Сделай Сам Свою Работу на 5

Единое архитектурное решение второстепенных зданий (ул.Уффици - яркий пример)





 

 

Билет N 14. Вопрос 2. Архитектура Санкт-Петербурга и Москвы первой трети XVIII в..

В K.XVII - нач.XVIПвв.начинается новая эпоха в истории и культуре России. Московское государство превращается в могущественную Российскую империю. Этот период условно называют «петровским барокко», однако зодчие этого времени обращались не только к барокко, ной к наследию ренессанса, и к формам ^классицизма, уже появившегося в это время во Франции. В России барокко появляется еще в 17 в.

(нарышкинское барокко), в 18 в. получает развитие в творчестве Д.Трезини. Гражданскому строительству придается первоочередное значение. Возникают промышленные и фортификационные сооружения, ^«общественные и правительственные здания, городские дворцы и загородные резиденции. На дальних границах Росси возникают новые город- крепости. Демократизация архитектуры выразилась не только в преобладании гражданского строительства и развитии градостроительного искусства, но и в активном освоении зарубежных архитекторов. Расширяется социально-функциональная основа строительства, что сопровождается освоением передовой техники и резким повышениеминтереса к научным знаниям. В архитектуре петровского времени в первую четверть XVIII в. утверждаются идеи национального могущества России. В Москве строится первая публичная библиотека и общедоступный театр, а в Кремле - Арсенал. Организуется архитектурный надзор за строительством, появляется регулярность. Под руководством М.Г.Земцова_была начщ-алодготовка отечественных кадров. Огромную роль в становлении и развитии архитектуры XVIII в. сыграло основание Петербурга, как города нового типа. Новый город был заложен на отвоеванной у неприятеля территории, как крепость.



 

ДЛ£езини{1670,Швейцария - 1734).Ъ 1706 г. Петром была основана Канцелярия городовых дел, главным архитектором которой стал Д.Трезини. в 1703 г. был приглашен для работы в Россию в качестве фортификатора и архитектора. Стал руководителем застройки Петропавловской крепости, а также одним из первых архитекторов, принимавших самое деятельное участие в застройке СПб.

 

Петропавловская крепость. Закладка -16(27) мая 1703 г. первая крепость - земляная с деревянными укреплениями. 30 мая 1706 г.на Заячьем острове была заложена каменная крепость. В плане - вытянутый с запада на восток шестиугольник. 6 бастионов крепости соединяются куртинами - двойными стенами, между которыми были устроены казематы для размещения гарнизона и хранения боеприпасов. Для ускорения работ Петр закрепил за определенным вельможей определенный участок.работ, поэтому все объекты выполнены в несколько разных стилях. Самые ранние и наиболее ценные в художественном отношении - Петровские ворота(Д.Трезини). в центре крепости - Петропавловский собор (1712-33). 3-хнефная базилика с прямоугольным выступом алтаря с востока, 4-хярусной колокольней на западе, завершенной высоким шпилем. Фасады обработаны плоскими пилястрами и наличниками. Золоченый шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейства и Кунсткамеры имели в градостроительном плане роль вертикальных доминант города.



 

Позже были построены здания кпмрнлянтскогодома, Монетного двора, Ботного домика - павильона-футляра для «дедушки русского флота» - ботика Петра. В K.XVIII в.стены крепости, обращенные к Неве, были облицованы гранитом и тогда же сооружены гранитные Невские ворота(Львов).

Для скорейшей застройки СПб Трезини разработал в 1714 г. три проекта «образцпяыу» дпмпк:

-дом для «подлых» людей(самого низкого происхождения и сословия): сени, кухня и 2 жилые комнаты.

-дом для зажиточных (мещан): вверху - мезонин, дом - одноэтажный, в плане - блокировка из нескольких нмлых ячеек.

 

-для «зело именитых»: 2-3 этажа, верхний - мансардный, обычно выделялся центр - колоннами, арками и т.д.



 

Одним из примеров последних является Летний двооей Петра (1710), крайне скромно оформленный (скульптурные вставки и фриз).

Фасады типовых домов, выстроенных в линию, образовывали контуры будущих улиц. Т.к. камня не хватало, то многие жилые и общественные здания сооружались из дерева, а их фасады отделывались штукатуркой,

 

 

имитирующей каменную кладку. Деревянными были перекрытия зданий и даже шпиль Адмиралтейства по проекту Коробова был деревянным.

Здание 12 коллегий (1722-42). В 1717 г. Петр объявляет конкурс на создание здания для 12 коллегий (Леблон,

отец и сын! Растрелли, Кваренги). Побеждает Трезини, использовавший принцип типового решения: рн создал проект из 12 одинаковых корпусов, протянувшихся на 360 м. Все секции выделены ризолитами с фронтонами с небольшими волютами. Каждая секция имела свой вход и была покрыта высокой ломаного профиля крышей. Здание обращено торцом к Невской набережной. По проекту перед зданием должна быть площадь, но ее не построили. Позже здание было окрашено в кирпичный цвет, а декор - в белый.

Кроме названых построек Трезини принадлежат проекты многих жилых зданий, корпуса Александро-Невской Лавры и др.постройки. Принял участие в конкурсе на создание генерального плана застройки СПб, где его проект стал лучшим. По генплану 1716 гЛеблона центр города предлагалось разместить на Васильевском острове, но к нач.Х\/111 в. сложилась радиально-кольцевая система с центром на левом берегу Невы. К Адмиралтейству сходились 3 главные магистрали, а Васильевский остров застраивался прямоугольными кварталами. Трезини разработал план, сочетавший принципы регулярной планировки с чувством природного окружения, создал громадные пространственные композиции с учетом сложившейся трехлучевой композицией

ч

центра города.

После Полтавской битвы 1709 ^строительство возобновилось с новой силой.

В нач.Х\/111 в. СПб застраивался не только традиционными жилыми и общественными зданиями. По заказу Петра сооружается здание, сочетающее в себе функции собрания диковинок природы, музея и библиотеки - Кунсткамера (1718-34), Набережная Васильевского острова. Архитекторы - Маттарнови, Киавери, Земцов. 3- хэтажное^ разделенное башней на 2 одинаковых части. Башня украшена рустовкой, скульптуройв нишах, колоннадой в 2 яруса, и увенчана фонариком с куполом, несущим глобус. Башня в виде 2 восьмериков с золоченым куполом. Первоначально Кунтскамера была деревянной, боковых крыльев не было. Позже - кирпичной, оштукатуренной и выкрашенной в голубовато-бирюзовый цвет. Основной декор стен - плоские наличники и филенки.

Строительные работы ведутся и в окрестностях СПб. В Петергофе, Ораниенбауме и др.закладываются садово- парковые ансамбли, в которых размещаются загородные резиденции царя и его приближенных. Основное внимание уделялось не только строительству дворцовых зданий, но и созданию сооружений ландшафтной архитектуры: фонтаны, аллеи со скульптурой, беседки.

К к.первой трети XVIII в.к строительству СПБ все активнее привлекаются отечественные архитекторы. В 1727-38 гг.Коробов перестраивает здание Адмиралтейства. Его шпиль стал главным символом города, закрепив градостроительную идею развития левобережной стороны, разработанную Еропкиным.

В Москве и провинциальных городах с перенесением столицы в СПБ ведущее значение остается за культовой

архитектурой, формы которой подвергаются заметному западному влияннию. В жилой архитектуре меняются

/

только элементы декора: появляются рустованные пилястры, детали ордерных систем, окраска зданий становится ярче. Среди гражданских зданий наиболее значительным было здание Арсенала в Кремле (Иванов, Конрад, 1702-38). Планировка СПб и опыт застройки «образцовыми» домами получили отражение и в застройке Москвы. И.Ф.Мичурин с целью улучшения планировки Москвы создает генеральный план города.

{ J

Московские церкви начала века сохраняли традиционную композицию с высоким основным объемом и более низким алтарем и трапезной. Церковь Меньшикова{1704-07,арх.Иван Заоудный). Церковь Архангела Гавриила Колокольня размещена над храмом, что придавало собору вид башни с колоколами в 2 яруса, где находились и часы. Шпиль был в 1770 г.заменен Главой. Декор: на Фоне красных стен выделяются пилястры, наличники, богатые карнизы и барельефы. Две огромные волюты примыкают к западному фасаду. Вход-двухколонный портик.

 

 

Билет N 14. Вопрос 2. Архитектура Санкт-Петербурга и Москвы первой трети XVIII в..

 

В K.XVII - нач.ХУШвв.начинается новая эпоха в истории и культуре России. Московское государство превращается в могущественную Российскую империю. Этот период условно называют «петровским барокко», однако зодчие этого времени обращались не только к барокко, ной к наследию ренессансу, и к формам ^классицизма, уже появившегося в это время во Франции. В России барокко появляется еще в 17 в. (нарышкинское б^юкко), в 18 в. получает развитие в творчестве Д.Трезини. Гражданскому строительству

придается первоочередное значение. Возникают промышленные и фортификационные сооружения,

«общественные и правительственные здания, городские дворцы и загородные резиденции. На дальних границах

Росси возникают новые город- крепости. Демократизация архитектуры выразилась не только в преобладании

гражданского строительства и развитии градостроительного искусства, но и в активном освоении зарубежных

архитекторов. Расширяется социально-функциональная основа строительства, что сопровождается освоением

передовой техники и резким повышениел/п^нтереса к научным знаниям. В архитектуре петровского времени в

первую четверть XVIII в. утверждаются идеи национального могущества России. В Москве строится первая

публичная библиотека и общедоступный театр, а в Кремле - Арсенал. Организуется архитектурный надзор за

строительством, появляется регулярность. Под руководством М.Г.Земцова^б^а начаха подготовка

отечественных кадров. Огромную роль в становлении и развитии_архитектуры XVIII в. сыграло основание

Петербурга, как города нового типа. Новый город был заложен на отвоеванной у неприятеля территории, как

крепость.

 

Д.Тоезини(1670.Швейцария -1734).В 1706 г. Петром была основана Канцелярия городовых дел, главным архитектором которой стал Д.Трезини. в 1703 г. был приглашен для работы в Россию в качестве фортификатора и

 

^уэхитектора. Стал руководителем застройки Петропавловской крепости, а также одним из первых архитекторов, принимавших самое деятельное участие в застройке СПб.

 

Петропавловская крепость. Закладка -16(27) мая 1703 г. первая крепость - земляная с деревянными укреплениями. 30 мая 1706 г.на Заячьем острове была заложена каменная крепость. В плане - вытянутый с запада на восток шестиугольник. 6 бастионов крепости соединяются куртинами - двойными стенами, между которыми были устроены казематы для размещения гарнизона и хранения боеприпасов. Для ускорения работ Петр закрепил за определенным вельможей определенный участок работ, поэтому все объекты выполнены в несколько разных стилях. Самые ранние и наиболее ценные в художественном отношении - Петровские ворота(Д.Трезини). в центре крепости - Петропавловский собор (1712-33). 3-хнефная базилика с прямоугольным выступом алтаря с вост

 

Фасады обработаны плоскими пилястрами и наличниками. Золоченый шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейства и Кунсткамеры имели в градостроительном плане роль вертикальных доминант города.

 

Позже были построены ддатля комрндянтскогодома, Монетного двора, Ботного домика- павильона-футляра для «дедушки русского флота» - ботика Петра. В k.XVIII в.стены крепости, обращенные к Неве, были облицованы гранитом и тогда же сооружены гранитные Невские ворота(Львов).

 

Для скорейшей застройки СПб Трезини разработал в 1714 г. три проекта «образцовых» дпмпя- -дом для «подлых» людей(самого низкого происхождения и сословия): сени, кухня и 2 жилые комнаты.

 

Г а

 

-дом для зажиточных (мещан): вверху - мезонин, дом - одноэтажный, в плане - блокировка из нескольких

 

ых ячеек.

 

-для «зело именитых»: 2-3 этажа, верхний - мансардный, обычно выделялся центр - колоннами, арками и т.д

 

Одним из примеров последних является Летний двооей Петра (1710), крайне скромно оформленный

 

(скульптурные вставки и фриз).

Фасады типовых домов, выстроенных в линию, образовывали контуры будущих улиц. Т.к. камня не хватало, то многие жилые и общественные здания сооружались из дерева, а их фасады отделывались штукатуркой,

 

 

БИЛЕТ№ 15, ВОПРОС №1 Архитектура Флоренции. Основные гражданские и культовые постройки XII1-XVI вв.

Дель Фьоре - ДиЬСамбио,. Бруннелески. Баптистерий на главной площади - Дуома. Палаццо Медичи - Рикарди - Микелоццо. Палаццо Векьо - Ди Камбио. Капелла Медичи - Микеланджело. Палаццо Строцци - Джулиано Де Сангало.

*

Город возник во время античности. Во время Римской империи достиг расцвета (с лат. - ттетутпаяУ Сильно пострадал во время нашествия варваровГно уЖе в период средневековья превратился в один из крупнейших городов государства на севере Италии. Являлся центром обширной области Таскана, где возник тосканский ордер. В это время Италия становится конгломератом феодальных государств. В_14 в. значительное влияние в обществе приобрел богатый род Медичи Г купцы, в последующем банкиры). Один из виднейших представителей династии -Козимо Медичи старший (1389-1464). Лоренцо Великолепный (ученый, писатель, покровитель искусств), Козимо 1 - известнейшие деятели династии. Р од^оказа в ши й большое влияние на формирование Флоренции.

Флоренции Палаццо Веккьо. Арх. Арнольфо ди Камбио (1298 - 1314). Первоначально именовалось - палаццо Синьории и была резиденцией флорентийского правительства (первоначально - городская ратуша). Массивное квадратное в плане здание с открытым внутренним двором, опоясанным аркадой. Замковый характер сооружению придает отделка фасада диким камнем. Проект предусматривал чёткие формы: в плане это прямоугольник, но тонкие карнизы по фасаду зрительно делят его на три блока. Увенчанная зубцами галерея как бы повторяется на звоннице и на башне, высота которой достигает 94 м, дополняя впечатление величавой простоты. В 1667 г. на башне были установлены часы работы аугсбургского мастера Г.Ледерле, которые до сих пор ходят (колокол), строители, использовав формы и мотивы, характерные для средневекового крепостного зодчества, создали новый, полный героического величия архитектурный образ.

Облицованное крупными блоками желтоватого рустованного камня, здание кажется гигантским монолитом — настолько компактен его объем и выразительна толща стен, скупо расчлененных сравнительно небольшими оконными проемами. Пластику этого массива великолепно подчеркивает сильно вынесенный вперед внушительный ярус машикулей и крепостных зубцов, а энергия вертикального ритма концентрируется в победном взлете дозорной башни.

Позднее Козимо 1 перестроил под резиденцию. Наружный фасад здания не изменили. Интерьер комнат и зала роскошен, по проекту Дж. Вазари. Представляет собой разительный контраст с фасадом. Зал совета 500, апартаменты стихий, зеленый кабинет, капелла приора,- все в традиции Возрождения.

Площадь перед зданием - пьяцца Синьории, на которой копия статуи Давида Микеланджело.

По распоряжению ргзимо 1 между палаццо Веккьо и мостом Понте-Веккьо была построена улица Уффици (1560-1574, авт. Дж. Вазари) В зданиях, обрамляющих улицуДрасположены библиотека, архив, канцелярия, хранилище произведений искусства. Ширина ул. 18 м., длина 113 м.

Здания с однотипным убранством: первые этажи - колоннада, в которой через каждый второй расположен столб с нишами и статуями. Колоннаду венчают 3 этажа. Над колоннадой квадратные окна, выше прямоугольные, украшенные сандриками (декор. Наличник), еще выше квадратные. Плоскость стен расчленена пилястрами, между которыми по три окна. Выход улицы к набережной р. Арно ограничен массивным переходом в виде венецианской (палладианской) арки.

Перейдя через реку Арно попадаем к палаццо Питти (дворец Медичи. Козимо 1)

 

Санта Мария дель Фьоре -1296 г. Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. Он спроектировал

Л\ ------- —■ у- * "

три широких нефа, оканчивающихся куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет. В1331 г. гильдия торговцев шерстью взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы. Когда Джотто умер b 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360—1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д'Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только закончить купол.

Работа по возведению купола началась в 1420 году. Брунеллески сконструировалддшао (из положенного "в елку" кирпича), имеющий арочный каркас, состоящий из восьми угловых дуг с наклоном в 60 градусов и соединяющих их горизонтальных перемычек. Купол облицован кирпично-красными изразцами, контрастирующими с зеленым, красным и белым цветом облицованных мрамором стен. Вся эта громоздкая конструкция купола диаметром 42 метра завершалась крошечной беломраморной ротондой фонаря со шпилем и медным шаром (после 1446 года).

Собор был освящён в 1436 г., но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор — Эмилио де Фабрис. Собор имеет форму латинского креста, три не<Ьа, два боковых трансепта иполукруглую апсиду.

 

U

Палаццо Медичи-Риккарди. (при Козмо ст.) Отклонил проект Филиппо Брунеллески и обратился к Бартоломео^. Микелоццо. Прямоугольное в плане здание с открытым внутренним явором.3-х этажное. Высота постепенно уменьшалась к верху. Отделка фасада: первый этаж обработан рустом, что придавало зданию тяжеловесность и основательность; второй этаж обработан гладким и дощатым рустом; 3-ий - гладкий. Фасад украшен двойными окнами с колонками. Внешний вид: монументальный, величественный, элегантный. Вместо зубцов карнизы в античных традициях.

 

 

Этот дворец представляет собой типичную модель богатого жилого дома эпохи Возрождения. Его построил Микелоццо (1444-1452 гг.) для Козимо Старшего и его семьи. Первоначально план палаццо, выполненный М. Ди Бартоломео был близок к квадрату. В 17 веке после перехода дворца к семье Рикарди, его облик значительно видоизменился: расширен фасад и корпус внутреннего здания. До изменения все помещения группировались вокруг внутреннего двора, служившего открытым залом. На первом этаже конюшни и помещения стражи. Угловой зал открыт на улицу лоджией. Впоследствии лоджия была заложена, а в арках нижнего этажа были устроены окна с наличниками и решетками по рисунку Микеланджело. Снаружи грубый руст нижнего этажа постепенно сменяется более гладкими, хорошо подогнанными плитами верхних этажей, украшенных парными окнами. Небольшие центральные колонны, разделяющие окна, увенчаны медальонами. По верху здания идет сильно выступающий карниз с консолями - подражание античной классике. На двух верхних этажах располагались залы, гостиная, капелла, жилые комнаты. Служебные помещения на 3 этаже. В наши дни дворец, принадлежавший некогда Лоренцо Великолепному, является местом заседаний префектуры. Капелла, созданная также архитектором Микелоццо, украшена знаменитой фреской Беноццо Гоццоли Шествие волхвов в Вифлеем (1459-1460 гг). Отдельного упоминания заслуживает Двор: над портиком - ряд парных окон и лоджия;

 

Палаццо Питти. Здание воздвигнуто конкурентом Козимо старшего - Лукой Питти. Проек заказал у Брунелески. Грандиозность масштабов, 3-х этажное здание, сплошь отделано рустом. До конца не достроено по причине разорения заказчика. В 1549 г. Козимо 1 Медичи купил недостроенный особняк и по его заказу Барталомео Амманати расширил здание, пристроив дополнительно крылья. По его проекту отделка внутреннего двора. В последствии ряд аналогичных проектов осуществлены в Люксенбургском дворце в Париже и галереи Нибелунгов в Мюнхене (заказал Людвиг 1)

 

|1лощадь Анн> нциаты во Флоренции - 1-я регулярная площадь средневековой Европы (проект Брунеллески). Первая

 

постройка на площади - здание Воспитательного дома. Главный фасад оформлен сплошной аркадой, опирающейся на стройные изящные колонны. Вверху между пролетами арок — медальоны с изображением перепеленутых младенцев (раб. Андреа дела Роббиа). Брунеллески успел сделать модель и начал строительство, продолжил строительство Франческо дела Луна, закончив в 1445 г.

Позднее Антонио де Сангалло напротив Воспитательного дома возвел галерею, аналогичную аркаде воспитательного дома. В начале 17 в Джованни Каччини оформил аналогичную арочную галерею с западного фасада у Сантиссимо Аннунциата. Завершено оформление площади в 1608 г. На площади поставили конную статую Фердинанда 1, позднее по сторонам установили фонтаны.

Еще одна регулярная площадь была разбита перед улицей Санта Мария Новелла.

Проект перестройки Флоренции в^регулярный город был составлен Леонардо^да Винчи. Некоторые эскизы, революционные для того времени — организация многоуровнего движения: улицы пешеходные, нижние линии для движения гужевого транспорта. Имели ответвления к набережной р Арно. Город получил в основе идеализированный восьмигранник, улицы и русло р. Арно выпрямлялись.

к t

 

 

Арнольфо ди Камбио. Церковь Санта Кроче. Флоренция

Один из видных скульпторов и крупнейший архитектор Арнольфо ди Камбио (сведения с 1265г., ум. в 1302 г.). Интерьер флорентийской церкви Санта Кроче (заложена в 1294-1295 гг), готическая церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии. По легенде она была основана самим святым Франциском Ассизским, который через 2

ф

года после смерти был причислен к лику святых. Строительство новой церкви на месте, где раньше находилась церковь посвященная этому святому, было начато 12 мая 1294 года .

3 -х нефная базилика. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, центральный - плоским. Белизна гладко оштукатуренных стен, кирпичная облицовка архитектурных членений (пилястры, архивольты), массивные восьмигранные столбы, сложенные из блоков серого известняка. Сочетание скупых и строгих форм итальянской готики с лаконичным рисунком столбов, плоских архивольтов, энергично вынесенных вперед вертикальных тяг. Этот рисунок - основу всей композиции интерьера. Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Много перестраивалась.

Замечательна и безукоризненная соразмерность архитектурных элементов: гармоничны и естественны отношения высоты стройных столбов и гигантского размаха опирающихся на них стрельчатых арок, перспективу главного нефа завершает стена трансепта с колоссальной арочной нишей хора и меньшими арками боковых капелл с готическими окнами. Почти элементарная простота форм, геометрическая строгость рисунка лизен и треугольных вимпергов отличают архитектурное решение Санта Кроче (главный фасад получил архитектурную отделку лишь в 19 в.).

Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре

Собор был заложен в 1296 г. Арнольдо ди Камбио. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание

утвердило модель купола. Фундаменты пилонов купола были заложены уже в 1380 г. В 1420 г. была утвержден проект

купола Брунеллески. Купол закончен в 1431 г., апсиды его барабана - в 1438 г., а балюстрада - в 1441 г. Проект купола

отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Очень большой пролет (42

м.)Брунеллески перекрыл свободно опирающимся куполом в сочетании с многогранным куполом из восьми сегментов,

уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Купол в виде ребристого сомкнутого свода укреплен

8 ребрами, которые поднимаются к верхнему также восьмигранйому кольцу, несущему фонарь. Для уравновешивания

распора выделены 6 горизонтальных венцов из длинных камней песчаника, скрепленных пиронами, залитыми оловом. В

нижней части добавлена кольцевая связь из дубовых бревен, окованных железными листами. Кладка купола велась без лесов

до высоты 13 м, затем установлены подмости. Фонарь купола был сооружен только после смерти зодчего. Грандиозный

купол как символ превосходства Флоренции в соперничестве средневековых городов-государств Италии. Новаторский

проект Филиппо Брунеллески сочетал в себе знание достижений готики и римского инженерного искусства со смелым

практическим подходом. Брунеллески совершил переворот в развитии зодчества и проложил дорогу эпохе Ренессанса,

превратившей Италию в центр новой культуры и искусства. Размеры собора: длина — 153 метра, ширина в трансепте — 90

метров. Собор был спроектирован так, чтобы вместить все население города. Дуомо , он же — собор Санта-Мария-дель-

Фьоре был облицован с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного и розового

цветов с белой каймой.Кампанила собопа Санта-Маоия-дель-Фьоре — Колокольня Джотто.

^^ *

В 1421 Брунеллески приступил к перестройке церкви Сан-Лоренцо и сооружению при ней Старой сакристии - небольшой квадратной капеллы. Капелла (ризница) стала первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями.

Сан-Лоренцо одна из старейших церквей Флоренции.

Церковь Сан-Лоренцо была основана в 393 году. В XI веке церковь была реконструирована в романском стиле. В XV веке по заказу Козимо Медичи Брунеллески достроил купол и церковь приобрела современный вид. Позднее папа римский Лев X поручил Микеланджело облицовку церкви, но работа так и не была выполнена. Рядом с алтарём церкви расположена могила Козимо Медичи. Внутри базилики находятся многие произведения искусства: две кафедры работы Донателло, старая ризница работы Брунеллески и новая ризница работы Микеланджело (часть капеллы Медичи). Библиотека Лауренциана была построена Микеланджело.

Санта Мария Новелла церковь во Флоренции, недалеко от центрального вокзала города, носящего её имя. Строительство началось в 1246 г. на месте доминиканской молельни X в. Санта Мария делле Вине. В 1279 г. были закончены нефы, а во второй половине XIV в. Якопо Таленти завершил постройку колокольни и сакристии. Фасад переделан Леоном Баттистой Альберти в 1456 1470 гг. (Прежний фасад датировался началом XIV в.). Он создал великолепный портал и всю верхнюю часть церкви с её чёткой ритмикой квадратов, инкрустированных мрамором. Композиция квадратов ограничена с трёх сторон геральдическими символами семьи Ручеллаи, по заказу которой была построена эта церковь. Её интерьер разделён на три нефа пилонами в виде связки колонн, которые поддерживают огромные арки со стрельчатыми сводами. Интерьер подвергался обновлению в XVI в.

В этой церкви хранится множество произведений искусства XIV-XVI вв.: надгробный памятник блаженной Виллане работы Росселлино (1451); гробницу Филиппа Строцци работы Бенедетто да Майано (1491); Мадонну с чётками Джорджо Вазари (1568 г.) и Чудо Иисуса работы Аньоло Бронзино и т.д. Капелла Маджоре (или Капелла Торнабуони) заслуживает отдельного упоминания, особенно её алтарь с бронзовым Распятием Джамболоньи, В Капелле Гонди на алтарной стене знаменитое Распятие Брунеллески. В Капелле Строцци ди Мантова на алтарной стене находится фреска с изображением Страшного Суда, на правой стене Ад, на левой Рай.

Палаццо Строцци флорентийский дворец (палаццо) эпохи Ренессанса. Здание было построено по заказу Филиппо Строцци предположительно по проекту Джулиано да Сангаллов Т489Чэзу гг. По своей форме относится к флорентийским городским дворцам раннего Возрождения.

За образец архитектор семейства Строцци Бенедетто да Майано взял дворец Медичи, известный ныне как Палаццо Медичи- Риккарди, автором которого был Микелоццо. Здание облицованное выпуклыми каменными блоками, производит очень

 

 

гармоничное впечатление. Его усиливает выступающий карниз зодчего Кронака.

Филиппо Строцци умер, не дождавшись окончания строительства своего палаццо.

Баптистерий Сан-Джованни(итал. Battistem dLSan Giovanni) — средневековый (романского стиля) баптистерий на Пьяцца дель Дуомо и Пьяцца ди Сан- Джованни, рядом с собором Санта-Мария-дель-Фьоре и колокольней Джотто во Флоренции, одно из самых старых зданий города. Баптистерий

(крещальня) посвящён Иоанну Крестителю. Современная мраморная облицовка была выполнена в XI—XII веках. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII— XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре.

Ворота Баптистерия.Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Северные ворота созданы в 1401—1424 гг. также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 гг. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.

Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).

Уффици (Флоренция) Галерея Уффици (галерея канцелярий) — дворец во Флоренции, построенный в 1560—1581 г. и сейчас являющийся одним из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства.

История Уффици начинается в июле 1559 г., когда правитель Флоренции Козимо I Медичи замышляет объединить все административные службы города в общем просторном дворце. Для реализации проекта был приглашен мастер Джорджо Вазари, который и начал работу в 1560 г. Однако в 1574 г. Вазари умер, и заканчивал строительство уже его преемник, Бернардо Буонталенти. С 1575 г. в здании Уффици началось формирование музея — его основу составила семейная коллекции Медичи.

КАПЕЛЛА МЕДИЧИ (Капелла Медичи в церк. св. Аннунциаты — арх. Микелоццо ди Бартоломео.

Новая Сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо — Микеланджело.

Это обширное здание - своего рода фамильный склеп Медичи - возвышается позади церкви Сан Лоренцо и занимает часть ее помещении. Вход ведет в просторный зал с низким потолком, оформленный Буонталенти. Здесь находится гробница Козимо Старшего, гробница Донателло, гробницы лотарингских и других великих герцогов. Отсюда можно подняться в большую Капеллу Принцев, осуществлена арх. Ниджегги (при участии Буонталенти). строительство с 1602 г по XVIII в. Капелла, представляющая в плане восьмиугольник, полностью отделана мрамором и твердым камнем в стиле барокко. Над плинтусом, украшенным гербами шестнадцати городов Великого герцогства Тосканского, находятся шесть арочных саркофагов великих герцогов: Козимо III, Франческа I, Козимо I, Фердинанда I, Козимо II и Фердинанда II, на двух саркофагах установлены статуи усопших Франческа 1 и козимо II, выполненные скульптором Такка. Роспись капеллы выполнена Пьетро Бенвенути в 1826 году. В склепе захоронены почти все представители семьи Me дичи,Коридор соединяет Капеллу Принцев с Новой Сакристией.

Новая ризница.В 1520 году Джулио Медичи (будущий папа римский Климент VII) заказал Микеланджело строительство новой усыпальницы (итал. Sagrestia Nova). В капелле расположены четыре аллегорические скульптуры: "День”, "Ночь”, ’’Утро" и "Вечер”. "День" и "Ночь" расположены на саркофаге Джулиано, герцога Неймурского младшего сына Лоренцо Медичи, а "Утро" и "Вечер" расположены на саркофаге Лоренцо, герцога Урбинского (внука Лоренцо Медичи, отца французской королевы Екатерины Медичи). В капелле похоронены также сам Лоренцо Великолепный и его погибший во время заговора Пацци брат Джулиано. На саркофаге Джулиано расположены: Мадонна с младенцем и покровители семьи Медичи Святой Косьма и Святой Дамиан.

4 f

 

 

Билет N15. Вопрос 2. Московское («нарышкинское») барокко последней трети XVII - начала XVIII вв.

Является начальным этапом в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были пбстроены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Учитывая основной район распространения этого явления, его еще называют «московским барокко».

В XVII в.в русском искусстве и культуре появилось новое явление - их «обмирщение», выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в.начинается формирование и развитие новой, светскюй^культуры. В архитектуре это выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведен ряд светски нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов. Патриарх Никон в 1650-е гг.запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов. Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также проникали некоторые Западноевродейскме-эдементы. Однако после заключения Россией мира с Речью Посполитой в 1686 г.это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, т.к. тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре православные украинский и белорусский народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определенное «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления.

Главное значение стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко). Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведенные в нем, иногда причисляют к нарышкинскому стилю, либо используют для них обобщенное понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.

Характерные особенности стиля:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.