Подготовка преподавателя к учебным занятиям в профессиональной школе.
Каждому преподавателю необходима строгая система в подготовке, которая может обеспечить высокий организационно-методический уровень как отдельных лабораторно-практических занятий, лекций, так и всего учебного процесса. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных и педагогических знаний.
Тематический план должен раскрывать дидактическую последовательность изучения тем и включать определённое количество часов на их изучение. Тематический план может быть составлен на один или два семестра соответствующего учебного года. Форму плана определяет сам преподаватель в зависимости от специфики предмета, содержания и своеобразия учебного материала, темы занятия, Учебно-материальной базы. Структура тематического плана должна содержать следующие пункты: номер занятия, тему занятия и основные вопросы, количество часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы (способ изучения нового материала, работа студентов на занятиях - в частности на лабораторно-практических, контроль усвоения занятий), учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, межпредметные связи, содержания для самостоятельной работы студентов, основную и дополнительную литературу.
Объём знаний, который должен получить студент в результате изучения предмета, определён «примерной программой». Преподаватель, знакомясь с программой по дисциплине, должен обратить внимание на то, что в ней приводится примерное распределение учебного времени по темам.
В дальнейшем преподаватель изучает содержание программы и основного учебника (учебного пособия) по каждой теме предмета.
При подготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру, то есть обучающую, развивающую и воспитывающую цель занятия; форму опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, программный); метод изучения и закрепления нового материала; использование наглядных пособий и технических средств обучения; содержание и обьем самостоятельной работы.
При разработке плана занятия преподаватель должен главное внимание уделить изучению специальной и педагогической литературы, анализу учебного материала и педагогических особенностей самих студентов.
В плане рекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основные вопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа студентов; контроль за деятельностью студентов и проверка приобретённых знаний; задание для самостоятельной работы.
План-Конспект - занятия, освещающий весь ход занятия с формулировкой вопросов, содержанием изучаемого материала, методикой использования наглядных пособий и т.д. В то же время преподаватель никогда не должен читать конспект на уроке. Преподаватель должен так усвоить материл, чтобы свободно рассказывать, зачитывать можно только цитаты, выдержки.
17. Методика планирования и проведения семинарского занятия.
Семинар - вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения решаются задачи познавательного и воспитательного характера.
Для обучаемых главная задача - усвоить содержание учебного материала темы, которая выносится на обсуждение, подготовиться к выступлению и дискуссии.
Личная подготовка преподавателя начинается с составления рабочего плана проведения семинара. В нем преподаватель разрабатывает модель предстоящего занятия.
Особое место в подготовке семинара занимает консультационная работа преподавателя. Консультации могут быть двух видов – групповые (тема семинара, вопросы для обсуждения, рекомендации)и индивидуальные (проведение в специально отведенное время).
1. Вступительное слово (тема, цель, замысел и задачи).
2. Обсуждение вопросов (выступление студентов по вопросам). Необходимо создавать на нем атмосферу творческой дискуссии, живого, заинтересованного обмена мнениями.
3. Заключительное слово преподавателя. Оно может быть общим - в конце семинара и частным -после обсуждения отдельного вопроса плана семинара. В заключительном слове в конце семинара преподаватель:
1) дает общую оценку прошедшего занятия (уровень подготовленности обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблем);
2) осуществляет анализ и оценку выступлений,
3) кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения на семинаре;
4) дает задание на дальнейшую работу.
Глубокому и осмысленному усвоению учебного материала способствует дискуссия на семинаре.
Главный недостаток данной формы занятий состоит в том, что она не стимулирует обстоятельной подготовки к занятию всех обучаемых.
18.Методика планирования и проведения комбинированного урока.
19.Методика планирования и проведения дидактической игры по экономике.
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.
Виды дидактических игр:
· Учебно-ролевые
· Ситуационно-ролевые
· Коммуникативно-ролевые
· Имитационно-деятельностные - решение профессионально направленной проблемы связано с знаниями, умениями и навыками, способностью творчески мыслить, принимать самостоятельные решения в условиях моделирования будущей деятельности
· Познавательно-деятельностные
· Учебно-деловые
· Организационно-деятельностные
· Проектно-творческие
· проектировочно-исследовательские, то есть игры, направленные на изучение проблемы и требующие проектирования процесса её решения участниками.
функции игры:
1. Воспитательная - Формирование нравственных качеств и ценностей личности на основе общечеловеческих норм, социально ориентированной мотивации
2. Социально-ориентирующая - Передача личности в ходе игригровой деятельности знаний, духовных и нравственных идеалов, эталонов социального опыта общения с людьми
3. Обучающая - Стимулирование развития методов познавательной деятельности, умений учиться, потребности приобретать и пополнять знания, осмысленно овладевать знаниями, умениями и навыками
4. Организационно-деятельностная - Содействие развитию умений сотрудничать, работать в коллективе, принимать адекватные ситуации решения, получать и целенаправленно использовать информацию
5. Развивающая - Развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности будущего учителя технологии и предпринимательства
6. Побудительно-стимулирующая - Воздействие на комплекс способностей и потребностей участников игры, их влечений, желаний, стремлений, интересов, убеждений, содействие позитивной направленности поведения, развитию внутренней позиции
7. Коммуникативная - Формирование индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач, обогащение коммуникативных качеств в структуре личности будущего учителя технологии и предпринимательства за счёт установления в игре отношений соперничества, взаимодействия и сотрудничества при решении общей задачи
8. Психокоррекционная - Естественная коррекция в ходе игры негативных проявлений личностных качеств (замкнутость, вспыльчивость, конфликтность и др.), создание условий для преодоления несовместимости в общении, снятия напряжённых внутриколлективных отношений
9. Рефлексивная - Помощь обучающемуся в осознании самого себя, в выяснении того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональное сос-тояние, педагогическое построение в игре умозаключений, обобщений, аналогий, оценок
10. Функция саморазвития и самоутверждения - Стимулирование осознания самим обучающимся его способностей и лучших качеств, повышение веры в собственные силы и возможности, раскрытие в себе нового, непознанного, важного для деятельности и общения
Этапы проведения игры:
Планирование (определения цели ролевой игры, выбора формы ее проведения, т.е. способа разыгрывания содержания ситуации и действий участников игры, подготовки ее методического оснащения)
Доигровой этап (взаимодействие ведущего с участниками игры с целью их инструктирования, распределения ролей, подготовки пространства для разыгрывания)
Игровой этап (представляет собой погружение в ситуацию и разыгрывание ее участниками в соответствии с их трактовкой ролей и опытом игрового взаимодействия).
Заключительный этап (рефлексия полученного игроками опыта ролевого взаимодействия по выходу из предложенной ситуации, урегулированию конфликтных отношений, реализации намеченных целей, и подведение ведущим итогов, выделение наиболее значимых результатов, обобщение).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|