Сделай Сам Свою Работу на 5

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента





Дайте определение следующих терминов:

· Формальная группа

· Неформальная группа

· Комитет

· команда

· власть

· влияние

· лидерство

· авторитарность

· ответственность

· подотчетность

· институциональная власть

· позиционная власть

· связующая власть

· разъединяющая власть

· стиль управления

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1.Назовите факторы, влияющие на эффективность работы группы. Приведите примеры.

2. В чем отличие команды и обычной рабочей группы? Как Вы считаете, достаточно ли внимания уделяют российские менеджеры формированию команд?

3.Что такое комитет (совет)? Объясните своими словами преимущества и недостатки комитетов. Приведите примеры этих преимуществ и недостатков (собственные или гипотетические).

4.Обсудите факторы, оказывающие влияние на размер комитета. Как вы думаете, наиболее эффективной является деятельность сотрудничающих или соревнующихся членов комитета? Почему? Какими качествами должен обладать эффективно действующий лидер комитета?

5.Что такое сфера управления? Что такое оптимальная сфера управления? Объясните преимущества и недостатки узкой и широкой сфер управления. Какие факторы определяют оптимальную сферу управления?



6.Объясните и дайте оценку теории Грейкунаса об организационных отношениях.

7. Какие стили управления вам известны? Какой из них «лучше»? От чего зависит использование того или иного стиля руководства?

8.Дайте определение власти. Как влияет распределение власти в организации на организационные цели?

9.Противопоставьте и сравните власть и полномочия. Может ли одно существовать без другого? Поясните.

10.Как соотносятся власть и подотчетность, власть и ответственность?

11.Назовите несколько возможных источников власти и дайте им характеристику. Приведите примеры.

12.Объясните, каким образом власть часто становится институциональной?

13.Каким образом перераспределение власти может нарушить существующую авторитарную систему?

14.Какое значение в практике управления имеет способность распознавать и понимать сущность источников власти, находящихся вне границ формальных авторитарных систем?



15.Объясните, что такое опекающий, поддерживающий и коллегиальный стили управления? Как каждый из них соотносится с позиционной властью?

16.Что такое эффективная организация? Сравните эффективную организацию ранних 1900-х годов с эффективной организацией сегодня. Соотнесите обе с основными источниками власти.

17.Как проблема организационного выживания соотносится со связующей и разъединяющей властью? В чем заключается задача руководителя при выборе этих ветвей власти?

18.Обсудите, по крайней мере, пять способов расширения и использования власти в организации.

19.Применение власти в организации это хорошо или плохо?

20. Чем отличается лидер от обычного менеджера? Назовите основные характеристики.

21. Какие теории лидерства Вам известны? Охарактеризуйте каждую из них.

22. Что такое ситуационное лидерство? Какие теории лидерства можно отнести к ситуационным?

23. Что такое разделенное лидерство? В каких ситуациях оно применяется? Приведите примеры.

 

ПРОБЛЕМА А. Сколько это слишком много?

Группа профессора Кривова по изучению основ менеджмента обсуждала тему о сферах управления (нормах управляемости). Профессор как раз заканчивал объяснение теории Грейкунаса об организационных взаимосвязях, когда Максим А., его ученик попросил слова.

«Извините, но я никак не могу понять практического значения этой теории. Мы знаем, что она предполагает только возможность этих взаимосвязей, но я думаю, что существует множество ситуаций, к которым она вряд ли применима».

«Вы имеете в виду вашу собственную работу, Максим?» - спросил Кривов.



«Да», - ответил Макс. «Как вы знаете, я руковожу производством в компании «Перспектива». В моем подразделении 32 работника, которые подчиняются непосредственно мне. И честно говоря, я не чувствую себя обремененным их слишком большим количеством».

«Расскажите нам поподробнее о той работе, которую они выполняют» - сказал профессор.

«Ну, большинство из них работает на сборочном конвейере, это работа невысокой квалификации. На их обучение в среднем требуется неделя. После этого, если работник успевает делать свою операцию в темпе конвейера и не делает большого количества ошибок, то он считается готовым для работы».

«Как вы узнаете, когда кто-то делает свою работу не так, как должен делать?» - спросил профессор.

«Если работник отстает от темпа линии, то он замедляет работу всех рабочих на конвейере», - ответил Макс. «Я немедленно узнаю об этом. Если работник допускает ошибку, снижающую качество сборки, то контролер ОТК очень быстро сообщит мне об этом. Не требуется много времени, что бы обнаружить это».

«Я бы хотел добавить к тому, что сказал Макс», - вмешался другой слушатель Сергей У. «Как и Макс, я считаю, что формула Грейкунаса вряд ли пригодится мне. Моя работа сильно отличается от работы Макса, но мой опыт с нормой управляемости тот же. Я руковожу исследовательским отделом в фирме «Geo - Products”. У меня в подчинении 12 исследователей, работающих над различными проектами, и я всегда в состоянии координировать их деятельность».

«Как я понимаю, эта работа значительно отличается от той, которой руководит Максим», - сказал профессор.

«Да, это совершенно другая работа», - ответил Сергей. «Все сотрудники моего отдела опытные исследователи, некоторые из них имеют ученые степени в области химии и физики. Их работа осуществляется в рамках определенных программ и проектов. Когда они начинают работу над проектом, в мои задачи входит минимальный контроль за ним. Чрезмерный контроль помешает их творческому поиску. Количество моих взаимосвязей в процессе работы с сотрудниками гораздо меньше, чем предполагает Грейкунас».

«Это интересное наблюдение», - сказал профессор Кривов. «Такие различные виды работы, а демонстрируют одинаково успешное применение достаточно широкой нормы управляемости. Как вы объясните это явление?»

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Ответьте на вопрос профессора Кривова. Какие сходные черты имеют эти две разные работы, позволяющие использовать широкую сферу управления?

2. Доказывают ли два примера приведенные слушателями, бесполезность применения узких сфер управления? Почему «да» или почему «нет»?

СИТУАЦИИ

А. Андрей Белов, новый управляющий универсального магазина звукозаписей и коллекционирования только что закончил разговор с Дмитрием Хмелевым, руководителем отдела, подчиненного Андрею. Как новый управляющий Андрей знакомился со своими подразделениями и их работой. Поскольку к исполнению обязанностей управляющего он приступал со следующего понедельника, Андрей был обеспокоен тем, что бывший управляющий Иван Демидов, оставлял дела в запущенном состоянии. Как говорили, ему не удалось сработаться с Константином Авдеевым, старшим служащим магазина. Демидов жаловался, что Авдеев настроил против него всех работников отдела. У Авдеева был самый большой стаж работы в магазине, он глубже всех разбирался в тонкостях работы и, естественно, большинство служащих обращались к нему за советом. Когда Андрей спросил Дмитрия о пригодности К. Авдеева к работе, тот заверил его, что Константин полностью соответствует занимаемой должности. Покидая офис Дмитрия, Андрей размышлял, так ли это на самом деле.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Проанализируйте типы власти, которыми явно обладает К. Авдеев.

2. Поскольку Андрей заступает на должность управляющего, что является источником его власти?

3. Как Андрей Белов может расширить источники своей власти? Можно ли вовлечь в этот процесс Константина Авдеева? Поясните.

 

Б. “ Сегодня наше объединение - бюрократическая организация и ничего более. Мы потеряли “запал”, который имели, когда приступали к организации этой компании”, - заявила группе служащих во время обеденного перерыва Ольга У., кандидат в президенты правления местного филиала объединения. “Наше нынешнее руководство заслуживает порицания за проведение политики “бизнес как обычно”, за тот путь, который оно выбрало. Если вы изберете меня и тех, кто разделяет мою точку зрения, то обещаю возродить наш изначальный дух энтузиазма и поиска “.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Обсудите перемены, которые произошли в организации в связи с институционализацией власти. Неизбежен ли этот процесс? Поясните.

2. Предположим, что Ольга У. выбрана в президенты. Какие перемены в распределении власти вероятны в пределах филиала? Как вы думаете, повторится ли процесс институционализации, или его можно предотвратить? Поясните.

 

В. Екатерина Сергеева в течение 8 лет являлась генеральным директором корпорации Гамма. У нее была репутация жесткого автократичного руководителя. Несмотря на то, что она посещала семинары по ситуационному управлению и часто высказывала правильные мысли в этом направлении, она редко изменяла свой стиль управления. При напоминании об этом несомненном противоречии Екатерина возражала: «Мои сотрудники не проявляют ни желания, ни умения участвовать в процессе принятия решений. Поэтому я буду продолжать руководить так же, как делала раньше. Если в дальнейшем они будут развиваться и проявлять творчество, я пересмотрю их роль в принятии решении».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Оцените мнение Екатерины относительно используемого ею стиля руководства. Вы с ней согласны или нет? Почему?

2. Подскажите методы, которые можно использовать для определения «желания и умения» сотрудников участвовать в принятии решений.

 

Г. К должности руководителя на предприятии Дельта предъявлялись следующие требования: он должен быть не только хорошим руководителем, но и хорошим инженером. Большинство проблем, которые возникали ежедневно, были вызваны сложными разногласиями требующими специальных знаний машин и оборудования, использования производственной мощности и технологии производства.

Одним из наиболее успешных руководителей среднего звена был Иван Холодов. До перевода в Дирекцию предприятия он был начальником ОТК, а до этого работал на производстве. Он имел особый дар – извлекать наибольший результат, как из оборудования, так и из людей. Поэтому когда появилось вакантное место руководителя, ему предложили занять его, несмотря на отсутствие опыта руководящей работы.

При собеседовании на отборочной комиссии перед назначением Ивана спросили, готов ли он занять предложенное место. «Согласен,- ответил Иван. – Я не хочу показаться самоуверенным, но думаю, что смогу выполнить поставленную передо мной задачу. Считаю, что выполнение моей текущей работы доказывает это.»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Согласны ли Вы с оценкой Ивана самого себя?

2. Какое решение приняли бы Вы, если бы были членом отборочной комиссии? Почему?

 

ПРОБЛЕМА Б.Молодой советник.

Сергей Вовк пришел в АО ”Бета” сразу после окончания университета. За пять лет работы в нем он сделал быструю карьеру. В процессе работы на должностях инструктора по технике безопасности, помощника технолога и экономиста, Сергей стал известен своей способностью, убеждать людей и успешно решать трудные проблемы. Директор АО Игорь Давыдов обратил внимание на его работу и назначил на недавно образованную должность помощника директора.

“Сергей, - сказал ему Игорь - я хочу, чтобы Вы стали моей правой рукой. Мне нужен кто-то, кто был бы промежуточным звеном между мной и руководителями подразделений, кто выслушивал бы их предложения и предлагал варианты решения проблем и для меня и для них. Короче говоря, я хочу, чтобы Вы взяли на себя роль консультанта”.

В течение следующего после назначения года Сергей значительно расширил свои полномочия. Практически никакая информация не доходила до директора без его предварительного одобрения. “Директор очень занятой человек, - часто говорил Сергей, - и моя работа заключается в том, чтобы отсеивать информацию, мешающую ему работать”. С другой стороны, большая часть распоряжений и запросов на информацию, исходивших от директора и направлявшихся руководителям подразделений также проходила через Сергея. Многие считали, что он часто давал указания по своей собственной инициативе, прикрывая свои требования именем директора. Проверить это, однако, было довольно трудно, поскольку руководители подразделений боялись власти, которую он приобрел.

С течением времени многие в АО стали считать, что Сергей Вовк может стать следующим директором после Игоря Давыдова, которому оставалось два года до пенсии. Некоторые руководители начали равняться на Сергея, рассчитывая на некоторые преимущества в будущем, в том случае если он получит пост директора. В результате его власть в организации еще более возросла.

Мечта, однако, рухнула, когда директор пригласил Сергея к себе в кабинет и заявил, что должность помощника директора сокращается, аргументируя это тем, что проблем не убавилось, а прибавилось с введением новой должности. “Я верю, Сергей, что Вы действовали из лучших побуждений, на благо организации, но Вы явно превысили свои полномочия. Принимая во внимание Ваше усердие и значимость последней должности, я хотел бы, чтобы Вы остались у нас. У Вас есть опыт руководящей работы, поэтому предлагаю вам занять вакантное место руководителя производственного подразделения.

После некоторой паузы Сергей попросил у директора день, чтобы обдумать предложение и принять решение.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Каковы были источники власти Сергея Вовк во время пребывания его в должности помощника директора? Прокомментируйте каждый.

2. Сравните реальную власть Сергея с объемом формальных полномочий, которые он имел. Как могла бы его власть окончательно институционализироваться?

3. Как Вы думаете, останется ли Сергей в АО в качестве руководителя производственного подразделения? Почему “да”, или почему “нет”?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.