Сделай Сам Свою Работу на 5

Система образования в Индии в XVI–XVII вв





 

Важное место в жизни общества во времена Великих Моголов занимало образование. Великие могольские падишахи покровительствовали науке и способствовали развитию образования. Могольская знать и высшие классы следовали их примеру, отсюда заметный прогресс в системе образования при моголах. Однако в Могольском государстве не было ничего подобного современной системе.

Образование находилось в руках частных лиц; школа была служанкой религии, как мусульманской, так и индуистской. Почти при каждой мечети имелась начальная школа (мактаб), где получали начальное образование мальчики ближайшей округи. Здесь дети под руководством муллы заучивали Коран наизусть.

Большое внимание уделялось искусству каллиграфии. Если же мальчик хотел обучиться какому-либо ремеслу, он поступал в ученики к мастеру-устаду. После пребывания в мактабе многие продолжали образование в медресе – высшей школе, где обучение носило в основном религиозный характер. Основными предметами в медресе были теология, математика, физика.

В некоторых школах изучались также этика, арифметика, геометрия, астрономия, логика, богословие и история. Как в городских, так и в сельских местностях, кроме мактабов, продолжали функционировать индусские школы, где преподавание велось на санскрите и других индийских языках.



В столичных школах-медресе собирались ученые всей страны для изучения математики, астрономии и медицины. Медресе при Великих Моголах стали настоящими центрами учености.

Сам падишах Акбар отличался стремлением к знаниям, веротерпимостью и способствовал обмену достижениями культуры во всеиндийском масштабе.

Существовало много центров образования – таких, как Агра, Лахор, Фатхпур-Сикри и Сиалкот. В Агре было несколько школ и средних учебных заведений, куда стекались учащиеся из самых далеких мест. Несколько школ и семинарий было также в Сикри. Знаменитая Ибадат Хана в Сикри была местом встреч интеллигенции разных национальностей и центром, где творили при Акбаре блестящие ученые.

В качестве учебного помещения использовалась гробница Хумаюна, при которой находилась одна из средних школ. Много общеобразовательных школ было создано частными лицами, например средняя школа Махам Анага и медресе Хаджа Мугин в Дели, медресе Маулана Садруддин в Шахджаханабаде, медресе Акрам-уд-дин, Абд-ул Хаким и Рафи-уд-дин в период правления Аурангзеба, а также медресе Гази-уд-дин, основанное в период заката Могольской империи.



В стране существовало также множество кархана (мастерских), где желающие могли получить профессионально-техническое образование. Хотя арабский язык начиная с XIII в. стал мертвым языком, в период Моголов преподавание в высших мусульманских учебных заведениях велось именно на нем. На арабском издавались все научные труды, не говоря уж о теологических.

Персидский изучался лишь постольку, поскольку на нем считалось приличным изъясняться в культурном обществе, как, например, по-французски – в Европе.

Для завершения образования наиболее способные ученики-мусульмане из Индии обычно отправлялись на год в Мекку (Аравия). Лица, посетившие Мекку, пользовались в Индии большим уважением. Посещение Мекки часто считалось необходимой ступенью для получения звания кази, из числа которых обычно выбирались воспитатели для принцев.

Из-за системы парда (затворничества) посещение общественных учебных заведений было для женщин невозможно. Однако почти в каждой аристократической семье имелась учительница, а могольские императоры для обучения своих дочерей привлекали наиболее образованных персидских женщин.

Широкой известностью пользовалась школа для девочек, открытая Акбаром в его дворце в Фатхпур-Сикри. Девочки изучали здесь гуманитарные науки вместо теологии и чаще персидский, нежели арабский язык, но на определенном этапе своего образования должны были выучить наизусть священный Коран.



Многие мусульманские женщины покровительствовали литературе и сами были писательницами. Широкой популярностью до сих пор пользуются воспоминания Гульбадан бану Бегам, талантливой дочери Бабура. На средства кормилицы Акбара, Махам Анага, содержалась средняя школа в Дели. Некоторые из могольских принцесс – Салима Султана, супруга Акбара, Нур-Джахан, Мум-таз-Махал, Джаханара Бегум и Зебинда Бегум, дочери Шах-Джахана, и Зеб ун-Нисса, дочь Аурангзеба, – проявили себя в области литературы.

Представители средних сословий, как правило, не слишком заботились об образовании своих дочерей. Лишь изредка в качестве домашнего учителя девушек выступал сам отец. В отличие от Персии и Аравии в Индии не был распространен обычай смешанного обучения детей обоих полов. Дочери бедняков оставались совершенно неграмотными.

При падишахе Акбаре, как уже говорилось, начался подлинный расцвет культуры, науки и искусства. Возникла новая школа миниатюрной живописи, получившая название могольской, процветали художественные ремесла. В могольской архитектуре все больше использовалась драгоценная декоративная отделка, легкость и изящество форм.

 

 

Расцвет индийской культуры в XVII в

 

В рассматриваемый период получили новое развитие вышивка, декоративная керамика, работы по металлу, слоновой кости и уже упоминавшаяся выше каллиграфия. Ранние мусульманские правители и знать не поощряли живопись, поскольку Коран запрещал изображение живых существ. Зато они щедро покровительствовали архитектуре.

Наиболее значительный вклад ранние мусульмане внесли именно в область архитектуры. Дух синтеза, нашедший свое отражение в религиозной мысли, ярко проявился и в изящных искусствах. Индо-мусульманская архитектура является превосходным примером этого духа синтеза и гармонии.

Тем не менее в эпоху правления Великих Моголов признанным и основополагающим живописным направлением стал жанр миниатюры. В продолжение традиций джайнской миниатюры, а также под сильным влиянием стенных росписей Раджастхана возникла раджпутская миниатюра XVI в.

 

 

Индийская школа живописи

 

Придворной живописи была свойственна персидская манера в исполнении могольских миниатюр, отличавшаяся такими чертами, как реалистичность (по сравнению с иранской школой миниатюры) и отсутствие всяческой манерности.

Как раджпутская, так и могольская школы миниатюры оказывали заметное влияние друг на друга. Описывая могольскую живопись, необходимо прежде всего отметить, что она была плоскостной, а эффект объемности достигался при помощи штрихов.

Перспектива в миниатюрах этого направления выражалась на трех планах: нижнем, среднем и верхнем. Самыми крупными были фигуры, располагавшиеся на среднем плане миниатюры. Здания изображались как бы при взгляде на них с высоты.

В период правления падишаха Акбара высокий авторитет в мире имела персидская книжная миниатюра, которая отличалась живописными изображениями, орнаментальностью и тонкой каллиграфией.

Акбар был большим поклонником миниатюры. В 1567 г. он основал художественную мастерскую, где у двух знаменитых персидских мастеров одновременно обучались сто индийских художников. Падишах поставил перед ними грандиозную задачу: проиллюстрировать 14 томов «Хамза-наме». В процессе работы требовалось создать сотни большеформатных миниатюр.

Ведущий персидский художник Абдус-Самад и сам Акбар старались поощрять тех живописцев, кто находил новые изобразительные решения. Таким образом, могольская миниатюра с первых шагов, основываясь на индийской художественной традиции, подарила миру новые, более яркие новаторские композиции.

Вскоре Акбар приказал художникам проиллюстрировать таким же образом Рамаяну и Махабхарату. Постепенно начала вырабатываться иконография героев индийского эпоса. Талантливые индийские мастера миниатюры достигли удивительной индивидуализации образов.

Могольская школа миниатюры стала одной из основных школ индийской средневековой живописи. Для миниатюр второй половины XVI в. было характерно стремление к точному изображению сюжета произведения. Фоном, на котором происходило действие, всегда был пейзаж.

В начале XVII в. основным жанром могольской миниатюры стал портрет. Индийские живописцы искусно изображали индивидуальные черты человека и старались дать его психологическую характеристику.

В это же время среди художников стал популярным анималистический жанр. Большой достоверностью отличались изображения зверей, птиц и цветов.

Для своих работ индийские живописцы использовали тонкую бумагу из хлопка, бамбука и джута. Бумагу склеивали в несколько слоев, при этом для подклейки нижних слоев часто использовали старые тексты или иллюстрации.

Кисточки были сделаны из волосков беличьего хвоста. Ими выполняли наброски. Поверх наброска наносили слой белой краски и уточняли рисунок. Затем загрунтованную бумагу шлифовали круглым камнем и только после этого раскрашивали миниатюру.

Индийские миниатюры отличаются богатой красочной палитрой – от насыщенных чистых цветов до нежнейших оттенков розовато-лилового и приглушенного голубого. Процесс нанесения красок был сложным и длительным.

Их наносили несколько слоев. После нанесения каждого слоя картину подсушивали и полировали округлым агатом или хрусталем, после чего вновь накладывали ту же самую краску и снова полировали до тех пор, пока поверхность не становилась эмалево-гладкой. В конце работы в картину добавляли золото и серебро, но не кисточкой, а когтем тигра или медведя.

После того как была закончена работа над фоном, человеческие фигуры и общие контуры рисунка выписывали краской гайрика или копотью камфары, сожженной на лампе, заправленной горчичным маслом. Затем художник восстанавливал черным набросок, который в процессе раскрашивания почти исчезал.

Краски художники готовили сами, у каждого были свои рецепты их приготовления. Красящие вещества извлекались из растений и минералов. Художники имели обыкновение заготавливать копии контуров наиболее удачных миниатюр, чтобы в случае срочного заказа можно было быстро закончить по ним всю миниатюру.

Контуры снимались на прозрачный пергамент из оленьей кожи (чарба). В пределах контуров намечалась расцветка с помощью пятен краски в нужных местах. Иногда вместо пятен делали пометки в виде надписи, каким должен быть цвет в том или ином месте. Заготовки таких копий обычно передавались художниками по наследству.

Миниатюристы применяли иногда особые приемы для достижения особых эффектов. Например, метод джарах заключался во включениях крошек драгоценных камней или жемчуга в узоры и орнаменты тканей или головных уборов.

В XVII в. в жанре миниатюры начали проявляться тенденции, которые, очевидно, проникали в Индию из Европы. Особенно четкими стали эти изменения в период правления Шах-Джахана.

Европейские сюжеты были включены в ряд общепринятых: это был, например, сюжет «мадонна с младенцем», а живописные манеры индийских миниатюристов обогатились некоторыми приемами – такими, как передача выпуклостей на некоторых фигурах с помощью светотени.

Искусство создания минеральных красок, которыми были написаны миниатюры того периода, было настолько развито, что они не потеряли своей первоначальной яркости до наших дней.

Миниатюра, которая получила наиболее широкое распространение в Декане, в целом не слишком отличалась от стиля, принятого в Агре, но была чрезмерно детализированной.

В XVIII в. в прошлое отошли многие из развивавшихся прежде школ миниатюры. Вместо них возникли новые, так называемые пахари («горные»). Место их появления – мелкие раджпутские княжества.

Если же говорить о том, кем чаще всего являлись живописцы в Индии времен Великих Моголов, то это были не только выходцы из Герата и Персии, но также и сами индийцы.

Миниатюру считают драгоценной частью великого художественного наследия Индии. В придворных мастерских Великих Моголов были сосредоточены самые лучшие технические средства, способствовавшие развитию мастерства в средневековой индийской живописи.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.