Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Механизм государства 3 глава





В зависимости от функций, направленных на те или иные жизненные сферы, территориальный ареал исполнения полномочий, органы государственной власти также разделяются на центральные, территориальные (региональные или местные) органы, представляющие центр на местах, органы общей и отраслевой (специальной) компетенции.

Компетенция (от лат. сompetere – добиваться, подходить, соответствовать) включает предметы ведения и полномочия какого либо органа (должностного лица), которые обычно закреплены в правовых актах, для осуществления которых он обладает определенными правами и необходимыми ресурсами (правовыми, материальными. Финансовыми и др.) и за реализацию которых он несет юридическую ответственность.

Компетенция бывает общая и отраслевая (специальная), исключительная и альтернативная, а также конкурентная. Общая компетенция характерна, например, для правительства, а отраслевая – для министерства или государственной службы. Вопросы исключительной компетенции (исключительный предмет ведения) правомочен решать только тот субъект государственного управления, за которым он закреплен. Альтернативная компетенция предполагает возможность решения данных вопросов не одним, а несколькими субъектами, что должно быть оговорено в нормативных актах (положениях, инструкциях). Конкурентная компетенция предполагает возможность решения вопросов и несения ответственности за них двумя или несколькими субъектами: если субъект, занимающий более низкое место в административной иерархии, не способен реализовать данное полномочие, оно реализуется вышестоящим субъектом.



Наряду с понятием компетенции для характеристики функций отдельных органов и должностных лиц также используется понятие административной юрисдикция, которое обозначает круг дел, подлежащих ведению административных органов, а также деятельность таких органов и их должностных лиц по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Соответственно можно говорить о судебной юрисдикции – для определения правомочий соответствующих государственных органов судебной власти разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Следовательно, юрисдикция определяется в зависимости от субъекта деятельности, участвующего в деле лица (подсудность военнослужащих военным судам и др.); по виду и характеру разрешаемых дел (преступления и проступки; имущественные споры и споры об основаниях расторжения служебного контракта и т.д.). Кроме того, принято говорить о территориальной юрисдикции – территориальной принадлежности рассматриваемых дел (по месту совершения преступления – для уголовных, по месту жительства ответчика – для гражданских) и др. Таким образом, юрисдикция государства – это совокупность прав административных и судебных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией.



В международном праве понятие юрисдикции означает подсудность определенных категорий дел международным органам, что приводит к определенным ограничениям суверенитета государства. Для такого ограничения требуется явно выраженное согласие соответствующего государства. Так, по ст. 36 Статута Международного Суда ООН государства могут (но не обязаны) заявить об обязательности для себя юрисдикции Международного Суда. Подавляющее большинство государств до сих пор не признало его юрисдикцию обязательной.

Различают также территориальную юрисдикцию, которая означает, что в пределах своей территории государство обладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное, и личную (национальную) юрисдикцию – юрисдикцию, осуществляемую государством в отношении своих граждан, находящихся не только на его территории, но и за ее пределами, в частности, в открытом море, в Антарктике, в космическом пространстве (на граждан, находящихся на иностранной территории, она осуществляется с учетом законодательства данной страны).



Общий вывод. Механизм государства – это комплексное понятие, раскрывающее не только систему государственных органов и органов местного самоуправления, но и их взаимосвязи и взаимодействие, порядок реализации принципа разделения властей и системы «сдержек и противовесов», разграничения компетенций – предметов ведения и полномочий.

 


 

Тема 4. Понятие права

Цель изучения данной темы состоит в выявлении сущности права как одной из нормативных систем, его объективного и субъективного смыслов, анализе нормы права, а также приобретении навыков и умений их классификации.

Многообразие подходов к изучению сущности и понятия, свойственное для такого феномена как государство, в той же степени может быть обращено и к правопониманию. Любое определение права будет неполным и относительным, т.к. право в силу своей многогранности имеет бога­тое содержание и понятийное выражение. В науке сформировались школы, правопонимание которых довольно серьезно различается (естественное право, юридический позитивизм, социологическая юриспруденция, юридическая антропология). В общесоциологическом и философском плане говорят о моральном праве, праве человека, праве народа. В этом смысле оно понимается как справедливость, «справедливая мера свободы» (В.С. Нерсесянц).

Право как нормативная система – это один основных подходов в теории права. По мнению В.В. Лазарева: «Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом». В прикладном юридиче­ском смысле право выступает как регулятивный инструмент, средство нормирования, ограничения и дозволения. В таком представлении право часто отождествляют с нормативными правовыми актами (законом, подзаконным актом), и в некоторой степени с договором. «Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения» (С.С. Алексеев).

К существенным признакам права как нормативной системы относятся:

Ø государственно-волевой характер,

Ø нормативность,

Ø властно-регулятивная природа.

Право призвано упорядочивать, регулировать, норматизировать общественные отношения. Оно выступает как противоположность произволу, злу, беспорядку, хаотичным неурегулированным отношениям. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: с одной стороны, любое право есть прежде всего регулятор (фор­мальная сторона); с другой – данный регулятор обслуживает чьи-то интересы (содер­жательная сторона).

Объективное и субъективное право. В узком инструментальном понимании право разделяют еще на право в объективном смысле (объективное право) и право в субъективном смысле (субъективное право).

Чтобы понять, что такое субъективное право, отметим, что каждый человек имеет свои внутренние (субъективные) представления о правилах поведения. Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Если же все люди начнут действовать только по своим внутренним правилам, не вырабатывая общих подходов, то невозможно было бы построить какое-либо коллективную деятельность (производство, дорожное движение, учебный процесс). Возникает необходимость в правилах общих для всех, чтобы избежать беспорядка и произвола. Такие, общие для всех правила и являются объективным правом.

Довольно часто право в объективном смысле отождествляют с законом, что дает наглядное представление о праве, но не является точным. Более полно представляется объективное право, если к нему относят также законодательст­во, юридические обычаи, юридические прецеденты и норма­тивные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

В целом, право – это система общеобяза­тельных, формально определенных юридических норм, выра­жающих интере­сы общества, социальных групп и т.п. На их основе возникают и устанавливаются правоотношения между разными субъектами. Государство поддерживает регулирование этих общест­венных отношений.

Признаки объективного права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) формальная определенность;

5) системность;

6) связь с государством.

Публичное и частное право.Частное право закрепляет возможности свободного волеизъявления физических и юридических лиц, их частную инициативу, право поступать по своей воле, но с учетом прав других частных лиц.

Публичное право образует нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления, государств в международных отношениях, органов местного самоуправления и муниципальных образований, а также субъектов политической системы, их отношений по поводу борьбы за власть, участия в политике, оказания влияния на власть, публичных договоров.

В качестве оснований разделения норм права на частное право и публичное право, как правило, используются:

Ø интерес: в зависимости от того, идет речь об интересах частных или публичных;

Ø предмет правового регулирования: частное право регулирует как правило имущественные отношения; а публичное – неимущественные;

Ø метод правового регулирования: в частном праве в основном метод координации (диспозитивные нормы), в публичном – субординации (в основном императивные нормы);

Ø субъектный состав: отношения частных лиц – в частном праве и отношения частных лиц с государственными органами или между государственными органами;

Ø отношение к имуществу и имущественный статус субъектов: частные лица могут выступать как собственники и распоряжаться имуществом (для чего разработано понятие и развит институт юридического лица), для публично-правовых отношений институт юридического лица еще не разработан.

Право и закон. Выявление соотношения понятий права и закона – это один из важнейших вопросов понимания права. В решении данного вопроса выделяются и соотносятся друг с другом ценностные и позитивистские концепции.

Ценностные концепции представлены наиболее полно в естественно-правовой теории, которая трактует право как ценность общества, выраженную прежде всего в идее о праве как справедливости. И.Кант характеризовал право как «самое святое, что есть у Бога на земле». Другая ценностная концепция представлена психологической теорией, исходящей из представления, что право формируется как специфическое психологическое состояние индивида и социальных групп. Таким образом, выделяется активная роль сознания в развитии и функционировании права.

Позитивистские концепции сводятся к изучению доступных для наблюдения внешних признаков права, объективированных в нормах и правовых текстах, объективном проявлении воли, например, должностного лица, органа государственной власти в приказе, указе, законе, судебном решении. Так право отождествляют с его внешней стороной – нормой, законом, или объявляют норму закона полноценным проявлением права. Остальные проявления, помимо закона относят к нормам морали, религиозным предписаниям, философским принципам и т.д.

Таким образом, позитивисты отождествляют закон и право, трактуют закон как закрепление воли уполномоченного государственного органа, как систему правопорядка (право как система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках). При этом недооценивается этом право как ценность, связанная с субъективными проявлениями, индивидуальным и коллективным сознанием и волеизъявлением.

Норма права в структуре системы права – элементарная частица права, «первокирпичик», относящийся к праву как часть к целому. Для реализации права первостепенное значение имеет понятие о праве как системе норм. Она обладает собственным содержанием и фор­мой и в системообразующих процессах с другими нормами со­ставляет содержание права в целом.В отличие от других волевых явлений (команд, распоряжений по конкретным вопросам, приказов) норма представляет собой образец действия, на использование которого ориентируется много субъектов в определенный протяженный период времени.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву в целому ей можно дать определение, идентичное по своему значе­нию определению права в целом. Никакое государственно-организованное общество не мо­жет обойтись без норм права.

Норма права – это рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное и охраняемое государством от нарушения с помощью мер государственного принуждения (О.Э. Лейст). Это правило должного, обращенное в будущее, обладающее таким образом свойством программирования конкретного вида деятельности и конкретных отношений. Это особенно наглядно видно в отраслевом срезе права: нормы земельного права, изложенные в новом Земельном кодексе будут существенно влиять развитие земельных правоотношений. Норма права представляет собой модель правоотношения, в которое могут вступить субъекты. Последние, вступая в правоотношение, моделируют его в соответствии с нормой. Чтобы осуществлять такие функции норма права должна обладать специфическими чертами.

Специфические черты нормы права:

1. Норма права носит общий характер,отвлеченный от индивидуальных признаков, и потому может рассматриваться как модель поведения в определенной ситуации (обстоятельствах) для многих людей. Это достигается тем, что норма права действует не однократно, не одномоментно (после реализации нормы конкретным лицом она продолжает действовать), а также касается широкого, часто неопределенного круга граждан или юридических лиц, обладающих каким-либо одинаковым для них статусом или занимающихся одним видом деятельности. Собственно без этого нельзя говорить о нормативности права, о нем как образце, требующем не отклоняться от нормального, удерживаться от отклонений (девиаций, преступлений). Поэтому правовая норма имеет абстрактный характер, хотя регулирует конкретные правовые отношения.

2. Норма права содержит в себе волевое предписание, предполагающее, что субъекты будут ему следовать, использовать, соблюдать и исполнять. Причем, такое предписание обеспечивается потенциальной и реальной принудительной силой, авторитетом власти и авторитетом закона.

3. Норма права обладает свойствами, обеспечивающими позитивную нормативность, т.е. она общеобязательна для всех членов общности (граждан государства, жителей области, муниципального образования и др.), субъектов, включенных в определенные правоотношения (гражданские, трудовые, административные и др.). Это достигается закреплением прав и обязанностей, юридической ответственности, гарантий реализации права.

4. Норма права характеризуется формальной определенностью, т.е. выражается специфическим языком, имеет строгую логическую структуру, отвечающую цели правового регулирования, характеру субъектов и объекта правоотношений. Такая формальная определенность прежде всего отличает ее от других социальных норм.

Классификация норм права помогает их упорядочению и оказывает влияние на правотворчество и правоприменение. Кроме того, классификация – это один из оптимальных методов изучения норм права, учитывая их многообразие. Классификация норм прав проводится по ряду оснований:

а) по предмету правового регулирования выделяют нормы конституционно-правовые нормы, административно-правовые, гражданско-правовые и др.

б) по юридической силе – в зависимости о того, какое место занимает правотворческий орган, издавший данную норму, или в зависимости от порядка принятия такого закона (квалифицированным большинство, относительным большинством, в особом порядке, как например, принимаются федеральные конституционные законы в России) говорят о таких норма, как федеральные конституционные законы, текущие законы, подзаконные

в) по характеру содержащихся в нормах права предписаниях говорят о запрещающих, разрешающих, обязывающих и управомочивающих;

г) по форме выраженных предписаний – императивные и диспозитивные; в императивных нормах устанавливается единственное предписание, не допускающее вариантов выбора, а диспозитивная – наряду с предписанием законодателя содержит варианты возможного поведения и предоставляет субъекту право выбора и относительную самостоятельность при таком выборе;

д) в зависимости от того, регулируют ли они права и обязанности или процедуры, процесс реализации нормы права, говорят в первом случае о материальных нормах права, а во втором – о процессуальных;

е) по широте круга субъектов, на которых распространяется действие данной нормы права – общие, специальные и исключительные;

ж) по действию нормы права по времени – постоянные, временные и чрезвычайные; последние, как правило, действуют в условиях введения чрезвычайного, военного или иного конституционно-правового и административно-правового режима;

з) по действию нормы права в пространстве – общегосударственные и локальные; в условиях федеративного государства можно говорить о федеральных, региональных и муниципальных нормах права.

Можно говорить и о других основаниях классификации норм права, а также о других подходах к классификации норм права (в частности, некоторые авторы различают нормы исходные (относя к ним те нормы, которые разграничиваются на нормы-дефиниции и нормы-декларации) и нормы права, которые определяют правила. Следует также отдельно говорить о нормах национального законодательства и нормах международного права (международном праве).

Международное право – совокупность договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права в таких источниках, как международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций, решения международных судебных и арбитражных органов, международно-правовая доктрина и др. В соответствии со сферой международно-правового регулирования различают отрасли международного дипломатического, морского, воздушного, гуманитарного права и др. Как правило, для включения норм международного права в национальное законодательство используется несколько способов:

Ø прямое действие общепризнанных норм международного права на территории государства и их приоритет над национальным законодательством (данная практика получила свое развитие по инициативе ряда государств с 1920 г.);

Ø опосредованное включение норм международного права в национальную правовую систему опосредованно (путем принятия соответствующих законов и др.).

Общий вывод. Таким образом, право – это одно из наиболее фундаментальных понятий юриспруденции, трактовка сущности которого во многом определяется научным подходом исследователя. Выявление его объективного и субъективного содержания, специфических черт нормы права и их классификация имеют важное значение в правотворческой и правоприменительной деятельности.


 

Тема 5. Источники права

Цель изучения данной темы состоит в знакомстве с основными источниками права, что позволяет сформировать определенные навыки и умения, необходимые для работы с законодательством, выявления иерархии нормативных правовых актов, соблюдения законности в профессиональной деятельности.

В повседневной жизни, работе люди периодически обращаются к общим правилам, чтобы сверить с ними свое поведение, не могут обойтись без таких образцов, называемых формами права.

Форма права – это образец поведения людей, выражающий вовне коллективную волю с помощью доступных для восприятия человека объективных носителей информации. У каждого в сознании есть свои внутренние (субъективные) представления о правилах поведения, которые помогают ему ориентироваться в общении с другими людьми. Но, если бы каждый человек начал действовать только по своим внутренним правилам, то люди часто переставали бы учитывать права других людей, что привело бы к беспорядку. Необходимы образцы, оформляющие индивидуальную и коллективную волю вовне. Трудно и страшно представить, что, например, каждый водитель на дороге регулирует движение по собственному смотрению и нет знакомых всем Правил дорожного движения, оформленных в доступных для всех письменных текстах.

Не случайно, еще древние римляне и греки развешивали тексты вновь принятых законов на специальных табличках, чтобы все их видели. Некоторые правовые тексты выбивали на камне. В Средние века в городах и селах королевские глашатаи извещали о принятом высочайшем указе. Издревле люди и их правители стремились представить закон как внешне выраженный, известный многим, хотя из этого правила были и некоторые исключения. К настоящему времени утвердился принцип, что образцы (правила) поведения должны публиковаться в доступной для всех граждан форме (обычно в официальном печатном органе).

Но правовые акты, выраженные в письменных текстах, далеко не первые и не единственные источники, которые определяли правила поведения. Подчас не меньшее значение могли иметь устоявшиеся правовые традиции или заключенный между двумя сторонами договор. В силу этого принято наряду с формой права выделять источники права. Среди источников права есть формализованные и неформализованные. Формализованные являются обычно писаными (закон, договор). Неформализованные могут существовать в неоформленном виде (правовая традиция, правовая доктрина и др.). Не всегда между ними можно провести четкое разделение. Например, договор может быть не только письменным, но и устным; правовая доктрина может быть конкретизирована в конституционном акте или изложена в виде монографии, научной концепции.

Основные источники права:

1. Нормативный правовой акт – документ, принятый полно­мочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. пред­писания общего характера, рассчитанные на широкий круг лиц, постоянного действия, предполагаемые для многократного применения: Кон­ституция, законы, подзаконные акты («правила», «положения», «инструкции», «перечни» и т.п.).

2. Правовой обычай – исторически сложившееся правило по­ведения (многократно повторяемый порядок действий), отложившееся в представлениях людей и вошедшее в при­вычку, приводящее к правовым последствиям (например, для коренных народов Севера Сибири, Дальнего Востока закон предусматривает возможность применения обычая как источника права; согласно ст. 5 ГК РФ от­дельные имущественные отношения могут регулироваться обы­чаями делового оборота; в ст. 427 ГК РФ санкцио­нирован обычай, в виде возможности признать примерные условия ти­пового договора; в странах Африки распространены обычаи как основные источники права). Правовые обычаи утверждаются как часто повторяющиеся и одобренные обществом массовые образцы действий, которые авторитетная власть рекомендует выполнять, применяя к нарушителям формальные и неформальные санкции.

Обычаи считаются первым по времени возникновения источником права. Они присущи широким массам людей. Часть таких обычаев сформировалась на основе канонического (религиозного) права. Они основаны на привычке, но не на индивидуальной, а на коллективных привычках (например, обычаи гостеприимства, уважения к старшим, защиты детей и др.). Обычаи складываются на основе существовавших в обществе обыкновений, которые постепенно утвердились как постоянные. Такие общественные обычаи применялись к регулированию общественных отношений, имевших важное значение для жизнедеятельности общества. Авторитет государственной власти придавал постепенно таким обычаям качества источника права.

Правовые обычаи могут найти также отражение в содержании правовой нормы, отразиться в правовых актах. Так, например, многие нормы семейного права длительное время существовали как правовые обычаи. Кроме того, иногда законодательство предлагает руководствоваться ими при решении того или иного вопроса. В частности, в гражданском законодательстве предусмотрено в отдельных случаях использование обычаев делового оборота. Ст. 5 ГК РФ определяет обычай делового оборота как «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

На правовые обычаи также обращает внимание законодательство, регулируя общественные отношения, связанные с историческими традициями, в частности, жизнью коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

3. Юридический прецедент – судебное или административ­ное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила официальной формы права в качестве образца для руководства при разрешении сходных дел по аналогии (распространен преимущественно в странах общего права – Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.);

Одним из источников права являются юридические (судебные и административные) прецеденты (от лат. praecede№tis – предшествующий). Как источник права они признаются в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Австралия, Новая Зеландия, Канада и др.). В общезначимом смысле прецедент – это поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец поведения при аналогичных обстоятельствах.

Прецедентное право Великобритании сложилось исторически и берет начало в тот период, когда Вильгельм Завоеватель (Х1 век) пытался организовать государственное управление на территории, где социальное регулирование осуществлялось на основе местных обычаев. Указы Короля не могли преодолеть действия локальных обычаев и стать общепринятым регулятором. В таких условиях был создан Королевский суд и Король как глава такого суда, разъезжая по территории всего формирующегося государства, вершит суд. Решения такого суда становятся соответствующими образцами для принятия других решений.

Постепенно такое судебное право переходит из казусного (случайного) состояния, когда по каждому отдельному случаю приходилось принимать новое решение, в порядок принятия судебных решений по аналогии с ранее принятыми судебными решениями. Таким образом, появились образцы, в соответствии с которыми не только принимались судебные решения, но и формировалось общее правовое пространство. Авторитет королевского суда придавал таким решениям высшую юридическую силу. Постепенно начали составляться сборники прецедентов.

В теории права различают:

Ø судебный прецедент – это решение судебного органа по конкретному делу, являющемуся обязательным для суда того же уровня или нижестоящего при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы;

Ø административный прецедент – это решение органа исполнительной власти, используемое впоследствии для решения конкретных административных дел с использованием аналогии.

4. Правовые принципы (основные начала) – это выражаемые длительное время в авторитетных заявлениях, юридической практике мнения о важнейших базовых условиях жизни, признаваемых, таким образом, как социальные ценности.

Эти исходные начала (основные поло­жения, идеи) выражают сущность и важнейшие принципы права и правового регулирования и представляют собой наиболее общие правила поведе­ния, на основании которых строятся законы, договора, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выво­дятся из его смысла. Они включают в себя абстрактное выражение определенного долженствования. Таковыми являются принципы демократизма, гуманизма, законности, справедливости, достоинства человека, гласности, состязательности в судебном процессе, приоритета народной воли и др.

Принципы вместе с базовыми ценностями общества и конституционными нормами, их закрепляющими, входят, например, в понятие «основы конституционного строя России». Принципы лежат в основе многих законов и выражают сущностные начала самого закона, закрепляются в законах. Так, например, в Гражданском кодексе РФ закреплены следующие принципы (основные начала):

Ø равенство участников гражданского оборота;

Ø неприкосновенность собственности;

Ø свобода договора;

Ø недопустимость произвольного вмешательства в частные дела.

В Уголовный кодекс РФ включены принципы законности, равенства перед законом, принцип вины, справедливости, гуманизма.

5. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение прав или обязанностей субъектов. Это результат соглаше­ния равноправных субъектов по поводу деятельности, представ­ляющей их общий интерес. Выделяют договоры частноправового характера, которые регулируют преимущественно имущественные отношения, и публично-правовые договоры, к которым относят административные договоры, договоры между субъектами Федерации, между Федерацией и ее субъектом, а также межгосударственные договоры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.