Сделай Сам Свою Работу на 5

Билет 31. Литературные направления (Лекции. Учебник Поспелова, глава 20)





Литературное направление-это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой созидательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениям эстетической программы, в публикации выражающих ее «манифестов». (творчество тех групп писателей той или иной страны и эпохи, каждая из которых объединена признанием единой литературной программы). Признаки литературного направления:

• объединяет писателей определенной исторической эпохи

• общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеала

• особый тип героя

• стиль художественной речи

• характерные сюжеты

• излюбленные жанры

• выбор художественных приемов изображения жизни мироощущение и миропонимание писателей

Литературные направления: классицизм,сентиментализм,романтизм,реализм. Литературное направление возникает тогда, когда группа писателей той или иной страны и эпохи объединяется на основе какой-то определенной творческой программы и создает свои произведения, ориентируясь на ее положения. Это способствует большей творческой организованности и законченности их произведений. Но не программные принципы, которые провозглашает какая-то группа писателей, определяют особенности их творчества, а наоборот, — идейно-художественная общность творчества объединяет писателей и вдохновляет их на осознание и провозглашение соответствующих программных принципов. Классицизм. Это литературное направление сложилось во Франции в 17 веке. Сила этого литературного направления заключалась в том, что его приверженцы очень законченной и отчетливой системой гражданско-моралистических убежденийи последовательно выражали их в своем творчестве. Его творческим законодателем был Малерб. Французские классицисты готовы были подражать античным писателям, но писать также как они, конечно, не могли. Соответственно этому литературному направлению, произведения драматургии должны были заключать в себе единство времени, места и действия. Это значило, что в пьесе должен развиваться единый конфликт, а его развитие в сюжете должно обладать наибольшей компактностью во времени (не занимать более одних суток в жизни героев) и в пространстве (происходить всецело в одном и том же городе или одном и том же месте). Основное положение программы классицизма — господство разума в поэзии. Новое, ранее не существовавшее свойство творчества целой группы французских писателей XVII в. заключалось в том, что эти писатели, в силу особенностей своего мировоззрения, достигли высокого уровня творческой сознательности. Они не только творили, но и думали о том, как вообще надо творить, и пришли к тому, что осознали и сформулировали некоторые общие принципы своего литературного творчества. Иначе говоря, группа французских писателей XVII в. впервые наметила определенную творческую программу и ориентировалась на ее положения в создании своих произведений. Одно из положений их программы заключалось в том, что для создания высокохудожественных произведений писателям необходимо опираться на величайшие достижения античной литературы брать ее классические произведения за образцы, подражать им в своем творчестве. За это сознательное, программное стремление подражать классическим образцам первое литературное направление и получило название «классицизм». Впервые обогатив свое творчество его программностью французские классицисты подали этим пример писателям других стран и эпох. С тex пор литература передовых европейских стран в значительной мере развивается в форме направлений. Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы
и России в XVII—XVIII веках как выражение идеологии абсолютноймонархии. В нем нашли отражение представление о рационалисти-первоклассный) ческой гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Представители-Коренль, Буало, Мольер, Расин, Херасков, Ломоносов, Державин, Фонвизин, Княжин, Сумароков. Классицизм заключал в себе одно очень важное достоинство: он требовал высокой дисциплинированности и творчества, которой часто недоставало произведениям раннего средневековья и Возрождения. Актуальны также принципиальность творческой мысли, пронизанность всей образной системы произведения единой идеей, глубокой соответствие идейного содержания и художественной формы. В программах направлений «сентиментализма» и «романтизма», очевидно на первый план выдвигались свойства пафоса произведений, в программах «натурализма» и «реализма» — свойства художественного отражения жизни. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ(фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы. Сентиментализм выдвигает идею «есетственного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. «Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Представителем этого литературного направления в Англии в 18 веке был Джеймс Томсон. Для него объектом изображения была природа. Плодом его творения была поэзия. С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон, он порвал с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией и обратился к изображению мира человеческих чувств. Творчество Лоуренса Стерна знаменует окончательный отход от классицизма, этого писателя считают «отцом сентиментализма». Романтизм. Романтизм был порождением революционыых сдвигов, происшедших на рубеже столетий и в начале нового, 19 века. Черты романтизма-энтузиазм, основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления мира. Романтисты страстно желали перемен и причем не мелких, они хотели того, что в корне изменило бы постреволюционную ситуацию. (вышеперечисленнное-следствие разочарования в Великой Французской революции и в буржуазной цивилизации вообще: ее пошлости, прозаичности, бездуховности). Ранние английские романтики-Вордсворт и Кольридж, искали свои идеалы в историческом прошлом, они идеализировали старый патриархальный уклад крестьянской жизни, выступая не только против всякого порабощения, но и даже против развития личного начала. Романтический пафос вытекал из их религиозно-моралистических стремлений. Это был религиозно-моралистический английский романтизм. Совсем другим было творчество Байрона и Шелли, поэтов-романтиков 1800-1810 г. Будучи выходцами из аристократической среды, они смело выступили против господствующих буржуазно-дворянских слоев, против лицемерия и ханжества жизни. Эти писатели выразили в своем творчестве мотив романтического бунтарства. Они стремились к гражданской свободе, которую видели в будущем. Это был гражданский романтизм. Реализм. Реализм-верность воспроизведения социальных характеров персонажей в их внутренних закономерностях, созданных обстоятельствами социальной жизни той или иной страны и эпохи. Реалистическое отражение возникло в литературах передовых европейских стран во второй половине 1820-х г. Для глубокого и активного развития реализма необходимы были определенные идейные предпосылки. Важнейшая из них-возникновение историзма в общественном сознании передовых писателей, способности осознавать своеобразия социальной жизни их исторической эпохи, а отсюда и других исторических эпох. Эта особенность проявилась в творчестве Стендаля (Франция), Пушкина (Россия), Гейне (Германия). Писатели-реалисты раскрывали противоречия жизни различных слоев общества во множестве внешних, бытовых, внутренних и психологических ее подробностей.







 

Билет 32. Литература, беллетристика, паралитература (массовая литература). Их соотношение в литературном процессе.

Деление на высокую литературу (строгую, подлинно художественную), на массовую литературу («паралитературу», «литературный низ»), а также на беллетристикупроисходит по тому, как лит.произведения выполняют своё художественное предназначение: в большей или меньшей мере, а то и вовсе от него уклоняясь. Чёткости в разделении нет, идёт постоянный спор, что относится к «верху», а что к «низу». ВЫСОКАЯ ЛИТ-РА, ЛИТ. КЛАССИКА Это та часть всей лит-ры (включая спекуляции, графоманию, порнографию), которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Пик высокой лит-ры: классика. Классика (classicus - образцовый) - это та часть худ.словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.

Лит.классика - произведения первого ряда. Верх верха литературы. Но опознаётся лит.классика обычно со стороны, из другой, последующей эпохи. Как бы не использовалось понятие «классика» (классики античности vs авторы Нового времени; классицисты vs романтики и тд), за словом «классический» всегда стоит представление о порядке, мере, гармонии. Термин «классический стиль»: гармоническая цельность мыслителя, ориентир для каждой национальной литературы (в России – Пушкин). Художественная классика - представление о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели худ.классики – «вечные спутники человечества». Поспешно возводить автора на пьедестал – рискованно и часто ошибочно. Иногда, правда, пророчества о будущей славе оправдываются (Белинский о Лермонтове и Гоголе). Но тот автор, что признан современниками, - лишь «кандидат» в классики. Кумиры своего времени - еще не классики (например, наряду с Пушкиным, Гоголем, Л.Толстым и Чеховым восхвалялись Н.В. Кукольник, С.Я. Надсон, В.А. Крылов). Вопросы о будущей славе авторов призваны решать не современники писателей, а их потомки. Границы между классикой и «неклассикой» размыты и изменчивы (Сейчас Баратынский и Батюшков в почете, а в своё время не были). Но худ.классика не окаменелость. Жизнь произведений динамична. Каждая эпоха находит в них что-то своё, по-новому их воспринимает. Смысловой состав таких произведений способен «расти, досоздаваться далее».

Произведения классики не должны восприниматься как неприкосновенные святыни, но и не должны поддаваться на искажающую модернизацию и фамильярность. Должно быть признание авторитета, но свободное, где есть возможность не согласиться и поспорить. Классика призвана помогать людям понять самих себя в большом историческом времени, составлить повод и стимул для диалога между разными культурами. Классику порой характеризуют как канонизированную литературу, говоря о ряде «литературных святых, которые канонизированы». Выражается в многократной публикации лучших произведений, в установлении великим писателям и поэтам памятников, во включении их творений в учебные программы, в их настойчивой популяризации. Нельзя путать с худ.классикой то, что хотят ею считать определённые авторитеты (например, фраза Сталина о том, что Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи. +присуждения определенным писателям Сталинских премий). Репутация писателя-классика не столько создаётся чьими-то решениями, сколько возникает стихийно, формируется интересами и мнениями читающей публики на протяжении длительного времени. МАССОВАЯ ЛИТ-РА В широком смысле это все то в литературе, что не получило высокой оценки художественно образованной публики (Лотман считал, что творения Тютчева были массовой литературой вплоть до второй половины XIX века. Тогда они уже вышли за рамки мас.лит-ры, т.к. были высоко оценены худ.образованным слоем). Более распространено представление о мас.лит-ре как о литературном «низе». Мас.лит-ра - это популярные произведения, рассчитанные на читателя невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения. Мас.лит-ру называют - в англоязычной традиции «популярной лит-рой» - в немецкой – «тривиальной лит-рой» - во французской – «паралитературой» Паралитература (para – напоминающий) — это подобие литературы, паразитирующее на ней, детище рынка. Паралит-ра обслуживает читателя, чьи понятия о жизненных ценностях, о добре и зле исчерпываются примитивными стереотипами. Герои мас.лит-ры обычно лишены характера, психологической индивидуальности, превращены в фикцию личности. Крайний схематизм. Фамилии-маски: убийца – Ножевой, дурак – Глаздурин. Мас.лит-ра «более занята разворачиванием событий, где человеку уготовлена роль средства». Обилие невероятных происшествий, динамичный сюжет. Нередко герой выступает в обличии супермена. Однако парлит стремится убедить читателя в достоверности изображаемого, что невероятные события «могли бы случиться со всяким без прибавления вымысла». Парлит либо прибегает к мистификации («произведение основано на малодоступных материалах из шведских архивов» и т.д.), либо «обставляет» невероятные приключения узнаваемыми, достоверными подробностями («маршруты автомобильных погонь точные в смысле расстояний и расчета времени»). Авторское начало уничтожается в самом процессе производства (в Германии целая индустрия по мас.лит-ре: авторы в сроки пишут по нужному сюжету, языку и идее, издат-во может менять в рукописи, что хочет, потом регламентированной партией выпускает и т.д). Иногда оспаривается мнение, что парлит – это только низшая и извращенная форма чего-то лучшего:

Мысль Кавелти: это формальная лит-ра, она хорошая и нужная, т.к. отвечает потребностям людей уйти от жизни с ее однообразием, скукой и повседневным раздражением, что достигается насыщением произведений мотивами «опасности, неопределенности, насилия и секса. Мол, формал.лит-ра выражает то, что справедливость — дело рук личности, а не закона. Поэтому ее герой активен и авантюристичен. Формал.лит-ра - это мелодрама, детектив, вестерн, триллер. В основе мас.лит-ры устойчивые, «базовые модели» сознания, присущие всем людям. То, что понятно и привлекательно для большинства. А высокая лит-ра ограниченна и узка, в ней незначительное кол-во произведений. Писатели-классики отражают лишь «интересы и отношения читающей их элитной аудитории», когда формаллит радует всех. БЕЛЛЕТРИСТИКА Это срединная область (классика – верх, массовая – низ). belles lettres — изящная словесность. Беллетристика - литература «второго» ряда, неклассическая, но имеющая неоспоримые достоинства и отличающаяся от литературного «низа», т.е. срединное пространство литературы. Неоднородна. В ней значимы те произведения, что не обладают худ.масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждают проблемы своей страны и эпохи, отвечают духовным запросам современников, иногда потомков. Т.е. выражают «потребности настоящего, думу и вопрос дня», в чём становятся подобны высокой лит-ре (Немирович-Данченко – беллетрист. Не сделал каких-либо худ.открытий, склонялся к мелодраматическим эффектам и лит.штампам, но сказал о русской жизни нечто свое и оригинальное, внимателен бы к мирскому праведничеству, к людям с «большими сердцами», которых «не разглядишь сразу»). Беллетристика, откликающаяся на литературно-общественные веяния своего времени, неоднородна. В одних случаях она содержит в себе начала оригинальности и новизны, в других — оказывается по преимуществу подражательной и эпигонской. Эпигонство (epigonoi — родившиеся после) - «нетворческое следование традиционным образцам», назойливое повторение хорошо известных литературных тем, подражание известным писателям (за «Бедной Лизой» Карамзина последовал поток подобных ей произведений, мало друг от друга отличающихся: «Бедная Маша», «История несчастной Маргариты» и т.д.). Это прежде всего отсутствие у писателя своих тем и идей и эклектичность формы, которая взята у предшественников и ни в коей мере не обновлена. Но эпигонство подстерегать может и талантливых, когда они себя еще ищут (первый сборник Некрасова «Мечты и звуки»). Бывает, что писатель, написав что-то стоящее, начинает прибегать к самоповторам, становясь эпигоном самого себя (Вознесенский). Бывает, что сочетается эпигонство и оригинальность (работы С.И. Гусева-Оренбургского: подражание Успенскому и Горькому + своеобычное и смелое освещение современности). Но!!! Эпигонство не имеет ничего общего с опорой писателя на традиционные худ.формы, с преемственностью как таковой, т.к. для худ.твор-ва оптимальна установка на преемственность без подражательности. Серьезная беллетристика уходит от эпигонства. Лучшие из писателей-беллетристов, или «обыкновенные таланты», необходимы для большой литературы и общества, среди многих своих недостатков они нередко нащупывают, открывают для разработки те проблемы, что позднее будут глубоко вспаханы классикой. Важна бел-ка тем, что: - активно откликается на «злобу дня», пишет о местных тревогах и заботах, т.е. проблематика есть - важна для понимания истории общественной и культуро-художественной жизни прошлых эпох. Является достоверным документом, на основании которого удобно восстановить характерные черты времени и узнать его требования. Бел-ка может в какой-то период возводиться до классики («Как закалялась сталь» Островского, «Разгром» и «Молодая гвардия» Фадеева). Такая лит-ра - канонизированная беллетристика. Есть бел-ка с установкой на развлекательность, на легкое и бездумное чтение. Но отличается от парлита тем, что автор оригинален. Произведения просто занимательного чтения могут иногда приблизиться к лит.классике (Дюма-отец. Его любят до сих пор). Бел-ка полезна, особенно для юношества. Но только ее читать нельзя. Т.к. бел-ка – срединный вид, она тесно соприкасается как с «верхом», так и с «низом» лит-ры. Это отлично видно в таких жанрах: авантюрный роман (Диккенс, Достоевский), роман исторический, детектив (Коллинз, Конан-Дойль), научная фантастика. ЭЛИТА Элиты - общественные группы, с достаточной полнотой приобщенные к определенной области культуры и активно в ней действующие. Элитарность - социальное явление, в основном негативное. Надменная изолированность представителей привилегированных групп, их отчужденность от жизни общества и народа. Поборники элитарной концепции говорят, что художественное творчество предназначено для узкого круга знатоков (романтики так считали). Даже во внешних проявлениях образ жизни художника должен отличаться от образа жизни остальных людей. Это «искусство для художников, а не для масс, искусство касты, а не демоса» (Вагнер, Ницше). Такой подход критиковали. Верили, что искусство уйдет «от пребывания наедине с образованной элитой» и найдет пути «к народу». Другая крайность: антиэлитарная концепция: всё то, что недоступно большинству, отбрасывается. Искусство то, что может понять каждый. Сходство обеих концепций в том, что они абсолютизируют диспропорцию между искусством и тем, что может быть понято широкой публикой. Высокая лит-ра находится вне этой антитезы, отрицает её. Высокая лит-ра не всегда становится достоянием широкой публики, но всегда устремляется к контакту с ней. Возникает в малых группах, но позже становится достоянием больших сообществ. Право на самую высокую оценку имеет как литература, обращённая к меньшинству и сперва понимаемая только им (поэзия символистов), так и литература, изначально адресованная широкому кругу читателей (стихотворения Некрасова, «Василий Теркин» Твардовского). Это бред, так разделять всё. Границы между элитарной «замкнутостью» искусства и его общедоступностью подвижны и всегда колеблются. Главное, чтобы искусство становилось достоянием все более широких слоев общества. КАК ВСЁ ПРОИСХОДИТ Если писатель уже несколько поколений призван классиком или, наоборот, о нём так долго никто не помнит, то вряд ли что-нибудь изменится. Вряд ли забудут Пушкина и начихают на Гомера и вряд ли восхвалят вдруг Шаликова. Но часто бывает, что не сразу является величие. Шекспир до середины XVIII в. не обладал авторитетом. Тютчева не признавали. Зато ставили на пьедестал Северянина и Надсона. Потому что существуют факторы литературного успеха.Часто изменяются читательские ожидания: то одно нравится, то другое; то забуду, то возлюблю. Например, сейчас возрос интерес к трагически-надрывным ощущениям. Л.Толстой, которого раньше обожали и который лелеял идею гармонического начала бытия, теперь в значительной степени уступил место Достоевскому, о котором сейчас говорят больше всего. Соответствие умонастроений авторов духу времени - важнейший фактор «читаемости» произведений и динамики их репутаций. Успеху у современников способствует громкость и эффектность «заявления» автором собственной оригинальности и новизны. Если писатель-новатор «идет без шума своей дорогой», то его долгое время не замечают. Если же он (Пушкин, Гоголь, Некрасов) «звонко ударяет веслами по зацветшей траве», раздражая «староверов» и порождая шум, то он приковывает к себе всеобщее внимание и обретает славу. Поощрение писателей официальными властями, влиятельными кругами, СМИ – тоже фактор. Настойчивость писателя - непрестанно добиваются известности, публикаций, признания критиков. Но главный фактор - сполна реализовавший себя писательский талант, масштаб личности автора, самобытность и оригинальность его произведений, глубина «творческого созерцания» реальности. Часто бывает «раздутая слава» и «незаслуженное забвение». Известность и популярность поэта далеко не всегда знаменуют живое понимание его широкой публикой.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.