Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутреннее строение земли. рельеф земной поверхности. рельефообразующие факторы





Планы лабораторных занятий (очное отделение)

Лабораторная работа по землеведению № 1

Вселенная. Общая характеристика Земли как планеты.

Форма и размеры Земли

Цель занятия: расширить и обобщить имеющиеся знания о Вселенной, Галактике и Солнечной системе; уточнить знания о форме Земли и ее размерах

Оборудование: глобус, таблицы «Форма Земли», «Приливы и отливы», учебно-методическая литература

Вопросы для обсуждения:

  1. Современные представления о Вселенной.
  2. Галактика «Млечный путь»: строение, положение Солнечной системы в ней.
  3. Структура Солнечной системы.
  4. Изменение взглядов на форму Земли: диск, шар, эллипсоид вращения, геоид, трехосный эллипсоид.
  5. Система Земля – Луна: влияние тел друг на друга.
  6. Географическое значение формы, размеров и положения орбиты Земли.
  7. Доказательства шарообразной формы Земли.

Домашнее задание:

Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1988. – стр.17 №№ 2, 4, 7, 9, 20;

Стр.30-31 №№ 4-6.

Основная литература:

  1. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 12-28
  2. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 8-20
  3. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – с. 45-58.
  4. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с. 7-38.
  5. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 6-21
  6. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.9-35.

 



Лабораторная работа по землеведению № 2

Движение земли. время

Цель занятия: изучить особенности осевого и годового движения Земли, закономерности счета времени.

Оборудование: глобус, теллурий, табл. «Движение Земли вокруг Солнца», «Опыт Фуко», «Отклонение движущихся тел», карта часовых поясов, глобус.



Вопросы для обсуждения:

  1. Осевое вращение Земли, его доказательства и следствия
  2. Движение Земли вокруг Солнца:
    1. форма орбиты и скорость движения;
    2. особенности годового движения (точки солнцестояний и равноденствий. Сделать карточки с иллюстрациями).
  1. Следствие годового движения Земли.
  2. Время: местное, поясное, декретное, летнее, среднеевропейское.
  3. Часовые пояса. Линия перемены дат.

Домашнее задание:

Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1988. – стр.20-25 №№ 5, 6, 14, 17, 20, 26, 28, 33, 36

Стр.26-30 №№ 2, 3, 16

Задача:

Вычислить и сравнить линейную скорость вращения точек на экваторе (длина экватора 40075696 м), на параллелях 37о (4/5 длины экватора), 41о (3/4 длины экватора), 48о (2/3 длины экватора) и 60о (1/2 длины экватора). Линейная скорость вращения для любой параллели можно вычислить также по формуле: V=v cos φ, гдеv - линейная скорость вращения на экваторе, φ – широта места наблюдения. Объясните изменение линейной скорости вращения от экватора к полюсам.


Основная литература:

  1. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 42-58
  2. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 21-26
  3. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – с. 59-64.
  4. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с. 40-56
  5. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 21-29
  6. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.35-46.

Лабораторная работа по землеведению № 3



план и карта

Цель занятия:

– изучить особенности построения географических карт;

– расширить и обобщить знания о географической карте, плане, масштабе, градусной сетке, способах ориентирования;

– совершенствование навыков перевода одного вида масштаба в другой.

Оборудование: глобус, карта полушарий, физическая карта РФ, физическая карта мира, план местности, атласы для начальной и средней школы по природоведению и географии соответственно, контурные карты, таблица «Определение широты местности», «Изображение рельефа штрихами», «Изображение рельефа способом горизонталей», «Изображение рельефа отмывкой», «Азимут», линейка, циркуль, учебно-методическая литература, учебники «Мир вокруг нас»

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение плана и карты. Их сходства и отличия.
  2. Условные обозначения: виды, использование.
  3. Масштаб, его виды.
  4. Градусная сеть. Определение и способы нахождения географической широты, географической долготы. Понятие о географическом и магнитном меридиане. Азимут.
  5. Картографические проекции:

– Определение;

– Классификация по характеру искажений;

– Классификация по типу построения;

– Прямые (нормальные), поперечные и косые картографические проекции.

  1. Особенности картографической проекции Д.М. Соловьева.

Домашнее задание:

Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1988. – стр.4-16 №№ 2, 3, 5, 9, 12, 15, 18, 20, 28, 34, 40, 48, 49, 50

Заполнить таблицы:

Стороны горизонта Азимуты,0
Север
Юг
Восток
Запад
Северо-восток
Северо-запад
Юго-восток
Юго-запад
Север – северо-восток
Восток северо-восток
Восток – юго-восток
Юг – юго-восток
Запад – юго-запад
Запад – северо-запад
Расстояние на местности Расстояние на плане Численный масштаб плана
4 км 5 см  
10 км 25 см  
4 км 10 см  
700 м 7 см  
2 км 20 см  
5 км 20 см  

Основная литература:

  1. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 32-41
  2. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 26-41
  3. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с.
  4. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 30-49
  5. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.49-77.

 

Лабораторная работа по землеведению № 4

внутреннее строение земли. рельеф земной поверхности. рельефообразующие факторы

Цель занятия:

– изучить особенности развития и строения основных форм земной коры (геосинклиналей и платформ);

– расширить и обобщить знания о внутренних и внешних рельефообразующих факторах и формах рельефа, создаваемых ими.

Оборудование: физическая карта РФ, физическая карта мира, атласы для начальной и средней школы по природоведению и географии соответственно, контурные карты, таблицы «Геохронологическая таблица», «Основные этапы развития геосинклиналей», «Геологическое строение платформенных и геосинклинальных участков земной коры», «Разрез земной коры в зоне перехода от континента к океану». «Вулканы и землетрясения», «Разрез ледника», «Продольный разрез пещеры», «Работа ветра», «Выветривание», «Плесы и перекаты», «Меандры и старица», учебно-методическая литература.

Вопросы для обсуждения:

  1. Источники энергии на Земле.
  2. Причины возникновения полярных сияний, и отсутствия экваториальных.
  3. Геосинклинали: особенности тектонических движений, стадии развития. Зоны активного вулканизма.
  4. Платформы: особенности тектонических движений, строения; этапы развития.

Домашнее задание:

В тетрадях для лабораторных занятий дать определение следующих понятий (в некоторых случаях с пояснениями и иллюстрациями):

ü Очаг и эпицентр землетрясения;

ü Эоловые формы рельефа: каменные решетки, грибовидные скалы, барханы, дюны, зыбучие пески;

ü Оползни;

ü Карстовые формы рельефа: кары, воронки, котловины, полья; пещеры;

ü Суффозионные формы рельефа;

ü Речная эрозия, базис эрозии, уступы, пороги, излучины, меандры, плесы, перекаты, аккумуляция, дельта реки;

ü Гляциология, снеговая линия, морена, озы, камы, друмлины, бараньи лбы.

Основная литература:

  1. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 69-101, 115-173.
  2. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 47-49, 60-80
  3. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – с. 65-80.
  4. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с. 38-40, 58-65.
  5. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 50-68
  6. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с. 78-126.

Лабораторная работа по землеведению № 5

Минералы и горные породы

Цель занятия:

– изучить особенности строения и свойств основных породообразующих минералов и горных пород;

– расширить и углубить знания о минералах и горных породах при работе с коллекциями.

Оборудование: физическая карта РФ, карта полезных ископаемых, карта Калужской области, атласы для начальной и средней школы по природоведению и географии соответственно, контурные карты, коллекции минералов и горных пород, таблицы: «Кристаллические решетки», «Кристаллы», «Распространение элементов в земной коре», «Залегание магматических горных пород», «Классификация горных пород» (2 шт.), «Классификация минералов», «Условия залегания рудных минералов», «Условия залегания ископаемых углей», учебно-методическая литература.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о минералах. Классификации.

2. Понятие о горных породах. Классификации внутри каждого класса.

3. Физические свойства минералов.

4. Характеристика классов минералов, представители.

5. Характеристика классов горных пород, представители.

6. Понятие о полезных ископаемых и руде.

Основная литература:

  1. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 60-69
  2. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учебное пос. для студентов-заочников фак. пед. и мет. нач. об. - М.: Просвещение, 1981. – с. 49-60
  3. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Учеб. пособие для студентов географических специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М.: «Просвещение», 1976. – с.
  4. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 69-105.
  5. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. Под ред. В.Г. Завриева. – Минск: ВШ, 1976. - с.133-169
  6. Пашканг К.В., Родзевич Н.Н. и др. Природы рачительный хозяин. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1979.
  7. Физическая география и природа Калужской области. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2003.
  8. Учебники по предмету «Окружающий мир»

Домашнее задание:

В тетрадях для лабораторных занятий (на развороте) составить 2 сравнительных таблицы («Минералы» и «Горные породы»):

«Минералы»

Название Хим. формула Класс (группа) Твердость Плотность Цвет Цвет черты Блеск Прозрачность Спайность Излом Условное обозначение Значение Местонахождение

Самородные элементы: золото, платина, графит, алмаз, сера;

Сульфиды: галенит, цинковая обманка, пирит, халькопирит, киноварь;

Галогениды: галит, сильвин;

Карбонаты: кальцит, доломит, магнезит, сидерит, малахит;

Сульфаты: гипс, ангидрит, мирабилит, барит;

Фосфаты: апатит, фосфорит;

Оксиды и гидроксиды: кварц, халцедон, кремень, опал, корунд, боксит, МИНЕРАЛЫ ГРУППЫ ЖЕЛЕЗА: гематит, магнетит, лимонит;

Силикаты: топаз, слюды (мусковит, биотит, тальк, каолинит), полевые шпаты (ортоклаз, микроклин, альбит, лабрадор, нефелин);

Нитраты: натриевая селитра, калиевая селитра;

Органические соединения: янтарь, асфальт, озокерит.

«Горные породы»

Название Минеральный состав Класс (группа) Цвет Блеск Условное обозначение Практическое значение Местонахождение

Магматические горные породы: гранит, габбро, диорит, липарит, базальт, андезит, обсидиан, пемза, вулканический туф;

осадочные горные породы:

Обломочные: галечники, конгломераты, пески, песчаники, глины;

Химические и органогенные: известняки, мергель, трепел, опока, торф, угли (бурый, каменный, антрацит), нефть;

Метаморфические горные породы: мрамор, кварцит, кристаллические сланцы.

Лабораторная работа по землеведению № 6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.