Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Механизм государства 5 глава





Ø действия – это юридические факты, наступления которых зависит от воли людей.

Последняя классификация предусматривает возможность более детального рассмотрения событий и действий как юридических фактов. В частности, события делятся на абсолютные и относительные, а действия соответственно на правомерные и неправомерные (правонарушения). Если события – это юридические факты объективного характера, т.е. они не зависят от субъекта (его воли, желания, сознания и другие факторов, как, например, землетрясение, наводнение и др.), то действия – это всегда факты субъективного характера. В действии проявляется не только воля субъекта, но и его правосознание.

Общий вывод.Таким образом, не все отношения, которые складываются в обществе, являются правовыми. От понимания особенностей правовых отношений, умения анализировать их содержание (субъектный и объектный состав) во многом зависит законность правоприменительной практики, правомерность отдельных управленческих решений.

 


 

Тема 7. Реализация права

Цель изучения данной темы состоит в усвоении понятия реализации права и основных ее форм, а также приобретении навыков и умений разграничения отдельных форм реализации права, выявления особенностей применения права как одной из основных форм, имеющих приоритетное значение в системе государственного и муниципального управления.



Реализация права – это воплощение требований норм права в поведении людей и в общественных отношениях. В понятии «реализация права» заключена важнейшая характеристика права – его способность воздействовать на общественные отношения, регулировать их, охранять права субъектов правоотношений. Как показывает история развития цивилизации, право стало наиболее универсальным средством упорядочивающего воздействия на общественные отношения.

Кроме того, реализация права в силу установления формального равноправия дает возможность устанавливать относительно справедливый порядок. Оно предусматривает такое воздействие во любой сфере общественных отношений, если такая сфера регулируется нормами права. Правовое воздействие не устраняется даже особым характером субъекта и объекта воздействия: право регулирует и положение монархов, президентов, олигархов, и чрезвычайные режимы, даже в определенной степени состояние войны.



В то же время в реализации права нет ничего помимо деятельности людей, т.к. реализация права выражена в действиях (бездействии) людей: физических лиц, должностных лиц, работников и органов, объединяемых как юридическое лицо, представляющих государственные органы и учреждения. От действий и бездействия людей и организаций зависит реализация права. От того, насколько свободны и ограничены действия людей, как сочетаются дозволения и ограничения при реализации права, зависят инициатива, предприимчивость, проявление способностей людей. В то же время соотношение дозволений и ограничений влияет на уровень преступности в обществе.

Уровень правового воздействия зависит от государственно-правового (политического) режима. В большей мере реализация права характерна для демократических государств, в которых реализация права имеет большее разнообразие содержания и проявлений, поскольку существует меньше правовых ограничений. В других условиях, когда существует больше ограничений (запретов) содержание реализации права обедняется. Дело в том, что должностные лица при ослаблении правового контроля чаще используют неправовые методы воздействия на общественные отношения, т.е. возникает неправомерное поведение, и реализация права ограничивается. Доходит и до крайнего произвола органов власти и их должностных лиц, когда нарушаются права человека и гражданина (политические репрессии в условиях сталинизма в СССР и фашистской Германии).



В то же время в тоталитарных и авторитарных режимах наряду с притеснением личности сокращается число уголовных преступлений против личности и собственности, и люди чувствуют себя в большей безопасности, а, значит, возрастает соблюдение, и в целом реализация права. А при демократических или особенно переходных к демократии режимах, наоборот, часто возрастает число уголовных преступлений против личности и собственности, нарушений, например, коммерческими структурами налогового законодательства. Все это, как видно на примере России в 90-е годы ХХ века, формирует соответствующее отношение к реализации права в обществе, порождает правовой нигилизм (его отражает поговорка «Закон – что дышло, куда повернул – туда и вышло»).

Таким образом, более полная реализация права в государстве требует определенных условий. К таковым можно отнести:

Ø наличие определенной системы права, т.к. реализации права всегда предшествует правотворческая деятельность; причем государство должно обеспечить условия не только для того, чтобы такая система права сложилась, но она имела механизм реализации. В противном случае нельзя будет говорить о реализации права;

Ø определенное отношение к норме права, сформированное в обществе у большинства его членов;

Ø осуществление определенных действий (бездействие) в пределах, определенных правом. Другими словами, должны быть созданы условия для того, чтобы любой человек (гражданин), должностное лицо, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации совершали действия либо отказывались от совершения таковых в соответствии с действующим законодательством.

Формы реализации права.В зависимости от действий субъектов принято выделять формы реализации права. К таковым относятся:

1. Использование права – действие субъекта в соответствии с правонаделением, с его субъективными правами, предусмотренными правовым статусом. Такое действие, например, совершает гражданин, выходя на митинг, реализуя свое конституционное право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. К таким действиям можно отнести, в частности, и обращение гражданина в органы внутренних дел, чтобы реализовать свое право на защиту.

Следует особо отметить, что, используя свои права, такие субъекты не должны нарушать права других лиц. В нашей стране такое требование сформулировано в Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

2. Исполнение права – действие субъекта, связанное с обязыванием, осуществлением определенных обязанностей и предусмотренное его служебным долгом, в некоторых случаях гражданским долгом. Такие служебные обязанности должны быть предусмотрены нормативными правовыми актами. Как правило, об исполнении права говорят в отношении должностных лиц. Так, президент страны исполняет обязанности главы государства, а также и верховного главнокомандующего; а работник органов внутренних дел обязанности по охране правопорядка, судебный пристав – исполняет решение суда. Граждане исполняют некоторые обязанности. Как правило, каждый обязан платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Долгом и обязанностью гражданина РФ является защита Отечества.

3. Соблюдение права – чаще всего бездействие субъекта, направленное прежде всего на максимально полную реализацию запрещающей нормы права. Если использование и исполнение права требуют активных действий от субъекта, соблюдение права чаще предполагает пассивное поведение, строгое выполнение тех установленных запретов: не нарушать общественный порядок, переходить улицу только на зеленый цвет светофора и т.д.

4. Применение права – это особая форма реализации права, которую отличает характер субъекта (это компетентный орган), специфика действия (властная деятельность в пользу третьих лиц), результат (дальнейшие развертывание юридических последствий).

Правоприменение необходимо, когда субъекты не могут без помощи властных органов реализовать свои права и обязанно­сти, без государственного принуж­дения нельзя разрешить спор по поводу конкретного юридического факта и т. п.

Правоприменение как форму реализации права отличает то, что оно:

Ø не может применяться гражданами, только уполномоченными на то компе­тентными субъектами (государственными, муниципальными органами и т. п.), а также должностными лицами, в том числе такими, как частными нотариусами, конкурсными управляющими, адвокатами в судебном процессе; в отдельных случаях общественными органами или физическими лицами, пользующимися авторитетом (третейскими судами, общественными или государственно-общественными комиссиями), но это, как правило, предполагает делегирование им полномочий государственными органами;

Ø является своеобразным синтезом элементов других форм реализации – исполнения, использования, соблюдения права должностными лицами, облеченными властью;

Ø носит властный, в ряде случаев властно-принудительный характер;

Ø имеет процессуальный характер, выраженный, как правило, в ряд законодательно определенных стадий: в административном производстве и процессе, гражданском, арбитражном, уголовном процессе, оперативно-розыскной деятельности, дознании, расследовании уголовного дела (установление фактической и юриди­ческой основы дела, организация и проведение процесса, принятие судебного решения, выдвижение обвинения подозреваемому в преступлении); это необходимо в целях уси­ления гарантий законного и справедливого разрешения дела;

Ø предусматривает реализацию соответствующего правового акта индивидуаль­ного, властного (правоприменительного) акта (судебное решение, административное взыскание, выдвижение обвинения следователем, решение директора фирмы об увольнении с работы по инициативе предприятия).

Стадии процесса применения норм права.Правоприменение – одна из иллюстраций действия права во времени, поскольку это, как правило, упорядоченная деятель­ность в рамках нескольких стадий. Все ее стадии регламентируется соответствующими про­цедурными нормами, устанавливающими определенный порядок правопри­менения и обеспечивающий ее результат.

В науке выделяют три основные стадии правоприменения (каждая стадия может быть разбита на более мелкие):

1 стадия – установление фактической основы (фактического состава) дела; она предполагает установление объективной истины по делу, чтобы правоприменение было обоснованным, для чего собирается информация, имеющая значение для выяснения фактических обстоятельств.

2 стадия – установление юридической основы (юридического состава) дела; она подводит правоприменителя к выбору применяемых норм права, проверке юридической силы нормы права, пре­делов действия норм во времени (действуют ли они в полном объеме или уже отменены, изменены), в пространстве и по кругу лиц, уяс­няет смысл и содержание юридических предписаний, квали­фицирует деяние.

3 стадия – принятие решения, как правило, оформленное как правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа выявляется результат правоприменения.

Акты применения правовых норм.Правоприменительный акт – это правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание, вы­несенное компетентным органом в результате решения кон­кретного юридического дела. Он обладает следующими особенностями:

Ø исходит от компетентного органа;

Ø носит государственно-властный характер;

Ø носит индивидуальный (персонифицированный), а не нор­мативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам,

Ø имеет определенную установленную законом форму, определенную структуру (состоит из вводной, описа­тельной, мотивировочной и резолютивной частей).

А.Малько и С.Комаров классифицируют правоприменительные акты по следую­щим основаниям:

1) по форме – указы, приговоры, решения, приказы и т. п.;

2) по субъектам, их издающим, – акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права – регулятивные (приказ о повы­шении по службе) и охранительные (постановление о возбуж­дении уголовного дела);

4) по юридической природе – основные (выражают ко­нечное решение юридического дела, например, приговор) и вспо­могательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования – акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т. п.;

6) по характеру влияния на субъектов – материальные (решение о назначении на должность, возлагающее полномочия) и процессуальные (решение судьи, устанавливающее меру и форму юридической ответственности ответчика).

Общий вывод.Таким образом, если использование, исполнение и соблюдение права – это такие формы реализации права, которые, как правило, определяют действия (бездействия) каждого человека и гражданина, правоприменительная практика связана в основном с деятельностью специальных уполномоченных лиц, осуществляющих функции государственного и муниципального управления.


 

Тема 8. Правонарушение и юридическая ответственность

Цель изучения данной темы состоит в формировании представлений о сущности правонарушения, его основных формах, отличии преступления от проступка, содержании и видах юридической ответственности, а также приобретении навыков и умений разграничения отдельных форм и состава правонарушения, установления вида юридической ответственности.

Под понятием «правонарушение» понимают поведение, которое противоположно правомерному. Такое поведение можно назвать также неправомерным, противоправным поведением, незаконным действием и т.д. Это всегда только определенное поведение (действие либо бездействие), нельзя говорить о преступности мыслей, убеждений. Если конечно, такие мысли и убеждения, способные нанести ущерб обществу и государству, не навязываются другим людям и не становятся основанием неправомерного поведения, не побуждают других к совершению неправомерных поступков и даже преступлений. Разговор об этом имеет определенное основание, т.к. в истории развития обществ и государств были периоды, когда инакомыслие становилось основанием для уголовного преследования и наказания.

Правонарушения наносят серьезный ущерб обществу, поскольку препятствуют осуществлению прав и обязанностей, справедливому распределению материальных и духовных благ.

Правонарушение обязательно связано с поведением, которое нарушает нормативное правило, установленное в законе, договоре, обычае, уставе и др. Любое государство стремится проводить политику и создавать условия для снижения уровня правонарушений в обществе, уменьшения их массовости. В то же время нет ни одного общества, где были бы исключены правонарушения. Если представить такое общество, то тогда не нужны были бы и нормативные правила, направленные на преодоление правонарушений.

Таким образом, правонарушение – это поведение вменяемого физического или юридического лица, нарушающего норму права.

Признаки правонарушения.Понятие правонарушения определяется как через характеристику его сущности, так и через перечень его признаков. Среди основных признаков правонарушения:

Ø это деяние (действие или бездействие);

Ø субъектность, т.е. поведение субъекта права, как физического, так и юридического лица (лица должны обладать правосубъектностью, например, иностранного гражданина в соответствии с российским законодательством нельзя привлечь к юридической ответственности за уклонение от военной службы, т.к. он не имеет соответствующей обязанности, т.е. не обладает правосубъектностью);

Ø социальная опасность деяния, поскольку в таком действии содержится угроза правам и законным интересам различных субъектов;

Ø противоправность, т.е. действие, противоречит нормам права, нарушает их, а также предполагает наступление определенных негативных последствий для лица, совершившего правонарушение;

Ø действие, наносящее вред, как отдельной личности, так и социальной группе, организации, государству в целом; другими словами, признается необходимость связи между деянием и причинением вреда;

Ø виновность, т.е. осознанное нанесение вреда, при котором субъект, наносящий вред, понимает или должен понимать противоправность собственного поведения;

Ø нормативная определенность правонарушения, т.е. правонарушением признается только то действие (бездействие), которое предусмотрено законодательством (например, понятие налоговых правонарушений установлено административным и уголовным законодательством).

Классификация правонарушений.Как правило, все правонарушения классифицируются в зависимости от их социальной опасности – на преступления и проступки.

Преступления – деяния, отличающиеся значительной степенью общественной опасности, обладающие признаками виновности, противозаконности, а также подпадающие под запрет уголовного закона. Действие (бездействие), хотя формально и может содержать признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, не является преступлением, если в силу малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинило вред и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, определение преступления является формально-материальным, поскольку содержит как формальный (уголовная противоправность), так и материальный (общественная опасность) признаки. Важным признаком является также виновность лица, в зависимости от формы которой все преступления делятся на умышленные и совершенные по неосторожности. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные уголовным законом, подразделяются, как правило, на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. По объекту посягательства в соответствии с российским законодательством различают преступления против:

Ø личности, в том числе против жизни и здоровья, свободы , чести и достоинства личности и др.;

Ø экономики;

Ø общественной безопасности и общественного порядка;

Ø государственной власти,

Ø военной службы;

Ø мира и безопасности человечества.

Все остальные правонарушения принято относить к проступкам – актам противоправного поведения, которые не обладают признаками преступления, т.е. не обладают значительной степенью общественной опасности.

Проступки классифицируются в зависимости от того, в какой сфере они совершаются. Это:

Ø административные проступки – это правонарушения, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы, законные интересы граждан, установленный порядок управления;

Ø дисциплинарные проступки – это нарушения рабочими, служащими и другими лицами правил внутреннего распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей;

Ø гражданско-правовой проступки – это правонарушения в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений.

Можно также говорить о разграничении правонарушений, посягающих, во-первых, на национальное законодательство, во-вторых, на нормы международного права. Некоторые исследователи отдельно выделяют процессуальные правонарушения, которые связаны с такими действиями (бездействием), как, например, нарушение судьей порядка ведения судебного разбирательства, нарушение работником органов внутренних дел процедуры составления протокола и др.

В современной юридической литературе также изучаются особенности конституционных правонарушений и соответственно конституционно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Юридический состав правонарушения.Любое правонарушение представляет собой всегда поведение физического или юридического лица, которое можно подвергать структурному анализу, т.е. выделять основные элементы. Первоначально такой анализ осуществлялся только в уголовном праве. Благодаря ему выявляли состав преступления. Позднее было выработано более общее понятие «состав правонарушения».

Под составом правонарушения понимается совокупность элементов, его образующих и предусмотренных нормой права. В состав правонарушения входят:

1) объект правонарушения – это социальные или личные ценности материального или духовного происхождения (имущество, честь и достоинство, жизнь и здоровье и др.), находящиеся под охраной государства, на которые направлено противоправное поведение лица;

2) субъект правонарушения – это дееспособное лицо, посягнувшее на социальные или личные ценности материального или духовного происхождения;

3) объективная сторона правонарушения – это внешняя сторона правонарушения, которая определяется такими характеристиками, как:

Ø деяние – это действие (бездействие) как акт волевого поведения лица;

Ø вред, причиненный данным деянием другому лицу;

Ø причинно-следственная связь между деянием и вредом как результатом данного деяния;

4) субъективная сторона правонарушения – это внутренняя сторона правонарушения, включающая в качестве основного элемента как вина субъекта. Виной называется психическое отношение лица к своему противоправному действию и его последствиям.

Понятие вины более подробно регулируется уголовным законодательством применительно к преступлению. Оно определяет вину как предусмотренную уголовным законом психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию или его последствиям. Таким образом, виновность определяется тем, имеется ли наличие умысла (психического отношения к деянию, при котором лицо осознавало общественную опасность своего действия) или неосторожности (в отличие от умысла, она связана с отрицательным отношением лица к преступным последствиям, наступление которых оно не желает и не допускает).

В соответствии с этим правонарушение разграничивается на совершенное умышленно или по неосторожности. Умысел может быть прямым (лицо осознавало опасность своих действий (бездействие), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления) и косвенным (лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело наступление общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия или относилось к ним безразлично).

Неосторожность в свою очередь делится на легкомыслие и небрежность, а правонарушения на совершенные по легкомыслию (когда лицо совершившее деяние сознавало признаки совершаемого им деяния или обязано было сознавать их, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий) и по небрежности (когда лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, хотя оно обязано было и имело возможности предвидеть такие последствия).

Юридическая ответственность – это государственная мера наказания, применяемая к лицу, виновному в совершении правонарушения и связано с наступлением определенных, неблагоприятных для него последствиями (лишение свободы, штрафные санкции, запрет заниматься определенным видом деятельности и др.).

Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:

а) основанием может быть доказанное государственными органами правонарушение конкретного лица;

б) обозначение меры юридической ответственности содержится в национальном законодательстве или в нормах международного права;

в) предполагает государственное принуждение. Такое принуждение носит характер санкции (от лат. sanction – строжайшее постановление), т.е. меры, применяемой к правонарушителю и влекущей для него определенные неблагоприятные последствия (уголовно-правовые – лишение свободы и др., административно-правовые – штраф, арест и др., дисциплинарно-правовые – замечание, предупреждение и др., имущественные – возмещение ущерба и др.), либо, например, в международном праве – меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права, свои международные обязательства (бойкот и др.);

г) связана с государственным и общественным осуждением;

д) применяется компетентным органом.

Юридическая ответственность реализуется в соответствии с определенными принципами:

Ø законность;

Ø ответственность за противоправное поведение, а не за мысли и чувства;

Ø ответственность только при наличии доказанной государственными органами виновности лица в совершении правонарушения;

Ø обоснованность;

Ø неотвратимость наступления юридической ответственности;

Ø презумпция невиновности;

Ø уважение прав человека и др.

Юридическую ответственность следует отличать от других форм ответственности. В частности, в международных отношениях принято выделять политическую ответственность как один из видов международной ответственности, которая выражается обычно в форме коллективных санкций, которые согласно Уставу ООН могут предприниматься только по решению Совета Безопасности ООН по поводу государств, действия которых угрожают миру или нарушают его (это полное или частичное приостановление экономических связей, разрыв дипломатических отношений, применение вооруженной силы и др.). О политической ответственности иногда говорят применительно к ответственности высших органов государственной власти или государственных должностных лиц.

Следует также обратить внимание на то, что в юридической литературе отдельными авторами используется также выделение наряду с негативной юридической ответственностью, т.е. ответственностью, связанной с наступлением негативных последствий, и позитивной ответственности – ответственной деятельности по реализации возложенных на орган власти или должностное лицо определенных полномочий. Такая ответственность, хотя и предполагает потенциально, т.е. при определенных обстоятельствах (неисполнении или ненадлежащего исполнения соответствующих полномочий), наступление негативных последствий, имеет позитивный характер.

Виды юридической ответственности.Для анализа видов юридической ответственности используют, как правило, разные основания для классификации:

а) в зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность – судебная и ответственность, возложенная органами управления (государственными, муниципальными, негосударственных организаций и др.);

б) в зависимости от отраслевых норм права, которые применяются при реализации юридической ответственности:

Ø конституционно-правовая, которая имеет особый правовой характер, подчас включая элементы и политической ответственности, наступает за конституционное правонарушение и выражается для высших должностных лиц и органов государственной власти в особых негативных последствиях (отмена или приостановление антиконституционного акта, роспуск выборного органа государственной власти или представительного органа муниципального образования, отрешение от должности (в порядке импичмента) и др.

Ø уголовно-правовая, которая характеризуется наиболее жесткими мерами государственного принуждения по отношению к правонарушителю (преступнику) и возлагается только судом в строгом соответствии с уголовным законодательством;

Ø административно-правовая, возлагаемая органами управления или судом за правонарушения, предусмотренные административным законодательством (нарушения правил дорожного движения, экологические и др.);

Ø гражданско-правовая, которая предусматривается за нарушение гражданского законодательства, т.е. имущественных и некоторых неимущественных прав, неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств и др.;

Ø дисциплинарная, возлагаемая должностным лицом за нарушения дисциплины (трудовой, служебной, воинской и др.);

Ø материальная, которая наступает за нанесение материального ущерба и применяется только к лицу, которое по своему статусу является материально-ответственным лицом.

Ø международно-правовая, предусматривающая обязанность одного субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный другому субъекту в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния,представляют собой совокупность объективных условий, при которых совершенное субъектом деяние, хотя по объективным признакам подходит под определение правонарушения, таковым не признается.

К таким обстоятельствам теория права относит:

Ø необходимую оборону – это правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему (законодательство, как правило, предусматривает такое право за каждым человеком);

Ø крайнюю необходимость – такое состояние, когда лицо для предотвращения опасности причиняет вред интересам другим, третьих лиц, при условии, что грозящая опасность в данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и причиненный вред менее значителен, чем предотвращаемый;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.