Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответ аргументируйте ссылками на Конституцию РФ. 3 глава





9. Иные (подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ, среди которых значительную часть составляют указы и распоряжения высшего должностного лица субъекта Федерации и его правительства (администрации), которыми регулируются отдельные стороны жизнедеятельности местного сообщества.

10. Муниципальные правовые акты, в систему которых входят:

1) устав муниципального образования и правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), которые являются актами высшей юридической силы в системе таких актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить им;

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции; ими устанавливаются правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также регулируются вопросы организации деятельности представительного органа муниципального образования. Те из них, которыми устанавливаются правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются, как правило, большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;



3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам собственной компетенции, если является главой местной администрации. Глава местной администрации муниципального района и городского округа издает также постановления по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.



Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Основным муниципальным актом является Устав муниципального образования, которым должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;



9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также могут регулироваться и иные вопросы организации местного самоуправления, если это предусмотрено федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан. Проект устава, а также муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения соответствующего вопроса подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава или проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Федерации;

2) нарушение установленного порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предусматривает, что такую регистрацию осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Регистрирующий орган:

Ø проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ;

Ø проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;

Ø присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;

Ø выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;

Ø включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.

В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ включаются следующие сведения:

1) государственный регистрационный номер устава муниципального образования;

2) реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав);

3) сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан – это решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования на местном референдуме или сходе граждан. Если для реализации такого решения дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Такой срок не может превышать три месяца, его превышение является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

Статьями 46-48 ФЗ № 131 регулируются подготовка муниципальных правовых актов, порядок вступления их в юридическую силу, а также отмена и приостановление их действия. В частности, действуют следующие основные правила:

Ø проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования;

Ø муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

Ø муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования);

Ø порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Ø муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Федерации, – уполномоченным органом государственной власти РФ (субъекта Федерации).

Общий вывод.Таким образом, правовую основу местного самоуправления составляют наряду с конституционными актами и федеральным законодательством значительный массив региональных и муниципальных правовых актов, а также наряду с муниципальным законодательством источники административного, финансового, бюджетного, налогового, гражданского, земельного и других отраслей права.

 


 

Тема 4. Территориальная организация местного самоуправления

Цель изучения данной темы состоит в анализе общих принципов установления территории муниципального образования, изменения ее границ и статуса, а также приобретении умений и навыков рассмотрения вопросов, связанных с регулированием территориальной организации местного самоуправления.

Установление административно-территориального деления государства традиционно находилось в ведении высших органов государственной власти. Конституция РСФСР относила определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства страны к ведению высшего органа государственной власти России – Съезда народных депутатов РСФСР. Президиум Верховного Совета РСФСР, основываясь на законодательных актах, закрепляющих его компетенцию, решал вопросы образования районов, отнесения городов к различным категориям подчиненности, наименования и переименования населенных пунктов по ходатайствам краевых, областных Советов или их исполнительных комитетов.

Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» сохранил, по существу, в целостности территориальную основу местных органов власти. В начале 1990-х гг. на территории РСФСР насчитывалось более 40 тыс. муниципальных образований (в том числе, например, 1067 городов, 2070 поселков городского типа, 1867 районов). После роспуска местных Советов, особенно в середине 1990-х годов, осуществлялась довольно активная политика по укрупнению территорий муниципальных образований. К началу 2000-х годов насчитывалось около 12 тыс. муниципальных образований. Это были в основном районы, хотя в отдельных субъектах Федерации большое распространение получила организация местного самоуправления и на уровне отдельных городских и сельских поселений.

Таким образом, российское законодательство допускало большое разнообразие в определении территориальной основы местного самоуправления. Причем, все муниципальные образования (независимо, например, от территориальной основы или численности населения, экономического потенциала или социального состава населения и др. факторов) имели в основном единый статус (муниципальное образование) и преимущественно один и тот же круг полномочий. Это мог быть полуторамиллионный Новосибирск и сельское поселение в Псковской области, Ногинский район Московской области и находящийся на его территории п. Черноголовка. Такая система организации местного самоуправления получила название одноуровневой.

Зарубежный опыт свидетельствует о многообразии походов к определению территориальной основы местного самоуправления. Это может быть как одноуровневая, так и двухуровневая территориальная организация местного самоуправления. Так, например, двухуровневая организация характерна для ФРГ: первый уровень представлен общинами – сельскими общинами или городами, не имеющими районного деления, а объединения общин (союзы общин) составляют второй уровень – округ; статусом округов обладают и крупные города.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ № 131), регулируя в главе 2 (статьи 10-13) принципы территориальной организации местного самоуправления, предусмотрел, что местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Таким образом, выделяются четыре основные категории (типа) муниципальных образований:

1) городские и сельские поселения;

2) муниципальные районы;

3) городские округа;

4) внутригородские территории городов федерального значения.

Их границы устанавливаются законами субъектов Федерации в соответствии со следующими требованиями:

Ø территория субъекта Федерации разграничивается между поселениями, в состав которых могут не включаться территории с низкой плотностью сельского населения, если только они не составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения (порядок выкупа земель, необходимых для развития, осуществления муниципальных нужд, регулируется гражданским и земельным законодательством);

Ø в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

Ø в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

Ø в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый); к территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ или отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России и соответственно к территориям с высокой плотностью сельского населения аналогично применяется повышающий коэффициент 3; перечень таких субъектов или муниципальных образований утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет;

Ø сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения, но с учетом плотности населения субъекта Федерации и доступности его территории такой сельский населенный пункт может наделяться статусом поселения – муниципального образования;

Ø сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях может не наделяться статусом поселения и не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе его граждан; в этом случае такой сельских населенный пункт входит непосредственно в состав муниципального района; аналогично в состав муниципального района входят и иные межселенные территории с низкой плотностью населения:

Ø городские и сельские поселения входят в состав муниципального района; в состав муниципального района не включаются городские округа, но имеющий такой статус город (поселок) может быть административным центром муниципального района, если он расположен на его территории;

Ø территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; территория поселения не может входить в состав территории другого поселения, но должна полностью входить в состав территории муниципального района;

Ø границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав; данные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

Ø границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района переданных отдельных полномочий РФ или субъектов РФ.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государственной власти. Закон субъекта Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% относительно минимальной численности населения, установленной законном, не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Преобразование муниципальных образований – это объединение муниципальных образований, их разделение или изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его данного статуса, которое осуществляется законами субъектов Федерации по инициативе:

Ø населения, которая реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума;

Ø органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Федерации или федеральных органов государственной власти и оформляется решениями соответствующих органов.

Закон субъекта Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования либо на сходах граждан. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия:

Ø населения соответствующего городского поселения,

Ø населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.

Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Для наделения городского поселения статусом городского округа необходимо также одновременное наличие двух условий:

Ø сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления данного городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных переданных государственных полномочий РФ или субъектов РФ;

Ø сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального района, из состава которого после приобретения статуса городского округа выделится данное городское поселение, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления данного муниципального района вопросов местного значения и осуществления ими отдельных переданных государственных полномочий РФ и субъектов РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2005 г. № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований РФ» ведется на бумажных и электронных носителях Государственный реестр муниципальных образований РФ. Включению в государственный реестр подлежат все муниципальные образования на территории России, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке.

Для включения муниципального образования в государственный реестр глава муниципального образования представляет на бумажных и электронных носителях комплект документов, включающий:

1) заявление о включении муниципального образования в государственный реестр, подписанное главой муниципального образования и составленное по установленной форме;

2) официальный текст закона субъекта РФ об установлении границ муниципального образования и наделении его соответствующим статусом (городское или сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а для городов федерального значения – официальный текст закона об установлении границ внутригородских муниципальных образований;

3) копию устава муниципального образования, официально опубликованного (обнародованного) после его государственной регистрации;

4) копию свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.

Включение муниципального образования в государственный реестр осуществляется путем записи в журнал для ведения государственного реестра сведений, включающих:

Ø наименование муниципального образования;

Ø адрес административного центра муниципального образования;

Ø перечень документов - оснований для внесения в государственный реестр;

Ø регистрационный номер;

Ø дату регистрации.

В журнале для ведения государственного реестра производится запись о включении муниципального образования в государственный реестр и отметка об оформлении и выдаче свидетельства о включении муниципального образования в государственный реестр. Дополнительные сведения о муниципальном образовании вносятся в журнал сведений о муниципальных образованиях. Включение муниципального образования в государственный реестр удостоверяется свидетельством утвержденной формы.

В месячный срок со дня поступления документов структурное подразделение Главного управления Минюста России по федеральному округу в субъекте РФ, а при его отсутствии – Главное управление Минюста России по федеральному округу, проверяет их соответствие требованиям, установленным Правилами ведения государственного реестра. При отсутствии нарушений указанных требований:

Ø производится запись в журнале для ведения государственного реестра;

Ø оформляется свидетельство о включении муниципального образования в государственный реестр;

Ø в территориальном органе формируется номенклатурное регистрационное дело муниципального образования;

Ø вносятся необходимые сведения в электронную копию журнала для ведения государственного реестра;

Ø обеспечивается отправка заявителю почтовой связью либо вручение оформленного надлежащим образом свидетельства о включении муниципального образования в государственный реестр уполномоченному представителю муниципального образования.

В случае получения документов, не отвечающих требованиям действующего законодательства и Правил ведения государственного реестра, территориальный орган в месячный срок сообщает о выявленных нарушениях заявителю и возвращает их уполномоченному представителю муниципального образования с установлением срока не более пятнадцати дней для устранения указанных нарушений.

Муниципальному образованию, подлежащему включению в государственный реестр муниципальных образований РФ, присваивается регистрационный номер. Регистрационный номер муниципального образования указывается в свидетельстве о внесении в государственный реестр муниципальных образований РФ и на штампе, а также вносится в электронную базу данных.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.