Сделай Сам Свою Работу на 5

Поздний(зрелый) классицизм - 1800-1840-е гг.





Мастера раннего классицизма: Антонио Ринальди, Кокоринов Александр Филиппович, Жан-Батист Валлен- Деламот, Фельтен Юрий Матвеевич, Бланк Карл Иванович.

Ранний классицизм петербургской школы. Признаки:

- крупный, чаще дорический, ордер;

- скромная пластика стен;

- членение пилястрами и полуколоннами.

К числу ранних образцов классицизма относятся здания Академии художеств, Мраморный дворец(1768-1785 гг., архитектор А.Ринальди).

А.Ф.Кокоринов и Ж.-Б.Вален Деламот. Академия художеств (1764 - 88). Была основана в 1750(71757) графом Шуваловым, поэтому изначально она размещалась в его особняке. Кокоринов был приглашен туда для преподавания архитектуры, он же стал и автором проекта, но не дожил до открытия. Это пример крупного общественного здания. Занимает целый квартал на Васильевском острове. В плане- огромный прямоугольник с парадным круглым двором в центре и четырьмя квадратными двориками по углам. Вокруг центрального двора на втором этаже- круговая галерея, прекрасно освещенная, предназначенная для выставок. Основные членения фасадов и интерьеров построены по ордерной системе. Первый этаж рустованный, второй и третий - объединяются дорическими пилястрами. А в выступающих частях здания - ризалитах- колоннами. Над главным входом - невысокий купол.



А.Ринальди(1710-1794). Китайский дворец(1762-68) в Ораниенбауме. Прихотливые очертания дворца отлично гармонировали с парковой композицией. Павильон Катальной горки (1762-74)- трехэтажный,с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этажах. Павильон в Ломоносове. Мраморный дворец(1768-85). Многоцветная облицовка фасадов. Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовым полем и имеет П-образную композицию с крыльями,образующими глубокий парадный двор. Фасады, обращенные к Неве, площади и мраморному переулку решены в мерном ритме бледно-розовых мраморных пилястр коринфского ордера, поднятых на высокий гранитный цокольный этаж. Здание увенчано глухим аттиком с акцентами на южном и северном фасадах. Лишь в архитектуре главного восточного фасада повляется барочная тектоника: сильно раскрепованный портик, завершенный фигурным аттиком. Дворец в Гатчине(1766-81). Прямоугольный в плане главный корпус, трехэтажный, с проходной галереей, внизу основной корпус дополнен пятигранными шестиярусными видовыми башнями и дугообразными двухэтажными крыльями, охватывающими парадный двор, соединяющими его с кухонным и арсенальным флигелями в форме каре с башнями по углам, Парадные интерьеры расположены на втором этаже, наиболее значительны из них - Белый зал, Аванзал, Мраморная столовая. Был разрушен во время фашистской аккупации. Ныне реставрирован. Также Ринальди выстроил несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Помимо монументальных зданий Ринальди создал ряд мемориальных сооружений: Орловские ворота(1777-82),Чесменская колонна(1778) в Пушкине,Чесменский обелиск в Гатчине.



Валлен-Деламот. Малый эрмитаж (1764-1775 гг) Рядом с Зимним дворцом. Большой ордер на высоком рустованном цокольном этаже. Коринфский ордер пилястр и свободно стоящих колонн пристенного шестиколонного портика. Большой Гостиный двор.Проект Ф.Б. Растрелли, переделал Деламот. Более простая архитектура.Оба этажа протяженных галерей объединены пилястрами тосканского ордера с акцентом в виде пристенного портика на Невский проспект. Скругленые углы оформлены сдвоенными колоннами.

Ю.М.Фельтен. Большой Эрмитаж - Здание Старого Эрмитажа играет роль промежуточного звена между пышными Малым Эрмитажем, Зимним дворцом и, выполненном в классическом стиле, Эрмитажным театром. Здание Старого Эрмитажа

 

 

соединяется с Эрмитажным театром аркой, переброшенной над Зимней канавкой. Также от здания имеется специальный переход в Малый ЭрмитажАлександровский институт(ряр,ом с ансамблем Смольного монастыря; три внутренних двора). Учебный корпус ленинградского Университета. Его дугообразный простой фасад с плоским портиком из 4-х ионических пилястр формирует парадный подъезд, в то время как садовый фасад, обращенный к Неве, акцентирован пластичным портиком на высоком цокольном этаже, образованном 4 парами сдвоенных колонн коринфского ордера. 3-и внутренних двора. Ограда Летнего сада со стороны набережной Невы (1770- 84). Создана при участии Егорова; железные звенья, гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь. Проста, пропорциональна, гармонична в частях и целом.



Московский классицизм. Архитектура русского классицизма во многом основывалась и на собственных классических традициях. Наряду с городскими постройками в этот период огромного масштаба достигает загородное строительство.

К.И.Бланк,Воспитательный дом(1764-70)в Москве. По инициативе просветителя Бецкого, как благотворительное учебно-воспитательное учреждение. Состоит из 3 частей: 2-а раздельных замкнутых каре из пятиэтажных корпусов с предельно лаконичными фасадами фланкируют парадный двор. Замкнуты пятиэтажным административным корпусом с 2-я церквами по концам. 3-и нижних рустованных этажа трактованы как высокий цоколь, несущий 2 верхних гладких этажа, увенчанных карнизом с модульонами. Возвели льшь левое каре и главный корпус. Правый корпус достроен в Советские годы (арх. Ловейко завершил ансамбль)

. Павильон «Эрмитаж»(1760)в Кусково.

 

 

Билет №13 Вопрос №1 Готическая архитектура Западной Европы. Собор в Кельне, собор в Реймсе, собор Нотр-Дам де Пари,

«обор в Шартре, Кентерберийский собор, замки Франции.

XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Термин «готика» возник в эпоху Возрождения, теоретики которой так обозначали средневековую архитектуру, готскую, варварскую. Готы — германские племена, которые разграбили Рим.

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романским. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

Периодизация готического искусства:

Ранняя готика: XII - вторая треть XIII; Высокая (Зрелая) готика: вторая треть XIII - н. XIV века; Пламенеющая готика (поздняя) XIV - XVI.

Собор в Кельне Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Германия). (XIII в. - 1882 г.) Построен на месте романского храма, после

*

того, как в Кёльн были перенесены мощи трех святых волхв, возвестивших о рождении Христа (Каспар, Бальтазар, Мельхиор). Он чудом уцелел в войне, является одним из немногих сохранившихся в оригинале храмов города.

Вдохновляющим примером для Кёльна служил храм в Амьене, от туда был заимствован план. Большая пятинефная базилика в Кёльне с трехнефным трансептом, хор с обходом и венец капелл. Самый крупный готический храм, его длина 144 м, высота 157 м., средний неф в 2,5 раза выше боковых. Ширина главного нефа - 43,5 м.Второй верхний ярус трифориев сквозной(верхняя боковая галерея в готических соборах, открытая в средний неф тройными или двойными арочными проемами). В наружном облике здания контрастны сопоставления гладких поверхностей и декоративной резьбы. Движение по вертикали усиливается мотивом повторяющихся от яруса к ярусу стрельчатых арок. В нем хранятся многочисленные фрески, мозаики, ниши, алтари, статуи апостолов, витражи. Один триптих Поклонение волхвов является одной из известнейших картин мира.

В 1450 г строительство прекратилось и лишь в середине XIX века началась достройка собора: возведена верхняя часть башен, высота которых составила 150 м. Сдвоенные башни слишком близко расположены к центральной части, что она теряет свое значение композиционного центра. В архитектуре собора прослеживается черты стилей разных эпох. Это было самое продолжительное строительство в истории человечества - 632 г. и 2 мес. Самый высокий готический собор в Европе. Самый большой действующий колокол в Мире - «Питэр». Традиционно готические храмы строились из белого камня. Собор в Кёльне из Кирпича - кирпичная готика, распространившаяся в восточной Германии.

Величественный собор Нотр-Дам-де-Пари (собор Парижской Богоматери) (1163 — 1250) украшает остров Сите на реке Сене, колыбель города. Собор был построен на месте двух существовавших ранее церквей св. Стефана и Марии. Заложен Людовиком VII и папой Александром III в 12 в. Несмотря на долгое строительство, собор выдержан в едином стиле. Пятинефная базилика. Несмотря на огромные размеры - длинный неф (130 м), широкий трансепт, глубокие хоры, башни высотой 69 м (не достроены) - собор выглядит очень легким. На западном фасаде 3 портала (средний немного больше). Порталы стрельчатые, перспективные Как придворная церковь coop подчеркнут Г ал ер ей королей из 28 фигур. Выше трифорий - арочная галерея на колоннах. Над центральным порталом окно-роза; над боковыми - большие окна - трифории. На южном и северном фасадах «розы» меньшего размера. Средокрестие отмечено небольшой башенкой. Слабо выступающий трансепт расположен ближе к нартексу и включает 3 поперечных нефа. Увеличивается пространство хор, в алтарной части находится 2-ой круговой хор. Над боковыми нефами - эмпор (хоры) в виде галереи трифорий. Венец капелл в алтарной части не развит. Собор украшают работы знаменитых скульпторов: Пьету изваял Никола Кусту. Витраж XIII в. на южном фасаде трансепта изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета.

Это раннеготический храм, поэтому здесь присутствуют романские черты : вместо арок опоры среднего нефа - простые цилиндрические столбы, увенчанные большими капителями, нет четкого вертикального членения фасадов, слабо выраженные стрельчатые арки. В XIV веке между контрофорсами были встроены капеллы. В XIX в. Виолле-ле-Дюк отреставрировал здание и скульптуры, заменил исчезнувшие статуи и соорудил шпиль.

К началу XIII в. во многих странах Западной Европы окончательно складываются стилевые особенности готики. К произведениям зрелой готики можно отнести собор в Реймсе.

I*

Шедевром зрелой готики для средневековых мастеров стал собор Нотр-Дам в Реймсе Франция (1210 -1311 гг) (длина 120 метров,ширина 30 метров, высота среднего нефа 38 метров). Город в сердце Шампани издавна был местом коронования французских королей. Существовавшая в XII в. базилика погибла в пожаре 1210 г. Строительство нового собора началось уже в 1211 г., и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе — это история нескольких поколений зодчих. План собора был создан Жаном д’Орбе, который, видимо, знал собор в Шартре, но творение мастера из Орбе отличает еще большая гармоничность, (основные архитекторы: Жан де Лу, Готье де Реймс, Бернард де Суассон). Собор в Реймсе — трехнефная базилика, пересеченная трехнефным трансептом. Хор и трансепт после Жана д’Орбе в 1241 году завершил Жан де Лу. После план был несколько изменен, в связи с этим был разобран уже начатый западный фасад и предпринято строительство нового. Работы в этот период возглавляли Готье де Реймс и Бернар де Суассон,

 

 

создавший великолепное окно-розу (диаметр 11.5 метров) на западном фасаде. Галерею королей (горизонтально расположенный ярус фасада, на котором помещались изображения библейских царей) и башни до 1311 г. строил Робер де Куси. Верхний ярус башен появился в 15 в., высокие шатры были построены позднее. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла. В композиции преобладает вертикаль, множество стрельчатых арок, развитый венец капелл. Собор динамичен по композиции. Сужение к верху и отступление вглубь западного фасада с 3 стрельчатыми перспективными порталами со статуями и двумя башнями... Во втором ярусе пинакли (остроконечная башенка, увенчивающая контрфорс, не только декоративную, но и конструктивную функцию — нагрузку пяты аркбутана), башни подразделяются на множество членений и проемов. Внутреннее пространство храма в Реймсе отличают ясная структура, стройность пропорций, высокое совершенство обработки камня, тщательность отделки каждой детали. Собор богат скульптурой, барельефами. Реймский собор часто называют «царством скульптур», т.к. насчитывается их несколько тысяч. Наиболее известные - «Улыбающийся ангел», а также скульптурные портреты королей Франции, статуи святых и причудливых животных. В соборе хранится реликвия Франции - золотая чаша (12 век) для коронационных церемоний».

Нотр-Дам в Шартре - католический кафедральный собор, расположенный в городеШартр к юго-западу от Парижа и является одним из шедевровготической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возведен на месте первого кафедрального собора, сгоревшего в 11 веке. Затем там был возведен романский собор с огромной криптой, который сильно пострадал во время пожара 1194 года. Уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания. Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось в 1260 году.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием (кольцевой обход вокруг главной апсиды). Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот

t

архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжетыНового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный какКоролевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

интерьер собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 Е1]. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Собор, в котором хранились драгоценные реликвии Богоматери (плащаница Девы Марии), пользовался особым покровительством Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу.

Шартр — один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII—XIII вв. Он никогда не реставрировался и не перестраивался.

КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ СОБОР, Кентерберийский собор (англ.), готический собор в Кентербери, одно из самых старейших и известных христианских зданий в Англии, являющийся главным англиканским храмом Великобритании и резиденцией Кентерберийского архиепископа. Официальное название - Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери.

Кентерберийский собор входит в список Всемирного наследия. Основан Августином Кентерберийским в 603 и неоднократно перестраивался, приобретя современный вид в 1830-х годах.

Собор вытянут в длину (160 м) и невысок, ровная линия кровли прервана устремляющейся вверх центральной башней и более низкими западными башнями. Последние указывают на французское влияние, однако расположенное между ними огромное окно «перпендикулярного стиля» является типично английским. Внутрь собора ведет роскошно декорированный портал на южной стороне. Преграда, отделяющая неф от хора, напоминает о том, что мирян в монастырских соборах не пускали дальше основного нефа, так как эти

 

 

соборы предназначались прежде всего для церковных служб монашеского ордена. Хор Кентерберийского собора был перестроен после пожара i 174. За хором в круглой капелле располагалась сверкавшая золотом и драгоценными камнями рака Томаса Бекета - цель паломников, тысячами прибывавших в Кентербери. В царствование Генриха VIII гробница Томаса была извлечена из собора, а останки уничтожены, однако сам собор остается местом поклонения святому.

Готические замки Франции. 12-13 вв. Готические замки отличаются от романских внешним обликом, романский замок имел утилитарное значение и использовался главным образом как оборонительное сооружение. Г одический замок имел регулярную планировку 9квадрат, прямоугольник, трапеция), башни круглые (выглядели менее тяжеловесно чем квадратные башни романики). Движение вверх, характерное для стиля готика, подчеркивают шатровые кровли, дозорные башенки, венчающие основные башенки, стрельчатые окна, пинакли, замковые часовни. На фасадах появляется декор, не свойственный романским замкам.

Пример: замок Лувр, построенный в 12 в. при короле Филиппе -Августе для защиты подступов к Парижу с запада. Расположен на берегу Сены. Квадратный в плане с круглыми башнями по углам. По середине каждой стены крепости расположено по башне и по 2 башни по сторонам ворот. Всего 10 башен. Ближе к северо-восточному углу замкового двора находился замковый Донжон (символ королевской власти), обнесенный сухим рвом. После постройки новой крепостной стены замок Лувр оказался внутри города и утратил военное значение. 1360-х гг. по приказу короля Карла 5 арх. Раймонд де Тамплю преобразовывает замок в королевскую резиденцию. Возведены 2 новых жилых корпуса с северной и восточной стороны. В стенах ажурные окна, замковые башни увеличены по высоте - увенчаны ажурными декоративными башенками. Крыши башен покрыты сланцем. Лувр утратил суровый вид, стал нарядной королевской резиденцией, но был способен выдержать осаду. Новшества: нарядные наружные винтовые лестницы, связывающие воедино помещения, расположенные на разных уровнях. До этого лестницы делались в толще стен. Франциск 1 в 1528 г. начал перестройку Лувра: снесен Донжон, разобраны крепостные стены и башни. В 1546 г. арх. Леско начал возведение на их месте ренессансных корпусов. (Бернини- Клодт-Перо 16-17 в.)

Замок Пьерформ 12 в. Перестраивался в готическом стиле. Один из наиболее ярких образцов готических замков. Прямоугольник в плане, с 8 башнями, между ними жилые корпуса, великолепная замковая часовня. По архитектуре очень похож на Лувр. В 17 в был взорван и восстановлен Виоле ле Дюком в качестве загородной резиденции Наполеона 3. Оборонительные сооружения восстановлены достоверно, а замковые корпуса и часовня - плод творческой фантазии реставратора.

Замок Венсен. Первоначально - небольшой охотничий домик в королевском лесу. Филипп-Август построил рядом с ним Донжон и окружил его крепостной стеной, превратив в загородную королевскую резиденцию. Ядро - квадратный в плане Донжон с полукруглыми башенками по углам 1361 -1369 гг. первый ярус - складские помещения, 2 - помещения для стражи, 3 - покои короля (в одной из башен находилась капелла, во 2 - королевский гардероб, 3 - кабинет, в 4 лестница), 4 ярус -покои королевы, 5 - покои дофина (наследника), 6 - боевая галерея. Вокруг Донжона квадратная в плане крепостная стена с небольшими башенками и эркерами по углам, к которой с внутренней стороны примыкали жилые помещения и часовня. В правление Карла 5 пристроили 2 линию укреплений, прямоугольную в плане. В результате старый замок превратился в Донжон новой крепости. Над стеной возвели 9 крепостных башен по высоте не уступающих Донжону. Винсент превратился в мощную крепость, служившую укреплением для короля на случай восстания в Париже.

 

Замки Луары (Франция)— замки долины реки Луары во Франции, административного района страны под названием Центр , а также региона Пеи-де-ля-Луар (историческая провинция Анжу). Замки Луары — архитектурные сооружения, в большинстве случаев построенные или значительно перестроенные в период французского Возрождения, когда французские короли жили на берегах великой реки, её притоков или вблизи от них (XV—XVI вв.). Большая часть замков всё же уходит корнями в Средние века, до сих пор сохраняя архитектурные черты того времени. Традиционно, замками Луары называются 42 замка. Обилие великолепных архитектурноисторических памятников в этой части Франции определило занесение долины Луары в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, это территория между Сюлли-сюр-Луар (деп. Луаре) и Шалонн-сюр-Луар. Более всего знамениты следующие замки:Амбуаз,Азэ-лё-Ридо, Блуа, Шамбор, Шатодан, Шеверни, Шомон-сюр-Луар, Шенонсо, Шинон, Ланжэ, Лош, Сомюр, Валансэ, Вилландри, Шато де Рео. К этому длинному списку можно добавить один более скромный замок, расположенный гораздо выше по течению реки. Однако специалисты считают его предвестником и жемчужиной итальянского Ренессанса во Франции: Басти-дЧОрфэ в Форезе {Forez).

I -

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.