Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Механизм государства 4 глава





Не все договоры можно отнести к источникам права. Большинство договоров, особенно частноправовых, не обладают характером нормативности, являясь локальным актом индивидуального содержания. Например, служебный контракта определяет взаимоотношения конкретного служащего и нанимателя.

Особое значение имеет договор в регулировании конституционно-правовых (государственно-правовых) отношений:

Ø как способ регламентации отношений между органами государственной власти (как правило, между Федерацией и ее субъектами);

Ø межгосударственный договор как источник международного права и др.

6. Вопрос о признании правовой доктрины источником права является дискуссионным в теории права. Доктрина создается профессиональными юристами-теоретиками и иногда в литературе называется «право юристов» или «правовая наука». Под правовой доктриной понимают определенную совокупность принципов, правовых позиций и категорий, разрабатываемых как учеными, так и практическими работниками (например, судьями). Можно говорить о доктрине исторической школы права, нормативизма, естественного права, мусульманского права (источником является правовая доктрина, созданная и развивающаяся исламскими правоведами на основе Корана и Сунны) и др.



Изначально доктрина признавалась источником права в отдельных странах. В частности, выдержки из сочинений римских юристов были включены в Кодекс Юстиниана – один из наиболее известных правовых актов Древнего мира. В 18 веке господствовал взгляд, что общее мнение юристов было обязательным как источник права для принятия судебных решений.

Сторонники позитивизма не признают самостоятельной роли доктрины как источника права.

Наряду с правовыми доктринами для регулирования отдельных отношений могут использоваться также аналогия права и аналогия закона.

Правовые акты занимают особое место в регулировании правовых отношений. Различают:

а) правовые нормативные акты – это официальные документы, принятые уполномоченным органом государственной власти или органов местного самоуправления; они обладают такими свойствами, как общеобязательность, неоднократность и непрерывность действия (применения), распространяются на определенную территорию и круг лиц, имеют особую письменную форму (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной гражданской службе», Устав Московской области и др.);



б) правовые акты индивидуального характера – это правовой акты, содержащие властное предписание, имеющие индивидуально-направленный характер, действующие однократно и изданные компетентным органом в результате решения конкретного дела (приговор суда о лишении свободы гражданина Н.; решение инспектора ГИБДД-ГАИ о наложении штрафа; Указ Президента РФ о награждении гражданина Л. государственной наградой и др.). Правоприменительный акт – это персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в реальной жизненной ситуации.

Правовые нормативные акты можно классифицировать на различные группы по их юридической силе, а также в зависимости от субъекта правотворчества. В первом случае необходимо говорить о законах и подзаконных актах. В частности, в Российской Федерации и ее субъектах нормативные правовые акты издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (такие виды, как письма и телеграммы запрещены).



Во втором случае в основном разграничивают акты, принятые населением на референдумах, а также изданные органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами. В федеративных государствах акты, изданные органами государственной власти, также разграничиваются на федеральные и региональные.

Закон – это официальный правовой нормативный акт, принятый либо непосредственно народом в ходе всенародного голосования (на референдуме), либо законодательным (представительным) органом государственной власти путем сложной и строго регламентированной процедуры.

Основными признаками закона как правового акта являются:

Ø высшая юридическая сила в национальной системе права;

Ø выражает волю населения (народа) непосредственно или через законодательный (представительный) орган государственной власти;

Ø может иметь прямое и опосредованное действие;

Ø обладает, как правило, сложной структурой;

Ø регулирует, как правило, наиболее важные сферы общественных отношений;

Ø конкретизация его положений в основном предполагает принятие подзаконных актов, без которых, как правило, закон не может эффективно применяться.

Правотворчество иногда рождает законы, которые обладают признаками и правоприменительного, и нормативного актов, например, федеральные законы о содержании родственников конкретного погибшего депутата. Они носят индивидуальный характер, но приняты законодательным органом, на их основе семья погибшего получает в течение определенного времени пособие.

Законы можно классифицировать по различным основаниям:

1) по юридической силе:

а) Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти. характер отношений гражданина и государства; равную с конституциями юридическую силу имеют ратифицированные международные договоры и конвенции;

б) федеральные конституционные законы (в отдельных страна они могут иметь название органических законов, как, например, в Испании) – это законы, регулирующие важнейшие правоотношения и защищающие права и свободы граждан; принятие таких законов предусмотрено, как правило, в конституции и являются ее продолжением.

Различают два вида таких законов:

Ø законы, непосредственно направленные на дополнение или изменение действующей конституции; после принятия такие законы включаются в текст конституции и занимают в ней место в виде отдельной главы, статьи, нормы;

Ø законы, направленные на дальнейшее развитие конституционных норм и выполняющие задачи, намеченные конституцией; после принятия такие законы действуют самостоятельно;

в) законы, принимаемые парламентами в обычном порядке – это правовые акты, регулирующие наиболее важные сферы жизнедеятельности общества и государства; среди таких актов представляется необходимым выделять особо значимые законы (например, Гражданский кодекс РФ), которые являются базовыми для принятия других законов (в частности, закона «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц» и др.).

В федеративных государствах также выделяются законы федеральные (общегосударственные) и субъектов Федерации (штатов, земель и др.). Каждый акт меньшей юридической силы должен соответствовать акту большей юридической силы, в целом конституции, а все акты национального законодательства – общепризнанным нормам международного права и ратифицированным международным договорам и конвенциям;

2) по субъектам законотворчества – принятые населением в ходе референдума или законодательным органом государственной власти; в отдельных странах может быть предусмотрено принятие законов, например, главой государства (в Казахстане – Президентом) или правительством (делегированное законодательство – декреты, принятые в Италии).

3) по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и т. п.);

4) по сроку действия (постоянные законы и временные) и т. д.

Различают также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.

Понятие «подзаконные акты» используется в отношении официальных документов, принимаемых на основе закона и во его исполнение органом государственной власти или местного самоуправления. Большинство таких актов, как правило, принимается органами исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти. Они подчинены юридической силе закона и в этом смысле имеют как бы вторичный характер, развивают и конкретизируют основные положения законов. Тем не менее, подзаконные акты имеют очень важное значение для обеспечения механизма реализации закона.

Законодатель не может в законе подробно урегулировать все стороны общественной жизни, а в отдельных случаях в этом нет и необходимости, т.к. жизнь динамична. Подзаконные акты восполняют в этом плане закон, придавая ему большую устойчивость и соответствие реалиям. Так, например, Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» дополняют Указы Президента (а позднее постановления Правительства РФ) о присвоении отдельным муниципальным образованиям статуса наукограда, постановления правительства, регулирующую отдельные стороны жизни конкретных наукоградов России. Таким образом, обеспечивается не только механизм реализации Федерального закона, но и учитывается реальность.

Выделяются следующие основные виды подзаконных актов:

Ø Указы и распоряжения Президента РФ.

Ø Постановления и распоряжения Правительства РФ.

Ø Приказы, инструкции, положения (перечни, списки, правила, кадастры и т.д.) министерств, ведомств, федеральных служб и агентств, государственных комитетов, постановления высших должностных лиц и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации (в федеративном государстве), территориальных органов государственной власти.

Ø Муниципальные правовые акты.

Правовые нормативные акты действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц, т.е. обладают пространственно-временной и субъектной определенностью. Действие во времени связано с неоднократностью действия закона (подзаконного акта) и длится со времени его принятия (издания) до его прекращения (отмены). Прекращение действия акта связано обычно с принятием другого нормативного правового акта, регулирующего те же общественные отношения, и таким образом заменяющего предыдущий. Возможно, также приостановление или отмена действия правового нормативного акта.

Прекращение действия правового нормативного акта осуществляется, как правило, тем же органом, который его принял. За исключением тех случаев, когда акт отменяется вышестоящим государственным органом или решением суда о признании акта недействительным. Такое судебное решение принимается в том случае, если акт противоречит нормативному акту более высокой юридической силы. В России, Германии, Австрии, Испании и некоторых других странах активную роль в контроле за соответствием принимаемых актов конституции государства играют органы конституционного контроля.

Действие нормативных актов в пространстве связано, как правило, с государственной территориальностью, хотя возникают и моменты экстерриториального действия нормативного акта. Акты государства действуют на его территории, оформляя и поддерживая его суверенитет. Но и на экстерриториальных объектах: кораблях, плавающих за пределами территории государства, воздушных судах и т.д. действуют, как правило, нормативные акты того государства, под флагом которого они находятся. На территориях иностранных посольств и консульств действуют также законы государства, которое они представляют. Но речь должна идти не только о территориальном пространстве, но и правовом в котором право структурировано по отраслям, привязанным к определенным сферам и видам деятельности. Нормы обладают разной юридической силой, могут противоречить друг другу, что создает различные проблемы

Действие нормативных актов по кругу лиц обусловлено связью территории населения и власти, самоорганизацией людей в основных жизненных сферах, специализацией деятельности людей, их управомочиванием и обязыванием, разграничением полномочий. Все лица, за исключением тех, которые поддаются защите принципа экстерриториальности (в частности иностранные послы, работники иностранных посольств), обязаны выполнять законы и другие правовые нормативные акты и нести юридическую ответственность в соответствии с ними.

Это обязательно не только для граждан данного государства, но в основном распространяется и на иностранных граждан, хотя последние находятся и под защитой законов своего государства, и на лиц без гражданства (апатридов), лиц с двойным (тройным) гражданством, находящихся на территории государства, принявшего данный закон. Законы и подзаконные акты регулируют деятельность разных лиц и групп лиц в коммунально-бытовой и потребительской сфере (жители, родители, дети, пенсионеры, экологические объединения, территориальные органы общественного самоуправления, муниципальные органы), в духовно-культурной сфере (учащиеся, учителя, студенты, преподаватели, верующие, священнослужители, деятели культуры и искусства, работники СМИ, их объединения), экономике и предпринимательстве (предприниматели, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, объединения предпринимателей и т.д.).

Общий вывод.Таким образом, следует разграничивать понятия формы и источников права; многообразие источников права создает определенные трудности в правоприменительной практике, для преодоления которых необходимо не только знание и умение ориентироваться в особенностях каждого из источников права, но и определять их юридическую силу, иерархию, значение каждого для осуществления конкретной профессиональной деятельности.


 

Тема 6. Правовые отношения

Цель изучения данной темы состоит в формировании представлений об особенностях правовых отношений, их отличии от других отношений, складывающихся в обществе, основных субъектах и объектах правоотношений и юридических фактах как основаниях их формирования, а также приобретении навыков и умений установления правоспособности и дееспособности физических и юридических лиц, правовые отношения с которыми составляют содержание конкретной профессиональной деятельности.

В обществе возникает различное множество отношений экономических, политических, трудовых, семейно-брачных и др. Одним из видов общественных отношений являются правоотношения. Правоотношение, по определению известного юриста В.А. Мицкевича – отношения между людьми и их организациями, урегулированные нормами права и состоящие из взаимной связи субъективных права и юридических обязанностей участников правоотношения.

Если норма права представляет собой возможную или обязательную модель регулирования правоотношения (статичная характеристика), то правоотношение – динамичное образование, в котором субъекты могут реализовать на практике свою волю путем соединения реализации прав и исполнения обязанностей. Понятие «правоотношение» дает возможность уяснить, каким образом право воздейству­ет на поведение людей. Оно на основе юри­дических норм устанавливает волевые персонифицированные связи субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

Правовые отношения характеризуются следующими признаками:

а) это волевые отношения: субъективным (психологическим или социально-психологическим) их источником­ являются индивидуальные или коллективные воли его участников (с одной стороны или взаимная);

б) требования норм права, относящиеся к неопределенному (в любом случае широкому) кругу лиц индивидуализируются в них через волю субъектов применительно к реальным ситуациям;

в) они осуществляют связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

г) они возникают по поводу какого-либо конкретного материального блага, духовной ценности, разграничения полномочий, использования механизма сдержек и противовесов в отношениях органов государственной власти;

д) они проецируют нормативную правовую связь на реальный объект и позволяют осуществлять связь субъективных прав и юридических обязанностей;

е) они охраняются и обеспечиваются государст­вом (в частности, возможностью государственного принужде­ния, социальной защиты, социального обеспечения).

Правоотношения имеют сложную по составу элементов структуру:

Ø субъекты – физические лица, юридические лица, общественные объединения, государственные органы, государства;

Ø объекты – блага (товары, работы, услуги), духовные ценности (сотрудничество религиозного объединения и молодежной организации по воспитанию патриотизма и др.), характеристики какого-либо объекта (например, качество услуги);

Ø субъективные права сторон правоотношения;

Ø юридические обязанности сторон.

Классификация правовых отношений может проводиться по раз­личным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (от­раслевой признак) – административные, уголовные, гражданские, трудовые и т. п.;

2) по характеру влияния на субъектов – материальные (финан­совые, трудовые и т.д.), определяющие субъективные права и обязанности, возлагающие полномочия, и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные), устанавливающие последовательность процедур, меру и форму юридической ответственности;

3) по характеристике взаимности правовой связи – однонаправленные (один субъект обладает правами, другой – обязанностями) и перекрестные (субъекты взаимно обладают и правами, и обязанностями);

4) по функциональной роли – регуля­тивные (направлены на регулирование действий участников отношения) и охра­нительные (связаны с охраной прав и законных интересов субъектов, запретом на определенные действия (бездействие), поддерживаемые государственным принуждением и реа­лизацией юридической ответственности);

5) в зависимости от состава участников – простые, устанавливающие между двумя субъектами (правоотношения аренды помещения), и сложные, возникающие между несколькими субъ­ектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);

6) в зависимости от продолжительности действия – крат­ковременные (правоотношения розничной купли-продажи) и долговременные (пра­воотношения гражданства, семейные);

7) в зависимости от связи с объектом правоотношения – прямые (прямой договор аренды) и опосредованные (субаренда, уступка требования, лизинг – финансовая аренда, продажа долгов) и др.

Понятие и виды субъектов правоотношений.В правоотношениях всегда конкретно определяются его субъекты, под которыми понимаются граждане, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, кооперативные и другие организации. Чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.

В теории права в основном используется классификация субъектов с учетом их правоспособности и дееспособности в сфере частноправовых отношений. С учетом данного подхода субъекта частноправовых отношений можно определить как носителя субъективных прав и юридических обязанностей в лице физических и юридических лиц. Соответственно субъекты таких правоотношений разграничиваются как:

а) индивидуальные носители субъективных прав и юридических обязанностей:

Ø граждане данного государства;

Ø иностранные граждане;

Ø лица с двойным гражданством;

Ø лица без гражданства;

Ø должностные лица, которые выступают от имени юридического лица;

б) коллективные носители субъективных прав и юридических обязанностей:

Ø государство в целом;

Ø органы государственной власти и местного самоуправления;

Ø учреждения, предприятия и организации;

Ø общественные объединения;

Ø хозяйствующие субъекты;

Ø иностранные государства;

Ø международные организации.

Как правило, говоря о коллективных носителях субъективных прав и юридических обязанностей, используют понятие «юридическое лицо», ибо законодательством (гражданским) предусмотрена возможность их легальной деятельности в качестве таковых. Под юридическими лицами понимают субъектов гражданского права (организации, предприятия, учреждения), которые обладают такими признаками, как: обособленное имущество, организационная самостоятельность, возможность отвечать по своим обязательствам, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Кроме использованных классификаций, для характеристики субъектов правоотношений могут использоваться и иные подходы. В частности, важное значение может иметь выделение лиц с частично ограниченной дееспособностью. К таковым относят иностранных граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан, иностранные организации, иностранные государства, международные организации.

Однако если говорить о субъектах публично-правовых отношений, классификация таких субъектов приобретает иные очертания. В частности, в сфере:

Ø конституционного права – это человек (гражданин), народ, государство в целом, а также отдельные субъекты Федерации (в федеративном государстве), местное сообщество (муниципальное образование);

Ø административного права – это индивидуальные и коллективные носители субъективных прав и юридических обязанностей, в качестве которых особое место занимают такие, как: иностранные граждане и лица без гражданства, государственные служащие и выборные должностные лица, государственные и негосударственные организации и др. Названные субъекты обладают специальным административно-правовым статусом.

Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность.Под правоспособностью лица принято понимать способность субъекта иметь права и обязанности. Правоспособность гражданина (иностранного гражданина, апатрида, бипатрида, физического лица и др.), как правило, определяется его правовым статусом. Правоспособность юридического лица (организации, учреждения, предприятия и др.) определяется в основном уставом такого лица (положением, другими учредительными документами).

Под дееспособностью лица (гражданина, организации и др.) понимается его способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность в соответствии законодательством. Взятые в совокупности правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность лица и таким образом характеризуют его как участника правовых отношений.

Данные два понятия – праввоспособность и дееспособность различаются для гражданина (физического лица). Как правило, правоспособность наступает с момента рождения и прекращается моментом смерти гражданина. Наступление дееспособности определяется тем, о каких правоотношениях в каждом конкретном случае идет речь. Так, например, дееспособность в сфере гражданских правоотношений (в соответствии с российским законодательством) в общем порядке в полном объеме наступает с 18 лет, когда каждый приобретает право совершать любые гражданско-правовые сделки, если они предусмотрены законодательством, и нести соответствующую ответственность за их последствия. Но частично такая дееспособность (право совершать ограниченный круг сделок) может наступить и в более раннем возрасте. В то же время, административное право предусматривает наступление ответственности в полном объеме с 16 лет, уголовное право – в общем порядке с 16 лет, но по наиболее тяжким преступлениям – с 14 лет.

Кроме возрастного критерия наступление дееспособности определяется также психическим характеристиками человека. Как устанавливает Гражданский кодекс РФ, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Может быть также ограничен судом в дееспособности гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. В отношении последней категории лиц законодательство вводит ограничение только применительно к их праву совершения сделок, самостоятельного распоряжения собственными доходами, в то же время сохраняя за ними в полном объеме имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный ими вред.

Определенные ограничения правосубъектности могут быть предусмотрены также, например, конституционным правом. Право избирать и быть избранным в общем порядке наступает с 18 лет. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но такое ограничение может быть связано с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом специфики административно-правовых отношений трактуются понятия правоспособности и дееспособности в административном праве. Наряду с возрастом важное значение приобретают такие характеристики, как должностное положение субъекта права, административно-правовой режим, в условиях которого осуществляют деятельность субъекты (таковыми могут быть военное или чрезвычайное положение и др.).

Применительно же к юридическому лицу понятия правоспособности и дееспособности совпадают. Она обычно наступает с момента государственной регистрации такого лица и прекращается после его ликвидации.

Субъективные права и юридические обязанности.Для анализа правовых отношений особое значение имеют понятия «субъективные права» и «юридические обязанности». Ибо только рассмотрение данных понятий в единстве позволяет в полном объеме раскрыть сущность правоотношений.

Субъективное право – это юридическая возможность, которая принадлежит управомоченному лицу и позволяет ему удовлетворить свой интерес. Такая мера возможного поведения лица обеспечена законом и, как правило, предполагает наступление юридических обязанностей у другой стороны.

Таким образом, юридическая обязанность выступает как необходимость определенного поведения такой (обязанной) стороны, направленного на удовлетворение интересов управомоченного лица.

Данные определения позволяют не только убедиться в тесной взаимосвязанности субъективного права и юридической обязанности, но и выявить отличительные характеристики:

Ø если субъективное право – это всегда мера возможного, установленная нормативных правовым актом, то юридическая обязанность – это мера необходимого поведения лица;

Ø если субъективное право реализуется в собственных интересах лица, то юридическая обязанность – в интересах другой управомоченной стороны;

Ø если субъективное право обеспечивается обязанностями другой стороны, юридическая обязанность – собственными полномочиями этой стороны, в отдельных случаях его имуществом, а также мерами государственного принуждения.

Можно говорить и о других отличиях, однако следует подчеркнуть, что наряду с различиями, можно выявить и определенное сходство: и субъективное право, и юридическая обязанность устанавливаются национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права. Хотя и в этом случае, следует помнить о том, что не все субъективные права могут быть урегулированы нормами права. Если в государстве, например, действует принцип «все, что не запрещено, разрешено», юридические обязанности могут возникнуть в том случае, если управомоченное лицо будет заинтересовано в реализации таких (обычно естественных, естественно-антропологических) прав.

Объекты правоотношений.Под объектами права понимают те блага (вещи, ценности, права, интересы, социальные потребности и др.), для достижения которых лица вступают в правовые отношения. Учитывая разнообразие таких благ (и соответственно многообразие видов правоотношений), в теории права принято использовать метод классификации для их изучения.

Среди наиболее распространенных следует назвать разграничение всех благ на:

Ø материальные (земля, недвижимость, и др.) и духовные (знания, достоинство, авторские права и др.);

Ø вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность); нематериальные блага (такая более подробная классификация используется в гражданском законодательстве РФ);

Ø личные и общественные;

Ø политические, социальные, экономические, культурные (если рассматривать под такими благами интересы и потребности) и т.д.

Таким образом, объект выступает в качестве средства удовлетворения определенных интересов и в силу этого испытает на себе воздействие, с одной стороны, субъективных прав, с другой – юридических обязанностей.

Юридические факты как предпосылки правоотношений.Под юридическими фактами понимают различные жизненные обстоятельства, которые способны приводить к возникновению, изменению или прекращению правовых отношений.

В теории права принято классифицировать юридические факты по таким основаниям, как:

а) характер юридических последствий, в соответствии с которым выделяют правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты;

б) форма проявления, позволяющая говорить о положительных и отрицательных юридических фактах;

в) воля субъекта, в зависимости от которой выделяют:

Ø события – это юридические факты, наступление которых не зависит от воли людей;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.