Сделай Сам Свою Работу на 5

Тронный зал во дворце Диван-и Кхас в Фатхпур-Сикри





 

Дворец Джодха Баи – наиболее законченный по замыслу и планировке. Его декоративная резьба имеет много общего с резьбой индусской храмовой архитектуры.

Диван-и Кхас с уникальным тронным залом отличается чисто индийскими чертами в планировке и конструкции. Здание было предназначено для приемов иностранных послов и индийской знати. Со стороны фасада кажется, что дворец двухэтажный, хотя на самом деле этаж всего один. Снаружи здание украшают четыре оригинальные беседки на углах кровли, каждая из которых имеет по четыре колонны.

Интерьер зала был выполнен по указаниям самого падишаха Акбара. В центре зала возвышается столп с резной капителью, которая поддерживает каменную платформу, имитирующую распустившийся фантастический цветок.

В центре цветка, словно зародившийся в нем плод, восседал сам Акбар. Все это имело глубокий мистический смысл: на жертвенном столпе возвышался обожествленный правитель, человек-бог.

Центральная часть платформы тронного столпа соединяется с галереей, окружающей зал по всему периметру. Скорее всего, во время аудиенций Акбар сидел на своем троне, его министры размещались на специальных мостках, а все остальные находились внизу, у подножия столпа.



В Фатхпур-Сикри нет двух одинаковых зданий. В город ведут Буланд Дарваза, так называемые ворота Победы. Ворота производят неизгладимое впечатление. Они были воздвигнуты в память завоевания Акбаром Гуджарата.

Каждый вид архитектуры обычно имеет одну форму, в которой она находит свое наиболее совершенное выражение. У моголов такой формой были ворота-арки.

Высота Буланд Дарваза огромна – 60 м, а ширина – 45 м. К подножию ворот ведут 42 ступеньки. Гладкая прямоугольная поверхность лицевой стороны ворот покрыта орнаментальными надписями, которые признаны выдающимся образцом индо-мусульманского искусства каллиграфии.

Ворота в мусульманской архитектуре и религиозном ее наполнении имели весьма определенный смысл. Например, в мечетях часто можно встретить надписи, расположенные над входом. Так, над одним из входов мечети в Стамбуле написано: «Да будет вечно открыта счастью дверь». Надпись как бы предупреждает входящего о его проникновении в качественно иное пространство, лежащее вне пределов здания.



Надпись поясняет, что дверь не просто открыта, а открыта всегда для вступления в нее счастья, то есть Аллаха. Существовало мнение, что врата и двери сооружаются по воле Всевышнего. Надпись на створке входной двери мечети Ходжа-Джон-Ходжа в Самарканде гласит: «Сооружены по милости Всевышней Истины эти врата».

По обе стороны от Буланд Дарваза тянутся невысокие зубчатые стены, а за воротами расположен широкий двор, который с трех сторон окружает пятисотметровая галерея. Колоннада галереи ведет ко входу в большую мечеть Джами-Масджид.

 

 

Мавзолей Селима Чишти

 

Это одна из самых больших мечетей в Индии. Святилище мечети обращено к Мекке и находится в западной части двора. Вдоль тротуаров двора выстроились небольшие павильоны с куполами, которые поддерживают колонны. В священные праздники павильоны украшали разноцветными дорогими тканями, а внутри зажигали лампы. Интерьер мечети был украшен живописными фресками, изящной резьбой, облицован ценными породами камня и красивой плиткой. По приказу падишаха над отделкой мечети трудились лучшие мастера.

Поражает разнообразие картин и мотивов, использованных для украшения стен. На современников это производило огромное впечатление. Им казалось, что стены покрыты иллюстрациями из манускриптов, только увеличенных в сотни раз с ювелирной точностью.

На территории мечети Джами-Масджид находится гробница св. Селима Чишти. Белый мрамор ее стен красиво контрастирует с красным песчаником мечети. Мрамор тщательно обработан, и кажется, что стены сделаны из резной слоновой кости. Перфорированные плиты стен связаны колоннами с ажурными капителями.



Над саркофагом был воздвигнут невысокий купол и навес из черного дерева, усыпанный сверкающим перламутром. Пол и стены гробницы выложены мраморной плиткой, инкрустированной благородными породами камня.

Город процветал более 15 лет. Здесь кипела жизнь, развивались ремесла и искусства. Тысячи манускриптов были вновь переписаны от руки и украшены чудесными миниатюрами.

Прохлада зеленых садов Фатхпур-Сикри, его фонтаны и беседки стали воплощением духовных поисков величайшего индийского правителя Акбара. В 1586 г. Акбар выехал из Фатхпур-Сикри вместе со своей свитой и больше туда не вернулся. Вскоре из города ушли и все жители.

Согласно легенде, город опустел потому, что иссякли резервуары с водой, но это только предположение. Может быть, стареющий падишах был увлечен новой идеей. К тому времени уже почти вся Индия была подвластна Великому Моголу. Наверное, пришла пора подумать о вечном. Акбар приступил к строительству собственного мавзолея, во многом повторившего Красный форт в Агре.

Кроме строительства Фатхпур-Сикри, Акбар уделял много времени Агре. Вначале это была небольшая раджпутская крепость на берегу Джамны. Стараниями падишаха и замечательных зодчих Агра превратилась в один из величайших городов средневекового мира.

Город был прекрасно распланирован и сказочно богат. Акбар основал здесь мощную цитадель из красного песчаника, построил дворец и великолепные Делийские ворота.

Собственный двухэтажный дворец Акбара находился рядом с водоемом, а вокруг него были построены поражавшие воображение архитектурные творения. Весь дворцовый комплекс украшен изящными резными орнаментами, декоративной решеткой и консолями, настенными рисунками, куполами и пилястрами.

Для своей усыпальницы Акбар подобрал место под названием Сикандра, возле Агры. Сикандра, по мнению некоторых современных архитекторов является переходом от массивных прямоугольных зданий, характерных для стиля акбари, к мягким воздушным мраморным сооружениям, построенным Шах-Джаханом полвека спустя. В оригинальных узорах, украшающих ворота мавзолея Акбара, можно увидеть зарождение индийского ремесла инкрустации.

Период энергичной и непрерывной строительной деятельности Акбара сменило затишье. Джахангир, сын и преемник Акбара, больше увлекался живописью, нежели архитектурой. Количество построенных им сооружений, безусловно, уступает количеству зданий, возведенных при падишахе Акбаре.

 

 

Падишах Джахангир

 

В период правления Джахангира были воздвигнуты три сооружения, вызывающие наибольший интерес. Первое из них – мавзолей Акбара в Сикандаре, возле Агры, строительство которого было начато самим Акбаром, а закончено Джахангиром.

По своему замыслу этот колоссальный мавзолей напоминает буддийские вихары Индии. Он состоит из пяти квадратных, возвышающихся одна над другой террас, сужающихся кверху. Беломраморный верхний этаж завершает сводчатая крыша.

Первоначально предполагалось, что верхний этаж будет увенчан мраморным куполом с золотым потолком. Если бы этот проект был осуществлен, гробница величайшего мусульманского императора Индии вошла бы в число наиболее выдающихся мавзолеев мира, уступая лишь несравненному Тадж-Махалу.

Усыпальницу окружает парк, разбитый на 4 зоны. К мавзолею ведут монументальные южные ворота. Остальные – северные, восточные и западные – ложные ворота, выполняющие лишь декоративную функцию. Однако ко всем воротам ведут дорожки, вымощенные каменными плитами.

Вдоль каждой дорожки устроены неглубокие узкие каналы. Вода ниспадает в сад по искусно сделанным каскадам и орошает растительность. В центре каждой террасы устроены бассейны с фонтанами. К главной платформе мавзолея со всех четырех сторон примыкают еще 4 бассейна с фонтанами.

Мавзолей падишаха Акбара был выстроен из красного песчаника и белого мрамора. С углов главных ворот в небо взметнулись 4 минарета. Такая композиция мавзолея была впервые воплощена в жизнь.

Минареты состоят из 4 ярусов, постепенно сужающихся к верху, что усиливает иллюзию их устремленности ввысь. Ярусы разделены балкончиками, а каждый минарет увенчан остроконечной башенкой.

Усыпальница Акбара представляет собой пятиярусное здание. Верхний ярус из белоснежного мрамора словно вырастает из красного песчаника нижних этажей здания. Он радует глаз своими воздушными утонченными формами, контрастируя со строгими контурами наземного яруса.

Квадратный дворик мавзолея с четырех сторон окружает крытая аркада, но у мавзолея нет купола, венчающего всю композицию. Посередине дворика установлена квадратная платформа, на которой установлен беломраморный кенотаф Акбара.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.