Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА





В КАРАТЭ-ДО для совершенствования личности используются два аспекта:
— каратэ-дзюцу (искусство боя пустыми руками);
— дзэн (медитация).

Школа медитации, Дзэн-шю, основана на четырёх религиозно философских учениях: йоге, конфуцианстве, даосизме и дзэн-буддизме. В основе Дзэн-шю лежит Дзэн-буддизм, а остальные учения ценны своим вкладом в него и медитативную практику Востока.

ЙОГА

ЙОГА ("союз", "единение", "связь", "гармония") стремится к гармонии в человеке трех начал: физического, умственно-эмоционального и духовного. Достигается эта цель йоги различными ее аспектами.

ХАТХА-ЙОГА ("ха" — Солнце, "тха" — луна) — физический аспект. Совершенствование физических качеств человека.

КРИЯ-ЙОГА — морально-этический аспект. Цель — воспитание морали и совести путем внутреннего и внешнего очищения.

КАРМА-ЙОГА — совершенствование человека через труд. Средство — трудиться как можно лучше, не желая награды. Кроме того — изучение кармы как закона причин и следствий, закона перевоплощений.

ДЖНАННИ-ЙОГА — совершенствование через приобретение знаний. Мудрость здесь понимается как гармония знаний.



БХАКТИ-ЙОГА — проповедь любви.

ЛАЯ-ЙОГА — изучение ритмов и вибраций космоса и их влияния на человека.

МАНТРА-ЙОГА — изучение звуковых вибраций.

Как система йога зародилась в глубокой древности. Упоминается еще в Ведах (4-2 век до н. э.) Патаджали (2 век до н. э. — 2 век н. э.)— систематизировал все знания йоги к тому времени в "Йога-сутре".

Патаджали определил восьмеричный путь развития:
1. Яма ("смерть", "отказ") — отказ от плохих черт характера.
2. Нияма ("возрождение", "приятие") — самодисциплина.
3. Асана ("поза") — физические упражнения.
4. Пранаяма — дыхательные упражнения.
5. Пратьяхара — контроль над чувствами.
6. Дхарана — концентрация внимания.
7. Дхьяна — медитация.
8. Самадхи — транс, высшая ступень совершенства.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЙОГИ:

— параллелизм микрокосма и макрокосма;
— постепенность овладения и совершенства;
— возможность управления через психику биологическими телами и предметами;
— наличие и возможность развития в любом человеке внутренней энергии.



Основная цель йоги — достижение духовного освобождения за счет остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие тенденций индивидуального существования.

В Дзэн-шю использована техника медитации йоги. Кроме того, цель йоги (Самадхи) остается существенной и в Дзэн-буддизме.

КОНФУЦИАНСТВО

Этико-политическое учение. Основано в 6 веке до н. э. Конфуцием и его учениками Мэн-Цзы и Сюнь-Цзы.

Конфуций (551-479 г. г. до н. э.) происходил из обедневшего знатного рода в царстве Лу. Известен еще и тем, что основал первую в КИТАЕ частную школу. Основные взгляды — в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), которая написана в виде записей бесед с учениками.

Основной принцип учения — традиция. Конфуций говорил: "Я ничего не выдумываю, я передаю". Он придавал очень большое значение воспитанию. Тезис о необходимости изменения характера звучал так: "Только самый великий ученый и самый худший дурак никогда не изменяются".

Конфуций четко разработал этические положения. Основное этическое положение — жэнь ("гуманность"), как высший закон взаимоотношений людей. Жэнь достигается путем соблюдения этикета, основанного на почтительности и уважении. Разработано 5 видов взаимоотношений: государь-подданый, отец-сын, муж-жена, старший-младший и между друзьями. Другой принцип учения — "каждому свое место". Идеальное государство по Конфуцию — основанное не на законах, а на добродетели.

С 136 г. до н. э. до 1911 г. конфуцианство было официальной государственной доктриной КИТАЯ. Для Дзэн-шю особенно ценным является разработанный в конфуцианстве этикет и обязательный к нему ритуал.



ДАОСИЗМ

Религиозно-философская система, принадлежащая ЛАО ЦЗЫ.

ЛАО ЦЗЫ (ЛИ ЭР) — автор трактата "Дао дэ цзин", представляющего собой совокупность метких изречений и афоризмов. Он жил в 5-6 веке до н. э., был архивариусом при дворе императора государства Чжоу.

В центре учения — призыв стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга, вернуться к простой, близкой к природе жизни, воплощающей Дао.

Дао — таинственная целостность Вселенской жизни, присутствующая во всем, но ничем не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и не выразимая в словах. В трактате Дао сравнивается с водой: оно кажется мягким и податливым, на самом же деле — Дао непреодолимо.

Дао соответствует увэй (недеянию) — отказу от желаний, активных действий. По отношению к правителю — отказ от войн и роскоши, насилия и вмешательства в жизнь людей. Как религия даосизм оформился во 2 веке н. э. Основная цель — достижение долголетия. Высшая цель — познать Дао, слиться с ним и следовать ему. В этом — смысл, цель и счастье для людей.

Для достижения духовного прогресса даосу необходимо было выполнять 5 заповедей и 10 добрых дел.

5 заповедей: не убивать, не пить вина, не лгать, не красть, не прелюбодействовать.

10 добрых дел: почитание родителей, верность господину, сострадание, помощь страждущим, освобождение животных, возведение мостов и колодцев, посадка деревьев и наставление неразумных.

Для Дзэнешю даосизм ценен учением о Дао, особенно такими его аспектами, как учение о ци (жизненной энергии) и учение о Инь и Ян (Дао, разделяясь, порождает две силы — Инь и Ян) как о борьбе и единстве двух противоположностей.

ДЗЭН-БУДДИЗМ

  Будда произнес разные учения, чтобы спасти все сердца. Если у тебя нет сердца. так какой прок от всех этих учений? Мусо Сосеки

Основатель — Бодхитхарма (412-532) — 28-й буддийский патриарх. В 520 г. он из Индии пришел в Китай, где начал проповедовать свое учение. Сначала он отправился к императору государства Лян, но не понравился ему, так как тот не понял его учения. После этого Бодхитхарма отправился в государство Вей, где поселился в монастыре Шаолинь. Является 1-м патриархом Дзэн-буддизма.

2-й патриарх — Эка (487-593 г. г.).

3-й патриарх — Сосан (до 606 г.).

4-й патриарх — Досин (580-651г. г.).

5-й патриарх — Гунин (602-675 г. г.).

6-й патриарх — Эно (638-713 г. г.).

Только после проповедей Эно Дзэн-буддизм получил развитие и распространился в КИТАЕ, ЯПОНИИ, КОРЕЕ. В ЯПОНИИ его первым начал проповедовать в 1191 г. Хиэй, основавший монастырь и возглавивший школу Риндзай. Досин возглавил в ЯПОНИИ школу Сото. Риндзай и Сото — 2 школы Дзэн-буддизма, существующие сейчас.

Основные положения учения сформулировал еще Бодхитхарма в послании:
— особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами,
— независимость от всякого рода буквы,
— прямой контакт с духовной сущностью человека,
— проникновение в глубины внутренней природы человека,
— достижение совершенства Будды.

Основная цель последователя Дзэна — достижение сатори (озарения), заключающегося в интуитивном познании мира и себя. Основные пути для этого:
— Риндзай-шю — достижение сатори через коан (алогичный вопрос, например: "На кого ты был похож до своего рождения").
— Сото-шю — достижение сатори через дза-дзэн (медитация сидя).

Дзэн-буддизм, используя достижения йоги, даосизма и конфуцианства, дает средства и методы для достижения интуитивного, беспонятивного мышления, которое необходимо каратэке и достигается путем сатори.

ФИЛОСОФИЯ КАРАТЭ-ДО

  Чтобы овладеть боевым искусством, необходимо постичь его философию. Без разума тело не нужно. Шаинская народная поговорка

Определив главную цель каратэ-до как достижение совершенства в духовном и физическом плане, в ходе тренировок ученики постигают и учатся использовать в повседневной жизни законы, которые управляют миром и каратэ. Совершенство в каратэ достигается не за счет ущемления интересов окружающего мира, а в соответствии с развитием других людей и достижении гармонии с окружающим.

Трактат Сюнь-цзы "Наставления к учебе" так определяет суть постижения техники каратэ:

"... Совершенный человек учится так: все, что воспринимает его слух, он откладывает в сердце, и это, затем, распределившись по телу, выявляется в его манерах и поведении, он сдержан в разговоре, осторожен в поступках...".

Постигая мастерство каратэ-до, ученики переносят все законы каратэ в свою повседневную жизнь. Это позволяет определить каратэ-до в целом как искусство повседневной жизни. Определяя для себя взаимопротивоположность мира, существования противоречий и их взаимного дополнения (яп. ОМИО-ДО — дорога инь и ян) — человек приходит к пониманию двойственности и своей природы, т. е. разделения на психику и тело.

ПСИХИКА (дух, разум) — совокупность врожденных и приобретенных интеллектуальных, эмоциональных качеств человека, а также воля.

ТЕЛО — в отличие от психики, материальная, физически ощутимая сторона бытия человеческого организма.

И психика, и тело органически неразрывны, так как они необходимы для существования человека. Взаимосогласованное дополнение друг друга делает оба элемента одинаково значимыми.

Занятия каратэ-до предполагают не только обособленное развитие каждого элемента, но и углубляют процесс их слияния и гармонии. Используемые для этой цели психологические (дзэн) и физические (каратэ-до) упражнения взаимодополняют друг друга.

Постижение высокого символа каратэ-до невозможно без внутренней самодисциплины ученика, готовности его стать на сложный путь познания Дао и пройти его до конца.

Сказано у Сюнь-цзы: "... Мудрый человек избирает один путь и целеустремленно следует ему...".

Каратэ-до — ценное средство, при помощи которого можно постичь суть человеческого существования, ценность жизни и здоровья. Это искусство развивает уважение к жизни, к здоровью, к себе самому, к своему противнику по борьбе, к учителю и ко всем людям.

Постигая искусство каратэ-до, строя свою жизнь в соответствии с биологическими и физическими законами природы и удовлетворяя потребности в соответствии с потребностями общества, мы таким образом достигаем гармонии с окружающим миром.

МЕДИТАЦИЯ

  В Пути природы всё движется, ничто не застаивается, поэтому и возникает вся тьма вещей. В Пути мудрых всё движется, ничто не застаивается, поэтому все среди морей им покоряются. Чжуан-цзы (IV-III в. в. до н. э.)

ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ

В самом широком смысле медитацию можно понимать как комплекс психотехнических приемов сосредоточения на чем-либо. Зачастую простого обращения внимания на свой внутренний мир достаточно для начального импульса к развитию личности. Если на начальном этапе это просто контроль за своим эмоционально-чувственным процессом, за состоянием тонуса своего мышечного аппарата, за процессом мышления, то на более высоком этапе развития стирается грань между субъектом и объектом познания и деятельностью. Мир начинает при этом восприниматься в единстве, во всем многообразии своих граней и проявлений. В этом и состоит принцип озарения и мгновенного, интуитивного процесса познания. Здесь проявляется и реализуется в практике психической деятельности принцип единства ДАО и теория ИНЬ-ЯН.

Одна из основных категорий восточной философии — это Пустота, которая трактуется как первооснова всего сущего. Из Пустоты все выходит, создается и в нее возвращается. Для того, чтобы воспринять мир непредвзято, во всем многообразии его проявлений, необходимо успокоить свою психику, отбросить старые заезженные стереотипы, взглянуть на ситуацию как на нечто новое. Таким образом, необходимо привести все психические процессы в нулевое состояние, а уже на этом фоне начинать любую деятельность. Адекватно мир может отразиться только в зеркальной поверхности нашей ничем не замутненной психики.

ТЕХНИКА РАССЛАБЛЕНИЯ

Техника расслабления (релаксации) является основной составной частью любой медитативной системы. Получение мышечного расслабления основано на принципе единства тела и психики. Процесс мышления становится более управляемым при умении контролировать свой мышечный тонус, умении расслабляться.

Зачастую в состоянии покоя человек постоянно занят мысленным проигрыванием каких-либо ситуаций. Его мозг не отдыхает. Умение остановить "мысленную жвачку" — значительный шаг по пути самосовершенствования. Иногда этого одного достаточно, чтобы значительно улучшить свое психическое состояние, избавиться от целого ряда невротических симптомов и сопутствующих соматических заболеваний. Правильный мышечный тонус во многом определяет состояние системы меридианов. Энергия, протекая по меридиану, не должна встречать сопротивления на пути своего движения. Если в мышцах тела существует ненужное напряжение, мышечные зажимы, то состояние меридиана, который проходит по этим мышечным группам, нарушается. Вследствие этого внутренние органы не получают достаточный приток энергии, питающей их. Когда мышцы расслаблены, каналы максимально открыты, энергия протекает в них сильным ровным потоком, обеспечивая здоровье и равновесие всего организма.

Техника релаксации использует принцип психосоматического рефлекса. Состояние психики, эмоциональные состояния определяют мышечный тонус, а состояние скелетной мускулатуры, в свою очередь, определяет наше эмоциональное состояние. Умение расслабиться позволяет разорвать патологический круг, когда неприятная мысль рождает отрицательную эмоцию, которая приводит к мышечному напряжению. Напряжение мышц усиливает эмоцию, а отрицательная эмоция, в свою очередь, стимулирует неприятные мысли.

Для достижения релаксации (мышечного и психического расслабления) применяется целый ряд психических приемов, основанных на образно-чувственных представлениях, что в корне отличает восточную систему саморегуляции от ее европеизированных вариантов, где в основном применяются словесные формулы внушения.

ПЕРВЫЙ ПРИЕМ. Прочувствовать свое тело. Напрячь и поочередно расслабить следующие группы мышц: руки, лицо, ноги, мышцы спины и живота.

ВТОРОЙ ПРИЕМ. Представить, что ваши мышцы начинают массироваться и разминаться кем-то посторонним. При этом в них возникает чувство тепла.

ТРЕТИЙ ПРИЕМ. Вообразить себя погруженным в воду и мысленно растворить свое тело в ней. Последовательно растворить руки, лицо, ноги, спину и живот.

При выполнении этих приемов возникает чувство эйфории, ощущение полета и внутреннего освобождения. Наступает полное расслабление скелетной мускулатуры, кровеносные сосуды мышц расширяются, улучшается питание мышечной ткани. Рефлекторно расширяется также капиллярная сеть, питающая внутренние органы, и как следствие этого улучшается их функционирование. Происходит распределение внутренней психической энергии, основная часть которой в обычном состоянии направлена на мышечную сферу. При выполнении приема 3 необходимо направить высвобождающуюся психическую энергию в интеллектуальную сферу психики.

На начальном этапе обучения очень трудно сохранить нулевое состояние психики и тела. Наше мышление устроено так, что оно постоянно ищет объект приложения. Поэтому одна из самых трудных ступеней медитации — это медитация на Пустоту, которая очищает нас, дает нам новые силы и импульс к новой жизни и деятельности.

Для того, чтобы сохранить полученное состояние, необходимо стараться ощутить себя парящим в Пустоте, в Космосе, ощутить себя центром Вселенной, почувствовать единство с великой Пустотой и всем миром, зафиксировать свое внимание на чувстве полета, парения, на ощущении потери чувства тепла. Тело полностью исчезло, осталось лишь одно активное состояние.

Добившись таким образом перераспределения психической энергии в интеллектуальную сферу, мы должны ее задействовать, то есть использовать для дальнейшего самосовершенствования.

Медитация делится на три важнейшие формы по степени активности мозга и тела:
— ДЗА-ДЗЕН — медитация сидя;
— КИН-ХИН — медитация в ходьбе;
— КЕЙКО-ДЗЕН — медитация в движении, в тренировке.
— ДЗА-ДЗЕН — практикуется в положении сейдза, которое является основной позицией сидя. С яп. "СЕЙ" — основание, "ДЗА" — позиция. Кроме сейдза, можно употреблять позиции:

— ХАНКА — позиция полулотоса;
— КЕККА — позиция лотоса.

Позиция сейдза является очень практичной, так как из нее легко можно принять любую стойку, а так же в сейдзе можно сидеть продолжительное время.

ПОЗИЦИЯ СЕЙДЗА: колени раздвинуты на ширину плеч, пятки находятся под ягодицами, большие пальцы ног соприкасаются, замыкая энергетический круг. Позвоночник должен быть прямой и перпендикулярный к полу. Надо представлять себе, что мы подвешены к потолку за веревку, привязанную к волосам.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК: левая рука лежит на правой, большие пальцы рук сомкнуты, образуя вместе с указательными пальцами круг, называемый по-японски "ЭНКО". "ЭНКО" ложится на пах так, чтобы центр "ЭНКО" проектировался в тандэн. Руки лежат свободно на бедрах и согнуты в локтях. Часть ладони шуто упирается в корпус. В ЗА-ДЗЕН все тело должно быть расслаблено. Губы сомкнуты, язык должен слегка касаться верхних зубов. Взгляд должен быть направлен на 1 метр от тела или под углом 45 град. вниз. Глаза могут быть открытыми или закрытыми.

КИН-ХИН — с яп. движущаяся нить — медитация в ходьбе, является продолжением сидячей медитации. Этот вид медитации основывается на концентрации мысли или ходьбе. При этом тело остается ровным, подобно висящей нити. Правый кулак вкладывается в левую ладонь, большой палец левой руки вкладывается в углубление между большим и указательным пальцами правой руки. Эта комбинация находится на тандэне. Локти находятся на окончаниях бедер. Передвижение происходит по прямой линии, с длиной шага, равной 1, 5 длины стопы. Некоторые ката начинаются с такого положения, так как ката выполняются в медитации. Кин-хин практикуется в зале, когда ученики ходят по кругу, а учитель ходит по внутреннему кругу в обратном направлении. Практикующие кин-хин на природе ходят один за другим и впереди идет учитель.

КЕЙКО-ДЗЕН — медитация в процессе тренировки.

С яп. "КЕЙКО" — тренировка, "ДЗЕН" — медитация. В кейко-дзен происходит концентрация на выполняемых упражнениях, что дает возможность достичь смещения мысли и тела.

В ДЗА-ДЗЕН — тело пассивно, а мозг максимально активен.

В КИН-ХИН — одинаково максимально активны и мозг и тело.

В КЕЙКО-ДЗЕН — тело активно, а мозг пассивен.

Существуют еще такие виды медитации:

ДЗАММАЙ — медитация в повседневной жизни, когда происходит концентрация внимания на любом выполняемом действии.

Виды медитации на различные кю:

10 КЮ — выполняется в положении СЕЙДЗА. Глаза закрыты, взгляд направлен под углом 45 град. вниз. Надо стараться отогнать от себя все мысли, ни о чем не думать и смотреть в пустоту.

9 КЮ — в положении СЕЙДЗА, глаза закрыты. Происходит концентрация внимания на выполнении какого-либо действия в уме. Взгляд направлен под углом 45 град. вниз.

8 КЮ — все то, что на 9 кю, но глаза открыты.

7 КЮ — в положении СЕЙДЗА. Сначала открытыми глазами смотреть на какой-либо предмет. Потом закрыть глаза и стараться в воображении представить себе этот объект. Потом открыть глаза, заметить новые детали, опять закрыть глаза и дополнить построенный в уме образ этими новыми деталями и т. д.

6 КЮ — в положении СЕЙДЗА. Взгляд направлен в одну точку на уровне плеч, но взгляд не концентрируется, а размывается и охватывает пространство спереди, по бокам, сверху и снизу от медитирующего.

5 КЮ — СУСОКУ ТАН — в положении СЕЙДЗА. Медитация основывается на счете дыхания. В процессе медитации происходит БОДАЙ — единение духа и тела.

4 КЮ — ЗЮЙ КОКУКАЙ — в положении СЕЙДЗА. Надо следить за дыханием, но как бы со стороны, не контролируя его.

3 КЮ — МИСОГИ — достигается состояние НЕХАН — единения человека с окружающим его миром.

2 КЮ — решение коанов — философских загадок. В данном процессе не должно применяться логическое мышление. Решение ведется за счет интуиции.

1 КЮ — процесс сидения в рассеянном спокойствии. Этот процесс противоположен медитации на 10 КЮ. Медитирующий ни на чем не концентрируется, а просто ждет и ощущает окружающий мир.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.