Сделай Сам Свою Работу на 5

СООТНОШЕНИЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ 2 глава





Планирование продолжительности жизни осуществляется не­сколькими способами. Первый способ — жесткое планирование,

118 Соотношение осознаваемых и^ неосознаваемых механизмов..^

или схождение линии будущего в точку (размер образов будущего постепенно уменьшался и в каком-то возрасте оказывался равным величине точки, после этого образы больше не появлялисьвообщеили продолжали появляться в виде точки).

Испытуемая Д., 46 лет, имела твердое убеждение, что она умрет в 52 года, это ее мнение основывалось на продолжитель­ности жизни ее родственников (в том числе матери), а также совпадало с ее установкой, что жить стоит лишь до 50-55 лет. Линия будущего у нее сходилась в точку именно в 52 года, и последующих картин просто не появлялось.

Второй способ — исчезновение из изображения образа самого себя (начиная с некоторого возраста, испытуемый не может в мысленной картине будущего представить себя). И третий способ — мягкое планирование, или отчуждение образа позднего возраста от основной линии будущего (последние образы представляются резко отличными от предшествующих, они визуализируются в другой части мысленного пространства).



Испытуемая Е., 35 лет. У нее линия будущего обрывалась на уровне +8 лет, и последующих картин также не было; при пред­ложении. экспериментатора все-таки представить образ отда­ленного будущего, у нее появилась туманная картинка, в которой ее самой не было. У этой испытуемой были серьезные психологи­ческие проблемы, она считала, что ей осталось жить еще 8 лет, поскольку так ей было предсказано экстрасенсом, которому она очень верила. Хотя причиной обращения ее к нам было именно желание «избежать предначертанного».

Однако многие испытуемые не могут назвать предполагаемую продолжительность своей жизни, кратко отвечая «проживу много». И наряду со сходящимися временными линиями существуют и другие, например, те, что мы назвали расходящимися. Расходя­щиеся линии будущего принципиально не сводимы к точке и чаще всего сопровождаются своеобразными представлениями испытуе­мых о продолжительности их жизни. Это касается, главным обра­зом, группы аспирантов, а в группе лиц со средним образованием различия выражены много меньше. Итак, испытуемые-аспиранты с расходящейся линией будущего отвечают на вопрос о продолжи­тельности жизни парадоксальным ответом, как, например, «я со­бираюсь дожить до 150 лет, а почему бы и нет, мне нравится жить», или «а может быть, я еще живым куда-нибудь попаду». Среди этих испытуемых довольно распространены представления о том, что конец их жизни будет сопровождаться чем-то необычным, но, в отличие от испытуемых со сходящейся линией будущего, эти представления лишены конкретности. Испытуемым со сходящейся линией были свойственны преставления об одном-единственном возможном конце их жизни религиозного плана (новая реинкар-



__ _. ___..______ Глава третья________119

нация, рай или ад) или бытового («умру — и все»).' Испытуемые с расходящейся линией, скорее, предполагали, завершение жизни как «что-нибудь особенное», не определяя, что именно.

ВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Важнейшей временной характеристикой с точки зрения всех без исключения подходов в психологии, изучающих время, является ориентация личности на прошлое, настоящее или будущее. Как эти ориентации отражаются на нашей модели? По всей видимости, вре­менная ориентация личности является интегральной характеристи­кой, включающей в себя ряд показателей временной линии.

Во-первых, следует учитывать местоположение линии. Как мы уже замечали выше, во внутреннем пространстве психики суще­ствуют области более значимые (вверх и вперед) и менее (вниз). Расположение линии в значимой области внутреннего пространства может говорить об ориентации человека именно на это время. Например, одна из испытуемых, ориентированных строго на бу­дущее, представляла линии прошлого слева внизу, а будущего — прямо впереди.



Во-вторых, важным показателем значимости образа может слу­жить скорость визуализации. Как отмечает ряд исследователей, на скорость визуализации значительно влияют эмоции субъекта. Лица людей, неприятных испытуемому, появляются в памяти мед­леннее, чем лица приятных. То же самое касается образов событий. При этом даже неосознаваемые эмоции влияют на скорость визу­ализации [34]. Среди наших испытуемых было несколько человек, которые очень медленно представляли образы либо прошлого, либо будущего. Один испытуемый сначала утверждал, что у него вообще «нет линии прошлого», потом с большим трудом представил ее, кстати, в нижней области внутреннего пространства; образы буду­щего он представлял легко и быстро, и располагались они в верхней области мысленного пространства.

Этот человек устремлен в будущее вплоть до полного отвержения прошлого. Значительно чаще испытуемым было затруднительно представлять образы будущего, некоторые из них сначала утверж­дали, что не могут этого сделать. Если экспериментатор продолжал настаивать, то образы постепенно появлялись, только скорость визуализации была очень медленной, а сами образы — маленькими и мутными.

В-третьих, большое значение имеют качественные характерис­тики изображения: величина соответствующих образов, их яркость, четкость, наличие в них цвета и движения. Большое значение также может иметь фактор ассоциации—диссоциации образов и

120 Соотношение опознаваемых и. неосознаваемых механизмов..^_

степень их субъективной близости к испытуемому. Существуют данные, свидетельствующие о совпадении типов личности по К. Г. Юнгу [135] с особенностями их временной трансспективы [25]. А именно, представители сенсорного типа, ориентированные на настоящее, склонны представлять настоящее в виде яркой объ­емной картины, расположенной вокруг них; практически все образы у них ассоциированы (они видят картину окружающей обстановки). Испытуемые интуитивного типа представляют образы в диссоци-ированной форме (как образ самого себя, проделывающего то или иное действие). Испытуемые других типов, ориентированных на настоящее, также представляют его в виде большой, яркой кар­тины, расположенной в значимой области внутреннего пространства (обычное место настоящего — прямо перед собой).

Испытуемые, ориентированные на будущее, склонны представ­лять его образы большими, яркими, цветными и располагать их ближе к себе. Испытуемые, ориентированные на прошлое, в таком виде представляют образы прошлого.

Для лучшего выявления временных ориентации человека не­обходимо, во-первых, учитывать все значимые факторы, во-вторых, сравнивать интегральные характеристики прошлого, настоящего и будущего между собой. Некоторые люди могут быть ориентированы больше, чем на одно время. Другие игнорировали все времена.

Рассмотрим примеры.

Испытуемый Л„ 27 лет. Ориентирован на настоящее. Образы настоящего ассоциированы, располагаются вокруг него, образы. большие, яркие, цветные, движущиеся. Образы прошлого и будущего располагаются частично слева, частично внизу, они заметно меньше по размеру.

Испытуемый М; 22 года. Ориентирован на будущее. Образы будущего у него увеличиваются в размерах и поднимаются вверх. Прошлое вытеснено, визуализируется плохо, внизу, но никакими неприятными эмоциями не сопровождается, просто неинтересно его представлять. Настоящее — прямо перед собой, по величине сравнимо с начальными картинами будущего.

Испытуемая Н„ 32 года. Частично ориентирована на прошлое, частично на будущее. Образы прошлого большие, яркие, находятся впереди и слева. Образ настоящего впереди, сравнительно неболь­шой. Будущее очень 'далеко впереди, однако уходит вверх, хотя размеры образов со временем уменьшаются.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Современная психология — это психология развивающегося че­ловека. Поэтому, говоря о личностном времени, невозможно избе-

___„..____ Глава третья_______121

жать вопроса о развитии личности во времени. Хотя в ряде кон­цепций развитие сводится к возрастным изменениям, закономерно повторяющимся у всех индивидуумов (теории жизненного пути как череды жизненных циклов), все-таки в настоящее время боль­шее распространение получили другие теории, связывающие раз­витие с творческой самореализацией личности [2,3], поиском жиз­ненного смысла (В. Франкл), возможностью реализовать все свои возможности и способности (самоактуализация по А. Маслоу) [82] и, наконец, с расширением сознания, интеграцией неосознаваемых сфер и выходом через бессознательное на более высокий уровень самоосознания (процесс индивидуации по К. Г. Юнгу, подробно рассмотренный нами в другой работе [24]).

Существуют, как минимум, два представления о жизненном пути творческих личностей и особенностях взаимоотношения твор­ческой личности с социумом. С одной стороны, это взгляды гума­нистических психологов (А. Маслоу, Г. Олппорт, К. Роджерс и др.), идеализирующих эти взаимоотношения, представляющих, во-первых, каждого человека потенциально творческой личностью, во-вторых, связывающих творческое развитие личности (самоакту­ализацию) с социальным ростом, эмоциональной и психологической зрелостью, возрастанием социальной адаптивности, уравновешен­ности, жизненного спокойствия и оптимизма.

С другой стороны, другими авторами подчеркивается противо­речие между личностью, тем более творческой, и социумом: «между отдельным человеком, личностью, тем более яркой индивидуаль­ностью и социальной действительностью всегда существует проти­воречие. Оно существует потому, что социум никогда не удовле­творяет потребностей индивида, а индивид никогда не отвечает требованиям социума» [1, с. 16].

Вероятно, просто существуют разные личности, одни развива­ются в удивительной гармонии с социумом, другие — противореча ему. Проведенное нами эмпирическое исследование выявило зна­чительную зависимость между особенностями интрапсихического пространственно-временного континуума и некоторыми творчески­ми характеристиками (творческий склад и творческая продуктив­ность по MMPI, дивергентный способ решения проблем и прогно­зирующий способ планирования времени). Вообще творческие по­казатели коррелируют со многими характеристиками образной сферы, а именно со структурированностью линии прошлого, рас­хождением линии прошлого, расположением линии прошлого в левой области пространства воображения, расположением образов прошлого в верхней области пространства воображения, расхож­дением линии будущего, удаляемостью линии будущего и распо­ложением линии будущего в верхней области пространства вооб-

122 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов...____

ражения. В каждом описании творческий компонентиграет свою роль, формируя общую характеристику личности.

Но особенно тесна связь творческих характеристик личности с двумя показателями организации пространственно-временного кон­тинуума, и оба этих показателя относились к будущему времени, т. е. были сопряжены с перспективами развития личности. Первый показатель — это расположение вектора будущего в верхней облас­ти пространства воображения. Второй показатель — последователь­ное увеличение размеров образов будущего и расходящаяся пер­спектива.

Наши данные дают возможность говорить не о творчестве во­обще, а позволяют выявить разные типы творческих личностей, на необходимость чего указывал В. Н. Дружинин, предлагая в такой типологии соотносить показатели творчества и интеллекта [53]. Выделенные в наших исследованиях два способа представле­ния восходящего характера жизненной линии можно связать с двумя типами творческих личностей. Первые из них располагают линию будущего в верхней части пространства воображения. Вторые представляют расходящуюся линию будущего.

Для развития индивидуумов первого типа характерна тенденция к самоактуализации, понимаемой в терминах А. Маслоу как процесс последовательной реализации всех своих возможностей и способ­ностей и становление здоровой, эмоционально и психологически зрелой, великолепно социально адаптированной, уравновешенной и оптимистичной личности. Недаром расположение линии будущего в верхней части ПВК входит в кластер целеволевых характеристик и положительно коррелирует с такими шкалами MMPI, как само­обладание, уравновешенность, уверенность в себе и своих силах, приспособленность к обществу, высокая самооценка. У представи­телей этого типа наряду с творческими способностями высокое развитие получают показатели интеллекта: расположение образов будущего вверху коррелирует как с творческими характеристиками (творческий склад и творческая продуктивность), так и интеллек­туальными (интеллектуальная активность).

Полученный на основе нашего эмпирического исследования дан­ный тип творческой личности близок к описанному В. Н. Дружи­ниным типу, характеризующемуся, по его мнению, сочетанием вы­сокого интеллекта и высокой креативности и живущему долго и

продуктивно [53].

Если же от творческого пути гения спуститься к обычным лич­ностям, то, возможно, именно представителям этого типа свойствен способ самореализации, охарактеризованный Н. Е. Харламенковой:

«Самоутверждение нормальной личности происходит благодаря умеренному, но постоянному повышению притязаний, благодаря реальным достижениям личности» [123, с. 148].

____ ____ _ ___ _ _ Глава третья _ _.____ _ __123

Другой тип творческой личности, представленный в нашем ис­следовании, характеризуется расходящейся линией будущего, пос­ледовательным возрастанием субъективного размера образов буду­щего. Мы предположили, что расхождение линии будущего связано с общей креативностью и дивергентным мышлением по Дж. Гил-форду. Дивергентное мышление — это мышление, «идущее одно­временно в различных направлениях», оно варьирует способы реше­ния проблем и может привести к неожиданным выводам и след­ствиям, в то время как конвергентное мышление проявляется в том случае, когда человек решает задачу, требующую от него на основе множества различных начальных условий выбрать единст­венно верное решение [144].

Показатель «расходящаяся линия будущего» в наших исследо­ваниях образовывал собственный кластер, кластер дивергентных характеристик, куда наряду с ним входили: дивергентный способ решения проблем и прогнозирующий способ планирования буду­щего (составление нескольких вариантов плана). Расхождение ли­нии будущего в наших исследованиях коррелировало также с творческими шкалами MMPI: творческий склад и творческая про­дуктивность, — и шкалами, говорящими о чувствительности и со­циальной дезадаптации. Следует отметить отсутствие корреляций между расхождением линии будущего и показателями интеллекта, во всяком случае определенными по тесту MMPI.

Мы определили параметр расхождения линии будущего как одну из временных характеристик дивергентного мышления. Мыш­ление же вообще (конвергентное или дивергентное) — это все-таки нечто большее, чем только способ решения проблем или способ планирования будущего, изучаемый в нашем исследовании. По­этому, определяя с помощью нашей методики то, как — конвер­гентным или дивергентным способом — представляет свое будущее испытуемый, мы можем судить о предпочитаемом способе мыш­ления данного испытуемого в отношении к будущему, но, безу­словно, не можем делать заключение о его способе мышления вообще. Можно представить высокотворческую личность с дивер­гентным мышлением, нисколько не ориентированную на будущее (если такое, конечно, возможно), вероятнее всего, у нее будет сходящаяся линия будущего, что никак не умаляет ее творческих достижений.

Развитие индивидуумов при наличии расходящейся линии бу­дущего предположительно близко к описанному К. Г. Юнгом про­цессу индивидуации [134]. Выше мы проанализировали представ­ления о продолжительности своей жизни у индивидуумов с рас­ходящейся и сходящейся перспективой. Испытуемые с расходя­щейся линией будущего более склонны распространить творческий период своей жизни до самого ее конца, который, в свою очередь,

122 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов...___

ражения. В каждом описании творческий компонент играетсвоюроль, формируя общую характеристику личности.

Но особенно тесна связь творческих характеристик личности с двумя показателями организации пространственно-временного кон­тинуума, и оба этих показателя относились к будущему времени, т. е. были сопряжены с перспективами развития личности. Первый показатель — это расположение вектора будущего в верхней облас­ти пространства воображения. Второй показатель — последователь­ное увеличение размеров образов будущего и расходящаяся пер­спектива.

Наши данные дают возможность говорить не о творчестве во­обще, а позволяют выявить разные типы творческих личностей, на необходимость чего указывал В. Н. Дружинин, предлагая в такой типологии соотносить показатели творчества и интеллекта [53]. Выделенные в наших исследованиях два способа представле­ния восходящего характера жизненной линии можно связать с двумя типами творческих личностей. Первые из них располагают линию будущего в верхней части пространства воображения. Вторые представляют расходящуюся линию будущего.

Для развития индивидуумов первого типа характерна тенденция к самоактуализации, понимаемой в терминах А. Маслоу как процесс последовательной реализации всех своих возможностей и способ­ностей и становление здоровой, эмоционально и психологически зрелой, великолепно социально адаптированной, уравновешенной и оптимистичной личности. Недаром расположение линии будущего в верхней части ПВК входит в кластер целеволевых характеристик и положительно коррелирует с такими шкалами MMPI, как само­обладание, уравновешенность, уверенность в себе и своих силах, приспособленность к обществу, высокая самооценка. У представи­телей этого типа наряду с творческими способностями высокое развитие получают показатели интеллекта: расположение образов будущего вверху коррелирует как с творческими характеристиками (творческий склад и творческая продуктивность), так и интеллек­туальными (интеллектуальная активность).

Полученный на основе нашего эмпирического исследования дан­ный тип творческой личности близок к описанному В. Н. Дружи­ниным типу, характеризующемуся, по его мнению, сочетанием вы­сокого интеллекта и высокой креативности и живущему долго и

продуктивно[53].

Если же от творческого пути гения спуститься к обычным лич­ностям, то, возможно, именно представителям этого типа свойствен способ самореализации, охарактеризованный Н. Е. Харламенковой:

«Самоутверждение нормальной личности происходит благодаря умеренному, но постоянному повышению притязаний, благодаря реальным достижениям личности» [123, с. 148].

_ __ Глава третья ___„—._... 1.23

Другой тип творческой личности, представленный в нашем ис­следовании, характеризуется расходящейся линией будущего, пос­ледовательным возрастанием субъективного размера образов буду­щего. Мы предположили, что расхождение линии будущего связано с общей креативностью и дивергентным мышлением по Дж. Гил-форду. Дивергентное мышление — это мышление, «идущее одно­временно в различных направлениях », оно варьирует способы реше­ния проблем и может привести к неожиданным выводам и след­ствиям, в то время как конвергентное мышление проявляется в том случае, когда человек решает задачу, требующую от него на основе множества различных начальных условий выбрать единст­венно верное решение [144].

Показатель «расходящаяся линия будущего» в наших исследо­ваниях образовывал собственный кластер, кластер дивергентных характеристик, куда наряду с ним входили: дивергентный способ решения проблем и прогнозирующий способ планирования буду­щего (составление нескольких вариантов плана). Расхождение ли­нии будущего в наших исследованиях коррелировало также с творческими шкалами MMPI: творческий склад и творческая про­дуктивность, — и шкалами, говорящими о чувствительности и со­циальной дезадаптации. Следует отметить отсутствие корреляций между расхождением линии будущего и показателями интеллекта, во всяком случае определенными по тесту MMPI.

Мы определили параметр расхождения линии будущего как одну из временных характеристик дивергентного мышления. Мыш­ление же вообще (конвергентное или дивергентное) — это все-таки нечто большее, чем только способ решения проблем или способ планирования будущего, изучаемый в нашем исследовании. По­этому, определяя с помощью нашей методики то, как — конвер­гентным или дивергентным способом — представляет свое будущее испытуемый, мы можем судить о предпочитаемом способе мыш­ления данного испытуемого в отношении к будущему, но, безу­словно, не можем делать заключение о его способе мышления вообще. Можно представить высокотворческую личность с дивер­гентным мышлением, нисколько не ориентированную на будущее (если такое, конечно, возможно), вероятнее всего, у нее будет сходящаяся линия будущего, что никак не умаляет ее творческих достижений.

Развитие индивидуумов при наличии расходящейся линии бу­дущего предположительно близко к описанному К. Г. Юнгом про­цессу индивидуации [134]. Выше мы проанализировали представ­ления о продолжительности своей жизни у индивидуумов с рас­ходящейся и сходящейся перспективой. Испытуемые с расходя­щейся линией будущего более склонны распространить творческий период своей жизни до самого ее конца, который, в свою очередь,

124 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов...

они не склонны планировать вообще. В своем развитии такие испытуемые предпочитают ориентироваться на свой внутренний мир, бессознательное (положительная корреляция с интроверсией по MMPI), актуализацию неосознаваемых субличностей и скрытых возможностей, нежели на рост социальный.

Интересно проследить, как фактор «культуральных прототипов» или «социальных представлений» влияет на оценку испытуемыми своего способа решения проблем. Если в группе лиц со средним образованием менее половины всех испытуемых считали свой способ мышления дивергентным, то в группе аспирантов — три четверти. При этом количество расходящихся и сходящихся линий будущего в обеих группах было примерно одинаковым.

Как показали исследования, люди обычно представляют умного человека как человека интеллектуального труда. Недаром в, русском языке «умный» и «интеллектуальный» синонимы. Как показало исследование Н. Л. Смирновой, люди в своих представлениях на­деляют умного человека такими характеристиками, как оригиналь­ность, нестандартность, креативность, а среди когнитивных качеств указывают: сообразительность, острый ум, гибкость мышления [109]. Поэтому вполне естественно, что молодые ученые ищут и находят у себя характеристики творческого мышления, сознательно или бессознательно стремясь соответствовать, назовем это так, внут­реннему эталону ученого.

Таким образом, в нашем исследовании было выявлено два типа творческих личностей и два способа организации жизни. Первый тип характеризуются сочетанием творческих, интеллектуальных качеств и показателей социальной адаптированное™; представите­ли этого типа строят свою жизнь в большей или меньшей гармонии с социумом и развиваются путем, близким к описанной А. Маслоу самоактуализации.

Второй тип характеризуется общей креативностью и дивергент­ным мышлением; представители этого типа отличаются большей или меньшей социальной дезадаптацией, их развитие ближе к описанному К. Г. Юнгом процессу индивидуации, что отвечает второй точке зрения на творческую личность.

Следует отметить, что эти типы не являются взаимоисключаю­щими, поскольку в основу типологии положены два различных показателя, а не разные значения одного и того же. Простран­ственно-временные континуумы некоторых индивидуумов включа­ют оба этих показателя (расходящаяся линия будущего в верхней области интрапсихического пространства), у других индивидуумов ПВК включает только один из этих показателей (линия будущего или вверху, или расходящаяся), при этом второй показатель может быть или не выраженным (приравненным к нулю), или выражать противоположное качество (отрицательное значение); и наконец,

__________ Глава третья __ _____ _ 125

ПВК отдельных индивидуумов может быть полностью лишены творческих показателей: сходящаяся линия будущего внизу (к сло­ву, в наших экспериментах такие ПВК обнаружены не были). Все это говорит об огромном разнообразии творческих личностей, ко­торые могут быть встречены в реальности.

В заключение сделаем некоторые выводы. Внутренний мир человека богат и разнообразен. Концепция личностной организации времени, являясь соединением объективных особенностей времени (психологических, психофизических) и субъективных (восприятие, переживание, осознание времени), позволяет нам проложить мост между глубинными внутрипсихическими процессами и внешне ви­димым поведением.

В данной главе мы проанализировали основные неосознаваемые компоненты личностной организации времени на уровне прост­ранственно-временных образных гештальтов. На этом уровне мы выявили особенности жизненной линии субъекта, ее прерывистый или непрерывный, восходящий или нисходящий характер.

На основе анализа образов возможного будущего оказалось воз­можным исследовать когнитивную и личностную перспективы субъ­екта, показать интегральный характер временных ориентации (ори­ентации на прошлое, настоящее или будущее). Характер жизненной линии индивидуума напрямую связан с развитием личности во вре­мени. Особенности процесса саморазвития, самореализации лично­сти тесно связаны с ее интеллектуально-творческими характеристи­ками; на основе существующих образных представлений о будущем можно выделить два способа творческой организации жизни.

Непрерывный характер жизненной линии (представленный по­следовательной чередой образов во временной линии) говорит о наличии сквозной связи прошлого, настоящего и будущего (транс-спективы). Жизненные линии других индивидуумов имели преры­вистый характер (наличие разрывов во временной линии, несвя­занное друг с другом расположение линий прошлого, настоящего и будущего). Теоретически выделенный восходящий или нисходя­щий характер жизненной линии получил свое прямое выражение на языке пространственно-временных гештальтов. Образы будущего восходящей линии представлялись испытуемыми в верхней части пространства воображения, а нисходящей — в нижней. Другое во­площение характера жизненной линии выражалось в последова­тельном увеличении или уменьшении образов будущего.

Из трех видов перспектив две (когнитивная и личностная) нашли свое воплощение на уровне образных гештальтов. Когни­тивную перспективу лучше всего может характеризовать способ­ность индивидуума представлять образы будущего, скорость их визуализации, четкость изображения. Личностная перспектива, ха­рактеризующая мотивационную детерминанту представлений о бу-

hft

126_ Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов... _ __

дущем, проявилась в «сцеплении между собой» образов будущего. Сцепленной считалась такая линия будущего, когда при попытке респондента мысленно подвинуть одиниз образов остальные само­произвольно двигались за ним.

Кроме этого, на уровне образных гештальтов можно изучать субъективные представления испытуемых о длине перспектив, т. е. о продолжительности их жизни. У части испытуемых продолжи­тельность их жизни буквально «запрограммирована» на уровне пространственно-временных образных гештальтов. Картины буду­щего времени такими испытуемыми представляются все меньших и меньших размеров, достигают, наконец, размера точки и далее не представляются вообще или же представляются с большим трудом, причем образ самого индивидуума в них отсутствует. У дру­гих испытуемых представление о предполагаемой продолжитель­ности жизни отсутствует, что накладывает ограничение на методику А. А. Кроника. Особенно это касается расходящихся перспектив, которые принципиально не сводимы в точку. Индивидуумы с таким будущим на вопрос о возможной продолжительности жизни отве­чают или очень неопределенно, или парадоксом.

Временные ориентации индивидуумов носят интегральный ха­рактер и включают в себя несколько показателей временной линии:

расположение образов времени в значимых областях пространства воображения (вверху или впереди), величина образов, их яркость, наличие цвета и движения, а также скорость визуализации.

При изучении развития личности во времени в нашем иссле­довании было выявлено два способа творческой организации жизни. Для первого типа характерно сочетание творческих, интеллекту­альных качеств и показателей социальной адаптированности; пред­ставители этого типа строят свою жизнь в большей или меньшей гармонии с социумом и развиваются путем, близким к описанной А. Маслоу самоактуализации. Им было свойственно представлять линию будущего в верхней части пространства воображения. Для второго типа характерны общая креативность и дивергентное мыш­ление; представители этого типа отличаются большей или меньшей степенью социальной дезадаптации, склонны к интроверсии, их развитие ближе к описанному К. Г. Юнгом процессу индивидуации. На уровне образных гештальтов они представляли расходящуюся линию будущего. При этом данные способы не являются взаимо­исключающими, они могут сочетаться, приводя к увеличению раз­нообразия творческих и нетворческих личностей.

_ _ _ Глава третья _____ 127

2. РОЛЬ НЕОСОЗНАВАЕМОГО В СПОСОБАХ ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ

В предыдущем исследовании основным предметом явился способ воспроизведения, воссоздания в образной неосознаваемой сфере личности ее жизненных глубинных событий — переживаний, не всегда доступных и интроспекции самого субъекта, и исследовате­лю, а также преобладание в ее жизни прошлого, настоящего и будущего и их разнообразные способы связи, образные эквиваленты жизненной линии, когнитивных и личностных перспектив. В нем получили доказательство две основные теоретически сформулиро­ванные гипотезы нашей концепции личностной организации вре­мени — выделение и структурирование жизненного пути как жиз­ненной линии (и ее характеристик) и выделение когнитивной и личностной перспектив. Самым сильным моментом этого доказа­тельства явилось то, что эти структуры выявились через характе­ристики образной, т. е. неосознаваемой сферы личности, причем в четких, объективно измеряемых параметрах. Было доказано и то, что неосознаваемая образная сфера воплощает и воссоздает и характер жизненного пути, и некоторые особенности творческих типов личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.