ТЕМА: ЦИТОКИНЫ: СВОЙСТВА, РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИММУНИТЕТА И ВОСПАЛЕНИЯ.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:цитокиныиграют важную роль в регуляции иммунного ответа. Изучение свойств цитокинов, механизмов их действия на функциональную активность иммунокомпетентных клеток необходимо для понимания механизмов иммунитета в норме и при патологии.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студент должензнать: основные клетки-продуценты цитокинов (ИЛ-1,2,3,4,6, ФНО и др.), свойства цитокинов и их роль в регуляции иммунного ответа, в норме и при патологии.
Уметь практически: интерпретировать по данным иммунограммы содержание цитокинов в биологических жидкостях при различной патологии.
III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. к практическому занятию студент должен повторить:
· Микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Царева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 581 с.: ил. Радел 7.7. Иммунная система организма. 7.7.4. иммунный ответ -7.7.5. медиаторы иммунный реакций с. 201-205.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА.
1. Основные компоненты системы цитокинов, классификация по биологической активности, свойства цитокинов.
2.Характеристика свойств наиболее важных цитокинов , роль в регуляции иммунных реакций в норме и при патологии.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
Основная:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 4. Иммунный ответ. Цитокины. с. 58-60, Хемокины с. 60-62., Рецепторы для цитокинов и хемокинов с. 62-64.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. и доп.- М. : Медицина, 2010. - 750 с. : ил. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов и ун-тов). Глава 7. Иммунный ответ. Раздел 7.2.3. Цитокины. с. 317-347
3. Лекция.
Дополнительная:
1. Дранник, Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология / Г.Н.Дранник.-М.:МИА,2003.-603 с.: ил. Глава 8. Цитокины – регуляторы и эффекторы иммунной системы с. 98-106. Глава 9. Интерфероны с. 107-108
2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил. Глава 2.5.5. Цитокины с. 190-230
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил. Глава 3. .3 Система цитокинов. с. 114-131.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Назовите определение цитокинов?
2. Что включает система цитокинов?
3. Назовите классификацию цитокинов.
4. Охарактеризуйте клетки-продуценты цитокинов.
5. Перечислите свойства цитокинов.
6. Приведите пример свойств цитокинов «синергизм» и «антагонизм».
7. Что вы понимаете под свойством «плейотропность», «каскадность», «избыточность».
8. Опишите механизм взаимодействия цитокинов с клеткой-мишенью.
9. Расскажите о роли ЦК в регуляции иммунного ответа.
10. Клетки продуценты ИЛ-1 и его биологическое значение.
11. Назовите клетки продуценты ИЛ-2 и его биологическое значение.
12. Назовите клетки продуценты ИЛ-3 и его биологическое значение.
13. Назовите клетки продуценты ИЛ-4, 5 и их биологическое значение.
14. Назовите клетки продуценты ИЛ-6 и его биологическое значение.
15. Назовите клетки продуценты ФНО и его биологическое значение.
16. Интерфероны и их биологическое значение.
17. Перечислите методы определения цитокинов в биологических жидкостях.
18. Охарактеризуйте виды патологии в системе цитокинов.
19. Назовите основные цитокины – участники воспалительного процесса и их роль в его развитии и исходе.
20. Какие цитокины называют «пирогенными», и почему?
21. Какие ЦК способствуют резкому уменьшению массы тела, вплоть до кахексии и каков механизм их действия?
22. Какие ЦК определяют тяжесть течения септического процесса, почему?
23. Назовите ЦК, участвующие в развитии аллергического воспаления.
24. Назовите классификацию ЦК- регуляторов воспалительных реакций.
25. Назовите основные свойства ФНО, ИЛ-1 и ИЛ-2.
26. Назовите ЦК, определяющие дифференцировку Тх1 и Тх2 типа
27. Назовите типы ИФН, их свойства.
28. Каково содержание ЦК в биологических жидкостях в норме?
VII.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
1. Нарисуйте схему : аутокринного , паракринного, и эндокринного действия ЦК на клетки
2. У больного С, 32 лет, находящегося в отделении гнойной хирургии с диагнозом сепсис при исследовании цитокинового статуса уровень ФНОα – 580 пкг/мл, ИЛ-1-456 пкг/мл , ИЛ-2–16 пкг/мл. О чем это свидетельствует?
3. Сформулируйте и дайте письменный ответ на следующие вопросы: С действием каких цитокинов связан:
-нейтрофилез в периферической крови;
-активация липаз и распад адипоцитов;
- стимуляция синтеза острофазовых белков в печени
-активация системы крови, тромбозы;
- протеолиз мышечной ткани;
- лихорадка;
-стимуляция гемопоэза в костном мозге;
- продукция IgE , IgG4;
- цитолиз клеток опухоли;
- активация эозинофилов;
- миграция лейкоцитов в очаг воспаления?
ТЕМА: КЛЕТОЧНЫЙ И ГУМОРАЛЬНЫЙ ИММУННЫЙ ОТВЕТ.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: иммунный ответ занимает наиболее важное место в разделе теоретической иммунологии. Нормальный иммунный ответ обеспечивает защиту организма от генетически чужеродных агентов. Нарушения в иммунном ответе ведут к развитию различных заболеваний (инфекций, опухолей, аллергии, аутоиммунных и других). Знание особенностей иммунного ответа в норме и при патологии необходимо для понимания патогенеза различных заболеваний, их диагностики и лечения.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы, студент должен знать виды иммунного ответа, этапы его развития, особенности клеточного и гуморального иммунного ответа, механизмы регуляции иммунного ответа.
III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:
«Анатомия человека»: учебник, под ред. проф. Колесникова Л.Л, гл. Лимфоидные (иммунные) образования, с. 435-449.
«Микробиология, вирусология и иммунология»: учебник, под ред. Царева В.М.. Гл. 7 Основы иммунологии, с. 183-212.
Микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Царева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 581 с.: ил. Радел 7.7. Иммунная система организма.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Иммунный ответ: определение, стадии развития, связь с факторами врожденного иммунитета.
2. Гуморальный иммунный ответ на тимусзависимые и тимуснезависимые антигены.
3. Иммунный ответ клеточного типа.
4. Механизмы взаимодействия клеток в иммунном ответе.
5. Иммунологическая память.
6. Динамика продукции антител при первичном и вторичном иммунном ответе
7. Регуляция иммунного ответа ( антитела, регуляторные Т-лимфоциты).
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
Основная литература:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 3. Доиммунные механизмы резистентности. С.35-52. Глава 4. Иммунный ответ. С.52-67.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. Для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. И доп.- М. : Медицина, 2010. – 750 с. : ил. – (Учеб. Лит. Для студентов мед. Вузов и ун-тов). Глава 7. Иммунный ответ. С.293-400.
Дополнительная литература:
1. Аллергология и иммунология: национальное руководство: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильина .-М. :ГЭОТАР-Медиа,2009.-649 с.:ил.+1 электрон. опт. диск (CD-ROM) -(Нац. проект "Здоровье"; Нац. рук.).
2. Дранник, Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология / Г.Н.Дранник.-М.:МИА,2003.-603 с.: ил.
3. Земсков, А.М. Клиническая иммунология: учеб. пособие для студентов мед. вузов / А.М.Земсков, В.М.Земсков, А.В.Караулов; под ред. А.М.Земскова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 319 с.
4. Колхир В.П. Доказательная аллергология-иммунология. - М.: Практическая медицина, 2010. – 528с.
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru:
1. Иммунология : практикум : учеб. пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с. : ил.
2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите определение иммунного ответа и охарактеризуйте его этапы. Какова роль клеток доиммунного воспаления (врожденного имммунитета) в инициации иммунного ответа.
2. Назовите типы иммунного ответа.
3. Охарактеризуйте понятие процессинг антигена.
4. Что такое феномен двойного распознавания?
5. Какие факторы необходимы для активации Т-индукторов (Тх0)?
6. Назовите факторы активации Тх1 и Тх2 типов?
7. Охарактеризуйте этапы гуморального иммунного ответа на тимусзависимые антигены и тимуснезависимые антигены.
8. Какие сигналы необходимы для активации В-лимфоцитов?
9. Какие иммуноглобулины синтезируются на тимусзависимые Аг при первичном иммунном ответе?
10. Назовите механизмы взаимодействия клеток в иммунном ответе.
11. Какие классы иммуноглобулинов синтезируются при вторичном иммунном ответе?
12. Назовите особенности клеток памяти?
13. Охарактеризуйте понятие первичного и вторичного иммунного ответа.
14. Перечислите механизмы регуляции иммунного ответа.
15. Какова роль регуляторных Т-лимфоцитов в регуляции иммунного ответа?
16. Назовите виды регуляторных Т-лимфоцитов и кратко охарактеризуйте их.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1. Нарисуйте схемы:
- иммунного ответа клеточного типа;
- иммунного ответа гуморального типа на тимусзависимые и тимуснезависимые антигены;
- продукции антител при первичном и вторичном иммунном ответе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|