промышленных моделей (при сохранении типа локомотива).

Б. Вагоны (и прочий подвижной состав):

полностью изготовленные самим заяви­телем (в таких моделях могут быть исполь­зованы детали, изготовленные промышлен­ностью: колесные пары и сцепка);

сделанные путем перестройки промышлен­ных моделей при условии, что в результате воспроизводится новый тип вагона;

доработанные для улучшения внешнего вида промышленных моделей (при сохранении типа вагона).

B. Макеты железнодорожных сооруже­
ний, построек и железной дороги.

Г. Прочие железнодорожные действу­ющие модели.

К. Ритринные модели (исторические мо­дели и модели будущего).

В интересах объективной оценки моделей, представленных на конкурс, участники долж­ны сопровождать их необходимыми доку­ментами (чертежами, фотографиями), по которым можно проверить соответствие мас­штабу, длину, высоту, ширину, диаметр колес и др. Модели, к которым не приложена подобная документация, исключаются из со­ревнований.

3. Оценка моделей.

Модели, участвующие в соревнованиях, оцениваются по упомянутым выше группам и в наиболее распространенных в настоящее время масштабах (1:87 НО, 1:120 ТТ, 1:160 N) международным жюри, членами которого яв­ляются моделисты ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР. Из соревнований не исключаются модели, выполненные в более крупных масштабах, популярных в прошлые годы. Каждая модель может быть оценена максимально в 100 очков. Это количество складывается из четырех показателей, по которым раздельно оценивают ходовые качества модели, качество и точность изготовления, общее впечатление и наи­более яркие особенности. 16


В моделях любители стремятся воссоздать натурные объекты, с ко­торыми связаны знаменательные исторические события или определен­ные этапы в развитии железно­дорожной техники. Собранные на соревнованиях и выставках железно­дорожные модели дают возможность совершить своеобразную экскурсию в прошлое. Поэтому необходимо особо подчеркнуть историко-позна-вательное значение железнодорож­ного моделизма.

Как история кораблестроения и самолетостроения, история оте­чественной железнодорожной тех­ники всех периодов ее развития представляет собой богатый и при­влекательный материал для моде­листа. Она включает в себя развитие и совершенствование тяговых машин, вагонов, инженерных сооружений, средств сигнализации и связи, архи­тектуры зданий. Каждый локомотив, вагон своими конструктивными фор­мами, доступной своему времени технологией изготовления, окраской, надписями и знаками демонстрируют . уровень инженерных и производ­ственных возможностей определен­ного исторического периода, отра­жают эстетические вкусы, которые были в моде и находили свое прояв­ление в транспортном машинострое­нии. Именно эти стороны техниче­ской истории составляют предмет особого изучения и воспроизведения на моделях в любительской прак­тике.

Интересно, например, проследить, как изменялся внешний вид паро­воза от черепановского, которому недавно исполнилось 150 лет, до по­следнего отечественного парового ло­комотива серии П36 (рис. 9). Это на­чальная и конечная вехи истории паровозостроения в нашей стране.

 


 

 



 


Рис. 9. Сравнительные изображения паровоза П36 и паровоза Е. А. и М. Е. Черепановых


На протяжении 120 лет постепенно изменялся облик и очертания паро­воза, превратившегося в «богатыря» первых пятилеток и послевоенных лет. Далекие от нас первые паровозы, не имея привычной будки машини­ста, были чем-то неуклюжи — котел на колесах с длинной трубой. Паро­возы конца XI века по-прежнему были очень приземисты, так как котел имел небольшую топку и рас­полагался низко, почти на раме. Построенный в 1908 г. пассажирский паровоз серии К поразил современ­ников яркой особенностью своего внешнего вида. Он имел высоко поднятый над рамой котел, что стало характерным для последних русских паровозов и всех паровозов совет­ского периода. Большой просвет между рамой и котлом, перила ограждения площадок, контрбудки на тендерах — вот далеко не полный перечень внешних конструктивных особенностей, которые свойственны только отечественным паровозам. Если коротко проследить разви­тие конструкции вагонов, то сразу обратят внимание характерные осо­бенности. В прошлом веке вагоны


строили из дерева. Затем деревян­ные несущие брусья рамы заменили металлическими швеллерами, а ку­зова пассажирских вагонов снаружи стали обшивать стальным листом. Долгое время характерной особен­ностью внешнего вида локомотивов и вагонов было наличие заклепочных соединений листов обшивки, прида­вавших подвижному составу опреде­ленную эстетическую красоту, дале­кую от современного дизайна. Кроме того, пассажирские вагоны украшали витиеватым литьем в виде кронш­тейнов для сигнальных огней, замыс­ловатых уголков, опор, поручней и т. д. Широкое распространение полу­чили в начале XX века 18-метровые четырехосные пассажирские вагоны, а затем и 20-метровые, которые имели у нас в стране очень широкое распространение в довоенные и послевоенные годы, в различных вариантах — общие, пригородные, купейные, мягкие, почтовые и др. Целый ряд ярких, с точки зрения моделиста, особенностей этих ваго­нов — переходные площадки с гар­мошкой, раздвижные наклонные лестницы на крышу, скошенные вход-

 


Hi

s>



Рис. 10. Паровозы, связанные с жизнью

 

 



 


 



 


 


и деятельностью В. И. Ленина


 

 


ные ступени, суженный тамбур и др., придавали этим вагонам свой осо­бенный колорит. В конце 40-х годов появляются всем хорошо знакомые цельнометаллические пассажирские вагоны — лаконичной формы, об­ладающие бесспорной эстетической прелестью.

Очень непохожи друг на друга наши первые и современные элект­ровозы и тепловозы, но каждый из них в равной степени интересен моделисту своей принадлежностью определенному времени.

Хорошо изготовленная модель-копия, воспроизводящая конкретный локомотив или вагон, ставший стра­ницей истории наших железных дорог, приобретает особую ценность. Это уже не просто модель, а частичка истории нашей Родины, яркая стра­ница жизни страны, биографии со­ветского человека, его подвига.

В настоящее время в разных городах Советского Союза поставле­ны на вечные стоянки многие локо­мотивы в память героических со­бытий, в честь замечательных людей, работавших на них. Они дают ши­рокую возможность моделистам совершать экскурсии в прошлое и получать самый ценный материал — видеть предмет своими глазами, изучать его, делать необходимые зарисовки и фотографии, уточнять детали. Приведем несколько при­меров.

На паровозе Н2-293 в 1917 г. В. И. Ленин, скрываясь от царских ищеек, под видом кочегара приезжал в революционный Петроград. Этот паровоз, переданный правительством Финляндии в дар Советскому Союзу, установлен в павильоне на Финлянд­ском вокзале в Ленинграде. Прево­сходная модель паровоза открывает

 


экспозицию Ленинградского желез­нодорожного музея (рис. 10, а).

В мае 1923 г. рабочие железно­дорожного депо станции. Москва-Павелецкая во внеурочное время отремонтировали средним ремонтом паровоз серии У127 и единогласно избрали Владимира Ильича Ленина почетным машинистом, прикрепив на передней части котла надпись: «Беспартийные — коммунистам». В тяжелый для страны морозный ян­варский день 1924 г. паровоз У127 вел траурный поезд с телом вождя от платформы Герасимовская до Москвы. В канун 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина в Москве на площади Павелецкого вокзала открыто новое здание па­вильона-музея «Траурный поезд В. И. Ленина», здесь хранится эта бесценная реликвия (рис. 10, б).

Паровоз серии Ов7024 (рис. 10, в) был отремонтирован в апреле 1919 г. на первом коммунистическом суббот­нике рабочими депо Москва-Сорти­ровочная. Теперь это дорогой экспо­нат музея «Великого почина», орга­низованного в этом депо.

7 августа 1983 г. в депо Ховрино состоялось открытие еще одного памятника, ставшего реликвией тех­нической и общественной истории нашей страны. Паровоз С.245 (рис. 10, г) ранней весной 1918 г. привел из Петрограда в Москву особый поезд №4001, в котором прибыли члены Совнаркома во главе с В. И. Лениным. Активное участие в сохранении и восстановлении па­ровоза С.245 принимали члены Московского клуба железнодорож­ного моделизма.

На станции Ладожское Озеро, у начала легендарной Ладоги, стоит на почетной стоянке рядом с музеем «Дороги жизни» паровоз серии

 


Эш4375 (рис. 11, а). Этот паровоз в тяжелые дни блокады Ленинграда доставлял поезда с торфом для един­ственной оставшейся в строю в Ленинграде пятой ГРЭС.


Герой Социалистического Труда машинист А. Г. Смирнов со своим паровозом прошел путь от Днепра до Шпрее и 10 мая 1945 г. привел первый эшелон в поверженный


■7)



Рис. 11. Локомотивы на пьедесталах


2'.'


■■■PPSirnMHILliJiail jliii l«<—~-

a)




Рис. 12. Первые советские локомотивы

 

 


Берлин. Теперь паровоз С017-1613 стоит на почетной стоянке у депо Нижнеднепровск-Узел (рис. 11,6).

У станции Ховрино в Москве на вечной стоянке находится пер­венец советского тепловозострое­ния— тепловоз Щэл1 конструкции Я- М. Гаккеля, построенный в 1924 г. по прямому указанию В. И. Ленина (рис. 12, а).

В депо Хашури поставлен на вечную стоянку электровоз В Л19-01 (рис. 12,6), построенный к XV го­довщине Великой Октябрьской со­циалистической революции. В тот далекий год он положил начало большому семейству советских элект­ровозов, на кузовах которых начер­таны буквы «ВЛ», что означает «Владимир Ленин» — в память и в знак высокого уважения и призна­тельности великому вождю трудя­щихся, основоположнику электрифи­кации страны.

«Живые» памятники истории, поставленные на пьедесталы, явля­ются зримыми и ощутимыми «пол­предами» истории техники, истории нашего государства, рассказыва­ющими потомкам о прошлом нашей


страны. Процесс сохранения истори­ческой железнодорожной техники продолжается и все больше энту­зиастов, в том числе и молодежи, включается в эту благородную работу.

Воссоздать в миниатюрных моде­лях-копиях историю русских и со­ветских железных дорог — интерес­нейшая задача. Конечно, один чело­век, пусть даже одержимый, не сможет осуществить ее. Однако коллективу любителей-моделистов такая задача под силу. При этом каждый сможет выбрать для копи­рования тот натурный образец, который соответствует его желаниям и симпатиям. Собранные на одной выставке эти модели-копии могли бы стать своеобразными пропагандис­тами истории отечественных желез­ных дорог.

Подводя итоги этой главы, можно с уверенностью сказать, что желез­нодорожный моделизм, помимо тех­нических знаний, развивает чувство гордости за историю отечественной техники, расширяет кругозор, воспи­тывает любовь к Родине.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.