Краткие теоретические сведения
Лабораторная работа №1.
Интерфейс табличного процессора Excel.
Цели работы:
1. Изучить элементы интерфейса Excel.
2. Изучить работу в режиме ввода данных: ввод, редактирование, копирование, автозаполнение.
3. Изучить средства работы с форматом ячеек.
4. Научиться сохранять и открывать созданную таблицу.
Краткие теоретические сведения
Табличный процессор MS Excel используют для хранения и автоматизации расчета данных, представленных в табличной форме.
Документы Excel называют рабочими книгами. Они сохраняются в файлах с расширением .XLS. Внешний вид экрана табличного процессора приведен на рис. 1.
Рабочая книга состоит из рабочих листов (количество листов £ 255). Рабочий лист служит для формирования электронных таблиц, имеет прямоугольную форму и состоит из строк, столбцов и ячеек на их пересечении. Ячейка - элементарная единица данных. Элементом листа может быть также группа ячеек, называемых блоком. Ячейки предназначены для хранения различных значений. Ячейка похожа на переменную в математике: она имеет обозначение (адрес) и может иметь и менять значение. Количество ячеек во всех строках одинаково и количество ячеек во все столбцах также одинаково. Ячейку однозначно определяет адрес ячейки при ссылке на ячейку.
Стандартные имена листов: Лист 1, Лист 2, …
Имена столбцов – латинские буквы или их двухбуквенные сочетания (от А до IV).
Номерастрок - от 1 до 65536.
Адрес ячейки состоит из имени столбца и номера строки – А5, В1, D16, … (на рис.1 - С4).
Адрес блока – диапазон ячеек, заданный адресами конечных ячеек любой диагонали блока, разделенных двоеточием (E5:G10 или G10:E5 или G5:E10 или E10:G5 – для выделенного цветом блока на рис.1); перечень адресов ячеек, разделенных точкой с запятой (E5;F5;G5;E6;F6;…).
Значением ячейки могут быть: текст или число. Их можно набрать с клавиатуры в виде константы или вычислить по формуле, которая набирается в ячейке. Формула может содержать математические, логические, статистические и другие операции и функции. Внешний вид значения ячейки задается форматом ячейки.
Основная идея электронных таблиц: одни ячейки рабочего листа являются независимыми переменными, в которые нужно вводить константы с клавиатуры, а другие ячейки используются как зависимые переменные, в которые вводятся формулы, использующие значения первых ячеек. При изменении значения хотя бы одной независимой ячейки происходит автоматический пересчет значений по формулам, в которые эта ячейка входит прямо или косвенно через другие формулы. Любая ячейка может быть как зависимой, так и независимой. Это определяется наличием или отсутствием формулы в ней.
Правила работы в Excel: пользователь вводит исходные данные в независимые ячейки и формулы в зависимые. При необходимости устанавливается в ячейке нужный формат значения. Расчетные значения появляются в таблице в ячейках с формулами. Затем нужно проверить правильность расчетов, изменяя значения независимых ячеек и, при необходимости, исправить ошибки в формулах. Далее можно строить диаграмму по любым значения таблицы (исходным и вычисленным). Подготовить таблицу к печати, используя форматирование – задание границ, цвета фона, параметров шрифта и т.д., напечатать или сохранить ее в виде файла на диске.
Ввод значения (константы или формулы) выполняется в активную ячейку, которая выделена курсором – рамочкой (на рис.1 – С4). Ее адрес помещается в поле имени. Вводимая информация одновременно отображается и в ячейке, и в строке формул (см.рис.1). Ее можно активизировать щелчком в ней левой кнопки мыши. Завершение ввода значения – нажатие Enter для запоминания значения или Esc – для отмены ввода.
Некоторые значения можно не набирать, а заполнять копированием или переносом значений других ячеек, а также пользуясь автозаполнением, например, значениями числовой арифметической прогрессии или значениями последовательных дат, месяцев, элементов автосписка и т.д. Для копирования формул, констант и автозаполнения используется маркер заполнения – точка в правом нижнем углу активной ячейки (см.рис.1).
Рис. 1. Рабочий лист Excel
Excel может работать в режимах:
Готово – можно перемещаться по таблице и использовать меню и пиктограммы.
Ввод – режим ввода данных в ячейку. Большинство команд меню недоступно.
Правка – режим редактирования введенных ранее данных.
Указать – режим выбора объекта (ячейки или области ячеек) для включения его в формулу. Объект выделяется бегущей пунктирной линией.
Текущий режим отображен в строке состояния окна Excel.
Пример задания
Составить таблицу сметы расходов фирмы в разрезах по месяцам и по статьям сметы. Планируемый результат работы приведен на рис.2.
Рис.2. Таблица «Расходы фирмы»
Порядок работы
Этап №1. Занести информацию в таблицу. Для этого:
èВвести в ячейку А1 название таблицы «Расходы»
èВ ячейку А2 – «Статьи расходов». Увеличить ширину столбца А: навести указатель мыши на разделитель между столбцами А и В в строке с именами ячеек. Указатель станет двунаправленной стрелкой. Нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместить границу вправо.
èВ ячейки В2 – G2 занести названия месяцев
èВ ячейку H2 – «Всего»
èВ ячейки А3-А6 – «Материалы», «Зарплата», «Аренда», «Оборудование».
èВ ячейку А7 – «Всего»
èВ ячейки В3-В6 – придумать суммы расходов.
èСкопировать в ячейку С3 значение из В4: выделить В4 щелчком мыши, скопировать в буфер, выделить С3, вставить из буфера значение.
èИспользовать функцию автозаполнения для размножения значения С3 на ячейки от С4 до С6: выделить ячейку С3, навести указатель мыши на маркер заполнения – квадратик в нижнем правом углу рамки (см.рис.1), выделяющей ячейку С3. Нажать и, удерживая левую клавишу мыши, обвести рамкой ячейки С3-С6 и после этого отпустить клавишу мыши.
èВ ячейку D3 – сумму расходов.
èС помощью автозаполнения размножить это значение на ячейки D4 – D6.
èАналогично заполнить ячейки E3-Е6, F3-Е6,G3-G6.
èВвести в ячейку Н3 формулу для подсчета суммы расходов по статьям. Для этого: выделить мышью ячейку Н3, набрать «=», мышью щелкнуть ячейку В3, набрать «+», затем щелкнуть С3 и т.д. по аналогии до ячейки G3.
èРазмножить формулу на ячейки Н4:Н7.
èВвести формулу для подсчета суммы по месяцам с помощью автосуммы. Для этого Нужно выделить мышью ячейку В7, нажать кнопку. При этом пунктирной линией выделяются ячейки В3:В6. Примерный вид части рабочего листа с формулой на рис.3. Затем нажать клавишу Enter.
Рис.3. Рабочий лист при вводе формулы автосуммы.
èАналогично заполнить ячейки С7:Н7.
Этап №2. Выполнить оформление таблицы согласно заданию. Для этого:
èОформить название таблиц по центру таблицы. Для этого выделить ячейки А1:Н1 и нажать кнопку «Объединить и поместить в центе». Название помещается в центре таблицы.
èВыделить название таблицы размером. Для этого выполнить команду Формат/Ячейки, выбрать вкладку «Шрифт», задать размер 14, нажать ОК.
èДля ячейки А2 задать перенос по словам и текст курсивом. Для этого выполнить команду Формат/Ячейки, выбрать вкладку «Выравнивание», установить флажок «переносить по словам». Затем выбрать вкладку «Шрифт» и задать начертание «Курсив», нажать ОК.
èДля ячеек В2:G2 задать ориентацию текста 450. Для этого выполнить команду Формат/Ячейки, выбрать вкладку «Выравнивание», задать ориентацию 450 путем перемещения красного маркера.
èДля ячеек В2:Н2 задать полужирный способ начертания символов. Можно воспользоваться кнопкой «Ж» на панели инструментов.
èПо аналогии выделить названия строк (ячейки А3:А:) полужирным начертанием.
èПо аналогии ячейку А7 выделить полужирным курсивом, используя кнопки «Ж» и «К».
èЗадать единицы измерения числовых величин в рублях. Для этого выделить ячейки В3:Н7, затем выполнить команду Формат/Ячейки, выбрать вкладку «Число», в списке «Числовые форматы» выбрать «Денежный» и задать число десятичных знаков 0. Нажать ОК.
èЗадать вокруг рамку таблицы. Для этого выделить ячейки А3:Н7, выполнить команду Формат/Ячейки, выбрать вкладку «Граница», выбрать тип линии - жирную линию, нажать кнопку «Внешние», затем нажать ОК.
èПо аналогии сделать рамки вокруг ячеек Н3:Н7, затем вокруг А7:Н7.
èЗадать фон ячеек А7:Н7. Для этого выполнить команду Формат/Ячейки, выбрать вкладку «Вид», выбрать светло-голубой цвет заливки, нажать ОК.
èПо аналогии задать светло-серый фон ячейкам А3:А6.
Сохранение документа.
èВыполнить команду Файл/Сохранить.
èВ появившемся окне вывести содержимое папки Мои документы.
èСоздать новую папку с помощью кнопки
èВ качестве имени папки ввести свою фамилию.
èОткрыть вновь созданную папку.
èВ строке «Имя файла» ввести «Фирма».
èНажать ОК.
èЗакрыть созданный документ.
Загрузка документа.
èВыполнить команду Файл/Открыть.
èВ окне открытия файла указать путь к папке под Вашей фамилией, которая находится в папке «Мои документы».
èВыбрать файл «Фирма.xls»
èНажать ОК.
èЗакрыть Excel.
Индивидуальные задания.
1. Составить и оформить таблицу по образцу согласно индивидуальному варианту.
2. Сохранить таблицу с именем «Лаб1+<Фамилия>» в созданной ранее папке.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|