Качественный и количественный анализ работы вожатого
Фамилия и имя ребенка
| День 1.
| День ...
| День 20.
| Итог смены
| | Название дела
| Название дела
| Название дела
| | положи-тельная динамика
| нейтраль-ная динамика
| отрица-тельная динамика
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | Анализ и итог
| коэф-т эффективности (k)
| | Кол-во баллов
| очень интересно
|
|
|
| k=Sp/(x*n)**
| | интересно
|
|
|
| | так себе
|
|
|
| k=Sn/(x*n)
| | не интересно
|
|
|
| k=So/(x*n)
| | отвратительно
|
|
|
| |
**Где k – коэффициент эффективности проведения смены
Sp – сумма всех баллов положительной динамики («очень интересно» и «просто интересно»),
Sn – сумма всех баллов нейтральной динамики («так себе»),
So – сумма всех баллов отрицательной динамики («не интересно» и «отвратительно»),
x – количество детей в отряде,
n – количество дней смены.
Смену можно считать удачно отработанной, если:
k(p)>=0,5
k(n)<=0,3
k(o)<= 0,2
Итак, «экран интереса» – является очень важным материалом к размышлению, осмыслению, самоанализу работы вожатого.
Не стоит бояться появления отрицательных динамик. Это нормально, если в меру. Главное, стремиться к совершенству, не унывать от временных неудач. И помните, эта методика в первую очередь нужна Вам и вашим детям.
Это и есть та обратная связь с ребенком, которая дает возможность создать для него каждый день пребывания в лагере незабываемым праздником.
Диагностика коллектива
Таблица 15. Методы и приемы диагностики детского коллектива.
Этап диагностики
| Обследуемы параметры коллектива
| Название методик, методов и приемов
| Входная
| Социально-психологические параметры личности:
|
| - коллективизм/индивидуализм
| Игра «Мишени»
| - лидер/ведомый
| Тест
| Текущая
| Характеристика лидеров в группе
| Игра «Кто есть кто?»
| Эмоционально-психологический климат в коллективе
| Методика «ЭПК»
| Комфортность группы
| Шкала оценки «стиля жизнедеятельности» группы
| Характер межличностных отношений
| Методика «Социометрия»
| Степень развития коллектива
| Методика «Социометрия»
| Итоговая
| Степень развития коллектива
| Методика «Социометрия»
|
ИГРА «МИШЕНИ»
Данная игровая методика нацелена на определение коллективистской (индивидуалистической) направленности личности. Информация о данной направленности поможет вожатому определить расположенность ребенка к групповому взаимодействию, уровень его социабельности, т.е. развитости чувства «МЫ», товарищества, ориентации на ценности группы, умение разумно соотнести, а иногда и подчинить личные интересы групповым.
Организация игры. Устанавливаются две мишени; между отрядами и его членами организуется отрядное и личное первенство. Попадание в цель приносит одно очко: в личный счет – мишень слева, в счет – отряда – мишень справа. Каждый член отряда бросает мяч 10 раз в ту мишень, которую выбирает сам. Если мяч не попал в мишень, то соревнующийся должен указать жюри, за чей счет снять очко: за его личный счет или за счет отряда (решение сообщается жюри так, чтобы отряд не знал о нем).
Член жюри заполняет бланк протокола:
ФИ ребенка
| Общая мишень
| Индивидуальная мишень
| +
| -
| +
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обработка данных. Подсчитывается число очков, набранных ребенком в личный счет и в счет отряда. По этим данным вожатый может судить о коллективистской или индивидуалистической направленности личности.
ТЕСТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА НА СПЛОЧЕННОСТЬ
Данный тест рассчитан на группу детей старшего возраста. Целесообразно расшифровать незнакомые детям слова.
Инструкция. Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их, для этого поставьте крестик («X») (зачеркните соответствующую цифру) ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:
Вопросы
| Оценка
| Вопросы
| У вас инертная группа.
| 1 2 3 4 5
| У вас активная группа.
| В вашей группе преобладают материальные интересы и ценности.
| 1 2 3 4 5
| В вашей группе преобладают духовные интересы и ценности.
| В деятельности вашей группы преобладают социальные цели.
| 1 2 3 4 5
| В деятельности вашей группы преобладают общественно-полезные цели.
| В группе преобладают сходные цели каждого члена группы.
| 1 2 3 4 5
| В группе преобладают наличие общей цели.
| В группе уважением пользуются те, кто работает на себя.
| 1 2 3 4 5
| В группе уважением пользуются коллективисты.
| У группы эпизодический уровень общения.
| 1 2 3 4 5
| У группы постоянный уровень общения.
| Группа общение ищет в себе.
| 1 2 3 4 5
| Группа стремится общаться с дру-гими.
| Группа отличается частой сменой интересов.
| 1 2 3 4 5
| Группа отличается устойчивостью интересов.
| Группа не стремится к осущест-влению своих интересов.
| 1 2 3 4 5
| Группа осуществляет на деле свои интересы.
| Активность ведет группу на ассо-циальные дела.
| 1 2 3 4 5
| Активность ведет группу на обще-ственно-полезные дела.
| Группа заметно разделена на при-вилегированных и пренебрегаемых.
| 1 2 3 4 5
| В группе преобладает стремление к общению на равных, справедливое решение спорных вопросов.
| Формула подсчета результатов.
К = S / A * n; K – коэффициент состояния данного параметра.
S – сумма баллов по данному параметру, полученная от всех направлений.
A – постоянное число, которое соответствует числу показателей по каждому параметру и равен 55.
n – число испытуемых.
Карта группы.
1-0,8 – высока зона сплоченности: «горящий факел».
0,78-0,62 – среднее значение: «мерцающий маяк».
0,60-0,42 – зона недостаточности: «мягкая глина».
0,40-0,20 – зона негативного развития.
МЕТОДИКА «Эмоционально-психологический климат» (ЭПК)
Для исследования ЭПК отрада предлагается процедурно простая и психологически доступная для детей разных возрастов тестовая методика. Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция. Полезно рассмотреть с детьми первую пару качеств для примера.
Инструкция. Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их, для этого поставьте крестик («X») (зачеркните соответствующую цифру) ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:
Вариант 1 (для старшего возраста)
| Дружелюбие
|
| Враждебность
|
| Увлеченность
|
| Равнодушие
|
| Теплота
|
| Холодность
|
| Сотрудничество
|
| Отсутствие сотрудничества
|
| Взаимная поддержка
|
| Недоброжелательность
|
| Занимательность
|
| Скука
|
| Успешность
|
| Неуспешность
|
| Согласие
|
| Несогласие
|
| Удовлетворенность
|
| Неудовлетворенность
|
| Продуктивность
|
| Непродуктивность
| Обработка результатов. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «X», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная).
Вариант 2[2] (для младшего возраста)
| Мы никогда не ссоримся
| – – – – –
| Мы часто ссоримся, конфликтуем
|
| Все ребята в общем-то добрые
| – – – – –
| В отряде много злых и равнодушных
|
| Мне в нашем отряде спокойно и хорошо
| – – – – –
| Мне в нашем отряде неспокойно и тревожно
|
| Мы все сплоченные, все дела делаем вместе
| – – – – –
| Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе
|
| У нас все равны
| – – – – –
| Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими
|
| В нашем отряде всегда весело
| – – – – –
| В нашем отряде всегда скучно
|
| Ребята в отряде вежливые и воспитанные
| – – – – –
| Ребята в отряде часто грубят и ругаются
| Обработка результатов. Каждая из черточек соответствует определенному баллу: крайняя правая – 0 баллов, крайняя левая – 4 балла.
Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по простой формуле:
Э=
| Σ(ИЭИ)
| * 100 %, где
| ИМИ*n
| ИЭИ – индивидуальный эмоциональный индекс, который определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда;
Σ – сумма всех ИЭИ;
ИМИ – индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия, который равен 7x4 = 28 баллов;
n – число обследованных детей.
Результаты ЭПК можно расшифровать по следующей шкале:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|