Сделай Сам Свою Работу на 5

Эссойла, наше Сямозерье-богато традициями и праздниками, здесь неугомонная Зоя Лукинична, местные





Кадр1.(на карельском фоне)

«Сямярви, минун Сямярви

Эй Оле муалмил тосту

Кавнисту сямярвен мосту

В небе не сыщете даже,

Озера краше, чем наше.

Именно здесь песня разливаются,

ею сердца наполняются.

Вот оно наше родное ,

Сямозерье глазами поэта Волкова А.Л.

 

«Озеро, лес, да малина смородина,

Это моя ненаглядная Родина,

Чистая, как молоко и вода,

Здесь напевала над люлькою матушка,

Здесь колдовала с кастрюлькою бабушка,

Травами, пахнущая всегда.

Детское игрище, дедово кладбище,

Да путеводная в мире звезда.»

 

Ене сие Дессойлан кюляс Оли канмах Еройн Вася, Мюхамби сойти гитарал Мартынован Ваня:- в Эссойле вспоминают интереснейшую семейную пару Ивана Федоровича Мартынова и его жену. Это были своебразные карельские скоморохи.

«Куман куувлин, кууман кувлийн,

Леввин корван силас сойтон куувлен

Ляхтин Сида качомах

Да Калитан Мотя нягемах.»

Детям он исполнял так..

«Ты ж говорит приходи ко мне почаще,

Ты ж говорит неси пряник послаще

Ты ж говорил тогда не буду»

 

 

Они знали сказки, песни, шутки, поговорки. Сопровождали свое пение игрой на гитаре и балалайке, плясками.



 

а ялес война сойти баянал Маккойн Шаня.

Ве нюгей часовняс Эссойлан иткев вирзет , лугов малитву Зоя Мяммиева

.

 

3 кадр=(на фоне Жемчужные россыпи)

Сямозерье-прекрасная песенная сторона, вокруг столько карельских исторических поселений с старинными карельскими традициями и как 200 лет назад льются карельские песни.Еще в 60-ые годы здесь можно было записать эпические и лирические песни, волшебные и бытовые сказки, не говоря об образцовой поэзии-притчи, заговоры, частушки.

 

Как бы не была многообразна и многоцветна современная мировая культура,неяркую прелесть и мелодичность карельской речи ничем нельзя заменить.

Ой, господи, кормилец небесный,

Какая нынче луна! Взял бы бог меня на небесную луну.

Какую золотую колыбель опустили, золотые лямки

Среди тех, кто поведал собирателям фольклора жемчужные россыпи народного говора

Анастасия Ивановна Никонова из Песков=

 

«Куллервон, каллервон пойгу

Солярвос сойтав

мида мучой мечас иткев

вай он хянел сулгой паха?



Сулхой он ку мусто мадо:

Кюльман к5юллюн кюльметай

Лейветах сютах

Соватах пидав

Кенгетах кявелютах

Ременел вай веделев»

 

Кадр на фоне презентации книги

 

 

Ега кюляс Оли саннутая да паятаюа га хей нимет хявиттых., уннохтуттий.

« руно сойтаил!»

Ристикайзан сювяйн паех,

Сойта Янах лиевеноу

Сулав пильви,

Буйто ярви левеноу

Уппов абей кюнал алдех

 

Надо бы памятник им поставить золотыми буквами навека.

 

Карельский поэт Армас Мишин очень удачно перевел стихотворение Александра Волкова

«Гармонистам деревни»

 

Нет села без гармониста,

Плакальщицы иль певца,

А у песни нет границы,

А у песни нет конца.

 

Кадр на фоне сказителей

Неповторима красота наших озер и лесов, живут здесь добросердечные и трудолюбивые люди. Богата дарованиями и талантами Карелия. Из уст в уста, из сердца в сердце, из века в век перадавались руны, предания и традиции..

В хрестоматию карельского фольклора вошли заговоры Прасковьи Ивановой из Нехпойлы, колыбельные песни Анны Филипповой из Важин, плачи Феклы Житковой из Эссойлы, лирические песни О.Ковалевой и Р.Перроевой из Ведлозера, замечательная шуточная песня Меланьи Песковой, песенки Евдокии Ивановой из Робохолы, Парасковьи Романовой из Кашкан..

 

Сказание в 1945 году записал известный ученый Виктор Евсеев от Анны Киброевой из деревни Вешкелица, которая со дня основания Пряжинского райна входила в его состав по языку., культуре и поныне упирается в западный берег Сямозера.

 

Свой заметный след оставил здесь народный поэт и композитор Иван Левкин.



Очень чувственны и любимы его песни, которые исполняет наш фольклорный ансамбль «Алдойне»-(Алдойне-это сказал А,Волков в песне-«Кавнизис ковтайзих акказет, Чомат ку канфету ваккайзет»

Коллектив поет на слова Ивана Левкина-

«Кулдайзенкен истуймо»

«Кавниз кезаилду»

«Рускейпелдо».

 

Иван Левкин записал от Анастасии Никифоровой из Эльмитозера,что в полуторадесятков км от Лахты и Кудамы замечательную искрометную песню-«Рускей нейчут, валгей нейчут». Эльмитозеро входило в состав погоста, а затем Сямозерской волости. В песне И.Левкина

«Петровской» «на луну на гуляночку махнем»(имеется в виду именно «Кудамо», карельский перевод о крае, до которого дошли в конце 50-ых годов автомобильная и узкокалейная железная дорога.

 

 

Анастасия Федоровна Никифорова была самой известной рунопевицей из Южной Карелии, от нее записано около 400 произведений устного народного творчества. Она наследница рунопевческих традиций своего деда Архипы Мануйловича, от которого записывали руны финские ученые еще в 1871-1882 году.

В Сямозерье в 1815 году родился известный поэт и писатель Мирон Смирнов, сын сельского торговца, выучившийся грамоте у панамыря местной церкви.

В 1868г. В «Олонецких губернских ведомостях»(№22 23) появилась статья Мирона Смирнова, называющаяся «Из писем самоучки, корелика».

В 1890 году в Санкт-Петербурге вышла его книга «Голос карела». В ней- картины

Быта карелов во владениях бояр Салтыковых, история гибели на Ладоге парахода « Царь», впечатления о Петрозаводске, история «Руочин Суари» (шведского острва на Сямозере). Особый интерес вызывает статья «Первая поэзия северной оконечности Карелии»(1849 год), в которой автор утверждает, что карелы «это единственный народ на европейской почве, за исключением лопарей и самоедов, которому удалось сохранить свой язык в первобытном состоянии… до наших дней. Как говорили карелы во времена Рюрика, так говорят до наших дней.

Из цикла стихов « Песня обеднелого кореляка»

«Стыжусь света белого, совестно людей

Страшно и похмелие, Баба дома злей.»

Слог Мирона Смирнова схож с песнями И.С. Никитина, он чувствут ритм и владеет рифмой.

« Со стороны родимой

Песня раздается

По дороге тройка

Буйная несется»

Лучшие рассказы Никитина заслуживают переиздания.

 

 

Сямозерье-этнический ареал северных карел-ливвиков, носителей сямозерского диалекта карел-ливвиков.

Сямозерский край, обладающий богатым историко-культурным наследием не обделен

Вниманием ученых-лингвистов, как как финских, так и российских, чему свидительство-монография, удостоившаяся в Москве звания лучшая книга года, выпущенная карельскими учеными под руководством Вячеслава Петровича Орфинского-«История и культура Сямозерья».

Поражает своей энергией, глубокой и чудесной памятью, обширными познаниями во всех сферах жизни-Анна Куцзьминична Тарасова,родившаяся в 1909 году в Ангелахте и вышедшая замуж в Эссойлу.

Жива еще Анна Васильевна Волкова, родившаяся в Эссойле в 1925 году.Она рассказала несколько быличек и поведала, как спасал знахарь от таких болезней, как оспа и корь,

Как колдун насылал различные хвори и бедствовал. В деревне идет слава о ее матери, как известной знахарке.Интересен ее рассказ о свадебном обряде с элементами оборотничества. Об оборотничестве сейчас рассказывают крайне редко. В ее исполнении прозвучала и любопытная библейская легенда в народной трактовке, как черт обманул Адама и Еву.

 

6. Кадр на фоне наши гости

Конец 80-ых, начало 90-ых годов минувшего века-это время появления карельской письменности на латинице. В 1989 году начала печататься известная ныне писательница Ольга Мишина, уроженка Метчельской деревни Падройла («Часовенская»

 

По мнению Ольги Мишиной

«Саннат сийбетомат чуввот,

Вахнат, дагай ихен уввет

Мяннетах тайвахассах,»

 

4 книги нав счету Петра Михайловича Семенова, уроженца деревни Родинъярви (1ё934г). В книге «Труженики(1998)- в основном рассказы, основанные на преданиях крошнозерского края. «В ожидании ужина»(2001)-переводы рассказы Аркадия Аверченко, Василия Фирсова, Михаила Зощенко, Анатолия Суржко и Василия Иванова.

 

В 2004 году вышла повесть- хроника «Маша из Пухтасьярви»-рассказ о перепутьях судьбы деревенской девушки, пережившей войну, оккупацию, тюрьму и лагеря, любовь и разлуки. В 2005 году вышел перевод романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Карельским отделением Союза писателей России Петр Семенов принят в члены Союза писателей.

Еще одна поэтесса родилась на нашей земле- Клавдия Ивановна Алексеева, активный член литературного объединения «Карьялан Сана».

Темы ее стихов- родной язык, картины деревенской жизни, природа. Она систематически печатается в газете «Ома муа».

Уроженец деревни Корза, корреспондент карельского радио –Николай Назаров известен, как автор интересных рассказов.

 

Мы гордимся, что известный поэт Иван Савин, родился в д. Сямозеро. В 2005 году увидел свет его сборник «Родимый берег».

 

В анталогию карельской поэзии вошли стихи Зои Лукиничны Савельевой из Эссойлы, она же активный автор многих статей на карельские темы, опубликованных в газете «Ома муа».

 

7. На фоне поэтов

 

Следует сказать еще об одном замечательном человеке-Александре Анатольевиче Савельеве, авторе двух песенных сборников, одно из его стихотворений стало гимном Пряжинского народа.

 

Видится впольне реальным издание антологии «Поэзия Пряжинского края». Очень многие рассказы и стихи поэтов земляков увидели свет на страницах районной газеты с хорошим названием «Наша жизнь».

 

Замечательный след оставили для нас финн-ингермаланец Тобисс Гуттари в 1924-26- учитель Угмойльской начальной школы, финн Илмари Сааринен (учитель в Сямозере-1939-41год), автор 4 поэтических сборников.

 

В 1990 году в редакции пряжинской районной газеты трудился член Союза писателей СССР- Вячеслав Григорьевич Опарин, автор пти книг очерков и рассказов.

 

 

Александр Волков из Эссойлы-руководитель литературного объединения «Карьялан Сана», автор сборников –«Маленькая Дессойла», «Вечный огонь», «Поздняя осень» и др.

 

В соавторстве с Армасом Мишиным созданы антологии «Ома рандайне», «Карьялан пагин», «Древо», печатался в журнале «Север» и «Карелия»..

«Слово о ливвах» переведено на 14 языков мира.

Целый ряд его стихов стали песнями-«Сеня-Сенечка»(исполняет «Ома пае»

«Кумачовая роза» нежно звучит в исполнении карельского бардаКузьмина.

 

«Я сказал себе нет,

Чтоб черемухи цвет,

Трогал душу мою и манил меня вечно.

На висках седина, но все манит она,

та любовь и черемухи ветка…»

На фоне коллективов

 

Эссойла, наше Сямозерье-богато традициями и праздниками, здесь неугомонная Зоя Лукинична, местные

Поэты, литературная гостиная, фольклорные ансамбли-льются песни над Сямозерьем, дети рисуют сказки, создают мультимедиа, из поколение в поколение передаются наши волшебные сказки, с любовью читаются руны на родном карельском.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.