Сделай Сам Свою Работу на 5

Диван-и Кхас в Красном форте





 

В самом гареме несли службу охранницы, а за его стенами – евнухи и дворцовая стража.

Большинство браков могольских падишахов и принцев были традиционными, чисто династическими, а признаваемый в мусульманстве временный союз (мута) разрешал узаконить отношения с наложницами и дать их детям приличное содержание.

Гарем не был скандальной сферой дворцовой жизни, каким он казался европейцам. На самом деле это было важное государственное учреждение. Каждая из жен приводила за собой ко двору родню, которая сразу включалась в борьбу за влияние на падишаха. Каждая супруга стремилась, чтобы именно ее сын стал наследным принцем.

Чтобы ослабить противостояние кланов, в Индии был принят довольно жесткий закон: новорожденного принца отнимали у матери и отдавали на попечение другой жене падишаха. Женщина головой отвечала за его благополучие, а ее собственный ребенок воспитывался у другой жены.

За видимой роскошью и праздностью жизнь в гареме скрывала весьма мрачные тайны, интриги и даже убийства. В то же время многие пленницы гарема вошли в историю как высокообразованные и одаренные женщины, занимавшиеся благотворительностью и строительством мечетей, караван-сараев, медресе и больниц. Среди наложниц было немало прекрасных поэтесс и музыкантш.



Итак, за стенами Красного форта, похоже, был если не рай, то его земное подобие, остров вечного праздника для знати и падишаха. Это для него создавались архитектурные шедевры мастерами-ювелирами, ремесленниками и художниками.

Падишаха славили поэты, его слух услаждали лучшие музыканты, для него везли из самых дальних стран диковинные товары, ради его развлечения устраивали слоновьи бои, схватки тигров, состязания силачей.

 

 

Моти-Масджид

 

Но ни за какие сокровища ни один падишах не мог купить мир и покой в семье, избежать интриг и предательства самых близких людей. Жажда власти превращала братьев во врагов, толкала сына идти против отца, заражала жестокостью самых кротких обитательниц гарема. Вот такое общество со сложными взаимоотношениями скрывалось за роскошными фасадами дворцов Красного форта.

С северной стороны от Диван-и Кхаса расположены три мраморных павильона, связанные друг с другом: комната для молитв, спальня и гостиная. Неподалеку – известные своей роскошью банные помещения – Хамам. В резные окна Хамама было вставлено венецианское стекло.



С восточной стороны спальни стоит башня Мусамман Бурдж, восьмигранный купол которой изначально был золотым. Внутри пять наружных стен башни преобразились в ажурные мраморные ширмы, через узоры которых на роспись и позолоту стен падает рассеянный свет. С ювелирной точностью выполнена отделка на отполированном до блеска мраморе. С балкончика башни хорошо видна мощная крепостная стена и Джамна у ее подножия.

Совсем рядом с Хамамом – неповторимая Моти-Масджид, известная во всем мире как Жемчужная мечеть, строительство которой было начато Шах-Джаханом в честь его дочери, Джаханары Бегум, а завершено Аурангзебом в 1662 г.

Историки отмечают, что разорение дворцов в Красном форте в 1857 г. было символично и означало окончательное падение империи Великих Моголов и превращение Индии в английскую колонию. Символично и то, что спустя 90 лет именно в Красном форте 15 августа 1947 г. был спущен английский флаг и поднят флаг независимой Индии.

Мечеть Джами-Масджид близ Делийской крепости, предназначенная для общественных богослужений, производит впечатление благодаря своей величественности и красоте и считается самой большой и самой высокой. И все же, несмотря на великолепное сочетание пропорций, это здание не вызывает такой гаммы чувств, как другие.

Несколько замечательных зданий было построено в период правления Шах-Джахана и в Лахоре. Их главная особенность – великолепная отделка фасада, наличие глазурованных изразцов.



Прекрасным образцом могольской архитектуры этого периода является мечеть Вазир-хана в Лахоре, а также гробницы Али Мардан-хана и Шараф ун-Нисса. Другой великолепный пример могольского зодчества в Лахоре – мавзолей Джахангира в Шахдаре, построенный его женой Нур-Джахан и сыном Шах-Джаханом.

Наиболее выдающимся зданием периода Шах-Джахана является Тадж-Махал. Сооружение этого мавзолея обошлось в пять миллионов рупий. Это прекраснейший цветок могольского искусства, самый великолепный в мире памятник супружеской любви, согласия и верности.

Местные жители хранят легенду, будто безутешный падишах во время сна был вознесен в райскую обитель Магомета, где он встретился с Аллахом, поведал о своем горе и получил от Всевышнего в утешение план одного из его дворцов. По этому плану и был выстроен Тадж-Махал.

По своей красоте, великолепию, богатству украшений, изысканности, единству замысла и мастерству исполнения Тадж-Махал справедливо считается одним из чудес света.

В этом творении, где строительное мастерство находится на грани искусства, проявились высшие художественные достоинства, незаурядная научная мысль, технические навыки, великолепный замысел и чувственное обаяние.

Перси Браун в своих трудах справедливо отмечал, что этот памятник, несомненно, знаменует завершение развития архитектуры в период Моголов.

Мнение о том, что проект Тадж-Махала принадлежит европейскому архитектору, не обосновано сколько-нибудь убедительно. В. Смит в своей «Истории изящного искусства Индии и Цейлона» считает, что Тадж-Махал – «продукт соединения европейского и азиатского гения». Но это ошибочная точка зрения.

Хэйвелл и Перси Браун высказывают мнение, что Тадж-Махал – целиком творение могольской архитектуры и логическое завершение ее развития. Ученые приводят веские доказательства в пользу того, что Тадж-Махал – продукт именно индийского архитектора-гения.

Когда Шах-Джахан был у власти, он старался продолжать политику своего деда Акбара. Падишах хотел поддерживать мир с индусами, сохранять союз с раджпутскими раджами и не признавал абсолютного превосходства ислама. На протяжение всего времени его правления индусы, христиане, сикхи и мусульмане мирно сосуществовали друг с другом.

Старший сын Шах-Джахана, Дара-Шукох, собирался продолжать эту политику, но мусульманская знать и муллы стеной стояли за четвертого по старшинству сына Шах-Джахана, Аурангзеба.

После смерти императора Шах-Джахана искусство пришло в упадок, так как Аурангзеб, не покровительствовал ему. Аурангзеб предпочитал разрушать индусские храмы, нежели сооружать свои собственные великолепные здания. Но несколько построек периода его правления все же заслуживают упоминания.

Это небольшая мраморная мечеть в Делийской крепости, предназначавшаяся для молитв самого Аурангзеба, мечеть с высокими минаретами в Бенаресе, построенная на развалинах священного храма Вишнаватха, и мечеть Бадшахи в Лахоре, почти копия великолепной мечети Джами-Масджид в Дели. Фергюссон считает ее позднейшим образцом могольского архитектурного стиля.

 

 

Последний Большой Могол

 

К XVIII в. архитектура в огромной империи Великих Моголов начала приходить в упадок: в оформлении зданий использовалось значительно меньше дорогих материалов, а форма строений не представляла собой ничего иного, чем повторение традиционных приемов исламского зодчества.

Сын Шах-Джахана Аурангзеб был последним Большим Моголом. Он правил страной с 1658 по 1707 г. Аурангзеб был ярым приверженцем мусульманства и стремился обратить в эту веру все население Индии. Он снял всех индусов с государственных постов, обложил их налогами и разрушил немало индуистских храмов.

В последние годы XVII в. Аурангзеб предпринимал неоднократные попытки покорить Южную Индию. Ему удалось значительно расширить границы государства, но многолетняя война способствовала сплочению маратхов и сделала их могущественным противником магхалов. Государственная казна была истощена.

Аурангзеб в переводе с фарси означает «краса престола». Как уже говорилось, сын Шах-Джахана был жестоким, мрачным и весьма амбициозным наследником. Он безжалостно расправился с братьями, а отца заключил под стражу в покоях дворца Красного Форта в Агре.

Аурангзеб не знал сострадания, а чувство прекрасного было чуждо ему с детства. Он мечтал о создании в Индии исламского государства и всю свою жизнь старался воплотить эту мечту в реальность.

А люди в стране страшно бедствовали, голодали. В одной из легенд рассказывается, как несколько столичных музыкантов устроили шествие по городу, которое сопровождалось похоронной музыкой. Жалобные пронзительные звуки донеслись до ушей падишаха. Аурангзеб вышел к музыкантам и поинтересовался, что они делают.

«Мы собираемся похоронить нашу музыку, потому что Вы, о Великий падишах, не обращаете на нее никакого внимания», – отвечали ему музыканты. «Так закопайте ее поглубже, чтобы ее звуки не были слышны из-под земли», – распорядился падишах Аурангзеб. Отчаянная попытка пробудить в его сердце сочувствие к бедственному положению музыки и музыкантов не имела успеха.

Лишь на смертном одре суровый Аурангзеб поддался чувствам. Он признался вельможам, что многое в своей жизни делал неправильно. Ему даже показалось, что к ложу явилась тень великого Акбара, и его старческий голос громко произнес: «Горе пришло в дом Великого Тимура. Настал конец его процветанию и величию».

Когда на престоле Великих Моголов был сын Шах-Джахана, Аурангзеб, богатство фантазии зодчих также воплощалось в строительстве дорогостоящих зданий с использованием ценных материалов, как, например, известная Жемчужная мечеть.

Это была личная мечеть Аурангзеба. Она невелика, компактна и пропорциональна. Ее фасад украшают три резные арки. Белый мрамор мечети прекрасно отполирован. Золоченые купола Жемчужной Мечети, разрушенные во время восстания сипаев в 1857 г., заменили мраморными.

С точки зрения истинного искусства, Моти-Масджид представляет собой прекрасный образец архитектурного мастерства. Это сооружение отличается чистотой и простотой линий, совершенством пропорций, гармоничностью конструктивного замысла.

Но средств государства на возведение архитектурных шедевров такого масштаба уже не хватало, и Аурангзебу вскоре пришлось отказаться от подобных проектов.

Так, выстроенный Аурангзебом в память любимой супруги мавзолей Рабия Даурани, чье название переводится как «госпожа эпохи», в целом по плану весьма сходен с Тадж-Махалом. Отличие состоит в том, что подражание было совершенно лишено необыкновенной изящности пропорций, отличавших агрский оригинал.

Мавзолей Аурангзеба в Аурангбаде имеет облицовку, сделанную с использованием светлого песчаника, и только фасад главного здания украшен дорогим белым мрамором на высоту несколько выше человеческого роста. Чтобы добиться белизны стен, дабы уподобить мавзолей оригиналу, по приблизительному плану которого он был воздвигнут, в отделке кирпичных стен, в частности минаретов, применялся чанам – разновидность штукатурки, изготавливаемой из мелко размолотых раковин.

Гробница Аурангзеба в Аурангабаде великолепна, но эта постройка – всего лишь слабое подражание ранним образцам могольской архитектуры. В конце XVIII – начале XIX в. несколько зданий было построено навабами Ауда и низамом Хайдарабада.

Гробница наваба Ауда Сафдара Джанга близ Дели, построенная в 1756 г., – довольно удачная копия мавзолея Хумаюна. Изнутри она украшена весьма скромной лепкой.

Об архитектуре Ауда Смит говорит, что посредственные здания, выстроенные в Лакхнау наваб-вазирами, весьма претенциозны. В постройках, воздвигнутых после Аурангзеба, проявляются полный упадок вкуса и примивность замысла.

Описание архитектуры Моголов было бы неполным без упоминания о парковой архитектуре, представленной обширными декоративными садами. Моголы проявляли большую любовь к природе.

Бабур и его потомки занимались разведением цветников и парков, отдыхая от трудностей политической жизни. При них были заложены огромные парки.

Важно то, что своеобразные парковые насаждения устраивались и прежде, но имели весьма небрежный вид, поскольку представляли собой всего лишь многочисленные посадки фруктовых деревьев и экзотических растений.

Парковые ансамбли позднее окружили главные сооружения Моголов, особенно гробницы. Сады могольских императоров и даже сады их эмиров – такие, как Пинджаур возле Калки, – свидетельствуют об исключительном понимании красоты. Эти сады славились своим искусственным орошением.

Могольские парки имели форму правильных квадратов, которые часто, в свою очередь, делились на меньшие квадраты, образующие излюбленную фигуру чар-багх.

В садах были устроены дорожки, аллеи и фонтаны, проложены живописные каналы. В центре парков воздвигались каменные павильоны.

Большой сад, именуемый Кабул багх, был разбит Бабуром в Панипате в память победы, одержанной им в 1526 г. над Ибрагимом Лоди. Где бы ни останавливались Джахангир и его жена Нур-Джахан, они повсюду закладывали парки. Джахангир писал в своих воспоминаниях о том наслаждении, которое он испытывал, гуляя по аллеям своих парков.

Шалимар, Нисат и другие сады в Кашмире, возможно, являются лучшими образцами вкуса Моголов, их любви к природе и их чувства эстетики и красоты.

Особенно выигрышной становится красота этих парков на фоне великолепия окружающего их пейзажа.

Несколько слов следует сказать об архитектурных достижениях султанов Биджапура и Голконды в могольский период.

Прекрасные сады султанов, общественные бани, восхитительные королевские дворцы, мечети и гробницы отражают богатство мусульманских государств Декана, тонкий вкус их правителей, любовь к роскоши. Эти сооружения – еще одно общепризнанное доказательство плодотворности смешения индусского и мусульманского стилей.

После кончины Аурангзеба в 1707 г. вместе с «красою престола» исчезло все величие династии Великих Моголов. Некоторое время в Индии еще существовали отдельные мусульманские княжества. Последним представителем династии был Бахадур-Шах П, который в 1857 г. был выслан англичанами в Бирму.

Бахадур-Шах Зафар был хорошим поэтом, как и Бабур, его далекий предок – основатель династии Великих Моголов. Бахадур-Шах был послушной марионеткой в руках политиков.

Против его воли Бахадура сделали знаменем в руках восставших сипаев в 1857–1859 гг. Его жизнь оборвалась в ссылке, в далекой Бирме. В стихах последнего Могола звучит скорбь по исчезнувшей империи:

 

Позабыт я моею страною,

И свечу не зажгут надо мною,

И цветов не дождусь я весною,

Гроб среди позабытых гробов я...

Я Зафар, я никем не возлюблен,

Потому что мой корень подрублен.

Край, который навеки загублен,

Безнадежно разрушенный кров я.

 

Конечно, ни о нем, ни об эпохе Моголов в Индии не забыли. В народной памяти живут красивые легенды о мудрых падишахах и их возлюбленных, о богатстве и роскоши дворцов и мечетей. И все же самой красивой легендой стала история любви сына падишаха Джахангира и дочери его первого министра. Более 350 лет прошло с той поры, когда Шах-Джахан встретил несравненную Арджуманд Бано Бегум. Люди помнят о них и уже четвертое столетие восторженно любуются дивным Тадж-Махалом, памятником вечной любви и веры.

 

Тадж-Махал

 

Память о Шах-Джахане останется в веках как о человеке, создавшем во имя любви к женщине удивительный и неповторимый по своей красоте храм-усыпальницу – знаменитый Тадж-Махал. Чтобы представить этого человека и бурное время его правления, необходимо сделать небольшой экскурс в историю.

 

Шах-Джахан

 

Этот представитель династии Великих Моголов появился на свет в Лахоре 15 января 1592 г., а покинул этот мир 22 января 1666 г. в Агре. Период его правления пришелся на отрезок между 1627 и 1658 гг.

При рождении Шах-Джахану было дано другое имя, его звали принц Кхуррам. За победу над Ахмаднагаром падишах Джахангир присвоил своему второму сыну титул Шах-Джахан («правитель мира») и назначил его наместником богатого Гуджарата.

Сильное влияние на Джахангира в то время оказывала его жена, красавица Нур-Джахан. Падишах, сильно злоупотреблявший алкоголем и наркотическими средствами, постепенно передал ей бразды правления. Нур-Джахан поддерживала Шахриара, старшего сына Джахангира, что грозило Шах-Джахану потерей престола.

Опасаясь этого, Шах-Джахан на доходы от Гуджарата собрал большую армию и поднял мятеж против отца, но был разбит и бежал в Голконду. Оттуда принц перебрался в Бенгалию, где его поддержали многие военачальники. Однако под Аллахабадом его армия опять потерпела поражение.

Шах-Джахан попытался стать во главе ахмаднагарской армии и изгнать моголов из Бурханпура, но вновь проиграл. Шах-Джахан был вынужден покориться, Джахангир простил его, но отнял Гуджарат и дал взамен небольшой джагир (район) в Декане.

Во главе могольской армии, неоднократно наносившей поражение войскам Шах-Джахана, стоял Махаббат-хан. Его поддерживали главным образом раджпуты. Клика Нур-Джахан испугалась роста влияния Махаббат-хана и попыталась его оговорить.

Махаббат был призван ко двору, где ему оказали весьма холодный прием. Тогда Махаббат вместе со своими воинами окружил палатку падишаха и взял его в плен, фактически став на некоторое время правителем.

Могольские военачальники были раздражены возвышением раджпутов Махаббата. В конце концов простая драка могольских и раджпутских воинов переросла в крупное столкновение, в котором две тысячи раджпутов – опора Махаббата – были убиты, а сам Махаббат бежал к Шах-Джахану.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.