Сделай Сам Свою Работу на 5

Проведите сравнительно-правовой анализ, выяснив, в чем заключается сходство и отличие в понимании местного самоуправления в Европейской Хартии местного самоуправления и российском законодательстве.





Задание 2

В соответствии с Декларацией о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г. местные территориальные сообщества имеют право решать все вопросы местного значения через избираемые ими органы местного самоуправления либо непосредственно. Эти права гарантируются конституцией и действующим законодательством.

Каким образом данное положение Декларации конкретизировано в российском законодательстве?

Как Вы считаете, соответствует ли конституционно-правовой статус местного самоуправления в РФ принципам, принятым в СНГ?

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Задание 3

Администрация области внесла на рассмотрение областной думы проект постановления «О совершенствовании структуры управления областью», которым предусматривалось упразднить представительный орган в городе — областном центре, а его функции передать областной думе. Обосновывалось это необходимостью сокращения расходов на содержание аппарата управления. Систему местного самоуправления в городе должны были представлять избираемый населением глава города, а также городская и районные (в районах города) администрации.



Может ли областная дума принять такое постановление?

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Какие органы в системе местного самоуправления являются обязательными?

Задание 4

Губернатор области издал распоряжение «О чрезвычайных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в г. Прокопьевске», которым вводился особый режим управления в городе. Сущность особого режима заключалась в том, что персональная ответственность за выправление положения дел в городе возлагалась на руководителей департаментов, комитетов и управлений областной администрации, курирующих соответствующие отрасли экономики и социальной инфраструктуры.

Законно ли данное распоряжение губернатора области?

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Каким образом органы государственной власти субъектов РФ могут влиять на положение дел в муниципальных образованиях?



Задание 5

Уставом города Сосновка было предусмотрено, что районы города не являются муниципальными образованиями. В соответствии с уставом в городских районах были образованы в качестве структурных подразделений городской администрации районные администрации, глав которых назначил глава городской администрации. Однако жители одного из районов города не согласились с таким положением, заявив, что в этом случае нарушаются их права на местное самоуправление, и обратились в областную думу с просьбой изменить устав города.

Как должен быть решен этот вопрос?

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Вправе ли областная дума вносить изменения в устав города?

Задание 6

На выборах главы города в первом туре голосования ни один из претендентов не набрал более 50 % голосов, а перед вторым туром один из двух кандидатов, набравших относительное большинство голосов в первом туре, за несколько дней до выборов снял свою кандидатуру.

Как Вы думаете, состоятся ли в таком случае выборы?

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Задание 7

На заседании представительного органа муниципального образования из девяти избранных депутатов присутствовало пять человек. Депутаты приняли местный бюджет на следующий год; установили порядок перечисления налогов в бюджет области предприятиями и организациями, находящимися на территории города; утвердили программу мероприятий по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными происшествиями в городе; рассмотрели вопрос о расширении таможенной службы в связи с расширением международных контактов хозяйствующих субъектов.



Правомочны ли данные решения представительного органа муниципального образования?

Ответ обоснуйте ссылками на конкретные статьи Конституции РФ и федерального законодательства.

Задание 8

Жители села Березовка, в котором проживает около 110 человек, избрали на сходе старосту, двух его заместителей и решили, что все вопросы социально-бытового развития села районная администрация должна обязательно согласовывать с сельским старостой, а наиболее важные решения выносить на обсуждение сельского схода.

Решение схода было направлено в районную администрацию.

Прокомментируйте его от имени юрисконсульта районной администрации.

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Задание 9

Глава района принял решение об отстранении от должности мэра города, входящего в состав района, за неудовлетворительную подготовку городского хозяйства к зимнему отопительному сезону. По вине работников муниципальных предприятий каждый третий житель города вынужден был встретить зиму в холодных квартирах.

Однако мэр города обжаловал данное решение в судебном порядке.

Как Вы считаете, обоснованно ли обращение мэра города в суд с требованием о восстановлении его в должности?

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.


 

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

1. Местное самоуправление в России это:

а) государственная власть территориального коллектива;

б) публичная власть административно-территориальной единицы;

в) форма народовластия в РФ;

г) реализации государственной власти на местах;

д) форма общественного самоуправления.

2. Местное самоуправление в России отличают такие признаки как:

а) административная субординация муниципальных органов

б) муниципальные органы входят в систему государственных органов

в) наличие выборных муниципальных органов (должностных лиц)

г) доминирование делегированных государственных полномочий в компетенции органов местного самоуправления

д) прокурорский надзор за целесообразностью использования местных финансов

3. Муниципальным образованием может быть территория, на которой отсутствует:

а) местное самоуправление;

б) муниципальная собственность;

в) представительный орган местного самоуправления;

г) местный бюджет.

4. Полномочия органов местного самоуправления могут передаваться:

а) органам государственной власти РФ;

б) органам государственной власти субъектов РФ;

в) Ассоциациям и союзам муниципальных образований;

г) органам территориального общественного самоуправления.

5. Вопросами местного референдума являются вопросы местного значения, за исключением:

а) принятия устава муниципального образования;

б) изменения территории муниципального образования;

в) проведения досрочных выборов органов местного самоуправления либо их отсрочка;

г) переименования муниципального образования.

6. Глава муниципального образования может:

а) избираться только населением муниципального образования;

б) избираться представительным органом местного самоуправления из своего состава;

в) избираться представительным органом местного самоуправления из числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом;

г) быть принят на работу по контракту.

7. Собственником имущества, входящего в состав муниципальной собственности является:

а) муниципальное образование;

б) представительный орган местного самоуправления;

в) местная администрация;

г) глава муниципального образования.

8. В соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах к местным налогам относится:

а) налог на добычу полезных ископаемых;

б) налог на доходы физических лиц;

в) налог на имущество физических лиц;

г) транспортный налог.

9. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате:

а) нарушения Конституции РФ и законодательства;

б) нарушения устава муниципального образования;

в) нанесения ущерба здоровью или имуществу жителей муниципального образования;

г) утраты доверия населения.

10. В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти вправе временно осуществлять следующие отдельные полномочия органов местного самоуправления:

а) внесение отдельных изменений в устав муниципального образование;

б) принятие местного бюджета;

в) исполнение местного бюджета;

г) установление местных налогов и сборов;

д) разработка комплексных программ социально-экономического развития территории.

 


МОДУЛЬ 4

 


 

Тема 1. Понятие государственной службы,

государственного служащего и нанимателя

Цель изучения данной темы состоит в усвоении сущности и понятия государственной службы и государственных служащих, основных классификаций, а также приобретении умений и навыков выявления особенностей каждого вида государственной службы.

Одним из основных звеньев проводимых в России государственных реформ, в том числе административной реформы, является реформирование системы государственной и муниципальной службы. Очевидно, что достижение эффективного государственного и муниципального управления во многом определяется качеством управленцев – служащих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В связи с этим часто вспоминают слова О. Бисмарка: «С плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы».

Концепция реформирования системы государственной службы РФ определила ее механизм как совокупность следующих принципов:

Ø должности государственной гражданской службы учреждаются законами и иными нормативными правовыми актами;

Ø переход от поступления на государственную службу в порядке назначения к приему на государственную гражданскую службу по конкурсу;

Ø гражданский служащий исполняет обязанности по замещаемой должности на основе служебного контракта и должностного регламента;

Ø должностной регламент становится основным нормативным актом, регламентирующим деятельность гражданского служащего;

Ø примерные должностные регламенты гражданского служащего утверждаются уполномоченными органами;

Ø оценка деятельности гражданского служащего производится на основе положений должностных регламентов;

Ø ротация кадрового состава гражданских служащих;

Ø привлечение на гражданскую службу квалифицированных специалистов;

Ø кадровый резерв формируется на конкурсной основе в целях замещения должностей в порядке должностного роста;

Ø в кадровый резерв включаются гражданские служащие, высвобождаемые в связи с реорганизацией или ликвидацией органа государственной власти или государственного органа;

Ø лица, включенные в кадровый резерв, при необходимости осуществляют повышение квалификации или профессиональную переподготовку и им предоставляется преимущественное право на замещение должности;

Ø при прохождении гражданской службы должна осуществляться оценка деятельности гражданского служащего в форме аттестации, квалификационного экзамена и других формах;

Ø осуществляется объективная оценка результатов гражданских служащих, в первую очередь, при проведении аттестации или квалификационного экзамена;

Ø оценка деятельности гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности, перспектив должностного (служебного) и профессионального роста, поощрения или привлечения к дисциплинарной ответственности;

Ø проводится конкурсный отбор учебных заведений и научных центров, осуществляется дифференцированный подход к уровню обучения в зависимости от уровня должностей;

Ø денежное содержание гражданских служащих соотносится на рынке труда с заработной платой работников негосударственного сектора экономики;

Ø гражданским служащим обеспечиваются единые основные и дополнительные государственные социальные гарантии, которые предоставляются преимущественно в денежной форме;

Ø переход от медицинского обслуживания к специальному медицинскому страхованию гражданских служащих;

Ø вводятся унифицированные нормы и правила сохранения денежного содержания гражданских служащих на период временной нетрудоспособности;

Ø пенсионное обеспечение гражданских служащих за выслугу лет или по инвалидности, а также членов семьи гражданского служащего в случае потери кормильца в соответствии с федеральным законом.

Для обеспечения эффективной реализации функций государства Концепция предусмотрела решение следующих основных задач:

1. Приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями.

2. Определение видов государственной службы.

3. Создание комплексной нормативной правовой базы.

4. Разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики.

5. Формирование системы управления государственной службой.

6. Обеспечение открытости и регламентации деятельности государственных органов.

7. Повышение доверия граждан к государственным органам за счет улучшения качества оказываемых услуг.

8. Активное использование информационных технологий.

9. Комплексное совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы.

Осуществление реформы в системы государственного и муниципального управления связано прежде всего с изменением общего представления о государственной службе, государственных служащих, закреплением в федеральном законодательстве их нового правового статуса.

Государственная служба РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ (далее – ФЗ № 58) – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Ø Российской Федерации;

Ø федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

Ø субъектов РФ;

Ø органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

Ø лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

Ø лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Таким образом, законодательство разграничивает понятия государственной должности и должности государственной службы. Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ регулируется не законодательством о государственной службе, а иными правовыми актами.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1. Гражданская служба, которая подразделяется на федеральную службу и службу субъекта РФ. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее – ФЗ № 79) уточняет понятие государственной гражданской службы РФ как вида государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

2. Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

В РФ в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление на военную службу и ее прохождение иностранными гражданами. Их военная служба осуществляется по контракту и на них распространяются положения ФЗ № 58, определяющие правовые основы государственной службы РФ.

3. Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

ФЗ № 58, регулируя данные три вида государственной службы, предусматривает возможность установления и других видов и разновидностей государственной службы. Так, Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» предусмотрено, что правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан РФ, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и ее территориальных органах. Она является видом федеральной государственной службы граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в ФСКН России и ее территориальных органах, которые вводятся в пределах их штатной численности, установленной нормативными правовыми актами РФ.

Вопросы организации федеральной государственной гражданской службы граждан, замещающих государственные должности федеральной государственной гражданской службы в ФСКН России и ее территориальных органах, регулируются законодательством РФ о федеральной государственной гражданской службе.

Общими принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

Ø федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;

Ø законность;

Ø приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

Ø равный доступ граждан к государственной службе;

Ø единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

Ø взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

Ø открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

Ø профессионализм и компетентность государственных служащих;

Ø защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Кроме того, ФЗ № 79 дополняет данный перечень, уделяя особое внимание установлению также таких принципов, как:

Ø приоритет прав и свобод человека и гражданина;

Ø владение государственным языком РФ, равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

Ø стабильность гражданской службы;

Ø взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

Среди наиболее общих положений, регулирующих государственную службу, в том числе и с выделением трех ее основных видов, необходимо отметить установление взаимосвязи между ними, которая обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы РФ различных видов;

3) учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении, в частности, стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РФ.

Но такая взаимосвязь устанавливается не только между основными видами государственной службы, но также между гражданской службой и муниципальной службой, которая обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которыми могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Понятие, а также правовое положение (статус) государственного служащего – федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Так, федеральный государственный гражданский служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Соответственно государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ, а в отдельных случаях, предусмотренных федеральным законом, денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

С учетом выделения трех видов государственной службы законодательство также определяет понятия гражданского служащего, а также военнослужащих и работников правоохранительной службы. В частности, гражданский служащий – гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

 

Понятия государственной гражданской службы субъекта РФ и государственного гражданского служащего субъекта РФболее подробно регулирует региональное законодательство. В частности, Закон города Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» предусматривает, что государственная гражданская служба города Москвы – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности города Москвы. Соответственно государственный гражданский служащий города Москвы – это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы города Москвы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом государственного органа о назначении на должность гражданской службы и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета города Москвы.

Принципами гражданской службы являются:

1) единство системы государственной службы, обеспечивающее соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

3) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы города Москвы;

4) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

5) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

6) стабильность гражданской службы;

7) открытость гражданской службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

9) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;

10) правовая и социальная защищенность гражданских служащих.

 

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ. Например, наниматель государственного гражданского служащего города Москвы – город Москва как субъект РФ, а представитель нанимателя – руководитель государственного органа или лицо, замещающее государственную должность города Москвы, осуществляющие полномочия нанимателя от имени города Москвы, либо представитель указанных руководителя или лица.

Более подробно представители нанимателя государственного служащего субъекта РФ регулируются, например, Законом Ленинградской области от 25 февраля 2005 г. № 11-ОЗ «О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области» (в ред. 12.07.2006 г.). Так, нанимателем государственного гражданского служащего Ленинградской области является Ленинградская область, представителем которой могут быть:

Ø Губернатор Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в органах исполнительной власти Ленинградской области и в аппаратах мировых судей;

Ø председатель Законодательного собрания Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в аппарате Законодательного собрания Ленинградской области;

Ø председатель Избирательной комиссии Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в аппарате Избирательной комиссии Ленинградской области;

Ø председатель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в Контрольно-счетной палате Ленинградской области.

Представитель нанимателя, который осуществляет функции работодателя в соответствии с законодательством РФ о труде в отношении лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области и должности, не являющиеся должностями гражданской службы Ленинградской области, предусмотренные штатными расписаниями государственных органов Ленинградской области, вправе делегировать частично или полностью свои полномочия лицу, замещающему государственную должность Ленинградской области, либо гражданскому служащему, замещающему должность категории «руководители», путем издания соответствующего правового акта.

Общий вывод. Государственную службу как особый вид профессиональной деятельности отличают не только разнообразие видов, но и специфика ее субъектов. Важным отличием системы государственной службы в современной России является четкое и довольно полное регулирование общих принципов ее организации, а также построения с учетом федеративного устройства государства.

 


 

Тема 2. Законодательство о государственной службе

Цель изучения данной темы состоит в усвоении понятия законодательства о государственной службе (служебного права), а также приобретении умений и навыков выявления основных источников правового регулирования государственной службы в зависимости от е вида, установления их иерархии, соотношения и специфики отдельных источников служебного права.

В соответствии с Конституцией РФ правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находится в исключительном ведении РФ (п. «т» ч. 1 ст. 71), тогда как правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п. «н» ч. 1 ст. 72), а ее организация – в ведении субъекта РФ (ст. 73). Данное конституционное разграничение предметов ведения реализуется также в федеральном законодательстве. Это касается прежде всего двух базовых законов о государственной службе:

Ø Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» (далее – ФЗ № 58), которым в соответствии с Конституцией РФ определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой РФ;

Ø Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее – ФЗ № 79), устанавливающем правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы, в частности, порядок поступления на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождение и прекращение, а также правовое положение (статус) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ.

Однако наряду с законодательством о государственной службе, которое имеет приоритетное значение, правовую основу государственной службы составляют и иные многочисленные акты. Среди них – служебные контракты и должностные регламенты, административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг. Важное значение в регулировании государственной службы имеют судебные решения. Трудно также переоценить значение актов индивидуального содержания, которыми оформляются важнейшие решения о поступлении гражданина на государственную службу, ее прохождение и прекращение.

Законодательство о государственной службе – это совокупность правовых актов, которыми регулируются отношения, связанные с гражданской, военной, правоохранительной и другими видами государственной службы. Такое законодательство включает такие акты, как:

1. Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, подписанные и ратифицированные РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о государственной службе, то применяются правила международного договора.

К актам международного права может быть отнесена Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих.

2. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ».

3. Федеральные законы, регулирующие отдельные виды государственной службы. К настоящему времени принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также осуществляется работа по подготовке и принятию аналогичных законов, регулирующих военную и правоохранительную службы, а пока отдельные стороны данных видов государственной службы регулируются такими актами, как:

Ø Закон от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» (в ред. от 18 декабря 2006 г.);

Ø Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. от 29 декабря 2004 г.);

Ø Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред от 06.07.2006).

Следует обратить внимание на то, что после принятия ФЗ № 58 и ФЗ № 79 все иные законы и нормативные правовые акты о государственной службе, как федеральные, так и субъектов РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат базовым законам о государственной службе.

4. Другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения государственной службы в отдельных органах. К таким актам можно отнести прежде такие, как:

Ø Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах РФ» (в ред. от 27 июля 2006 г.);

Ø Федеральный закон от 17 декабря 1994 года № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» ( в ред. от 2 марта 2007 г.);

Ø Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (в ред. от 2 марта 2007 г.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.