Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Механизм государства 7 глава





Петрова Н.Е. Взаимодействие общества и государства в обеспечении правопорядка //Государство и право. – 2006. – № 6.

Правоприменительная деятельность органов внутренних дел (милиции) по делам об административных правонарушениях. Учебное пособие /Под ред. И.Б. Кардашовой. – М.: Щит-М, 2004.

Раянов Ф.М. Российская юриспруденция на фоне концепции устойчивого развития //Государство и право. – 2006. – № 8.

Дополнительная литература к теме 8

Административная ответственность: вопросы теории и практики /Под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ИГП РАН, 2004.

Буткова А.В. К вопросу об эффективности административных наказаний //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 1.

Васильев Ф.П. Порядок определения подведомственности дел об административных правонарушениях // Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 8.

Дегтярев С.Л. Возмещение убытков в гражданском и арбитражном процессе. – М.: ООО «Волтерс Клувер», 2003.

Жумагулов М.И. О сущности и понятии административно-правового принуждения //Государство и право. – 2006. – № 10.

Каплунов А.И. О классификации мер государственного принуждения //Государство и право. – 2006. – № 3.



Максимов И.В. Концепция позитивной административной ответственности в теории и праве // Государство и право. – 2006. – № 8.

Мальцев В.В. Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства в уголовном праве //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 2.

Россинский Б.В. Административная ответственность. Курс лекций. – М.: Норма, 2004.

Сокурова Э.Ж. Сущность юридической ответственности в уголовном праве // Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 5.

Дополнительная литература к теме 9

Капицын В.М. История, теория и защита прав человека. Учебник. – М., 2003.

Лукьянова Е.Г. Социальный капитал и его роль в построении гражданского общества в России // Государство и право. – 2006. – № 3.

Орлова О.В. Автономия личности и автономия гражданского общества // Государство и право. – 2006. – № 1.

Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. – М.: АГУ ИГП РАН, 2004.

Панов А.А. Общественная палата Российской Федерации как новый субъект гражданского общества //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 6.



Права человека для женщин: шаг за шагом. – М.: Юрист, 2004.

Раянов Ф.М. Матрица правового государства и наша юридическая наука //Государство и право. – 2006. – № 8.

Раянов Ф.М. Правда о правовом государстве в России //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 4.

Смоленский М.Б. Правовая культура как катализатор формирования гражданского общества в современной России //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 5.

Состоялось ли гражданское общество в России? Материалы «круглого стола» //Социология власти. – 2006. – № 4.

 


ГЛОССАРИЙ

Автократия (от rp. autokrateia – самодержавие) – разновидность авторитарного государственно-правового режима, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть, не маскируемая какими-либо фиктивными институтами. Понятие возникло в Древней Греции, где в Сиракузах, городе на юге Италии в должности стратега-автократора 40 лет правил Дионисий, являвшийся верховным командующим армией и флотом, имевший право назначать и увольнять должностных лиц, устанавливать налоги, вести внешнюю политику; другие органы власти, хотя и сохранялись, но уже не играли почти никакой политической роли.

Авторитаризм (от лат. autoritas – власть) – форма государства, разновидность государственно-правового режима, которую отличают концентрация основной (или почти всей) государственной власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц, формальный или фальсифицируемый характер выборов и референдумов, как правило, высокая степень ограничения политических свобод, прежде всего, свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы; значительна степень градации таких режимов: от весьма умеренных авторитарных режимов до открытой автократии, в том числе военной диктатуры (хунты и др.); в отличие от тоталитаризма не предусматривает всеобъемлющего контроля государства над обществом, экономической жизнью, частной жизнью граждан.



Акт юридический (от лат. actus – действие, actum – документ) – понятие обозначающее: а) поступок (actus), действие, имеющее юридические последствия; б) чаще используется для обозначения официального документа (actum), издаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной форме (закон, указ, постановление и т.д.), имеющего обязательную силу.

Аналогия закона (от греч. analog, analogia – соответственный, сходство) – институт, обозначающий совокупность оперативных методов и правовых средств для нейтрализации пробелов в праве. Суть его в установлении и использовании сходства конкретных жизненных (фактических) ситуаций, чтобы применить имеющиеся нормы одного закона для урегулирования отношений «по аналогии» в другой сфере, где специальные нормы закона отсутствуют; предполагает наличие следующих необходимых условий: а) отношение, по поводу которого возник спор, не урегулировано непосредственно нормами права или договором между сторонами; б) имеется законодательный акт, который регулирует сходные отношения и потому может быть применен к данному спорному случаю.

Аналогия права – институт права, обозначающий методы и процедуры преодоления пробела в праве путем применения к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов права. Когда невозможно применить аналогию закона прибегают к аналогии права.

Государственно-правовой режим – понятие, выражающее особенности функционирования государственного механизма, обозначает систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе, степень их правовой нормативности и рациональности. Некоторые авторы (например, В.Л. Кулапов) применяют это понятие вместо понятий «политический режим» и «государственный режим».

Государство – в узком смысле слова – совокупность институтов власти, обладающей суверенными полномочиями решать вопросы организации общества, определять ее отношения с внешним миром, на применение законного принуждения к гражданам и организациям (официальные органы власти – правительство, парламент, суды и др., действующие в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы), агенты этих органов на местах (префекты, комиссары, территориальные органы и т.п.). В широком, социологическом смысле слова – это синтез основных компонентов организации общества: населения, территории, ценностей (символы, идеология), институтов власти.

Гражданин – лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с определенным государством (или двумя и более государствами) и имеющее определенную правоспособность. Он наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению (объему прав и обязанностей) гражданин конкретного государства обычно отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

Гражданское общество – понятие, охватывающее отношения людей в естественно-антропологической (бытовой семейной и т.д.), духовно-культурной и агентно-профессиональной сферах жизни общества в отличие от властно-политических отношений. К его принципам и институтам относятся равноправие граждан, различных форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, местное самоуправление, политическая активность и гражданский контроль со стороны общества и др. Исторически структуры общества сначала были включены в сферы влияния религиозных структур и структур верховной власти.

Дееспособность гражданина – его правовое состояние, означающее способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность может быть «нулевой» (полная недееспособность малолетних до 6 лет), неполной (частичной у малолетних от 6 до 16 лет), полной (гражданин с 18 лет), «утерянной» (признание недееспособным в силу психического заболевания), ограниченной (наркоман, алкоголик). Иностранцы и лица без гражданства могут не иметь в конкретной стране некоторых гражданских прав, например, собственности на землю. Гражданин может быть ограничен в дееспособности решением суда в порядке, установленном законом. Состояние дееспособности отражается на правах и обязанностях также в др. сферах общественной жизни (участие в выборах, замещение определенных должностей и др.).

Дееспособность юридического лица – способность юридического лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и самостоятельно исполнять их; возникает с момента его государственной регистрации, т.е. приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей через свои органы, согласно законодательству и учредительным документам.

Действие закона – распространение (реальное и потенциальное) закона во времени, пространстве и по кругу лиц, т.е. вступление в действие и применение его закона до момента прекращения. По времени начинается с момента вступления закона в силу, который может быть специально указан в данном или дополнительном законе и прекращается с момента его официальной отмены либо по истечении срока намеченного срока, или в силу фактической замены его принятым позже законом. В пространстве – означает его применимость на определенной территории, а по кругу лиц – применимость к определенной категории субъектов права.

Деликт (от лат. delictum - нарушение, вина) – проступок, который может принимать характер гражданского, административного, дисциплинарного правонарушения. В более узком смысле применяется к гражданско-правовым проступкам, откуда понятие деликтоспособности – способности компенсировать причиненный субъектом материальный и моральный вред.

Демократия (от гр. demokratia – власть народа, demos – народ и kratos – власть) – в современном мире форма социальной и политической организации общества, государственно-правового режима, призванная обеспечивать суверенитет народа, власть большинства при охране прав меньшинства. Основана на признании принципов верховенства конституции и законов, народовластия и политического плюрализма, свободы и равенства граждан, неотчуждаемости прав человека. Различают либеральную и социальную демократию, что отражает степень участия государственной власти в решении важных вопросов общественной жизни. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную демократию (решения принимаются выборными учреждениями – парламентами и др.).

Диктатура (от лат. dictatura – неограниченная власть) – форма организации политического режима, когда власть осуществляется жестокими недемократическими методами; может характеризовать как авторитарный режим, так и тоталитарный.

Достоинство – категория, означающая субъектно-субъектное морально-нравственное состояние отношений людей, выражаемое в уважении и самоуважении человека, включает в себя как составляющие: а) полноценность человека для общества и б) самоценность его для окружающих и самого себя. Достоинство как полноценность – дифференцирующая категория – соответствие человека определенным стандартам сословия, группы, общества в целом, зависящая от социальной политики, состояния прав человека, судебной системы, а самоценность – неотъемлемое свойство человека, принадлежащее ему независимо от того, каков его социальный статус, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Понятие имеет юридическое значение как базисная правовая ценность и принцип понимания основных прав и свобод человека, хотя с трудом может быть отражена в нормах права. В гражданском праве – это одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемое и непередаваемое.

Закон – это нормативный акт, принимаемый представительным органом либо непосредственным волеизъявлением народа (на референдуме); регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Российское право исторически принадлежало к континентальной (европейской) правовой семье, в которой закон – основной источник права (в отличие от англо-американской правовой семьи, где в таком качестве выступал правовой прецедент). Основную часть действующего российского права составляют законы, для них характерен особый порядок принятия и использование специального процесса, распадающегося на ряд стадий, процедур: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона парламентом, подписание главой государства, опубликование. Будучи единым по способу создания, положению в правовой системе государства, роли в регулировании общественных связей, закон делится на определенные виды: по значимости содержащихся в законе норм: конституционные, органические и обычные. Обычные делятся на кодификационные и текущие. В широком смысле закон – это установленные государством общеобязательные правила.

Законность (верховенство закона) – состояние правоприменительного процесса в государстве; требование неукоснительного исполнения законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами; один из элементов правового государства.

Источники права – формы правового закрепления (внешнего правового выражения) нормативных правил поведения, определяющие основы реализации права. Основными видами являются нормативные правовые акты, правовые обычаи, прецеденты административные и судебные, а также договоры нормативного характера: международные договоры, внутригосударственные договоры и соглашения, гражданско-правовые договоры. В некоторых государствах и в определенные периоды в качестве источников права действуют или действовали правовые доктрины, в том числе вытекающие из религиозных учений (мусульманское право), труды ученых-юристов (римское право, право Византии), постановления органов правящей партии (социалистическое право, право некоторых развивающихся государств). В международном праве таковыми являются в основном международные договоры, а также в определенной степени решения международных судебных органов.

Казус (от лат. casus – случай) – в праве: 1) событие, не зависящее от воли лица, поэтому его трудно предусмотреть в данной ситуации и определить правовые последствия; 2) случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности, следовательно, ненаказуемо.

Каноническое право(от греч. kanon – правило, предписание) – церковное право, носящее ныне характер корпоративной регламентации церковных процедур; в более широком смысле, совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также частично к жизни определенной части верующих.

Кодекс (от лат. codex – книга) – единый законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются нормы права, регулирующие однородные общественные отношения, результат систематизирующей (в форме кодификации) деятельности законодателя, когда вместо нескольких законов и подзаконных актов разрабатывается и принимается один закон. Как правило, кодекс систематизирует нормы определенной отрасли права (напр., гражданский, уголовный, семейный, трудовой, земельный и др.), обычно содержит основу правового массива соответствующей отрасли, а остальные нормы включаются в другие законы и подзаконные акты.

Коллизия законов(от лат. collisio – столкновение) – противоречие друг другу двух или более формально действующих нормативных актов относительно регулирования того или иного отношения; разрешается путем выбора (по определенным правилам) того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю (например, из двух актов одинаковой юридической силы приоритет имеет последний по времени принятия; специальный акт приоритетен перед общим).

Компетенция (от лат. competere – добиваться; соответствовать, competentis – соответствующий, способный) – круг юридически установленных полномочий, прав и обязанностей органа (должностного лица) по определенным предметам ведения, определяющий его место в системе государственных органов, органов местного самоуправления (административной иерархии должностных лиц).

Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, объединение) – форма государства в виде временного союза самостоятельных государств, образуемого для достижения политических, военных, экономических и про­чих целей. Входящие в нее государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме, отдавая в ведение общих органов какую-то функцию, например, оборонную и (или) внешнеполитическую, таможенную для координации деятельности. За всеми членами конфедерации сохраняется право свободного выхода из нее.

Легализация (от лат. legalis – законный): разрешение деятельности какой-либо организации, переход ее на легальное положение, либо придание юридической силы какому-либо акту, действию, документу, выданному за границей.

Легитимация(от лат.legitimus– законный) – в конституционном праве действие, процесс, заключающиеся в проведении мероприятий по выявлению воли источника власти (народа) или его представителей (голосование на выборах, на референдуме, в парламенте) для придания законной силы какому-либо новому государственно-правовому режиму, составу палаты парламента очередной легислатуры (созыва), главе государства (президенту) другим органам (лицам). Такая легитимация называется рациональной, или легальной (М. Вебер). Она может иметь и другие формы, например, традиционные и харизматические. К первой М. Вебер относит характерную для восхождения на престол следующего представителя королевской династии или вождя племени по «закону крови», традиции. Ко второй – оправдание законности власти политического деятеля в силу веры людей в его святость, непогрешимость, справедливость, сверхъестественные способности.

Легитимность – чаще всего выступает как политико-правовое понятие, имеющее как юридическую, так и политическую составляющие, которые могут соединяться и, наоборот, приходить в противоречие друг с другом. В юридическом смысле означает соответствие пребывания у власти определенного лица, политической партии закрепленному в законах порядку прихода во власть. В политическом плане – поддержку большинством граждан, крупных социальных групп, общественного мнения действующих в конкретном государстве институтов власти, признание населением их правомерности.

Лицо физическое –гражданин (иностранец, лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием и должностного лица, получающего полномочия в результате замещения должности.

Лицо юридическое –понятие, разработанное в основном вгражданском праве для обозначения организации, имеющей такие основные черты: обладает определенной структурой (органы управления); имеет в собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Метод правового регулирования – способ воздействия юридических норм на регулируемые отношения. Подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод – способ властного воздействия на участника общественных отношений, когда правовое предписание должно выполняться указанным в норме способом, при этом не дается каких-либо вариантов. Чаще всего применяется в административном, финансовом, уголовном праве. Диспозитивный метод – способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами, когда субъекты помимо предписания в самой норме получают возможность действовать иным способом, если иное не предусмотрено законом или договором. Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

Монархия(от гр. monarchia – единовластие, monos – один, archos – правитель) – форма правления, при которой реальная или номинальная власть полностью или частично сосре­доточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, султана и т.д.); как правило, обладает непрерывностью (династическое правление), т.е. передается по линии прямого наследования.

Монархия конституционная – разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган – парламент и независимые суды, т.е. действует реальное разделение властей. Возникла в Великобритании в конце XVII в. после буржуазной революции. В современном мире называют еще парламентарной монархией. Переходной от абсолютной монархии к конституционной является форма дуалистической монархии, при которой абсолютный монарх создает некоторые предпосылки к разделению властей, например, зависимый от него парламент.

Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенном порядке правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы права, образуют стройную иерархизированную систему, основанную на дифференциации их юридической силы.

Нормы права – общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой, характеризующиеся формальной определенностью, той или иной степенью общеобязательности. Отличаются особой логической структурой, в классическом варианте включая такие элементы, как гипотезу, диспозицию, санкцию, соединяемые логической детерминацией условия, причины, следствия, цели, влияния контекста, возможностями толкования.

Объекты прав – материальные и нематериальные блага, по поводу которых у субъектов (физических и юридических лиц) возникают правоотношения. В сфере гражданского права – это, например, вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество, в т.ч. имущественные права; процесс, порядок и результаты работ и услуг; информация, результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, свобода передвижения и др.). Они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (купля-продажа, дарение и т.д.), если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. В сфере конституционного права – это, например, основные права и свободы, обязанности, основы конституционного строя, полномочия должностных лиц, институты выборов, референдума.

Обычай правовой – исторически сложившееся в определенном обществе (или местности) правило поведения, которое выполнялось в силу привычки и авторитету предков, затем бралось под охрану государством и обеспечено силой его принуждения; был основным источником права до XVI в.

Организация – объединение двух и более лиц, которое приобретает статус, отличающийся от статуса образовавших его физических и (или) юридических лиц; может приобрести права юридического лица (в случае государственной регистрации в установленном законом порядке). Отсутствие прав юридического лица само по себе не препятствует деятельности организации, но тогда она не приобретает ряд прав и обязанностей.

Отрасль права – относительно самостоятельное подразделение в системе права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений (так, нормы права, регулирующие финансовые отношения, составляют отрасль финансового права). В свою очередь отрасль права состоит из отдельных взаимосвязанных элементов, которые называются институтами права. Важным признаком для выделения отраслей права является предметная область (находит отражение в институтах) и наличие у нее специфического метода правового регулирования. В зависимости от предмета и метода правового регулирования обычно выделяются следующие отрасли российского права: аграрное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, конституционное (государственное), муниципальное, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, финансовое, экологическое право и др.

Парламент (от англ. parliament, фр. раr1ег – говорить) – родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах; имеет различные названия (конгрессом, Федеральное Собрание, сейм, кортес, стортинг и др.), однопалатную или двухпалатную структуру.

Партийная система – включает в себя институты и организации, помогающие устанавливать, с одной стороны, отношения между политическими партиями и государством, а с другой – взаимоотношения партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. Различаются многопартийные системы с одной доминирующей партией – «полуторапартийные», с двумя ведущими партиями – «двухпартийные», с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями) – «2,5 партийные», собственно многопартийные. Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными и авторитарными режимами.

Подзаконный акт – правовой нормативный акт органов государственной власти (в основном исполнительных), принимаемый на основании и во исполнение закона, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Права и свободы человека и гражданина – важнейший институт современного права, непременный атрибут демократического правового государства. Во второй половине XX в. выдвинулись на первый план, как в сфере внутригосударственного, так и международного права, являются одним из наиболее значительных итогов правового развития человечества. Это – один из важнейших показателей соответствия политической и правовой системы государства современным международно-правовым стандартам. Призваны обеспечить достойную и безопасную жизнь человека, возможность его свободной жизнедеятельности в различных жизненных сферах современного общества. Характеризуют правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социально-бытовой, культурной сферах, в отношениях человека, организации и государства.

Право – система регулирования отношений и форма общественного сознания. Применяется в объективном смысле как система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, а также императив, стоящий над государством и законом (естественное право). Различают право писаное (статутное, прецедентное) и обычное, светское и религиозное, национальное и международное. В субъективном смысле – вид и мера возможного поведения лица, государственного органа, народа, государства или иного субъекта (субъективное право).

Правовое государство – государство, организация и деятельность всех органов и должностных лиц которого основаны на праве и связаны с ним. Лозунг правового государства возник еще в борьбе против произвола абсолютных монархов, но в большинстве европейских стран на уровень конституционного принципа был возведен в XX в. Требования правовой государственности: гарантированность в стране прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов, в том числе особенно важна развитая судебная их защита; верховенство конституции и принципа законности; демократическая форма правления; разделение властей и, в частности, независимость судебной власти; взаимная ответственность государства и гражданина. Понятие правовое государство исходит из идеи подчинения государства праву; принципиальное значение имеет вопрос о соотношении закона и права, а также характере самого официального правопонимания: соответствует ли оно общепризнанным принципам равноправия, демократии, социальной справедливости, гуманизма, соразмерности и другим общечеловеческим ценностям.

Правовые принципы (основные начала) – это выражаемые длительное время в авторитетных заявлениях, теории и юридической практике мнения о важнейших фундаментальных условиях жизни, признаваемых, таким образом, как социальные базовые универсальные ценности.

Правомочие – предусмотренная законом возможность участника правоотношения совершать определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения; гарантируется государством; при невыполнении лицом своих обязанностей управомоченная сторона может обратиться в суд, арбитражный суд или иной государственный орган для защиты своего права.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.