Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Механизм государства 6 глава





Ø причинение гражданином вреда лицу, совершившему преступление, в процессе его задержания – такое деяние, как правило, связано с выполнением моральной обязанности гражданина либо служебных обязанностей работником правоохранительных органов по пресечению противоправных действий;

Ø физическое или психическое принуждение – это такое принуждение, которое заключается в применении к лицу мер физического или психического воздействия с целью побуждения лица к совершению противоправного деяния;

Ø обоснованный риск – правомерное создание возможной опасности правоохраняемым интересам в целях достижения общественно полезного результата, который не мог быть получен обычными, не рискованными средствами;

Ø исполнение приказа или распоряжения – действие (бездействие) по исполнению обязательного приказа или распоряжения, сопряженное с причинением вреда правоохраняемым интересам.

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния, следует отличать от признаков состояния субъекта правонарушения, при которых он освобождается от юридической ответственности (полностью или частично). К таковым можно отнести: определенный возраст, невменяемость, состояние аффекта и др. В таких состояниях лицо не признается виновным или же его вина в значительной степени ограничивается.



Кроме того, следует также учитывать обстоятельства, при которых лицо, хотя и признается виновным, но освобождается от юридической ответственности (полностью или частично). В нашей стране, например, таким основанием в отдельных случаях может быть наличие государственной награды.

Общий вывод.Таким образом, в управленческой деятельности особое значение имеет не только определение состава правонарушения и его формы, но и установление вида юридической ответственности. Необходимо также разграничивать обстоятельства, которые либо исключают противоправность деяния, либо освобождают от юридической ответственности.


 

Тема 9. Правовое государство и гражданское общество

Цель изучения данной темы состоит в освоении таких сравнительно новых для нашей теории и практики понятий, как правовое государство и гражданское общество. Особое значение следует уделить формированию представлений о системе прав и свобод человека и гражданина, а также приобретении навыков и умений анализа оптимальных механизмов их охраны и защиты.



Понятие «правовое государство» сравнительно поздно стало разрабатываться в юридической науке, хотя отдельные идеи формулировались еще в глубокой древности. Как правило, данное понятие используется для анализа современных государств, выявления того, насколько они соответствуют сформировавшимся представлениям о государстве, в котором:

во-первых, обеспечено верховенство закона, примат права над государством;

во-вторых, реализовано разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

в-третьих, осуществляется ответственность государства перед своими гражданами;

в-четвертых, достигнуто равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.

Перечень принципов, которые, по мнению исследователей, определяют сущность правового государства, можно продолжить. Он не является закрытым. Также как предложенная последовательность рассмотрения принципов не говорит о приоритете одних принципов над другими.

Права и свободы человека и гражданина как фундаментальная характеристика правового государства. Названные выше принципы правового государства в конечном итоге определяют доминирование в обществе и государстве в качестве важнейшей ценности – права и свободы человека и гражданина. С другой стороны, уровень реализации прав и свобод человека и гражданина свидетельствует о том, насколько полно реализовалась в обществе доктрина правового государства.



Проблематика прав и свобод человека и гражданина всегда являлась одной из наиболее актуальных в науке. Вместе с тем, до сих пор сохраняется сложность определения основного понятия «права человека». Это проявляется прежде всего в споре сторонников юридического позитивизма и естественно-правовой теории: если первые подчеркивают нормативный аспект зависимости прав человека от правовой политики государства, от законодательства, применения права, работы судов и других органов власти, вторые, наоборот, исходят из независимости человека от государства, его автономии. Такая свобода дает человеку возможность занимать самостоятельную позицию по отношению к органам государства, обеспечивать личную автономию. Это позволяет учитывать такое основание прав человека как достоинство, а правовые нормы или другие социальные регуляторы рассматривать как вторичный элемент, с помощью которого это достоинство пытаются закрепить, чтобы охранять и защищать его. Но и зависимость человека от государства, на чем настаивают позитивисты, может играть положительную роль, создавать гарантии достоинства и прав человека. В этом плане более взвешенная позиция выработана у сторонников юридической антропологии.

С этой точки зрения юридической антропологии, понятие права человека должно включать в себя несколько деонтологических, онтологических и нормативно-правовых оснований. Исходя их этого в понятии «права человека» можно выделять: а) деонтологическое, т.е. независимое от его бытия и условий существования, основание, устремленность к некой универсальной цели правового воздействия на общественные отношения как своеобразный идеал стремления к равноправию космополитичных людей – абстрактное достоинство человека в любой точке земного шара, выраженное более полно в принципах международного права; б) онтологическое основание, связанное с территорией, народом, культурой, условиями жизни, обычаями, не обладающее универсальными чертами национальное достоинство, закрепляемое как права гражданина; в) непосредственно позитивное нормативное основание – общие и юридические гарантии прав человека и гражданина; г) фактические состояния, характеризующие реальное положение с реализацией, соблюдением, охраной и защитой прав человека на конкретных территориях, при определенных правовых режимах, для конкретного круга лиц – права человека беженцев, женщин, детей, предпринимателей, пенсионеров, военнослужащих и т.д.

Классификации прав и свобод человека.Различный подход к определению понятия прав человека обусловил и разнообразие их классификаций. Среди основных можно выделить следующие.

Международно-правовая классификация прав человека, отраженная во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартии 1961 г. и др. документах. В них выделяются политические, гражданские, экономические, социальные, культурные права. Основанием выделения различных групп прав человека являются области общественной жизни, в которых реализуются возможности человека, создаются соответствующие гарантии.

Несмотря на ее общепризнанность, международная концепция прав человека страдает недостатками, как и всякий документ такого масштаба. Так, в ней заявлено о неотъемлемых правах, но к относят такие, которые неотъемлемыми трудно назвать. В ряде вопросов за основу взяты взгляды, отвечающие реалиям XVIII-XIX вв., когда на острие идейно-политической борьбы выдвигались негативные политические и гражданские права – участие в выборах органов власти, свобода предпринимательской деятельности, не стесненная множеством границ и таможен, гарантированность права частной собственности и др.

Классификация Франсуа Люшера. В научной литературе делаются попытки преодоления такой односторонности. Среди известных классификаций интересна разработанная Франсуа Люшером – бывшим членом Конституционного Совета Франции. Он систематизирует права человека, выделяя в качестве блоков прав права на свободу, равенство, собственность, достоинство, неприкосновенность личности, демократию. Право на свободу рассмотрено через «свободу личности» (индивидуальную свободу), «публичные свободы», «местные» (территориальные свободы). Данная классификация показывает существенное изменение в подходе к правам человека, происшедшее в ХХ в. в европейской континентальной традиции.

Юридическая антропология каталог прав человека, отраженный, например, во Всеобщей исламской декларации прав человека, принятой 19 сентября 1981 года, выстраивает следующим образом:

Ø право на жизнь – священность и неприкосновенность жизни, неприкосновенность священного характера тела человека после смерти;

Ø право на свободу – свободу от рождения, физическую, культурную, экономическую и политическую свободу, право любого человека или народа на борьбу против нарушений свободы;

Ø право на равенство и недопущение никакой дискриминации – равенство перед Законом, равные возможности на одинаковую защиту Закона, равную плату за равный труд, равенство при трудоустройстве независимо от различий в религиозных верованиях, цвета кожи, расы, происхождения, пола и языка;

Ø право на справедливость – т.е. на отношение в соответствии с Законом; право и обязанность протестовать против несправедливости; право требовать возмещения необоснованного ущерба и справедливого решения независимого суда в споре с органами государственной власти или другим лицом; защищаться против предъявленного обвинения; право и долг защищать любого другого человека или общину; право отказаться выполнить противоречащий Закону приказ, от кого бы он ни исходил.

Также выделяются права: на справедливый судебный процесс, защиту против превышения власти, защиту чести и репутации и др. В такой классификации, несмотря на проявление гуманитарных универсалий (общечеловеческих ценностей), заметно влияние антропологических констант и культурных универсалий, в том числе конфессиональных, национальных и культурно-исторических особенностей.

Юридическая антропология находит и новые основания классификации прав человека, исходя из того, что человек – это сложная социально-природная система. Основанием идентификационной классификации, предложенной В.М. Капицыным, выступает многоуровневая самоорганизация человека, который реализует свои права на трех основных уровнях:

1) как естественно-антропологическое существо, предъявляющее определенные требования к природной среде своего существования (климат, ландшафт, вода, атмосфера), формулируемые в нормы экологического, аграрного, природоохранного, медицинского права, имеющих гуманитарный потенциал);

2) как личность со своим духовным миром, ориентированная на реализацию определенных образцов морали, религии, подвижничества в культуре и др.; в этом случае возникает необходимость реализации прав человека на: свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и выражения мнения, печати, развитие национальной культуры и защиту национального достоинства, свободу аудиовизуальной информации, на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, свободу преподавания, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям, на тайну исповеди, на соответствующие гарантии и др.

3) как специалист (профессионал, агент), прояв­ляющий деловые качества; на этом уровне реализуются соответствующие агентно-профессиональные права: право частной собственности, свобода распоряжения своим имуществом, свобода распоряжение своими способностями, в частности, к труду, право на свободу выбора деятельности и профессию, трудовые права и др.

Такая классификация более органична, тесно связана непосредственно с потребностями человека, живого, динамичного, противоречивого. Она учитывает половые и другие телесные различия, а также территориальные, этнические, духовные, конфессиональные и другие культурные особенности, профессиональные обособленности людей.

Понятие охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.Следует видеть также как общее, так и различие понятий «охрана» и «защита прав». «Защита прав» означает действия по восстановлению нарушенных прав, акты по практическому обеспечению компенсации физического, морального, материального и профессионального вреда. Защита прав придает особое значение процедурам как процессуальным гарантиям (претензионный порядок защиты, защита потерпевших, подозреваемых в уголовном процессе, истцов и ответчиков в гражданском и арбитражном процессе). Защита прав является в ряде моментов механизмом разрешения правового конфликта сторон.

Охрана прав человека – система, объединяющая в себе законодательство, организационные элементы (органы власти и организации), которые стремятся исключить или уменьшить возможные нарушения прав, противостоят попыткам нарушить чьи-то права. Она включает в себя нормативный (законодательство) элемент: запреты, определенные стандарты, инструкции по исполнению обязанностей должностными лицами, служащими, санкции (позитивные и негативные). Кроме этого есть организационный элемент охраны прав, играющий особо важнейшую роль. Он включает в себя чаще всего сам аппарат государственных органов и учреждений, органы местного самоуправления. Последние проводят постоянную профилактическую, воспитательную, оперативно-розыскную, контролирующую, надзорную и др. работу.

Охрана прав человека по содержанию шире всех вышеприведенных понятий (защиты и реализации), т.к. включает в себя и формы реализации (в форме исполнения и применения), и сами органы и организации, реализующие права и применяющие нормы, а также нормативный, акционный, информационный, идентификационный и др. элементы. Охрана прав человека включает в себя такую комплексную гарантию как систему безопасности жизни и деятельности людей во всех сферах жизни.Последняя носит не только юридический (материально-правовой и процессуально-правовой), но организационно-политический, идеологический, антропологический, экологический, идентификационный характер. И, если бездействуют правоохранительные органы, спасатели, здравоохранение, а также антитеррористические органы, то такая гарантия выхолащивается и соответственно возрастает количество нарушений прав, в том числе в самой опасной форме: посягательство на жизнь, здоровье, свободу людей.

Механизм охраны и защиты прав человека и гражданина, реализуя правовую охрану и защиту, интегрирует различные элементы: а) праворегулирующие; б) правоохранительные; в) механизмы разрешения конфликтов (споров); г) идентификационные; д) информационные; е) организационные; ж) акционные и др.

Эффективность действия такого механизма во многом определяет системой гарантий. Система гарантий представляет собой совокупность ценностей, норм и организационно-властных ресурсов, которые необходимо соединить, подчиняя целевой детерминации. Особенностью гарантий является то, что их реализация неотрывна от исполнения обязанностей физическими и юридическими, должностными лицами, полномочий органов местного самоуправления и государственной власти, государственно-правового режима. Гарантии тесно связывают субъективные права с обязанностями лиц и органов. Обязанности лиц (физических, юридических, должностных) – это и есть ядро гарантий прав человека и гражданина.

Таким образом, можно выделить гарантии юридические и общие (экономические, политические, организационные-общественные, духовные, управленческие). Защита прав человека не может осуществляться во всем объеме только с помощью юридических гарантий, требует соединения последних с другими гарантиями.

Гарантии можно классифицировать в зависимости от вида и характера органов, организаций, учреждений. От того, с государством или обществом связаны, их делят на государственные и общественные. Их разграничивают также на международные и внутригосударственные. Международные разделяются на межгосударственные(межправительственные) и неправительственные гарантии. Внутригосударственные можно разделить на судебные и несудебные; несудебные – на парламентские (представительные), административные, правоохранительные, надзорно-контрольные и др. По уровню организационно-властного проявления выделяются федеральные, региональные и местные (муниципальные) гарантии.

Понятие «гражданское общество». Общество в процессе собственной эволюции не только приводит к формированию властных отношений, образованию государства, но, как показывает история развития всех народов, оказывается в конечном итоге под достаточно жестким контролем государственных органов, их должностных лиц. Но общество как совокупность гражданских институтов всегда сохраняет стремление к относительной самостоятельности, автономии от государства. Такое общество принято характеризовать как «гражданское общество».

Такое общество, обладая автономией, в то же время тесно связано с государством, сотрудничает с ним. Его характеризует широкое участие граждан в управлении государством, в выборах и референдумах, их гражданскую ответственность, выражающуюся, например, в соответствующей общественной работе присяжными заседателями, активности в качестве членов общественных объединений и политических партий.

Хотя термин «гражданское общество» был впервые употреблен, по мнению исследователей, только в 1594 году, его содержание восходит к идее полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и естественного права. У Гоббса гражданское общество становится выходом из естественного состояния, спасения от войны «всех против всех» и построения сильной политической власти. Для Гегеля гражданское общество – сфера, где люди удовлетворяют свои частные интересы и потребности. Причем это невозможно без государства: без него общество просто бы деградировало. К.Маркс, наоборот, отдает приоритет гражданскому обществу перед государством. В недрах гражданского общества происходит дифференциация, приводящая к возникновению государства, к борьбе классов за это государства, а затем постепенному отмиранию государства после победы диктатуры пролетариата.

Гражданское общество имеет признаки, отличающие его от других образований: от государства, церкви, общественного объединения, традиционной общины, местного сообщества. Среди особенных признаков гражданского общества выделяются:

1) его комплексность, переплетенность хозяйственно-экономических, организационно-политических, профессиональных, социально-демографических, культурно-национальных отношений;

2) децентрализованный характер: попытки создавать централизованные органы, объединяющие гражданские объединения в масштабах общества, обычно не удаются;

3) динамизм, подвижность различных ассоциаций при свободе их возникновения, ликвидации, деления, перегруппировки, переориентации;

4) относительная автономия от государства, необходимая для реализации демократических и самоуправленческих функций общества, осуществления социального контроля за органами государственной власти;

5) включенность структур гражданского общества в государственную политику (выборы, референдумы, обращения граждан и ассоциаций в органы государственной власти, участие в объединениях и политических партиях);

6)демократизм, который определяется самостоятельностью и самодеятельным характером гражданских ассоциаций;

7) взаимодействие государством;

8) зависимость структур от образа жизни людей, генетическая и функциональная связь с материальной жизнью общества, техникой, производством, знанием.

Структура гражданского общества.Признанно, что о гражданском обществе можно говорить в том случае, если сформировались такие его структурные элементы, как:

Ø в экономической сфере – негосударственные хозяйствующие субъекты разной организационно-правовой формы: общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе народные предприятия, объединения предприятий, финансово-промышленные группы, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, потребительские общества, общественные объединения предпринимателей (ассоциации и союзы), индивидуальные предприниматели (без образования юридического лица), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и др.;

Ø в социальной сфере – семьи, сельские общины, местные сообщества, жилищные кооперативы, сообщества собственников жилья (кондоминиумы), органы общественного самоуправления по месту жительства, органы самоуправления в трудовых коллективах, объединения по интересам, экологические движения, общества садоводов и огородников, дачные кооперативы;

Ø в общественно-политической сфере – общественные объединения прямой политической ориентации и частичной политической направленности разной организационно-правовой формы: политические партии, общественные объединения (организации, движения, учреждения, органы общественной самодеятельности, ассоциации) в виде молодежных и женских движений, лоббистских объединений, профессиональных союзов, инициативных групп и объединений избирателей, правозащитных организаций;

Ø в духовной сфере – негосударственные средства массовой информации, религиозные объединения, творческие союзы (писателей, композиторов, архитекторов, кинематографистов), культурно-национальные общества и автономии.

Общий вывод.Правовое государство и гражданское общество – это понятия, которые не только должны быть урегулированы в национальном законодательстве, желательно в актах конституционного значения, но и реализованы в конкретной практике жизнедеятельности общества и государства. В профессиональной деятельности, связанной с системой государственного и муниципального управления, необходимо не только знание, но и умение охранять и защищать права и свободы человека и гражданина.


БИБЛИОГРАФИЯ

Основная литература по курсу

Акмалова А.А., Капицын В.М. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

Алексеев С. С. Философия права. – М, 1997.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.: Омега-Л, 2004.

Капицын В.М. Права человека и механизмы их защиты. Учебное пособие. – М.: Юркнига, 2003.

Марченко М.Н. Юридический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2005.

Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. – СПб., 1907.

Проблемы теории государства и права. Учебное пособие /Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юрист, 2005.

Теория государства и права /Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003.

Дополнительная литература к теме 1

Васильев А.В. Разделение властей: теоретические аспекты и современная практика //Право и государство: Теория и практика. – 2006. – № 7 (19).

Еллинек Г. Общее учение о государстве. – СПб., 1908.

Затонский В.А., Петров М.П. Концепция сильного государства в свете модернизации власти в России //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 10.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – М.: Высшая школа, 2004.

Левин И.Д. Суверенитет. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

Махина С.Н. Сущность и системные характеристики политико-правовой категории «децентрализация» в современном демократическом государстве // Государство и право. – 2006. – № 7.

Пастухова Н.Б. Международная интеграция и государственный суверенитет //Государство и право. – 2006. – № 10.

Хабиров Р.Ф. Государственный суверенитет в свете доктрины прав человека //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 2.

Чиркин В.Е. Публичная власть. – М.: Юрист, 2005.

Шейнов В.П. Психология власти. – М.: Ось-89, 2003.

Дополнительная литература к теме 2

Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3-х кн. – М., 1992-1996.

Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: Проблемы и пути их решения //Вестник Московского университета. – Серия 11. Право. – 2003. – № 2.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

Васильев А.В. Демократия: теоретические аспекты и практика современной России // Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 12.

Ивайловский Д.А. К вопросу о новом этапе развития российского федерализма //Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 6.

Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М.: Норма, 2001.

Черепанов В.А. Теория российского федерализма. Учебное пособие. – М., 2005.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. – М., 1993.

Дополнительная литература к теме 3

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2004.

Дюги Л. Общество, личность и государство. – СПб., 1901.

Калинина Л.А. Принцип разделения властей в системе принципов организации и функционирования исполнительной власти //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 12.

Магазинер Я.М. Избранные труды по общей теории права. – М.: Юридический центр Пресс, 2006.

Машаров И.М. К вопросу о понятии и видах административных органов //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 2.

Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства //Государство и право. – 2006. – № 6.

Пожарский Д.В. Функции государства и государственный контроль в их системе (теоретико-правовой аспект): Монография. – М.: Академия права и управления, 2005.

Собянин С.С. Разграничение компетенции органов власти различных уровней в федеративном государстве //Государство и право. – 2006. – № 12.

Структуры государственной власти. – М.: Бизнес-пресс, 2003.

Дополнительная литература к теме 4

Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений. – М.: Юриспруденция, 2002.

Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Монография. 2-е изд., доп. – М.: ООО ИД «Право и государство», 2005.

Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001.

Малько А.В., Суменков С.Ю. Исключения в праве в условиях реформ: постановка проблемы // Государство и право. – 2006. – № 10.

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. – М., 1999.

Мартышин О.В. Метафизические концепции права //Государство и право. – 2006. – № 2.

Осипян Б.А. Трансформация права в закон: духовные, научные и практические аспекты //Государство и право. – 2006. – № 10.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). Учебник. – М.: Юрист, 2004.

Сорокин В.В. Право в контексте духовно-культурных традиций российского общества //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 1.

Познер Р.А. Экономический анализ права. В 2 т. – СПб.: Экон. школа, 2004.

Дополнительная литература к теме 5

Байтин М.И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ //Государство и право. – 2006. – № 1.

Бахрах Д.Н., Бурков А.Л. Акты правосудия как источники административного права //Журнал российского права. – 2004. – № 2.

Бобылев А.И. Источники (формы) права //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 1.

Кашанина Т.В. Корпоративные (внутрифирменные) акты. – М.: Юрист, 2004.

Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юрист, 2002.

Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Марченко М.Н. Юридическая природа и характер решений Европейского Суда по правам человека //Государство и право. – 2006. – № 2.

Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в практике конституционного правосудия /Под ред. М.А. Митюкова, С.В. Кабышева, В.К. Бобровой и А.В. Сычевой. – М.: Международные отношения, 2004.

Дополнительная литература к теме 6

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., 1997.

Кузнецова О.А. О понятии фиктивного правоотношения //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 8.

Кутафин О.Е. Российское гражданство – М.: Юристъ, 2003.

Лучин, В. О. Конституционные нормы и правоотношения: Учебное пособие. – М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1997.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М.: Юрист, 2004.

Симонян Р.Х. Проблема негражданства в странах Балтии: истоки возникновения и перспективы решения //Государство и право. – 2006. – № 10.

Слепов С.А. Дееспособность граждан в гражданском праве (теоретико-прикладной аспект). Монография. – М.: Российская таможенная акад., 2006.

Толкачев В.В. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права //Государство и право. – 2006. – № 7.

Дополнительная литература к теме 7

О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5

 

Акопян Д.А. Законность в системе принципов современного права //Право и государство: Теория и практика. – 2005. – № 9.

Арановский, К.В. Конституционная традиция в российской среде. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.

Беляев В.П. Общественный контроль в современной России //Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 6.

Конституционное право субъектов Российской Федерации /Отв. ред. В.А. Кряжков. – М.: Городец-издат, 2002.

Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.