Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответ аргументируйте ссылками на Конституцию РФ. 7 глава





Ø депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных законом;

Ø данные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

а) смерти;

б) отставки по собственному желанию;

в) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

г) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

е) выезда за пределы России на постоянное место жительства;

ж) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;



з) отзыва избирателями;

и) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

к) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу и в иных случаях, установленных законом.

Органы местного самоуправления как юридические лица от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. После наделения правами юридического лица они являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.



Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений ФЗ № 131 в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

Ø для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;

Ø для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.



Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Общий вывод. Законодательство достаточно подробно регулирует общие принципы участия населения в местных референдумах и муниципальных выборах, голосованиях по отзыву депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, организации сходов граждан, реализации правотворческой инициативы граждан, территориального общественного самоуправления, публичных слушаний, собраний и конференций граждан, их опросов и обращений в органы местного самоуправления и иных институтов прямой демократии в системе местного самоуправления, а также установления структуры органов местного самоуправления,


Тема 7. Экономическая основа местного самоуправления

Цель изучения данной темы состоит в усвоении понятия экономической основы местного самоуправления, общих принципов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, организации межбюджетных отношений, а также приобретении умений и навыков анализа особенностей гражданско-правовых, бюджетных и налоговых правоотношений на уровне местного самоуправления.

В процессе становления местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными предпосылками. О самоуправлении можно говорить лишь тогда, когда оно обеспечено экономически. Это подтверждается всем предшествующим опытом.

С начала 1990-х годов в России были приняты меры по созданию экономической основы местного самоуправления. Муниципальная собственность была провозглашена достоянием населения соответствующих территорий (1990 г.). Формирование муниципальной собственности началось после принятия постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Дальнейшее развитие данное постановление получило в Распоряжении Президента РФ от 18 марта 1992 года, которым был установлен порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность; регламентировался порядок оформления прав собственности путем пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности; функции реестродержателей. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления получили право самостоятельно утверждать перечень объектов, составляющих муниципальную собственность. Спорные случаи должны были рассматриваться в судебном порядке. Законом РФ от 15 апреля 1993 года «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» были закреплены права местного самоуправления на формирование и исполнение местного бюджета, обязательства государственных органов по обеспечению минимального местного бюджета, основные требования по формированию и использованию внебюджетных фондов органов местного самоуправления.

Конституция РФ закрепила за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов. Федеральное законодательство в дальнейшем конкретизировало данное положение.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131) экономическую основу местного самоуправления составляют:

Ø находящееся в муниципальной собственности имущество,

Ø средства местных бюджетов,

Ø а также имущественные права муниципальных образований.

В собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В собственности поселений могут находиться:

Ø имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

Ø автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

Ø жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

Ø пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

Ø имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

Ø объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

Ø имущество библиотек поселения;

Ø имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

Ø объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством;

Ø имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

Ø имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

Ø имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

Ø имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

Ø имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

Ø земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения;

Ø пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

Ø имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

Ø имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Ø имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

Ø имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

Ø автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

Ø пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

Ø имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

Ø имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

Ø имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

Ø имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

Ø имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

Ø архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для их хранения;

Ø имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

Ø имущество межпоселенческих библиотек;

Ø имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

Ø земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района;

Ø пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

Ø имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

Ø имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

Ø имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

Ø имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Ø имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

Ø объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством РФ.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, которые могут находиться в собственности поселения и муниципального района.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и участия в реализации непереданных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется органами местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ и субъекта РФ, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Одна из наиболее важных проблем осуществления (более того, существования) местного самоуправления – это финансы. Абсолютное большинство даже зарубежных стран не способно обеспечить выполнение муниципальных программ только за счет местных налогов и сборов, хотя в настоящее время многие страны имеют от 20 до 50 видов источников доходов (от туристических налогов и штрафов за парковку до лицензий на содержание собак и взносов за место для рекламы). Около 40-70% местных бюджетов покрывается за счет государственных дотаций. В Европейской Хартии местного самоуправления самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местного самоуправления (ст. 9):

Ø органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

Ø финансы должны быть соразмерны полномочиям;

Ø наличие местных сборов и налогов;

Ø финансовые системы должны быть достаточно разнообразными и гибкими;

Ø защита более слабых в плане финансов органов местного самоуправления, в том числе за счет ввода процедур финансового выравнивания или иных мер;

Ø порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо согласовывать с органами местного самоуправления;

Ø субсидии местным органам самоуправления, по мере возможности, не должны иметь целевой характер и идти в ущерб свободе местного самоуправления в области их собственной компетенции;

Ø для финансирования расходов по капиталовложениям местные органы самоуправления должны иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.

ФЗ № 131, регулируя местные бюджеты и межбюджетные отношения, предусматривает:

Ø каждое муниципальное образование имеет собственный (местный) бюджет;

Ø бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района;

Ø в качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями; порядок их разработки, утверждения и исполнения определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно;

Ø органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований;

Ø формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, ФЗ № 131 и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации;

Ø полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района;

Ø органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов;

Ø в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов;

Ø проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию либо органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ: органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Однако в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер такой оплаты определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации.

Расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, расположенных на территории поселения, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов данных поселений.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на реализацию отдельных переданных государственных полномочий устанавливается соответствующими органами государственной власти. В тех случаях, когда на реализацию таких полномочий осуществляются расходы местных бюджетов, регулирование может осуществляться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование переданных государственных полномочий не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Муниципальный заказ – это заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, оплачиваемый за счет средств местного бюджета. Его размещение осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Доходы местных бюджетов включают наряду с субвенциями, предоставляемыми на осуществление органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий, прежде всего собственные доходы местных бюджетов, которые формируются за счет следующих средств:

1) средства самообложения граждан – разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Их размер устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан);

2) доходы от местных налогов и сборов, перечень которых, а также полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах. Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством в бюджеты муниципальных районов.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

3) доходы от региональных налогов и сборов, которые зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Федерации в соответствии с законодательством.

В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Федерации, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ в бюджет субъекта Федерации. Установление указанных нормативов законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год или иным законом субъекта на ограниченный срок не допускается.

В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законом субъекта Федерации в бюджеты муниципальных районов. Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в бюджеты городских округов по налоговым ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным законами субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты поселений и установленным законами субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты муниципальных районов, за исключением случая, установленного законом;

4) доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с законодательством и (или) по налоговым ставкам, установленным законодательством РФ, за исключением случаев, установленных законом.

Бюджетным кодексом РФ и (или) законодательством РФ о налогах и сборах устанавливаются единые для всех поселений или муниципальных районов налоговые ставки и (или) нормативы отчислений для зачисления доходов от определенного вида федерального налога (сбора) в соответствующие местные бюджеты. В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Федерации, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и (или) законодательством РФ о налогах и сборах. Установление указанных нормативов законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и (или) иным законом субъекта Федерации на ограниченный срок не допускается.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.