Сделай Сам Свою Работу на 5

СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА





Проблемное обучение может осуществляться на всех основ­ных типах уроков (изучение нового материала, совершенство­вание знаний, умений и навыков и контрольные). Однако боль­шие возможности для проблемного обучения имеются на уро­ках изучения нового материала. Если структура традиционно­го, непроблемного урока, как правило, выглядит следующим образом: опрос, изложение нового материала, закрепление и домашнее задание (при этом последовательность элементов может быть самой различной), то в проблемном уроке выде­ляют три основные структурные составляющие: актуализация прежних знаний; усвоение новых понятий и способов действий; формирование умений и навыков.

Актуализация прежних знаний в проблемном уроке в ка­кой-то мере занимает место опроса. Однако актуализация более широкое понятие, она может включать опрос как сос­тавную часть. Если при опросе задача учителя заключается в том, чтобы выявить объем и качество знаний, умений и на­выков учащихся, то основная цель актуализации — посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала, т. е, прежние зна­ния сделать актуальными в данный момент. Нередко с этой целью ранее усвоенные знания применяются с новой ситуации.



Основная задача данного этапа урока — создать соответст­вующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Методами работы при этом могут быть беседа, выполнение учениками различных самостоятельных задании и т, д. Иногда на этапе актуализа­ции возникает проблемная ситуация и ставится учебная проб­лема.

Усвоение новых понятий и способов действий — важнейший этап урока. Именно здесь происходит вооружение учащихся знаниями и умениями, решаются основные воспитательные задачи.

Если на этапе актуализации не была создана проблемная ситуация, то учитель создает ее теперь и ставит учебную проб­лему. Затем в соответствии с выбранным методом проблем­ного обучения он либо сообщает ученикам материал сам (ме­тоды проблемного изложения знаний, изложения с проблем­ным началом), либо организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся (частично-поисковый, исследователь­ский методы). Формы работы при этом могут быть самые раз­личные—рассказ, школьная лекция, беседа, использование технических средств обучения и других средств наглядности, работа с учебниками и учебными пособиями и т. д. Однако при различных формах проведения этого этапа урока общим оста­ется видение и осознание учащимися проблемы и наличие их поисковой деятельности.



Воспитательные задачи этапа определяются в первую оче­редь содержанием предмета. Это изучение жизни и деятельнос­ти В. И. Ленина, исторических завоеваний советского народа на уроках обществоведения, истории и литературы, знакомство с достижениями отечественной науки и промышленности на уроках естественно-математического цикла как средство патри­отического воспитания, формирования марксистско-ленинского мировоззрения; разоблачение религиозных «чудес» в процессе усвоения законов природы на уроках биологии и физики как средство научно-атеистического воспитания и т. д. В целом можно отметить, что при проблемном обучении воспитательное воздействие предмета усиливается, поскольку эмоциональный настрой, высокая активность учеников способствуют более эффективному превращению знаний в убеждения.

Другой важный фактор воспитания на уроке - организация занятия. Четкая продуманность работы, занятость всех учащих­ся учебным трудом воспитывают волю, трудолюбие, настой­чивость в достижении цели, формируют творческие начала лич­ности. Это средство воспитания также становится более дейст­венным при проблемном обучении, так как возрастают созна­тельность труда, активность школьников, их удовлетворение достигнутыми результатами в итоге затраченных усилий.



Формирование умений и навыкав — этап проблемного урока, наименее отличающийся от этапа закрепления на уроке непроблемного типа. На основе усвоенного на занятии материала уче­ники выполняют упражнения, решают задачи, делают практи­ческие работы. В результате многократного повторения таких действий формируются умения и навыки.

На проблемном уроке создаются большие возможности для реализации принципа сознательности в практической работе учащихся, поскольку более активное усвоение теоретического материала служит надежной основой и для сознательного вы­полнения тех или иных заданий на его базе.

Таковы основные структурные составляющие проблемного урока. Указанная последовательность его элементов не явля­ется жесткой. Учитель творчески проводит каждый урок. Он может начать работу с этапа актуализации знаний учащихся, а может, не привлекая изученного материала, сразу создать проблемную ситуацию и ввести новое понятие.

Задание на дом не рассматривают как отдельную струк­турную составляющую проблемного урока. Хотя методически правильно дать задание на дом очень важно, сам по себе этот элемент урока непосредственно не решает задачи по усвоению знании учащимися или формированию у них умений и навыков. Он, как правило, занимает намного меньше вре­мени, чем другие этапы урока.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите по книге М, И. Махмутова «Организация проблемного обучения в школе»:

а) главу V «Урок — основная форма организации учебно-воспитатель­ного процесса» (какие основные этапы проблемного урока рассматривает автор и как характеризует их? На каком (или каких) из этапов учитель создает проблемную ситуацию и ставит учебную проблему?);

б) главу VI «Подготовка и планирование проблемных уроков» (закон­спектируйте этот материал. Использовав сведении, изложенные на с. 203 указанного пособия, составьте тем этически (план проблемных уроков по какому-либо разделу своего предмета. Особое внимание обратите при этом на то, какие формы работы следует использовать для актуализации преж­них знаний учащихся. Укажите способы их самостоятельной деятельности).

2. Ознакомившись с материалом настоящего пособия, ответьте на воп­росы н выполните задание.

Вопросы:

1) Каковы основные структурные составляющие проблемного урока и, их назначение? Какая из них наиболее важна для организации проблем­ного обучения?

2) Какова роль проблемного урока в коммунистическом воспитании школьников?

Задание. Составьте планконкретней проблемного уроке своему предмету.

ЛИТЕРАТУРА

Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, с. 116—125.

Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 71—80.

Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 60.

О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. - Справочник партийного работника. Вып. восемнадцатый. М„ 1978.

О дальнейшем: улучшении идеологической, политико-воспи­тательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., 1979.

Крупская Н. К. Методические заметки.— Пед. соч. В 10-ти т. М., 1959, т. 3.

Артемьева Г. В. Проблемное обучение в курсе обществове­дения. М., 1973.

Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Обще-дидактический аспект. М., 1977.

Батышсв С. Я. Научная организация учебно-воспитатель­ного процесса. 3-е изд, М., 1980.

Дидактика средней школы/Под ред. М. А. Данилова н М. Н. Скаткииа. М., 1975, с. 162—171, 174—182.

Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современ­ной дидактики./Под род. М. Н. Скаткииа. Изд. 2-е, перераб. и доп., М., 1982.

Занков Л, В. Беседы с учителями. 2-е изд., перераб, М., 1975.

Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования систем­ности знаний старшеклассников. М., 1978.

Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умствен­ной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.

Качество знаний учащихся и пути его совершенствования./ Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М., 1978.

Кириллова Г. Д. Особенности урока в условиях проблем­ного обучения. Л., 1976.

Кондаков М. И. Новое содержание образования и совершен­ствование учебного процесса. М., 1974.

Концевая Л. А. Учебник в руках у школьника. М., 1975.

Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. Про­цесс и способы решения технических задач. М., 1-975.

Лернер И. Я, Проблемное обучение. М., 1974.

Максимова В. Н. Проблемный подход к обучению в школе. Л., 1973.

Маткин В. В. Межпредметные проблемные познавательные задачи как средство формирования интереса к творческой деятельности у школьников. — В сб.: Вопросы коммунистиче­ского воспитания и обучения. М-, 1976.

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в шко­ле. Книга для учителей. М., 1977.

Махмутов М. И, Современный урок и пути его организации. М., 1975.

Обучение и развитие/Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.

Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968.

Педагогика школы/Под ред. И. Т. Огородникова, М., 1978, с. 55-56.

Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащих­ся. М., 1972.

Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам, Сб. статей/Под ред, И. Я. Лернера. М., 1972.

Проблемное и программированное обучение/Под ред. Т, В, Кудрявцева и А. М. Матюшкина. М., 1973.

Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.

Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971.

Шамова Т, И, Активизация учения школьников. Пособие, М., 1982.

Шацкий С. Т. О советской дидактике и дидактическом материале. — Пед. соч. В 4-х т. М., 1964, т. 3.

Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятель­ности школьника. М., 1972.

 


[1]Материалы XXIY съезда КПСС. М., 1981, с. 60.

[2] Справочник партийного работника. Вып. Восемнадцатый. М., 1978, с. 253.

[3] Панаев И.И. Литературные воспоминания. 1950, с.5.

[4] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1977, с.3.

[5] Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. –Избр. Пед. произв. М., 1961, с. 126.

[6] Крупская Н.К. Замечания на проект плана издания серии книг по вопросу о типичных ошибках молодых преподавателей. – Пед. соч. в 10-ти т. М., 1962, т. 10, с 458.

[7] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946, с. 347

[8] См.: Скаткин М.Н. Природоведение. Учебное пособие для 3 класса. 3-е изд. М., 1973, с.5-6

[9] Ленин В.И. Рецензия. – Полн. Собр. Соч., т.25, с.112.

[10] См.: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Методы обучения. – В кн.: Дидактика средней школы / под ред М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. М., 1975, с. 176-177.

[11] См.: Материалы XXY съезда КПСС. М., 1977, с. 77.

[12] См.: Дайри Н.Г. О некоторых связях самостоятельной работы учащихся с работой по усвоению готовых знаний. – В сб.: Формирование направленности личности школьника. Владимир, 1975.

[13] Тимирязев К.А. Жизнь растения. М., 1949, с. 123

[14] Тимирязев К.А. Жизнь растения. М., 1949, с. 123.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.