Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Президент Российской Федерации





Цель изучения данной темы состоит в усвоении конституционно-правового статуса президентской власти в Российской Федерации, порядка его избрания, компетенции, гарантий деятельности Президента РФ и порядка досрочного ее прекращения, а также приобретении умений и навыков выявления механизма взаимодействия президентской власти и других органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Институт президентуры (от лат. praesidens – сидящий впереди) – это сравнительно новый институт власти в истории нашего государства. Можно вспомнить, что еще в 1917 году в период подготовки Учредительного собрания специально созданным для этого Юридическим совещанием было предусмотрено введение должности Президента России. Было принято решение, что в случае введения Учредительным собранием республиканского строя первый в истории России Президент будет избран на переходный строй Учредительным собранием, позднее после подготовки принятия Конституции первой республики будет осуществлен переход к всенародному избранию главы государства.

Впервые пост Президента учрежден в нашей стране в СССР в 1990 году и на эту должность был избран М.С. Горбачев. В РСФСР первый Президент Б.Н. Ельцин был избран в 1991 году.



Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации регулируется главой 4, а также другими главами Конституции РФ, которая определяет порядок не только его избрания и деятельности, но и досрочного ее прекращения, а также другими федеральными законами.

Президент РФ избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Более подробно порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», которым, в частности, установлены дополнительные ограничения. Так, не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеет права быть избранным Президентом РФ также гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.



Гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента РФ, если голосование на выборах Президента РФ состоится до истечения установленного судом срока.

Свою кандидатуру на должность Президента РФ вправе выдвинуть в порядке самовыдвижения каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, а также соответствующий другим требованиям, установленным законом. Для поддержки самовыдвижения кандидату необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ. Кроме того, выдвижение кандидата после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ осуществляется политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата, причем являющегося членом только данной политической партии. Такое решение принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.



Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Президента РФ освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. По его итогам избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата.

При вступлении в должность Президент РФ приносит народу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Президент РФ обладает неприкосновенностью, что означает, что он как глава государства не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока находится на своем посту. Неприкосновенность в этот период снимается только вместе с отстранением от должности в порядке особой процедуры – отрешением от должности.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Компетенция Президента РФ достаточно подробно регулируется в Конституции России. Прежде всего она определяется тем, что Президент РФ – это глава государства. В этом качестве он является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с ее Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. С этой целью он выступает с ежегодными посланиями Федеральному Собранию Российской Федерации.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Важным направлением деятельности Президента РФ являются его взаимоотношения с другими органами государственной власти Российской Федерации. Круг его полномочий достаточно разнообразен, начиная от участия в назначении лиц, занимающих важные государственные должности, и заканчивая проведением согласительных процедур в случае возникновения разногласий в обществе и государстве. Так, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. В случае, если согласованного решения достигнуть не удается, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Кроме того, он:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

г) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

д) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

е) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

ж) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

з) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей;

и) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется Федеральным законом от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности». Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Кроме того, он решает также и другие важные задачи: выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности страны и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения; подготовка предложений и рекомендаций Президенту для принятия решений в области обеспечения безопасности, по реформированию существующих в этой сфере либо созданию новых органов; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций; разработка предложений о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения – протоколами;

к) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

л) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

м) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

н) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

о) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ осуществляет важные полномочия в законодательном процессе:

Ø назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Ø вносит законопроекты в Государственную Думу;

Ø подписывает и обнародует федеральные законы.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

В сфере внешней политики и международных отношений Президент РФ:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Большую роль играет Президент РФ в сфере обороны государства, его защиты в случае возникновения угрозы агрессии и чрезвычайных ситуаций. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ
«О военном положении». В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против России независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против России;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии, а также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Президент РФ вправе ввести также на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Такое положение в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ
«О чрезвычайном положении» (в ред. от 7 марта 2005 г.) вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

Ø попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Ø чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

От имени государства Президент РФ осуществляет важные полномочия, связанные с изменением правового положения граждан. В частности:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Осуществляя названные и иные полномочия, которые вытекают из его конституционно-правового статуса, Президент РФ издает указы –наиболее важные акты, которыми производится назначение и освобождение от должности высших должностных лиц, вводится режим чрезвычайного положения или военного положения, производится награждение орденами и медалями, присвоение высших воинских и почетных званий, оформляются решения общенормативного характера, и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Для реализации разнообразных и многочисленных полномочий в самых разных сферах жизнедеятельности общества и государства Президент РФ имеет необходимые государственные органы, а также многочисленные иные институты. Так, например, Администрация Президента РФ обеспечивает его деятельность и осуществляет контроль за исполнением принятых Президентом РФ решений. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» был создан важный институт, обеспечивающий влияние Президента РФ в субъектах Федерации. Полномочный представитель Президента РФ обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, в том числе он:

Ø обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

Ø анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние кадровой обеспеченности в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;

Ø организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

Ø согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;

Ø организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа и выполняет иные функции.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ, который в этот период не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Отрешение от должности Президента РФ в досрочном порядке – это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РФ, которая наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в утрате им своей должности. Такая процедура включает два основных этапа: выдвижение обвинения против Президента РФ и принятие решения об отрешении Президента РФ от должности.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Государственная измена – это наиболее тяжкое преступление против безопасности государства, предусмотренное ст. 275 УК РФ, которое определяется как «шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации». В условиях Советского государства аналогичное преступление именовалось «изменой Родине». К тяжким преступлениям по ст. 14 УК РФ относятся умышленные и неосторожные деяния, за которые УК РФ предусматривает наказания от пяти до десяти лет лишения свободы.

Выдвижение обвинения против Президента подтверждается заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в его действиях признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Для характеристики режима, сложившегося в связи с установлением в Конституции правового статуса Президента РФ, часто употребляется понятие «суперпрезидентская» республика, которое характеризует разновидность республиканской формы правления, отличающуюся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента. Однако, такой форме, как правило, присущи и иные особенности, которые не предусмотрены Конституцией РФ. Это – закрепление за президентом полномочий главы правительства, лидера правящей партии, неограниченного права роспуска парламента, введения (по своему усмотрению) чрезвычайного и военного положений, единоличного назначения и смещения глав местных администраций, судей и т.д.

Общий вывод. Президент России осуществляет достаточно широкий круг полномочий, имея для этого необходимые конституционные права и гарантии деятельности, в том числе определяя основные направления внутренней и внешней политики, участвуя в формировании федеральных и региональных органов власти, оказывая организационно-правовое влияние на систему государственной службы, а также используя согласительные процедуры для разрешения конфликтных ситуаций в государстве и обществе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.