СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
Проблемное обучение может осуществляться на всех основных типах уроков (изучение нового материала, совершенствование знаний, умений и навыков и контрольные). Однако большие возможности для проблемного обучения имеются на уроках изучения нового материала. Если структура традиционного, непроблемного урока, как правило, выглядит следующим образом: опрос, изложение нового материала, закрепление и домашнее задание (при этом последовательность элементов может быть самой различной), то в проблемном уроке выделяют три основные структурные составляющие: актуализация прежних знаний; усвоение новых понятий и способов действий; формирование умений и навыков.
Актуализация прежних знаний в проблемном уроке в какой-то мере занимает место опроса. Однако актуализация более широкое понятие, она может включать опрос как составную часть. Если при опросе задача учителя заключается в том, чтобы выявить объем и качество знаний, умений и навыков учащихся, то основная цель актуализации — посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала, т. е, прежние знания сделать актуальными в данный момент. Нередко с этой целью ранее усвоенные знания применяются с новой ситуации.
Основная задача данного этапа урока — создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Методами работы при этом могут быть беседа, выполнение учениками различных самостоятельных задании и т, д. Иногда на этапе актуализации возникает проблемная ситуация и ставится учебная проблема.
Усвоение новых понятий и способов действий — важнейший этап урока. Именно здесь происходит вооружение учащихся знаниями и умениями, решаются основные воспитательные задачи.
Если на этапе актуализации не была создана проблемная ситуация, то учитель создает ее теперь и ставит учебную проблему. Затем в соответствии с выбранным методом проблемного обучения он либо сообщает ученикам материал сам (методы проблемного изложения знаний, изложения с проблемным началом), либо организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся (частично-поисковый, исследовательский методы). Формы работы при этом могут быть самые различные—рассказ, школьная лекция, беседа, использование технических средств обучения и других средств наглядности, работа с учебниками и учебными пособиями и т. д. Однако при различных формах проведения этого этапа урока общим остается видение и осознание учащимися проблемы и наличие их поисковой деятельности.
Воспитательные задачи этапа определяются в первую очередь содержанием предмета. Это изучение жизни и деятельности В. И. Ленина, исторических завоеваний советского народа на уроках обществоведения, истории и литературы, знакомство с достижениями отечественной науки и промышленности на уроках естественно-математического цикла как средство патриотического воспитания, формирования марксистско-ленинского мировоззрения; разоблачение религиозных «чудес» в процессе усвоения законов природы на уроках биологии и физики как средство научно-атеистического воспитания и т. д. В целом можно отметить, что при проблемном обучении воспитательное воздействие предмета усиливается, поскольку эмоциональный настрой, высокая активность учеников способствуют более эффективному превращению знаний в убеждения.
Другой важный фактор воспитания на уроке - организация занятия. Четкая продуманность работы, занятость всех учащихся учебным трудом воспитывают волю, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, формируют творческие начала личности. Это средство воспитания также становится более действенным при проблемном обучении, так как возрастают сознательность труда, активность школьников, их удовлетворение достигнутыми результатами в итоге затраченных усилий.
Формирование умений и навыкав — этап проблемного урока, наименее отличающийся от этапа закрепления на уроке непроблемного типа. На основе усвоенного на занятии материала ученики выполняют упражнения, решают задачи, делают практические работы. В результате многократного повторения таких действий формируются умения и навыки.
На проблемном уроке создаются большие возможности для реализации принципа сознательности в практической работе учащихся, поскольку более активное усвоение теоретического материала служит надежной основой и для сознательного выполнения тех или иных заданий на его базе.
Таковы основные структурные составляющие проблемного урока. Указанная последовательность его элементов не является жесткой. Учитель творчески проводит каждый урок. Он может начать работу с этапа актуализации знаний учащихся, а может, не привлекая изученного материала, сразу создать проблемную ситуацию и ввести новое понятие.
Задание на дом не рассматривают как отдельную структурную составляющую проблемного урока. Хотя методически правильно дать задание на дом очень важно, сам по себе этот элемент урока непосредственно не решает задачи по усвоению знании учащимися или формированию у них умений и навыков. Он, как правило, занимает намного меньше времени, чем другие этапы урока.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите по книге М, И. Махмутова «Организация проблемного обучения в школе»:
а) главу V «Урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса» (какие основные этапы проблемного урока рассматривает автор и как характеризует их? На каком (или каких) из этапов учитель создает проблемную ситуацию и ставит учебную проблему?);
б) главу VI «Подготовка и планирование проблемных уроков» (законспектируйте этот материал. Использовав сведении, изложенные на с. 203 указанного пособия, составьте тем этически (план проблемных уроков по какому-либо разделу своего предмета. Особое внимание обратите при этом на то, какие формы работы следует использовать для актуализации прежних знаний учащихся. Укажите способы их самостоятельной деятельности).
2. Ознакомившись с материалом настоящего пособия, ответьте на вопросы н выполните задание.
Вопросы:
1) Каковы основные структурные составляющие проблемного урока и, их назначение? Какая из них наиболее важна для организации проблемного обучения?
2) Какова роль проблемного урока в коммунистическом воспитании школьников?
Задание. Составьте планконкретней проблемного уроке своему предмету.
ЛИТЕРАТУРА
Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, с. 116—125.
Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 71—80.
Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 60.
О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. - Справочник партийного работника. Вып. восемнадцатый. М„ 1978.
О дальнейшем: улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., 1979.
Крупская Н. К. Методические заметки.— Пед. соч. В 10-ти т. М., 1959, т. 3.
Артемьева Г. В. Проблемное обучение в курсе обществоведения. М., 1973.
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Обще-дидактический аспект. М., 1977.
Батышсв С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. 3-е изд, М., 1980.
Дидактика средней школы/Под ред. М. А. Данилова н М. Н. Скаткииа. М., 1975, с. 162—171, 174—182.
Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики./Под род. М. Н. Скаткииа. Изд. 2-е, перераб. и доп., М., 1982.
Занков Л, В. Беседы с учителями. 2-е изд., перераб, М., 1975.
Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М., 1978.
Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
Качество знаний учащихся и пути его совершенствования./ Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М., 1978.
Кириллова Г. Д. Особенности урока в условиях проблемного обучения. Л., 1976.
Кондаков М. И. Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса. М., 1974.
Концевая Л. А. Учебник в руках у школьника. М., 1975.
Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. М., 1-975.
Лернер И. Я, Проблемное обучение. М., 1974.
Максимова В. Н. Проблемный подход к обучению в школе. Л., 1973.
Маткин В. В. Межпредметные проблемные познавательные задачи как средство формирования интереса к творческой деятельности у школьников. — В сб.: Вопросы коммунистического воспитания и обучения. М-, 1976.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1977.
Махмутов М. И, Современный урок и пути его организации. М., 1975.
Обучение и развитие/Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.
Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
Педагогика школы/Под ред. И. Т. Огородникова, М., 1978, с. 55-56.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.
Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам, Сб. статей/Под ред, И. Я. Лернера. М., 1972.
Проблемное и программированное обучение/Под ред. Т, В, Кудрявцева и А. М. Матюшкина. М., 1973.
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.
Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971.
Шамова Т, И, Активизация учения школьников. Пособие, М., 1982.
Шацкий С. Т. О советской дидактике и дидактическом материале. — Пед. соч. В 4-х т. М., 1964, т. 3.
Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1972.
[1]Материалы XXIY съезда КПСС. М., 1981, с. 60.
[2] Справочник партийного работника. Вып. Восемнадцатый. М., 1978, с. 253.
[3] Панаев И.И. Литературные воспоминания. 1950, с.5.
[4] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1977, с.3.
[5] Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. –Избр. Пед. произв. М., 1961, с. 126.
[6] Крупская Н.К. Замечания на проект плана издания серии книг по вопросу о типичных ошибках молодых преподавателей. – Пед. соч. в 10-ти т. М., 1962, т. 10, с 458.
[7] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946, с. 347
[8] См.: Скаткин М.Н. Природоведение. Учебное пособие для 3 класса. 3-е изд. М., 1973, с.5-6
[9] Ленин В.И. Рецензия. – Полн. Собр. Соч., т.25, с.112.
[10] См.: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Методы обучения. – В кн.: Дидактика средней школы / под ред М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. М., 1975, с. 176-177.
[11] См.: Материалы XXY съезда КПСС. М., 1977, с. 77.
[12] См.: Дайри Н.Г. О некоторых связях самостоятельной работы учащихся с работой по усвоению готовых знаний. – В сб.: Формирование направленности личности школьника. Владимир, 1975.
[13] Тимирязев К.А. Жизнь растения. М., 1949, с. 123
[14] Тимирязев К.А. Жизнь растения. М., 1949, с. 123.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|