II. Цель и задачи программы
Программа
Театрального коллектива
для учащихся 4-16 лет
Срок реализации 1 год
составитель: педагог
дополнительного
образования
II кв. категории,
клуба внешкольной
работы «Островок»,
Гришенкова А.С.
Саратов - 2014
Образовательная программа для учреждения дополнительного образования детей.
Срок реализации 3 года.
Структура программы
I. Пояснительная записка.
II. Цели и задачи программы.
III.1. Учебно-тематический план и содержание занятий I года обучения.
III.2. Учебно-тематический план и содержание занятий II года обучения.
III.3. Учебно-тематический план и содержание занятий III года обучения.
IV. Методические пояснения по реализации программы.
V. Условия реализации программы.
VI. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
VII. Контроль, оценка результатов детей.
VIII. Список литературы.
I. Пояснительная записка
Во все века и иные исторические эпохи театр был востребован и любим зрителями своего времени.
Чем же заслужил театр такую, не остывающую с веками любовь к себе? Почему так велика и настоятельна потребность в нём во все времена. Дело в том, что в театре человек видит такое отражение своей жизни, как ни в одном другом виде искусства. Это всегда действующее, живое, текущее во времени искусство, а не застывшее во времени искусство. Не случайно же драматурги издавна называют действующими лицами героев своих пьес.
В настоящее время идут разговоры о том, что пустеют залы профессиональных театров. В действительности же это не так. Истинные поклонники и любители театра были и будут всегда. Кроме того, в наше нелёгкое время у людей возникает потребность уйти от повседневных проблем, отвлечься от негативной информации, которую они ежедневно нескончаемым потоком получают из средств массовой информации. А театр даёт возможность попасть совсем в другой мир незнакомых нам людей, почувствовать их переживания, порадоваться вместе с ними, даёт возможность получить положительные эмоции.
Существует театр драматический (для взрослого зрителя), а есть Театр Юного Зрителя, где ставятся спектакли для детей. Это особый мир волшебства, загадочности, чудес и превращений.
Дети, особенно в раннем детстве очень чувствительны, ранимы и доверчивы. Поэтому ребёнок искренне верит тому, что происходит на сцене. Для него это не актёры в костюмах, а настоящие положительные герои любимых ими сказок. И дети стремятся быть похожими на них. Ребёнок, выходя из театра, становится лучше и добрее.
Театр играет важную роль в нравственном воспитании детей. Поэтому он так необходим. Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей.
Но ещё сильнее влияние театра на того, кто в силу обстоятельств, иногда случайных, в раннем возрасте познаёт театр изнутри. Кем бы он потом не стал, театр останется для него моделью трудной, но увлекательной деятельности тесно спаянных друг с другом людей, стилем жизни.
Особую роль в формировании творческой, гармонически развитой личности играет самодеятельный театр (при школах, клубах, Домах Творчества). Создание такого театрального коллектива трудный и сложный процесс. Здесь должны учитываться методы и формы обучения детей актёрскому мастерству и индивидуальный подход к каждому участнику творческого коллектива, в зависимости от его актёрских способностей и характера каждого ребёнка. Задача педагога, прежде всего, состоит в том, чтобы сплотить самых разных детей: по возрасту, полу, интеллекту, внешним данных. Для этого необходимо брать в коллектив любого ребёнка, у которого есть желание учиться актёрскому мастерству, и дать ему возможность раскрыть себя, свой внутренний творческий потенциал, посредством знакомства с театром изнутри. Репетиция в этом играет основную, ведущую роль. В её процессе дети начинают понимать как надо трудиться рука об руку со своими товарищами по коллективу, развивая не только свои творческие способности, но и воспитывая в себе волевые качества. Ребёнок должен понять, что театр – не только блеск рампы и аплодисменты, но и постоянное самосовершенствование.
Программа для ДТК «Зеркала» рассчитана на детей 9-17 лет на 3 года обучения. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением учреждения дополнительного образования детей, «Концепцией воспитания личности растущего человека» (Министерство образования СарИПК и ПРО, 2002 г.) и Уставом ЦДТ Кировского района г. Саратова.
Программа предполагает сотрудничество с такими ДТК клуба внешкольной работы как хореографический ДТК «Утро», ДТК «Движение» (аэробика), ДТК «Стиль».
Программа рассчитана на детей 9-17 лет на 3 года обучения. На каждый год обучения отводится по 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
Программа предполагает 3 группы по 10 человек.
Набор детей в коллектив свободный.
Программа включает в себя 3 основных раздела:
I. Сценическую речь (раздел основан на упражнениях для разогрева связок, постановки голоса и дикции).
II. Сценическое движение (раздел включает в себя упражнения для снятия мышечных зажимов, упражнения для гибкости рук и работу над пластикой тела).
III. Работу над спектаклем (раздел включает работу над ролью, работу над этюдами, работу в выгородке с реквизитом, фонограммой и в костюмах. Генеральная репетиция – заключительный этап).
Раздел «Введение в предмет» знакомит детей с теорией театрального искусства и актёрского мастерства, тем самым приобщая их к театру и культуре в целом.
Раздел «Работа над сценарием» на практике играет большую роль в успехе будущего спектакля, так как удачный выбор сценария ведёт к успешному результату.
II. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование творческой, гармонически развитой личности через приобщение к театру и искусству в целом.
Задачи I года обучения:
- обучать сценической речи и сценическому движению;
- обучать азам актёрского мастерства;
- обучать играть по первому этапу «системы» К. С. Станиславский «Я в предлагаемых обстоятельствах»;
- развивать интерес к театру и к другим видам искусства;
- развивать фантазию, наблюдательность;
- развивать индивидуальные способности детей;
- воспитывать чувство коллективизма.
Задачи II года обучения:
- продолжать обучать сценической речи и сценическому движению;
- обучать импровизировать (через этюды и упражнения);
- обучать правильному владению своим голосом;
- развивать в детях творческие способности и самооценку;
- развивать чувство контакта со зрителем и чувство партнёрства на сцене;
- воспитывать настойчивость, целеустремлённость.
Задачи III года обучения:
- обучать сценической речи и сценическому движению;
- обучать самостоятельной работе над ролью;
- обучать перевоплощению в роль;
- обучать играть разнохарактерных героев;
- развивать режиссёрские способности;
- развивать умение самоанализа своих творческих возможностей и поступков;
- воспитывать ответственность.
III. 1. Учебно-тематический план и содержание занятий I года обучения.
№
| тема
| общее
|
| кол.
|
| кол.
|
| кол.ч.
| теория
| час.
| практика
| час.
|
| Вводные
|
| 1. Знакомство с планом
|
| 1. Упражнения на
|
|
| занятия
|
| на учебный год
|
| внимание и умение
|
|
|
|
| 2. Краткие сведения о
|
| сосредотачиваться
|
|
|
|
| истории театра
|
|
|
|
| Введение в
|
| 1. Некоторые сведения
|
| 1. Упражнения на
|
|
| предмет
|
| об актерской профессии
|
| фантазию и
|
|
|
|
| 2. Понятие о театре – как искусстве
|
| воображение
|
|
|
|
| коллективном
|
|
|
|
| Сценичес-
|
| 1. Мышечная свобода -
|
| 1. Упражнения для
|
|
| кое движе-
|
| как условие творческого
|
| снятия мышечных
|
|
| ние
|
| процесса
|
| зажимов
|
|
|
|
|
|
| 2. Упражнения для развития гибкости
|
|
|
|
|
|
| рук
|
|
| Сценичес-
|
| 1. Краткие сведения о
|
| 1. Работа над поста -
|
|
| кая речь
|
| правильном дыхании
|
| новкой голоса (упражнения на
|
|
|
|
| 2. Техника речи
|
| правильное
|
|
|
|
|
|
| дыхание и работа над
|
|
|
|
|
|
| скороговорками)
|
|
| Работа над
|
| 1. Первоначальные све-
|
| 1. Работа над поста -
|
|
| спектаклем
|
| дения о первом этапе
|
| новками сценок,
|
|
| (включает
|
| системы К. С. Станис-
|
| миниатюр, театрали-
зацией
|
|
| в себя
работу над
|
| лавского в работе над
|
|
|
|
| ролью)
|
| ролью: " Я в предлагае-
|
|
|
|
|
|
| мых обстоятельствах"
|
|
|
| итого
| 144 ч
|
|
|
|
|
III. 2. Учебно-тематический план и содержание занятий II года обучения.
№
| тема
| общее
| теория
| кол.
| практика
| кол.
|
|
| кол. ч.
|
| час.
|
| час.
|
| вводные
| 12 ч
| 1. Знакомство с планом
|
| 1. Повторение пройденного
|
|
| занятия
|
| работы ДТК на год (с репертуаром
|
| материала (сце-
|
|
|
|
| выступлений)
|
| нок, миниатюр, отрывков из
|
|
|
|
|
|
| спектаклей)
|
|
| введение в
| 30 ч
| 1. Краткие сведения о
|
| 1. Работа над упражнениями
|
|
| предмет
|
| творчестве Станиславс-
|
| (упражнение -
|
|
|
|
| кого: режисёре, актёре,
|
| незаконченный эпизод
|
|
|
|
| реформаторе театраль-
|
| жизни)
|
|
|
|
| ного искусства
|
| 2. Работа над этюдами
|
|
|
|
| 2. Некоторые сведения
|
| (этюд - законченный
|
|
|
|
| о том, что такое система
|
| эпизод жизни). Для
|
|
|
|
| Станиславского и об
|
| развития импровиза- ции).
|
|
|
|
| основных законах сцены
|
|
|
|
| сценичес -
| 14 ч
| 1. Умение владеть телом-
|
| 1. Работа над пластикой тела
|
|
| кое движе-
|
| один из важных момен-
|
| (физические
|
|
| ние
|
| тов работы над образом
|
| упражнения)
|
|
| сценичес -
| 18 ч
| 1. Беседа о значении
|
| 1. Упражнения для
|
|
| кая речь
|
| слова в театральном
|
| постановки голоса и
|
|
|
|
| искусстве
|
| дикции
|
|
| работа над
| 14 ч
| 1. Знакомство с поняти-
|
| 1. Прочтение сценариев по ролям
|
|
| сценарием
|
| ем застольный период
|
| (пробное
|
|
|
|
| над сценарием и его значением в работе
|
| распределение ролей)
|
|
|
|
| над спектаклем
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| работа над
| 56 ч
| 1. Что такое актёрское
|
| 1. Работа на сцене (в
|
|
| спектаклем
|
| партнёрство на сцене и
|
| выгородке, с реквизитом,
|
|
|
|
| эмоциональный контакт
|
| фонограммой и ге-
|
|
|
|
| со зрителем
|
| неральные репетиции)
|
|
|
|
| 2. Краткие сведения об
|
| 2. Работа над ролью в
|
|
|
|
| атмосфере спектакля
|
| этюдах (поиск характера образа).
|
|
|
|
|
|
|
|
| итого
| 144 ч
|
|
|
|
|
III. 3. Учебно-тематический план и содержание занятий III года обучения
№
| тема
| общее
| теория
| кол.
| практика
| кол.
|
|
| кол.ч.
|
| час.
|
| час.
|
| вводные
|
| 1. Знакомство с планом
|
| 1. Повторение прой -
|
|
| занятия
|
| на учебный год (обсуж-
|
| денного материала
|
|
|
|
| дение репертуара)
|
| (подведение итогов о
|
|
|
|
|
|
| достигнутых успехах
|
|
|
|
|
|
| и результатах за 2 года)
|
|
| введение в
|
| 1. Краткие сведения о
|
| 1. Самостоятельная
|
|
| предмет
|
| профессии - режиссёр.
|
| работа учащихся над
|
|
|
|
| 2. Знакомство с веду -
|
| несложными постанов-
|
|
|
|
| щими профессиональ -
|
| ками (сценами, миниа-
|
|
|
|
| ными театрами страны
|
| тюрами).
|
|
|
|
| (известными режиссё-
|
|
|
|
|
|
| рами).
|
|
|
|
| сценическое
|
| 1. Краткое знакомство
|
| 1. Работа над неслож-
|
|
| движение
|
| с основными разделами
|
| ными хореографичес -
|
|
|
|
| танца.
|
| кими постановками
|
|
|
|
|
|
| (для спектаклей).
|
|
| сценическая
|
| 1. Некоторые сведения
|
| 1. Отработка упражнений
|
|
| речь
|
| о понятиях: мелодика
|
| для постановки
|
|
|
|
| речи, характер интона-
|
| голоса и дикции (про-
|
|
|
|
| ции, чувство темпа и
|
| должение работы над
|
|
|
|
| ритма речи.
|
| правильным и чётким
|
|
|
|
|
|
| произношением текста)
|
|
| работа над
|
| 1. Знакомство с поня -
|
| 1. Работа над музы -
|
|
| ролью
|
| тиями:"действенный
|
| кальным образом (т.е.
|
|
|
|
| анализ роли", линия ро-
|
| работа над ролью в
|
|
|
|
| ли и внутренний моно-
|
| соответствии с харак-
|
|
|
|
| лог.
|
| тером музыки).
|
|
|
|
| 2. Некоторые сведения
|
| 2. Работа над
|
|
|
|
| об основных жанрах
|
| монологом.
|
|
|
|
| музыки.
|
|
|
|
|
|
| 3. Краткие сведения о
|
|
|
|
|
|
| понятии монолог.
|
|
|
|
| работа над
|
| 1. Знакомство с основ-
|
| 1. Работа над спектак-
|
|
| спектаклем
|
| ными жанрами спектакля
|
| лями на более профес
|
|
|
|
|
|
| сиональном уровне
|
|
|
|
| 2. Некоторые сведения
|
| (на базе полученных
|
|
|
|
| о понятиях: идея и
|
| данных).
|
|
|
|
| сверхзадача спектакля.
|
|
|
| итого
|
|
|
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|