Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответ аргументируйте ссылками на Конституцию РФ. 1 глава





Задание 2

В конституциях некоторых государств предусматривается особый порядок пересмотра наиболее важных их разделов. Например, предложение о частичном пересмотре вводного раздела Конституции Испании 1978 г., аналогичного по содержанию первой главе Конституции РФ, принимается, если за него высказалось не менее 2/3 членов каждой палаты Генеральных кортесов (законодательного органа), после чего последние распускаются. И только вновь избранные палаты могут утвердить принятое решение.

Выясните, каков порядок внесения поправок и пересмотра первой главы Конституции РФ.

В чем сходство и отличие порядка пересмотра названных разделов Конституции Испании и Конституции РФ?

Задание 3

Конституция США исходит из того, что «исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов», который приносит присягу добросовестно исполнять должность Президента и по мере своих сил поддерживать, охранять и защищать Конституцию США. Президент является главнокомандующим армии и флота США. Ему принадлежит право помилования за преступления против США. С согласия Сената он заключает договоры, а также назначает высших должностных лиц, включая послов, судей Верховного суда и т.п. Кроме того, Президенту принадлежит право вето в отношении принятых Конгрессом законов, которое может быть преодолено голосами 2/3 членов обеих палат Конгресса.



Анализируя Конституцию РФ, выясните, в чем заключается сходство и отличия конституционно-правовых статусов Президентов в РФ и США.

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Задание 4

Как правило, законодательство любой страны предъявляет достаточно высокие требования к кандидатам на пост Президента государства. Например, такие требования: гражданство (Беларусь – только гражданин по рождению); этно-национальная принадлежность (Туркмения – только гражданин из числа туркмен); минимальный возраст (35 лет в Таджикистане); максимальный возраст (65 лет в Казахстане); наличие активного и пассивного избирательного права (Кыргызстан); владение государственным языком (Украина); ценз оседлости (Казахстан – постоянное проживание на территории не менее 15 лет); наличие высшего образования (Азербайджан); отсутствие духовного звания; отсутствия судимости.



Анализируя Конституцию РФ и избирательное законодательство, выясните, какие из перечисленных требований предусмотрены к кандидатам на должность Президента РФ.

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Чем объясняются имеющиеся отличия?

Задание 5

Всеобщая декларация прав человека (п. 3 ст. 21) гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Соответствует ли Конституция РФ данному требованию?

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Выпишите конституционные положения, конкретизирующие нормы Декларации.

Задание 6

В зарубежных странах используются модели однопалатного и двухпалатного парламентов. Причем, двухпалатная структура также имеет различные варианты. В частности:

1. Национальное Собрание Беларуси состоит из Палаты представителей (избирается в составе 110 депутатов всеобщим голосование и олицетворяет идею народного суверенитета) и Сената (верхняя палата выражает интересы административно-территориальных образований унитарного государства: от каждой области и г. Минска – по 9 сенаторов: по 6 избираются из состава местных Советов депутатов, по 3 сенатора назначаются Президентом Республики). Кроме того, пожизненными сенаторами становятся (при согласии) экс-президенты государства.



2. Жогорку Кенеш Кыргызстана состоит из Законодательного Собрания (35 депутатов избираются всеобщим голосованием и работают на постоянной профессиональной основе) и Собрания народных представителей (верхняя палата избирается на основе представительства территориальных интересов в составе 70 депутатов и работает сессионно).

В чем заключаются сходство и отличия в порядке формирования парламентов Беларуси, Кыргызстана и России?

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Задание 7

Как правило, в регламенте парламента обычно закрепляется требование присутствия на его пленарных заседаниях определенного числа депутатов. В частности, кворум составляет: в Индии 1/10 общего числа избранных депутатов каждой палаты (Народная палата – 525 депутатов, Сенат штатов – 231 депутат); в Ирландии 20 человек от каждой палаты (Палата представителей состоит из 144 депутатов, Сенат - из 60 депутатов); в Великобритании 40 членов Палаты общин (около 670 человек), а Палата лордов (более 1200 членов) считает возможным проводить заседание, если на нем присутствуют хотя бы три члена палаты.

Выявите, в чем заключается общее и особенное в регулировании данного правового института в названных странах и России.

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Задание 8

В зарубежных странах, как правило, достаточно детально регламентируется порядок формирования Правительства. Так, согласно ст. 37 Конституции Греции Президент Республики назначает премьер-министром руководителя политической партии, располагающей в Палате депутатов абсолютным большинством мест. Если ни одна из политических партий не располагает абсолютным большинством мест в Палате, Президент поручает руководителю партии, обладающей относительным большинством мест, выяснить возможность формирования Правительства, пользующегося доверием Палаты. В случае неудачи Президент может поручить такую же миссию руководителю партии, занимающей второе по влиянию место в Палате. И, наконец, Президент может назначить премьер-министром лицо, которое, по мнению Совета Республики – верхней палаты парламента, может получить доверие Палаты депутатов.

Назовите отличия порядка назначения главы Правительства в России от порядка, предусмотренного в Греции.

Ответ поясните ссылками на конкретные нормы российского законодательства.

Как Вы думаете, какие элементы могли бы быть использованы в России? Учитывайте, чтобы предложенные Вами процедуры соответствовали действующей Конституции РФ?

Задание 9

По мнению отдельных исследователей, местное самоуправление – это особая форма децентрализации государственного управления.

Согласны ли Вы с таким суждением?

Соответствует ли данное суждение характеристике конституционно-правового статуса местного самоуправления в РФ?

Ответ аргументируйте ссылками на конкретные статьи Конституции РФ.


 

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

1. Революционные события в России 1905 года привели к становлению:

а) парламентарной монархии;

б) конституционной монархии;

в) дуалистической монархии;

г) республики.

2. Манифест 17 октября 1905 года содержал такие обещания как:

а) всеобщее избирательное право;

б) законосовещательная Государственная Дума;

в) конституция;

г) парламентарная монархия.

3. Большинство норм первых двух глав Конституции РФ отличается от норм 3-8 ее глав:

б) прямым действием;

в) методом регулирования;

д) особым порядком внесения поправок;

д) логической структурой.

4. Президент РФ вправе:

а) издавать Указы, имеющие юридическую силу закона;

б) подписывать международные договоры;

в) разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет;

г) объявить амнистию;

д) назначить на должность Генерального прокурора РФ.

5. Структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя:

а) Администрацию Президента РФ;

б) Верховный Суд РФ;

в) Государственный Совет РФ;

г) Правительство РФ;

д) Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

6. Орган государственной власти, который имеет право проверять и выносить решение о несоответствии законодательного акта субъекта РФ положениям Конституции РФ – это:

а) Конституционный (Уставный) суд субъекта РФ;

б) Прокурор субъекта РФ;

в) Генеральный прокурор РФ;

г) Конституционный Суд РФ;

д) Президент РФ.

7. Членами Совета Федерации РФ являются:

а) главы субъектов РФ;

б) депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

в) лица, назначенные главами субъектов РФ и законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

г) назначенные Президентом РФ представители субъектов РФ.

8. При выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ используется следующая избирательная система:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная;

в) смешанная.

9. При наличии заключения Правительства РФ в Государственную Думу вносятся законопроекты:

а) о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты;

б) о выпуске государственных займов;

в) об изменении финансовых обязательств государства;

г) о введении военного положения.

10. Споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ разрешаются:

а) Президентом РФ;

б) Председателем Правительства РФ;

в) Государственной Думой;

г) Верховным Судом РФ;

д) Конституционным Судом РФ.


МОДУЛЬ 3


 

Тема 1. Понятие «местное самоуправление»

Цель изучения данной темы состоит в усвоении сущности понятия местного самоуправления и особенностей закрепления данного феномена в российском законодательстве, а также приобретении умений и навыков выявления особенностей подхода к трактовке местного самоуправления сторонниками общественных теорий местного самоуправления и приверженцев государственной школы в муниципальной науке.

Местное самоуправление является одним из основных видов самоуправления наряду с национальным, профессиональным, самоуправлением по интересам и политическим. В специальной литературе в настоящее время можно встретить достаточно большое количество разнообразных определений этого сложного политико-правового явления. Отсутствие единого подхода объясняется не только запоздалым становлением современной российской муниципальной теории и практики, но и многообразием моделей местного самоуправления, которые с учетом местных особенностей формируются в нашей стране, несхожестью геополитического, социально-экономического и культурно-исторического положения муниципальных образований, своеобразием решаемых задач местного значения и т.п. Определенное значение имеет и то, что теоретики и практики муниципального процесса активно используют не только российский опыт земского и городского самоуправления второй половины ХIХ – начала ХХ вв., но и достижения зарубежного местного самоуправления со своими особенностями в каждой стране.

Одно из первых определений понятия местного самоуправления в отечественной юридической литературе было дано А. Васильчиковым, сторонником общественной (общественно-хозяйственной) теории и одним из наиболее активных разработчиков земской и городской реформ Александра II. Признавая свободу общины в управлении своими делами, общественная теория самоуправления особое внимание уделяла обоснованию негосударственного характера местного самоуправления, в деятельности которого, по мнению представителей научной школы, основное место должно занять осуществление хозяйственных функций. На основе данной теории была подвергнута критике практика управления общинным имуществом и общинным хозяйством государственными чиновниками, научно обосновывалась необходимость ограничения вмешательства центральных органов власти в повседневную жизнь общины и передача основных полномочий по управлению общины местным органам.

Под самоуправлением князь Васильчиков понимал «участие народа в местном внутреннем управлении своего Отечества».

Трактовка Васильчикова встретила сильную оппозицию в лице представителей государственной школы в юриспруденции (Б.И. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, А.Д. Градовский и др.), которые в своих суждениях особо подчеркивали, что местное самоуправление – это лишь составная часть управления государственного.

Понятие «местное самоуправление» в юридической литературе также пытались определить исходя из сравнительно-правового анализа методов и приемов деятельности, которые используют в отличие от государственных муниципальные органы и их должностные лица. Последние, как правило, осуществляют методы нетрадиционной политики, активнее используют общественную инициативу. Их деятельность часто олицетворяет неполитическую волю и, как правило, имеет местный, локальный характер.

И государство, и местное самоуправление – это различные формы единой публичной власти. Как писалГ.В. Барабашев, местное самоуправление – это публичная власть, существующая наряду с государственной властью, которую отличают такие признаки, как: 1) локально-управленческий характер органов; 2) наличие определенных формальных гарантий организационной, финансово-бюджетной и функциональной самостоятельности органов местного самоуправления, в том числе право местного нормотворчества; 3) специфическая связь с населением (муниципальные органы или их должностные лица избираются населением либо их функции осуществляются населением).

Таким образом, местное самоуправление – это публичная власть, но оно выступает как форма гражданской самодеятельности населения, проявление его социальной активности, способности участвовать управлении собственными делами и нести за это ответственность.

Органы местного самоуправления показывают более тонкое понимание проблем местного населения, чем государственные органы. Это отражается и в компетенции муниципальных органов, в ведении которых, как правило, находится большинство вопросов, определяющих ежедневную жизнь человека. На этом уровне чувствительнее диспропорции в расходах и доходах, реакция людей на социальные последствия диспропорции, но у местных органов и большие возможности мобилизации местного населения и ресурсов на решение таких проблем.

Преимущества муниципального уровня проявляются также в их более реальной подотчетности населению. Это обеспечивается за счет активного участия общественности в осуществлении управленческих функций, в том числе контроле за предоставлением услуг и обслуживанием населения, принятием мер по укреплению системы финансовой отчетности и борьбы с коррупцией. Местное сообщество оперативно реагирует на обострение социальных проблем, имея на местном уровне дополнительные возможности для влияния на принятие решений, на поведение своих избранников (мэров, депутатов, гласных, советников).

На уровне муниципальных органов достигается большая гласность в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемость результатов работы. Возможность на местном уровне более точного определения потребностей населения, а следовательно, и оперативного реагирования на них, обеспечивает органам местного самоуправления большую ценность денег – важного ресурса деятельности муниципальных органов. Наряду с этим, на местном уровне возможно обеспечить участие населения не только как потребителей услуг, но и как их производителей. Это не только удешевляет и повышает эффективность работы, но и формирует особый духовный климат, осознание тесной взаимосвязи интересов отдельных социальных групп, объединенных местом проживания, солидарность местного сообщества.

Важная социальная роль муниципальных органов обусловлена также государственной политикой РФ. Государство заинтересовано в том, чтобы большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других решались на уровне органов местного самоуправления. Последние, таким образом, выполняют основную задачу – обеспечивают комплексное решение вопросов обслуживания населения и достижения тем самым политической и социальной стабильности.

Однако, решая специфические местные проблемы, органы местного самоуправления должны учитывать приоритеты государственной политики, в частности, сформулированные в федеральных национальных проектах.

Таким образом, выявление правовой природы местного самоуправления обогащает его понимание, обуславливая и разнообразие подходов к трактовке данного понятия. Все это нашло свое отражение также и в категориально-понятийном аппарате. В частности, местное самоуправление в Англии – это selfgovernment (самоуправление), во Франции – centralisation administrative (административная централизация), в Германии – ständische verfassung (сословные учреждения).

Благодаря усилиям теоретиков и практиков муниципального движения была выработана общая позиция в понимании местного самоуправления, которая нашла свое закрепление в принятой странами – членами Совета Европы 15 октября 1985 г. Европейской Хартии местного самоуправления. Ст. 3 Хартии гласит: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Закрепление в международном праве понятия местного самоуправления в значительной степени повлияло на формирование представлений о местном самоуправлении в национальном законодательстве. Возрождение в СССР (РСФСР) местного самоуправления в начале 90-х гг. ХХ в. сопровождалось, как правило, использованием в нормативных правовых актах определений достаточно близких по смыслу к общепринятым в европейском сообществе.

Принятие Конституции РФ ознаменовало определенный рубеж в понимании местного самоуправления. В 1995 году конституционное положение было конкретизировано законодателями в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ № 154).

Ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ № 131), сохранив в основном определение данной дефиниции, уточнила ее. Под местным самоуправлением понимается:

Ø одна из основ конституционного строя РФ, (основа, устанавливаемая конституционно и изменяемая в особом порядке);

Ø местное самоуправление, которое признается и гарантируется;

Ø местное самоуправление осуществляется на всей территории России;

Ø форма осуществления народом своей власти, причем осуществляемая населением муниципального образования (это право не только граждан – народа РФ, а населения, т.е. как граждан РФ, так и иностранных граждан, апатридов, бипатридов, но при одном условии – проживании на территории муниципального образования);

Ø местное самоуправление осуществляется в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Федерации, т.е. деятельность подзаконная;

Ø самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, т.е. местное самоуправление обладает собственной компетенцией) (самостоятельность и ответственность как два взаимосвязанных атрибута местного самоуправления);

Ø местное самоуправление осуществляется как непосредственно, так и (или) через органы местного самоуправления, т.е. через институты прямой (непосредственной) демократии – местные референдумы, муниципальные выборы, сходы граждан и др., а также органы местного самоуправления – представительные (коллегиальные), главу муниципального образования, исполнительно-распорядительные (местную администрацию), контрольные, избирательную комиссию муниципального образования и др.;

Ø деятельность исходя из интересов населения, т.е. местное самоуправление реализует не общенациональные и региональные интересы – интересы больших социальных групп, как правило, приобретающие политический характер, а интересы местного сообщества, связанные с его здоровьем, образованием, предоставлением иных социальных, а также жилищных, коммунальных, бытовых и иных услуг;

Ø местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций, т.е. деятельность с учетом, например, особенностей географического положения, профессиональной деятельности населения и т.д., такие исторические и иные местные традиции, как правило, находят свое отражение в гербе и флагу муниципального образования, его гимне и других атрибутах и символах.

Фундаментальным принципом организации местного самоуправления является принцип, который в международных документах и нормативно-правовых актах зарубежных стран обозначается как местная автономия. Трактовка данного принципа отличается разнообразием. В частности, Европейская Хартия местного самоуправления, утверждая принцип широкой автономии как основу существования местных органов самоуправления, рассматривает его в отношении: а) компетенции, б) порядка осуществления полномочий и в) наличия необходимых для этого средств. Причем, в отношении компетенции понятие автономии распространяется не только на собственные полномочия местного самоуправления, и делегированные, осуществление которых органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, приспосабливать к местным условиям.

В российском законодательстве под местной автономией понимается, во-первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12 Конституции РФ).

Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов.

В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Это конституционное положение соответствует нормам Европейской Хартии местного самоуправления, которая предусматривает, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».

В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В России она обеспечивается, прежде всего, наличием муниципальной собственности.

Наконец, в-пятых, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливают наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.

Подчас, обобщая данные характеристики, теоретики и практики говорят о самостоятельности местного самоуправления. Представляется, что следует говорить о местной автономии – данное понятие более полно и точно отражает конституционный статус местного самоуправления. Термин «самостоятельный» используется в законодательстве по отношению к конкретным аспектам организации местного самоуправления (его организационной структуре, компетенции и др.).

Тем более, что автономия местного самоуправления, как и самостоятельность любой другой системы в рамках единой государственности, относительна. Местное самоуправление осуществляется в условиях определенных ограничений. Это обусловлено не только тем, что оно реализуется в условиях единого государства, но и иными многочисленными факторами – правовым регулированием со стороны государства, его контрольно-надзорной деятельностью, ограниченностью экономической основы, традиционным дефицитом местных бюджетов и др.

Необходимо также отметить и такой принцип как единство общего и особенного в организации местного самоуправления. В любой стране в большей или меньшей степени всегда существует определенное противоречие между стремлением центральных органов власти к проведению общегосударственной политики согласно единым критериям и стандартам, обеспечивая таким образом единство нации, и территориальными (местными) различиями в исторических, геополитических, социально-экономических, демографических, этнических, духовных и других характеристиках. Последнее в значительной степени обусловливает особенности организации местного самоуправления и реализуется в процессе осуществления муниципальной политики.

Зарубежные страны выработали разнообразные механизмы учета и использования региональных (локальных) факторов в развитии местного самоуправления. Среди них, прежде всего, предоставление особого статуса территории, органам местного самоуправления. Особый статус предполагает больший объем полномочий, дополнительные источники финансирования тех или иных муниципальных программ, связанных с особенностями развития территории, структурные особенности местного самоуправления и особые отношения с органами государственной власти. Часто особый статус территории обусловливает особенности в реализации избирательного права отдельными социальными, этническими группами. Выбор того или иного механизма определяется с учетом мнения населения и обеспечивает их право на реализацию как общих интересов, так и особенных. Хрестоматийным является пример, связанный с реформаторской деятельностью Александра II, которая привела к образованию 26 моделей земского самоуправления в Российской империи.

В России законодательство также постепенно формирует такое единство общего и особенного в организации местного самоуправления. Конституционное положение об учете исторических и иных местных традиций в ФЗ № 154 было конкретизировано и расширено, в частности, такими положениями, как необходимость учета специфики городов федерального значения, закрытых административно-территориальных образований и приграничных территорий в процессе организации в них местного самоуправления. ФЗ № 131, устанавливая общие принципы организации местного самоуправления, в то же время предусматривает, что:

во-первых, на отдельных территориях (города федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды, приграничные территории) реализация таких общих принципов будет иметь свои особенности;

во-вторых, осуществление общих правовых, территориальных, компетенционных, организационных и экономических принципов будет приобретать особенности в зависимости от категории или вида муниципального образования (поселение или муниципальный район, городское поселение или городской округ и др.), численности населения муниципального образования (до или свыше тысячи человек), плотности населения, труднодоступности муниципального образования и др.;

в-третьих, такие особенности связаны с переходным периодом, что связано и с вступлением в юридическую силу отдельных правовых положений Закона, и с началом его реализации по мере готовности субъектов и отдельных муниципальных образований к реализации 131 закона.

Среди других важных принципов организации местного самоуправления в РФ следует отметить также такие, как, например, право на межмуниципальное сотрудничество, открытый и публичный характер деятельности органов местного самоуправления, а также учет исторических и иных местных традиций в организации местного самоуправления. Это не только повышает эффективность его работы, способствует стабилизации политической обстановки в стране, но и соответствует – в такой стране как Россия – ее богатому историческому прошлому и разнообразию представленных в ней народов, культур. Хрестоматийным является пример, связанный с реформаторской деятельностью Александра II, которая привела к образованию 26 моделей земского самоуправления в Российской империи.

Необходимость учета исторических и иных местных традиций также последовательно реализуется в действующем российском законодательстве. Базовое положение определяется Конституцией РФ, ч. 1 ст. 131 которой указывает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Дальнейшее развитие это положение получило в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Общий вывод.Понятие местного самоуправления – это феномен, который претерпел довольно большие изменение в теории, связанные с историей муниципальной практики. Необходимо отметить, что и в российском законодательстве данное понятие не остается неизменным. Как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Федерации отдельные стороны данного правового института продолжают расширяться и углубляться.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.