ШКАЛА ОЦЕНКИ «СТИЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ГРУППЫ
Данный тест дает возможность определить на сколько комфортно членам в данном коллективе. Диагностику целесообразно проводить с подросткового возраста и старше. Чтобы определить динамику развития комфортности в группе, рекомендуем несколько раз за смену использовать данную методику (2-3).
Инструкция. В предлагаемой схеме опроса прочтите сначала утверждения слева, затем справа и после этого знаком «X» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Причем, следует иметь в виду, что оценки означают:
+3 – это свойство проявляется в коллективе всегда;
+2 – это свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – это свойство проявляется нередко;
0 – ни свойство слева, ни свойство справа не проявляются достаточно выразительно;
-1 – это свойство проявляется достаточно заметно;
-2 – это свойство проявляется в большинстве случаев;
-3 – это свойство проявляется всегда.
Свойство
| + 3
| + 2
| + 1
|
| -1
| -2
| -3
| Свойство
| Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
|
|
|
|
|
|
|
| Преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой
| Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
|
|
|
|
|
|
|
| Конфликтность в отношениях, агрессивность антипатии
| Членам коллектива нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в коллективе, участвовать в совместной деятельности в свободное время
|
|
|
|
|
|
|
| Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
| Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие или сочувствие всех членов коллектива
|
|
|
|
|
|
|
| Успехи или неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
| Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга
|
|
|
|
|
|
|
| В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
| В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда один – за всех и все – за одного
|
|
|
|
|
|
|
| В трудных ситуациях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения и т.п.
| У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители
|
|
|
|
|
|
|
| К похвалам и поощрениям коллектива в целом здесь относятся равнодушно
| Коллектив активен, полон энергии
|
|
|
|
|
|
|
| Коллектив инертен, пассивен
| Совместные дела увлекают всех, здесь велико желание трудиться активно
|
|
|
|
|
|
|
| Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах и делах
| В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам
|
|
|
|
|
|
|
| Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых»
| Обработка результатов. Подсчитывается общее количество баллов, зачеркнутых знаком «X». Максимальное количество баллов + 30 (идеальный «стиль жизнедеятельности» коллектива, повышенная комфортность у его членов), минимальное количество баллов - 30 (неоптимальный «стиль жизнедеятельности» коллектива, заниженная комфортность у его членов).
МЕТОДИКА «СОЦИОМЕТРИЯ»
«Социометрия» переводится как «социальное измерение». Данная диагностика позволяет вожатому быть в курсе протекающих в отряде процессов межличностного внутригруппового общения. Не секрет, что полученные данные дадут возможность педагогу определить степень сформированности группы, вовремя корректировать свою внутригрупповую работу с детьми.
Различают несколько вариантов проведения этой диагностики. Но все предложенные методики адаптированы к возрасту детей, отдыхающих в ДОЛ.
Вариант 1[3]. Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.
Инструкция. Ребятам раздаются листочки. Дети подписывают каждый свой лист. Дале предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:
1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?
2. С кем из членов отряда ты бы отправился в кругосветное путешествие?
3. С кем из членов отряда ты мог бы поделиться своими личными переживаниями?
Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех товарищей из отряда. Их фамилии пишутся в именительном падеже.
Обработка результатов. Результаты представляют в форме матриц (таблиц), которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.
Таблица 16. Пример заполненной матрицы
Кого выбирают
Кто выбирает
| Иванов
| Петров
| Сергеев
| Алексеев
| Николаева
| Славина
| Семенова
| ВС
| Иванов
| х
|
|
|
|
|
|
|
| Петров
|
| х
|
|
|
|
|
|
| Сергеев
|
|
| х
|
|
|
|
|
| Алексеев
|
|
|
| х
|
|
|
|
| Николаева
|
|
|
|
| х
|
|
|
| Славина
|
|
|
|
|
| х
|
|
| Семенова
|
|
|
|
|
|
| х
|
| ВП
|
|
|
|
|
|
|
| -
| ВВ
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
Первый столбец матрицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка матрицы содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и другом случае фамилии изложены в одном и том же порядке.
Цифра «1» ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра – «2», который был выбран вторым, «3» – третьим.
В итоговых строках и столбцах:
ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;
ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;
ВВ – количество взаимных выборов.
Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений.
Если человек получил наибольшее количество выборов – он относится к числу «звёзд».
Если получил среднее количество выборов – к «предпочитаемым».
Если меньше среднего числа выборов – к «пренебрегаемым».
Если не получил ни одного выбора – к «изолированным».
Удовлетворённость ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:
К=
| ВВ (число взаимных выборов)
| ВС (число выборов, сделанных данным человеком)
|
Так, если ВВ=0, а число выборов, сделанных человеком 3, и К=0/3=0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношений.
Уровень благополучия взаимоотношений(УБВ) вычисляется по следующей формуле:
Низкий: «звёзды»+ «предпочитаемые» < «пренебрегаемые» + «изолированные».
Средний: «звёзды»+ «предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».
Высокий: «звёзды»+ «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.
Результаты трех составленных матриц оцениваются совместно. Для этого необходимо просуммировать полученные значения ВП, ВВ, ВС – по всем трем матицам.
Пример интерпретации результатов. В качестве примера проведем социометрическое изучение звена из 7 человек, в состав которого входят: Иванов, Петров, Сергеев, Алексеев, Николаева, Славина, Семенова (возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну ?»
Варианты выборов представлены в составленной матрице для данного вопроса (Таблица 16).
Максимальное количество выборов (4) получил Иванов. По числу выборов он явная «звезда». По всей видимости он является лидером звена.
Меньше всего выборов у Семеновой (2). При среднем числе выборов по данному звену (3). Таким образом, Семенову можно отнести к пренебрегаемым. Поэтому вожатому необходимо очень внимательно отнестись к Семеновой – вероятно, у нее могут иметь место проблемы в межличностных взаимоотношениях с ребятами. Кроме того, у нее нет ни одного взаимного выбора.
Пожалуй, и у «звезды» звена Иванова тоже есть проблемы, возможно, личного характера. Он выбирает Николаеву. А она его – нет.
В целом, на первый взгляд, уровень благополучия взаимоотношений в звене можно оценить как достаточно высокий:
«звезд» – 1;
«предпочитаемых» – 5;
«пренебрегаемых» – нет;
«изолированных» – нет.
Таким образом: 1+5>1
Но настораживает то, что имеет место очень низкий коэффициент удовлетворенности у ребят группы. У 3-х человек он приравнивается к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это говорит о том, что скорее всего дети общаются не с теми, с кем им хотелось бы. Возможно, что у Николаевой и Сергеева отсутствуют проблемы в межличностных отношениях, т.к. их приоритетные выборы совпали.
Методические рекомендации. Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Для большей эффективности методики внимательно приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих дел, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в чем нужна ваша помощь.
Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании, лучше, если социометрию вы проведете в форме игры, например, формирование команды для полета на Луну. В противном случае они будут ожидать от вас результатов, которые для многих могут стать источником переживаний, источником психологической травмы.
Результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей, не должны выноситься на обсуждение отряда и используются вожатым только в целях корректирования воспитательной деятельности.
[1] Она открыта и может дополняться, в зависимости от появления новых видов экранов.
[2] Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере: Метод. рекомендации / Урал. ин-т молодежи. – Екатеринбург, 1996.
[3] Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию: Учеб.-метод. пособие. – М., 2002.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|