Сделай Сам Свою Работу на 5

О камне, который падает с плеч





 

Отцу Трифону доводилось принимать исповедь у преступников. Он был свидетелем того, с каким глубоким переживанием человек рассказывал о своей жизни. Священник видел, как человек мучился, какое горе он испытывал оттого, что все рассказанное действительно имело место в его жизни. От услышанного у отца Трифона по телу бегали мурашки. После беседы он иногда не знал, что говорить. После молитвы на ум приходили нужные слова, от которых человек начинал плакать.

«Это слезы преступника, это непростые слезы, - говорил о таких слезах отец Трифон. - Там слезы выбить – палкой не выбьешь! И вот, после исповеди он говорит: "Батюшка, мне так стало легко, как будто камень-валун свалился с моей души". <…> И потом эти люди приходят и говорят: "Батюшка, я впервые улыбаться стал после исповеди"»[72].

 

 

Полную исповедь стоит пройти каждому человеку

 

Подобная исповедь рекомендована не только преступникам и людям, которые сходят с ума: она нужна каждому человеку, ищущему спасения. Такой вывод делается в результате изучения книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань». В предисловии к книге он дает понять, что адресует ее всем вообще «христолюбивым читателям». Ведя речь о победе над страстями и стяжании добродетелей, преподобный Никодим помимо прочего пишет: «Весьма душеполезно, или лучше сказать, совершенно необходимо тебе прежде всего сделать генеральную исповедь, со всем достодолжным вниманием и со всеми потребными при сем деланиями, рассмотрениями и решениями».



Подобную исповедь проходил в начале своего подвижнического пути преподобный Силуан Афонский. По своем прибытии на Святую Гору Афон он «по афонским обычаям <…> должен был провести несколько дней в полном покое, чтобы, вспомнив свои грехи за всю жизнь и изложив их письменно, исповедать духовнику»[73].

Об исповеди стоит задуматься и пьющим людям. Если человек пьет, чтобы забыть прошлое, то он не сможет победить алкоголизм до тех пор, пока в своей душе не почувствует умиротворение. Он сможет отказаться от алкоголя только после того, как ужасы прошлого перестанут давить на него.

 

В Таинстве Исповеди действует благодать, которая освобождает «от всего плохого опыта жизни, от ран, душевных травм и вины»



 

Исповедь может освободить человека не только от психологических последствий совершенного им, но и от того, в чем его воля не принимала участия.

Это особенно важно для тех людей, которые, например, считают, что душевное заболевание они получили по наследству. Так, одна девушка, терзаемая мыслями о самоубийстве, говорила, что такие состояния – особенность их рода по женской линии. В ее словах есть некий смысл.

В связи с этим можно привести слова преподобного Порфирия Кавсокаливита, который говорил, что «от родителей в душе человека образуется то состояние, которое он возьмет с собою на всю свою жизнь». Преподобный считал, что многое происходящее в жизни человека, является следствием этого состояния: «Он вырастает, получает образование, но не исправляется»[74].

Но старец не только говорит о проблеме, он указывает и путь ее разрешения: «Есть способ, благодаря которому можно избавиться от этого зла. Этот способ – генеральная исповедь, совершаемая по благодати Божией». Старец многократно пользовался этим способом и видел чудеса, которые происходили во время такой исповеди. Во время неё «приходит Божественная благодать и освобождает тебя от всего плохого опыта жизни, от ран, душевных травм и вины. Потому что, когда ты говоришь, священник творит теплую молитву к Господу о твоем освобождении».

Слова старца перекликаются с опытом игумении Иларионы (Феоктистовой) – настоятельницы Константино-Еленинского монастыря[75]. Она приняла Крещение в уже довольно зрелом возрасте. На момент Крещения она была студенткой одного из институтов Санкт-Петербурга. Духовный поиск привел ее тогда к Церкви. И вот что мать Илариона рассказывает о начале своего воцерковления. После первой исповеди она поняла, что исповедь – это действительно Таинство. «Батюшка ничего особенного не сказал, и я ничего особенного не сказала, а действие исповеди оказалось удивительным, все мучащее душу отступило»[76].



 

Если вернуться к опыту преподобного Порфирия, то уместно поставить вопрос: «в чем же каяться людям, состояние которых «образовалось от родителей?» О чем говорить девушке, терзаемой мыслями о самоубийстве?

Ответ на этот вопрос есть в наставлении того же старца. Он считал, что духовнику можно рассказать «свою жизнь с самого начала, с того вре­мени, когда ты начал осознавать себя. Все события, ко­торые помнишь, какова была твоя реакция на них. Не только неприятные, но и радостные, не только грехи, но и хорошее. И удачи, и неудачи. Всё. Всё, что составля­ет твою жизнь».

Старец говорил, что «иногда мы должны проходить полную исповедь, потому что различные психологические травмы, самые разные события в нашей жизни становятся действительной причиной наших телесных недугов. На исповеди кроме грехов мы должны рассказывать и о своих помыслах и чувствах: страха, скорби, радости, уныния, которые посещают нас вследствие различных переживаемых нами событий: землетрясений, смертей, браков… и являются следствием нашего маловерия и т.д.»[77]. О благодатном воздействии Таинства Исповеди и том, что на исповеди можно говорить не только о грехах, «но и о родителях, немного о близких друзьях, о важных, переломных событиях жизни, о своих интересах, о своей системе ценностей» см. главу «После исповеди и причащения у некоторых без «ломки» исчезает тяга к курению и алкоголю, тяга к наркотикам» (Часть 3).

 

К этому наставлению хотелось бы добавить одну деталь. Ни девушке, ни людям, душевное состояние которых «образовалось от родителей», не стоит винить их, потому что от этого станет только тяжелее.

 

Действенность советов преподобного Порфирия подтверждается одним священником. В его практике был следующий случай: к нему обратилась женщина, которая в детстве была изнасилована своим дедушкой. Образы происшедшего врезались ей в память, она никак не могла освободиться от них.

Священник рассказал ей о Божественной благодати, которая освобождает «от всего плохого опыта жизни, от ран, душевных травм и вины». Сославшись на слова преподобного Порфирия, он предложил женщине подготовиться к исповеди за всю жизнь.

В конце исповеди она, разрыдавшись, упомянула и о том, что ее мучило. Дав ей наставление, священник отпустил ее. Она успокоилась. Навязчивые воспоминания перестали ее мучить. Если они и приходили, то были не так агрессивны, как раньше. С ними, следуя советам священника, можно уже было совладать.

 

Нужно отметить, что этот священник и не думал брать на себя роль старца. Но он твердо верил в благодать, действующую независимо от личных качеств духовника.

По этому поводу в главе «Что делать, если не найти священника, которому открылось бы сердце?» (см. Часть 1) уже приводилось мнение преподобного Никона Оптинского. Он писал, что «личные качества духовника много значат, но необходимо помнить и знать, что Господь, действующий во всяком таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств». Эти слова указывают на выход из многочисленных затруднений, случающихся в ежедневной практике рядового священника.

 

К нему обращаются с тяжелейшими вопросами, связанными, например, с душевными травмами или демоническими воздействиями. Не всегда ясно, как помочь людям в таких случаях и что сказать им.

Но то, что не под силу сделать человеку, может сделать благодать Божия. Если священник поможет человеку встретиться с этой благодатью в Таинстве Исповеди, то, возможно, никаких наставлений давать уже не придется. Как считал архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Господь может Сам разобраться в мыслях исповедника».

Эта мысль была им высказана вот по какому поводу: к одному молодому семейному священнику на исповедь приходила монахиня. Однажды она принесла ему целую тетрадь – исповедь о прожитой жизни. «И это правильно, - писал об этом случае священник. Духовник должен знать, о чем и как молиться за человека, как и чем ему помочь». Он решал с матушкой ее вопросы до тех пор, пока дело не дошло до откровения помыслов. Находясь в недоумении, он спросил о том, как ему быть, у отца Иоанна. Тот ответил ему, что принимать помыслы может только монах, имеющий сан. Молодому батюшке старец дал такой совет: «Так как вы приходский священник, то не вникая в тонкости, принимайте их (помыслы) на исповеди и давайте общее разрешение, предоставляя Богу Самому разобраться с ее помыслами. Матушке этого будет достаточно»[78].

 

Примеры освобождения от душевных заболеваний и нездоровых состояний. Причины их возникновения

 

То, что было сказано об освобождении от душевных травм и нездоровых состояний, находит свое подтверждение в пастырском опыте преподобного Иллариона Оптинского. Его жизнеописание можно прокомментировать словами профессора Мелехова, известного психиатра[79]. Он говорил, что все психически нездоровые люди, приступая к таинствам Церкви, получают облегчение или полностью выздоравливают[80]. О душевных болезнях см. также главу «О Таинстве Елеосвящения, в котором прощаются забытые грехи и испрашивается благодать «исцеляющая душевные и телесные болезни»» (Часть 1).

 

Как-то преподобный Иларион беседовал с одним купеческим приказчиком, который страдал навязчивыми мыслями о самоубийстве. Из беседы с ним старец заключил, что болезнь послана ему в наказание за ложные взгляды относительно своей матери: приказчик думал, что мать прокляла его. Старец советовал ему смириться перед ней, попросить прощения и больше так не думать. Долго приказчик не соглашался. Наконец согласился, исповедовался и причастился. «Погибельных внушений он уже не слыхал»[81]. См. также главу «На что следует обратить особенное внимание при душевной болезни (Часть 3)?»

 

Преподобный Иларион широко использовал терапевтические возможности полной исповеди. При необходимости он предлагал посетителю подготовиться к таковой. Для подготовки старец назначал не менее трех дней. Задача исповедника состояла в том, чтобы «пересмотреть всю свою прежнюю жизнь с семилетнего возраста, припомнить и отыскать в себе преимущественно забытые грехи, в которых не было принесено покаяние и в которых часто и таилась причина душевной болезни».

Результаты такой исповеди видны на примере женщины, которая много лет страдала припадками. Припадки сопровождались корчами, судорогами и криком на все голоса. После того, как старец исповедовал ее во всех, особенно нераскаянных грехах, она получила совершенное исцеление.

Великий оптинский старец был твердо убежден, что лучшим лекарством от душевных недугов является полное искреннее покаяние, «всепрощение обидевших и примирение со враждующими». Убеждение старца было основано на том, что причинами душевных болезней часто бывают «непримиримая вражда, раздоры семейные и тяжкие нераскаянные грехи».

 

Опыт преподобного Илариона особенно актуален в наше время, отмеченное почти повсеместным распространением душевных заболеваний. Один священник рассказывал, что знакомство с наследием великого оптинского старца помогло ему не растеряться в сложных и, казалось бы, тупиковых ситуациях.

К этому священнику однажды обратился молодой человек, погруженный в депрессию. Психическое заболевание лишило его возможности работать. Ему постоянно казалось, что вот-вот должно произойти что-то плохое. Он постоянно спрашивал своих родственников, не случилось ли у них что-либо, чем выводил их из себя. Иногда он и сам выходил из себя. Что происходило в эти часы, он не помнил. Лишь потом он узнавал, что, например, бил посуду. А однажды, когда его мать хотела вызвать врачей, он, вырывая у нее телефонную трубку, вывернул ей палец.

Как оказалось, психическое заболевание было приобретенным: молодой человек в свое время успешно учился в медицинском институте и готовился стать врачом. Что же такого могло произойти с ним, что его жизнь так резко изменилась?

Священник предложил ему вспомнить, не совершил ли он чего-либо во время учебы. Помимо этого, он предложил молодому человеку подготовиться к исповеди за всю жизнь. Мама согласилась помочь сыну в этом деле. Священник попросил её читать сыну литературу об исповеди в те моменты, когда ум его будет проясняться.

То, что произошло с юношей, напоминало ситуации, описанные в жизнеописании преподобного Илариона. Эти люди через покаяние вернулись к полноценной жизни. Их примеры вселяли надежду на то, что и молодой человек может к таковой вернуться.

 

История юноши напоминала и историю одного купца. Душевный недуг доводил его до безумия и лишал возможности заниматься торговым делом. Купцу казалось, «будто со всех сторон его преследуют, хотят вязать и лишить жизни». С ним случались припадки безумия. Он «бегал от людей с блуждающим взором, произнося бессмысленные слова». Из беседы с ним старец понял, что причиной его болезни были вражда и непокорность отцу, которые он таил в своем сердце. Убедив его оставить злобу и попросить у отца прощения, преподобный Иларион исповедовал его. Через три дня после принятия Святых Таин купец уехал домой совершенно здоровым. Помимо душевного спокойствия к нему вернулась способность заниматься своими «торговыми делами».

Во втором случае, похожем на первый, купец выздоровел после того, как у него был найден «затаенный грех, который он не объяснил священнику, сомневаясь в прощении его».

 

Примеры исцеления двух тяжело больных купцов, показывают, что положение молодого человека не было окончательно трагичным. Он уже начал вспоминать, что стал гордиться своими успехами. Возможно, болезнь и пришла для того, чтобы он смирился. Ему еще тогда говорили: «Не пей (он начал выпивать), а то будешь плакать».

Священник, принимавший его исповедь, не узнал, чем закончилась его история. Ведь на следующий день юноша должен был уезжать с мамой из обители.

 

Несколько слов об аборте, а также о его связи с состоянием депрессии и желанием закончить жизнь самоубийством

 

Так сложилось, что в тот же вечер священник столкнулся с аналогичной проблемой. Но на этот раз он увидел результат сразу.

Через некоторое время после разговора с упомянутым молодым человеком к священнику подошла женщина, которая также страдала от депрессии. Только у нее недуг проявлялся в более жуткой форме: она жила под постоянным гнетом мыслей о самоубийстве. Когда она назвала свои грехи, священник не увидел в них того, что могло бы повлечь за собой такое тяжелое душевное расстройство. Он спросил ее, нет ли у нее в прошлом еще какого-либо греха. «Бывает так, что наше нынешнее состояние корнями своими уходит в прошлое», - объяснил он ей смысл своего вопроса. Женщина ответила, что назвала все грехи, какие вспомнила. Тогда священнику пришло на ум спросить, не делала ли она абортов? Она сказала, что делала восемь абортов. Священник поинтересовался, отчего она сразу не сказала ему об этом.

Оказалось, что она не считала аборт грехом. Она была уверена в том, что ей принадлежит право решать, давать ребенку жизнь или не давать. По этому поводу между женщиной и священником состоялся долгий разговор.

В результате разговора женщина выразила желание исполнить покаянное правило, состоящее из поклонов. Ей было объяснено, что молитвенный труд в течение сорока дней поможет выйти из тяжелого состояния.

Что делать, если во время исповеди не имеешь чувство раскаяния?

 

Также она согласилась покаяться в сделанных абортах. Только она сомневалась, стоит ли это делать, если у нее на тот момент не было чувства раскаяния. Ей показалось, что лучше отложить покаяние до следующей исповеди.

Священник посоветовал ей не откладывать покаяние на следующий раз, ведь до следующего раза можно и не дожить. Завтрашний день никому не обещан. Лучше покаяться сейчас, хотя бы и без глубокого покаянного чувства.

Слово «прости», сказанное и без глубокого чувства, имеет великую силу. Священник описал такую ситуацию. Невеста по какому-то незначительному поводу может начать волноваться и делать упреки жениху. Сгоряча она скажет ему много неприятного и несправедливого. Жених захочет уйти. Если невеста в этот момент попросит прощения, то острота конфликта снимется и жених останется. Он увидит, что она еще не упокоилась. Но в то же время он поймет, что она не хочет разлуки.

В положении этой невесты многие из нас побывали отчасти. Произошел, например, конфликт. Не обязательно на семейной почве. Ссорятся ведь не только супруги, но и коллеги, сослуживцы и соседи, да и просто незнакомые друг другу люди. Мы еще кипим, еще не угомонившая гордость мешает нам признать свою вину. Бывает же, что вину свою мы и не осознаем. Но уже наступает вечер, время, когда люди расходятся по домам. И нельзя допустить, чтобы прощание состоялось без примирения. «Солнце да не зайдёт во гневе вашем», - сказано в послании святого апостола Павла к Ефесянам (4, 26). И в древних монастырях существовала практика, которая предписывала насельникам успевать примириться до захода солнца.

Нельзя прощаться, не примирившись. Кто знает, увидимся ли завтра? Не встретит ли смерть кого-нибудь из нас за углом? Да и много чего другого может случиться. Наш собеседник возьмет, да и разочаруется в нас ночью раз и навсегда. Поэтому попросим друг у друга прощения. После выясним, как правильно следовало бы поступить. Спросим у начальника, наведем справки, посоветуемся с кем надо. В случае необходимости поднимем еще раз нерешенный вопрос. И в спокойной обстановке его обсудим. Но это – после. А пока попросим прощения друг у друга и разойдемся с миром.

Иногда человек не может попросить прощения у Бога или у своего собрата по следующей причине. Сложилась непростая ситуация, из которой виделся только один выход, конфликтный, например. Человек хотя, казалось бы, и поступил, как следовало бы, но чувствует, что в чем-то он не прав. Внутренний мир потерян. Наваливается депрессия. Чтобы вернуть потерянный мир, следует покаяться. «Но как мне каяться? - недоумевает человек. Ведь покаяться - это значит решить впредь не поступать так, как поступил. А вдруг завтра та неприятная ситуация снова повториться? Тогда, получается, мне снова придется поступить так, как поступил».

Откуда мы знаем, как сложится завтрашний день? А вдруг пройденная ситуация никогда не повторится? А если и повторится, то вдруг все сложится так, что выход будет ясен? Будущее – оно кому известно?

Если много волноваться и беспокоиться насчет того, что будет и как будет, то можно лишиться мира и душевного покоя. Несколько мыслей, комбинируясь друг с другом, могут вызывать состояние депрессии. Объясняя это, старец Фадеей Витовницкий говорил: «Размышляет человек: «будет то, будет это…» А в итоге - ничего не будет… Сам усложняет все, теряет покой и портит себе настроение». Старец считал, что не стоит себя изводить подобными мыслями. Он наставлял, что «если станешь думать - «будет то, будет это…», то сам себе портишь настроение, и не имеешь мира, не имеешь покоя. И зачем тебе это? Достаточно нам наших ежедневных трудностей»[82].

Светлая мысль на этот счет принадлежит преподобному авве Дорофею. Ему довелось как-то давать ответ человеку, которого угнетало искушение. Этот ответ, данный в связи с реальной проблемой реального человека, дошел до нас. «Если ты захочешь, - писал авва, - по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя». Находясь в искушении, следует по слову Христа не заботиться «о завтрашнем дне» (Мф. 6, 34). Ведь опыт показывает, что события, случающиеся с нами, разворачиваются иногда не так, как мы предполагаем. А Промысл Божий «делает много сверх нашего соображения и надежды».

Вдруг ситуация, которую человек вообразил, и не произойдет завтра? И окажется, что волнение было напрасным. Сейчас человеку кажется, что единственным выходом из будущей виртуальной ситуации является греховный поступок. Но надо понимать, что виртуальная ситуация существует лишь в воображении, а Бог и наши ближние – реальны. И стоит ли разрывать с ними отношения ради воображаемого будущего? Тем более, что оно может сложиться таким образом, что и отношения сохранятся, и человек не согрешит, и депрессия не навалится.

 

Всем, кто любит создавать в своем воображении виртуальные конструкции, не мешало бы крепко-накрепко запомнить одну сказку. Эта сказка о джентльмене, который ухаживал за единственной дочерью четы фермеров. Когда указанные лица собрались на очередной совместный ужин, то и произошла сия поучительная история.

Во время ужина молодую особу послали принести пиво из подвала. Спустившись вниз, она принялась процеживать напиток. Вдруг взгляд ее упал на топор, застрявший в одной из балок. Вид топора вызвал у нее ряд болезненных ассоциаций. Она стала «прокручивать» в уме вероятное развитие будущих событий: она выйдет замуж за джентльмена; у них родится сын; однажды он спустится в подвал нацедить пива; топор упадет ему на голову и убьет его. Ужаснувшись перспективе, которая перед ней развернулась, девушка села и принялась плакать.

В виду того, что она долго не появлялась, мама пошла выяснить причину ее отсутствия. Найдя дочь в подвале, мама спросила, отчего дочь так плачет. Дочь поделилась с матушкой своими соображениями относительно будущего. Мама признала такое положение дел ужасным и, сев рядом с девушкой, тоже принялась плакать. Все то, что произошло с супругой фермера, произошло и с ним самим. Расплакался и он.

Через некоторое время пропавших домочадцев отправился искать потенциальный жених, который устал от одинокого сидения на кухне. Когда он достиг подвала, то его взору открылась странная картина: все рыдают, а пиво из бочки льется на пол. Завернув кран для слива пива, он вопросил всех о причине рыданий. Отец семейства рассказал своему будущему родственнику «ужасную» историю о топоре и сыне. Ответом на нее был хохот джентльмена, который, потянувшись, взял и выдернул топор из балки.

Ситуация в сказке представлена, конечно, несколько утрировано. Но, если смотреть на существо вопроса, то остается согласиться с тем, что приблизительно вот так мы и поступаем. Поэтому уж коли надлежит нам пива нацедить (попросить прощения), то не будем смотреть на топоры и балки.

 

К тому же, ожесточившемуся человеку, желающему сказать: «не раскаиваюсь», следует отметить для себя следующее. Есть в жизни черта, за которую не стоит переступать. И это именно та черта, перед которой он в данный момент стоит.

После словесно оформленного разрыва с Богом благодать может оставить человека. Лишенный божественной помощи человек становится беззащитен перед демоническим миром и перед самим собой. Навязчивые помыслы демонического характера начинают тирански властвовать над рассудком. Как голодные звери человека терзают его собственные страсти. Такое состояние – преддверие сумасшествия.

Собравшись произнести роковые слова, человек чувствует дыхание ада. Предчувствие потери рассудка пугает его, и он говорит: «Каюсь». Это слово, сказанное и без горячего чувства, свидетельствует о том, что человек не хочет разлуки с Богом.

Эта мысль принадлежат одному монаху, который длительное время испытывал чувство неприязни по отношению к своему духовному отцу. Однажды, придя на исповедь, он начал резко говорить с духовным отцом. Он уже открыл рот для того, чтобы со злостью сказать: «А я не раскаиваюсь». Но этих слов он так и не произнес, потому что всем своим существом почувствовал, что рассудок вот-вот оставит его. Он явственно ощутил, как щупальца безумия проникли в его сознание и ждали лишь роковой секунды, отмашки, чтобы сдавить сознание в своих тисках.

Подобное состояние монахом было испытано еще раз. Однажды он не захотел подойти под благословение к своему духовному отцу. Духовный отец в те годы пытался удерживать его от излишнего увлечения занятиями, которые по отношению к монашеству носили второстепенный характер. Он пытался образумить монаха, который по временам начинал увлекаться различными проектами в ущерб своей молитвенной жизни.

Этот вид монашеского искушения довольно подробно был описан святителем Игнатием (Брянчаниновым). Он объяснял, что дьявол иногда борется с монашествующими не напрямую, а путем переключения их внимания с Бога на предметы земные. Одних насельников он занимает «приобретением для монастыря разнородного стяжания, постройками, разведением садов, огородов, пашни, лугов, скотоводства» и таким образом принуждает забыть Бога. Кого-то он привязывает к токарному станку и таким образом научает вознерадеть о Боге. К каждому монаху дьявол ищет особый подход. Дьявол учитывает склонности и предпочтения человека и на основе этих склонностей и предпочтений конструирует потом свою приманку. Если человек начинает заниматься телесными трудами самочинно и «неумеренно», то он постепенно входит в искушение. Неприметно в него начинает вкрадываться пристрастие к делам, которыми он столь активно занялся. В первое время он чувствует к ним особое усердие, а потом он устремляет к ним все силы души и тела. И «забывает, оставляет Бога». В сознании монаха эти занятия представляются дьяволом как невинные, душеспасительные, общеполезные. «По злохитрости змея начинают отвсюду раздаваться одобрения и похвалы иноку за его занятие; он заражается самомнением; душа его, не освещенная Словом Божиим, объемлется мраком неведения и неразумия; он поступает в полное владение падшего духа».

И от этого вот искушения пытался священник предостеречь свое духовное чадо. Да, конечно, и занятия есть в мире важные, но и монашеские обеты даются не просто так. Монах без молитвы – «черная головешка», – так говорил преподобный Серафим Саровский.

Предупреждая чадо о последствиях, к которым приводит пренебрежение духовной жизнью, священник, бывало, словно в глухую стену бился. Монах был иногда настолько «на своей волне», что оказывался закрытым для наставлений. Ему казалось, что его не понимают, не видят важности его трудов. Соответственно, все увещевания он воспринимал как личные выпады против себя. И однажды он захотел сделать что-то, что облекло бы его протестное настроение в понятную для духовного отца форму.

В тот день священник, заметив монаха, двинулся к нему, чтобы поприветствовать о Христе и благословить. А монах сделал вид, что не заметил поступи духовного отца. Отвернувшись от него и направившись в другую сторону, монах испытал знакомое чувство – еще мгновение, и он потеряет рассудок. До этого шага его духовная брань была страдательным состоянием. Он носил мучительные помыслы в себе, боролся с ними, страдал от них.

Сам факт наличия брани еще не дает представления о позиции человека, ведь брань может быть навязана демонами человеку и против его желания. Если человек старается внутренне не соглашаться с дьявольскими внушениями, то за свое терпение он получает венцы от Господа. Но если человек решает совершить на деле то, что представляется ему в мысли, то здесь уже заметно проявление свободной воли. И такой поступок влечет за собой последствия.

 

На этот счет до нас дошло изречение одного старца. Он говорил, что есть различные стадии внедрения греха в человека. Первые три состоят в следующем: «помышлять о грехе, соглашаться с помышлением, выражать словом греховное помышление». Четвертая стадия выражается в том, что человек исполняет свое помышление самим делом. И в этом, четвертом случае, от человека «уже не отвращается гнев Божий»[83].

Здесь необходимо понимать смысл выражения «гнев Божий». Преподобный Антоний отмечал, что гнев является страстью и потому не может быть того, чтобы Богу было «худо из-за дел человеческих». Бог пребывает всегда одинаковым. Меняются сами люди. Если мы добры, то вступаем в общение с Богом, так как имеем сходство с ним. Если же мы злы, то отделяемся от Бога, вследствие того, что не имеем сходства с Ним. Отделение в этом случае означает не то, что Бог гневается на нас. А то, «что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас».

Эта мысль нагляднейшим образом комментируется одним эпизодом, имевшим место в жизни преподобного Льва Оптинского. Однажды во время посещения Софрониевой пустыни преподобный Лев беседовал с иеросхимонахом Феодором. Иеросхимонах Феодор жил в затворе и почитался людьми как муж духовный, в связи с тем, что он предсказал совершение некоторых событий. Но преподобному Льву его состояние показалось сомнительным. Преподобный Лев, как человек имеющий дар духовного рассуждения, догадался, что иеросхимонах Феодор обманут демоном. Но вразумить обманутого дьяволом затворника не удалось. Ответом на предостережения, высказанные старцем, стали слова: «Я думал, что ты, подобно другим, хочешь от меня попользоваться, а ты пришел меня учить!» После беседы преподобный Лев покинул пустынь, а иеросхимонах Феодор удавился.

«Из сего можно заключить, что хоть этот затворник находился в обольщении вражьем, но милость Божия не совсем от него отступала. Когда же он отверг благожелательное предостережение мудрого и опытного старца, Господь за это оставил его, и он погиб такой ужасной смертью»[84].

 

Сказанное сжимается буквально до одной фразы, которую святитель Николай Сербский вложил в уста капитана Спаса Спасовича – главного героя книги «Земля недостижимая». Спас Спасович, обращаясь к Господу в молитве, говорил, что из-за надменности и злобы людей Господь устраняется с их путей. «Но если они не встречают Тебя, они сталкиваются с архиврагом Твоим, ловко занявшим место, которое Ты оставил».

 

Так произошло и с монахом, о котором мы вели разговор выше. В его отходе от духовного отца проявился конкретный жизненный выбор. И невозможно сказать, что Бог был на стороне этого выбора. А, если Бог устраняется с жизненного пути человека, то с кем человек встречается на своем пути?

 

Но в жизни монаха был опыт и позитивного характера. Боримый все теми же мыслями, он как-то надумал уйти из храма без исповеди. У него было желание многое сказать, но ему казалось, что возможность высказать наболевшее отсутствовала. Ведь к его духовному отцу выстроилась целая очередь прихожан. Не желая задерживать кого бы то ни было, (а, может, прикрывая этой мыслью свое нежелание исповедоваться) он сказал, что, пожалуй, подойдет завтра. А сегодня он, мол, говорит лишь о том, что к священнику он имеет чувство неприязни. На вопрос «А из-за чего?» монах ответил уклончиво: «Да, долго говорить». Тогда священник посоветовал ему описать вкратце суть проблемы, чтобы, открывшись, освободиться от мучительных мыслей.

Монах стал говорить. Он сказал всего несколько слов, и тут что-то с ним произошло. Все мучившие его вопросы растворились, все недоумения исчезли. Чувство неприязни прошло, и ему вновь захотелось всех любить.

Нечто подобное произошло и одним землемером. Свое вхождение в искушение он начал с увлечения алкоголем. С помощью бутылки он привык решать деловые вопросы. И до того он «привык к водке, что, кажется, не мог без нее жить». Дальше – больше. Члены семьи умоляли его прекратить пить водку, и он возненавидел их. «День ото дня ему становилось тяжелее, и он начал пить больше и больше, а скоро решил: "Все равно, мне назад уж не возвращаться; оставить водку не могу, семейству я опротивел. Для чего же мне жить? Лучше покончу с собой"». Он попытался повеситься, но его спасли домашние. Придя в себя, он еще больше возненавидел свое семейство. «Ему хотелось умереть во что бы то ни стало». Покончить с собой он задумал по пути в уездный острог, в который он потребовал себя отправить. Родные же стали умолять его сходить с ними в церковь, на что землемер после долгих уговоров согласился. Когда в церкви начался водосвятный молебен, священник «пригласил землемера преклонить колена. Тот повиновался. В эту же минуту у него на сердце стало легче и теплее, так что он мысленно произнес: "Боже, буди милостив ко мне грешному!"» Когда он помолился так еще два раза, то слезы полились из его очей. «В сердце у него появилась какая-то особенная, благодатная теплота и он зарыдал, как ребенок...» Ему уже больше не хотелось ехать в острог. И родные, и семейство, и брошенное им хозяйство, – все ему «стало дорого и мило»[85].

 

Настанет время, когда по милости Божией, тяжкий камень, сдавливавший сердце, будет сброшен. Но, чтобы это время настало, человеку, как минимум, следует не отрицаться самой возможности духовного преображения. То есть ему, как минимум, не следует мысль о разрыве подкреплять делами. Десятки, может, сотни раз человек будет испытывать чувство ожесточения. И все эти разы, если он хочет в конце тоннеля увидеть свет, приступы гордыни ему нужно будет преодолевать. Живя так, человек не даст нити, ведущей его к душевному покою, порваться.

Супруги, которые сквозь десятки лет сохранили единство, сумели это сделать потому, что сотни раз преодолевали желание свое единство разорвать. Попросить прощения у Бога, у духовного отца, у супруги или супруга, – в этом проявляется определенная позиция. Пусть нет раскаяния в данный момент, но человек, как может, смиряется и стремится к правде. Уйти же, не раскаявшись, – здесь тоже прорисовывается некая оформившаяся позиция. И стоит ли делать этот шаг за черту?

 

Бог видит, что человек ожесточен, но в то же время он видит, что человек хоть как-то пытается смиряться. Бывает, что в такой момент благодать касается сердца, и человек начинает рыдать.

На эту тему у священника Александра Ельчанинова есть замечательное наставление. Он считает, что даже если мы не способны на искреннее покаяние, то это не повод откладывать исповедь. «Бог, - пишет священник, - может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: само исповедывание, наименование наших грехов может смягчить наше сердце, утончить духовное зрение, обострить покаянное чувство»[86].

 

Женщина последовала этому совету и покаялась, как могла. Священник прочитал над ней разрешительную молитву. Он не удержался от того, чтобы спросить ее, что она почувствовала после того, как молитва была прочитана? «Стало очень легко, - ответила она. Мне кажется, что у меня сейчас появилось чувство раскаяния». Когда она говорила это, то священник заметил, что лицо ее заметным образом преобразилось. Она выразила желание покаяться уже с чувством раскаяния в тех грехах, в которых минуту назад каялась формально.

 

Указанная связь между сделанными абортами и состоянием депрессии подтверждается святоотеческим наследием. До нас дошло письмо, написанное святителем Николаем Сербским одной женщине по поводу мучающих ее страшных снов.

Стоило ей сомкнуть глаза, как ей являлись три отрока, которые высмеивали ее, угрожали, запугивали. Лишившись сна и покоя, женщина стала искать помощи у известных докторов. Ей говорили, что ее видения - это пустяк. Ей советовали поменять климат, чаще бывать в обществе, следить за питанием. Но эти средства были бессильны устранить «пустяк», который мучил ее вот уже как полгода.

Святитель Николай дает ей понять, что указанные средства ей не помогут. Ведь она страдает не от ипохондрии. Три отрока – это трое детей, которые были убиты ею до рождения. Они пришли воздать ей. Святитель призывает ее осознать то, что «жертвы сильнее своих палачей и воздаяние их ужасно». «Делай все, - пишет он ей, - что в силах твоих, для своих убиенных детей, твори дела милосердия. <…> Иди в церковь и спроси, что ты должна делать: священники знают»[87].

 

В этом письме на себя обращает внимание позиция некоторых докторов. По выражению святителя они «выучили несколько трескучих слов: “ипохондрия”, “телепатия”, “самовнушение” – и подменяют ими духовную реальность». Подобно этим докторам рассуждают многие люди. Они не хотят признать, что болезнь часто связана с грехом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.