Сделай Сам Свою Работу на 5

БИЛЕТ № 10, ВОПРОС № 2 Архитектура русской усадьбы 2-ой пол. 18 - 1-ой пол 19 вв. Кусково, Останкино, Архангельское.





Усадьба Кусково — архитектурно-художественный ансамбль XV III в

Включает лвореи. построенный К, И. Бланком во второй половине XVIII века в стиле классицизм; регулярный парк,,украшенный скульптурой, павильонами «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф.С. Аргунова, вторая половина XVIII в.).

Усадьба состояла из трёх частей — чапрупной сп ^ярринирм французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем (лучше сохранился) и английского парка «Гай».

Центром ансамбля

 

(выполнен из дерева, оштукатурен и окрашен), в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, из произведедй'йрудакого и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи/18 в.

История усадьбы:Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623 1624 гг. здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. Первое каменное сооружение — Спасская церковь (1737—39). Значительная часть строений выполнена по проектам "собственных" архитекторов - Ф. Аргунова, А. Миронова, Г. Дикушина.



В западной и восточной частях парка два маленьких ансамбля - Голландский и Итальянский. Голландский домик - сохранившийся и самый ранний из увеселительных павильоно

Центром голландского участка, с прудом, садом и подъёмным мостом (на железных цепях, не сохранился), стал двухэтажный Голландский домик! со ступенчатым Фронтоном(1749—51). Итальянский уголок, с фонтаном и статуями перед двухэтажным домиком (1754—55, архитектор (О.И. Кологривов, плафоны — П.Г. Красовский), в котором элементы европейского рококо и раннего классицизма.

Автором Фасадов 1 /ЬЬг. -Аргунов: Кухонный Флигель черты классицизма, летний Г рот, ставший уникальным

 

сооружением из-за неповторимой отделки морскими ракушками, перламутром, натуральным камнем и необычной металлической декорации купола, имитировавшей струящийся фонтан. —

Перспективу парковых~аллей завершает Эрмитаж (ранний классицизм^ в 1764— 67.фланком (по французскому проекту Ш. де Вайи) в 1769—75 сооружался главный дом на берегу Большого пруда — одноэтажный деревянный дворец с портиками по обеимсторонам. Интерьеры дворца (завершены в 1779.) замечательны по своему декоративному разнообразию и сохранности; в их убранстве (живописные плафоны, гобелены, резьба, наборный паркет, изразцовые печи) сочетаются барокко и приёмы классицизма. В память о двух посещениях усадьбы Шереметевых императрицей Екатериной II перед дворцом установлены мраморный обелиск. Парк: узоры из травы, цветов, объёмные формы из стриженой зелени, экзотические растения. Достопримечательности: летний воздушный театр, полностью выполненный из зелени (не восстановлен) и павильон Менажерея (1755, восстановлен), предназначенный для певчих и декоративных птиц. Регулярный парк (30 га) одновременно с работами по созданию Большого пруда (1751—55). От 17 других прудов отличается своей величиной. У пристани многочисленные суда, в том числе 6-пушечная яхта. Сохранился искусственный остров. В 1780-х гг. парковую зону значительно увеличил обширный пейзажный парк («Гай», к началу XX в. практически утрачен из-за дачной застройки).



Планировка Дворца отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси. Все помещения кусковского Дворца последовательно объединены в три композиционные группы.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.



ПОСТРОЙКИ: Дворец (Большой дом) (Бланк 1769—1775), Павильон «Грот»(Аргунпд 1755—1761/75),

Итальянский домик (Кологривоф. плафоны Красовский 1755), Павильон Эрмитаж (Бланк 1765—1767),

 

Голландский домик (неизв. 1749), Большая каменная оранжерея (Аргунов 1761—1763), Вольер для птиц (Бенуа

^ •••• 11 щ

 

современная реконструкция), Менажереи (Аргунов современная реконструкция), Церковь (1737—1739) и колокольня (Миронов, Дикушйин 1792). 1<ухонныйфлигель (Аргунов 1756—1757), Швейцарский домик (Бенуа IBbU), ЦоздушнБПГтё5трТ1763').

Расцвет Кускова пришелся на 1770-1780-е гг., когда возникла и укрепилась театральная традиция. 3 театра: Старый, Новый и Воздушный (Зеленый) театры.

Николай'I тетрович Шёрё1йётев'ЖенйлсйТ1а своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой. Для нее граф построил дворец-театр в семейной усадьбе Останкино.

Усадьба Архангельское.

Первое упоминание об Архангельском относится к 16 веку. Усадьба, принедлежала в начале Голицыну, потом Юсупову.

В 1810 Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов (1751—1831), коллекционер и любитель искусств. При нём дворец (арх. де Герн), заложенный при прежнем владельце, был завершён. В 1790-х гг. по проекту итальянца Д. Тромбаро~перед"дворцом были устроены три террасы с мраморными балюстрадами. БалюстрадВ^украшены вазами, статуями.

Достойным обрамлением дворцового комплекса является парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».

1790), Храм-усыпальнииа Юсуповых («Колоннада» 1909

 

дворец

 

 

после гибели на дуэли одного из князей. Никогда не использовалось по назначению), Святые ворота (1824), Церковь Архангела Михаила (самое старинное здание из всех сохранившихся (при оДоевсШх) Г Зодчем, вид|

 

 

был крепостной Одоевских Потехин 1660, В начале XIX века, при Юсуповых, храм был частично перестроен, изменена композиция по канонам классицизма.), Глинобитная ограда. Кладовая над оврагом (конец XVIII в., перестроена О. И. Бове 1824), Конторский флигель, Малый дворец Каприз, Чайный домик, Театр Гонзага (О Бове и Гонзаго 1817—1818), Храм-памятник Екатерине II, Розовый фонтан (19 в.), Памятник Пушкину.

Классическая архитектура. Стоящий на высоком месте дворец в Архангельском составляет центр симметричной композиции ансамбля, по продольной оси которого расположены въездные ворота, парадный двор, дворец и обширные террасы. По сторонам террас был разбит регулярный парк, корпусы оранжереи. Москва-река там. Постройка дворца относится к 80-м годам XVIII в., был перепланирован парк и вместо старого деревянного дома начали возводить дворец. Дворец строился медленно. Снаружи он был закончен в 1797-1798 гг., внутри - к XIX в. В 80-х годах XVIII в. было устроено водоснабжение для фонтанов, разбит парк, началось строительство парковых сооружений; в 1786 г. оранжерея с флигелями и Руинные, или Римские, ворота, оформлявшие въезд, воспроизведение руин античности характерно для усадеб 2половины 18 в.

В конце XVIII в. дворец в Архангельском строился по проекту де-Герна крепостными архитекторами. Первоначально парадный двор, с тосканскими колоннами, был открытым. Въездные ворота с аркой, построены в 1817 г. архитектором СП. Мельниковым.

Главный фасад дома выполнен по обычной трехчастотной схеме усадеб этого времени. Центр выделен четырехколонным ионическим портиком с фронтоном, боковые части с ризалитами, и колоннадами. Над центральной частью бельведер, с коринфскими колонками. В начале XIX в. в больших перестройках Архангельского после пожара 1812 г. участвовали Бове, Жуков, Мельников, Тюрин, Стрижаков.

Дворец Архангельского сооружен в 1780-1790х гг. по проекту де Герна. После войны 1812 года С.П.Мельников вновь поставил бельведер, изменил некоторые детали фасада. В 1815 г надстроил флигели, 1817 были возведены парадные ворота. Парадные залы в 1820-х гг. Тюрина. Усадебный театр по проектам О.И.Бове и П.Гонзаго под руководством Е.Д.Тюрина, С.П.Мельникова (сохранились до наших дней декорации и занавес работы итальянца Гонзаго). Парк Архангельского - выдающийся образец ландшафтной архитектуры. Перед южным фасадом три искусственные террасы. На их мраморных балюстрадах статуи и бюсты античных героев и философов.

 

Московский музей-усадьба «Останкино».Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Н. П. Шереметеве на рубеже XVIII—XIX-вв Интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный |^орнШГпарке77ЮриГйнэтгеный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Останкинский дворец — практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения.Останкино - принадлежало Черкасскому. Его единственная дочь Варвара вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. Усадьба перешла к Шереметевым до 1917 года. Расцвет села Останкино связан с графом Н. П. Шереметевым. В стиле раннего классицизма. Дворец строился с 1791 по 1799 год, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и иностранных зодчих — Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези и другие. Дворец производит большое впечатление гармонией линий, колонн, соотношением частей, он выстроен из дерева. Н. П~Шереметев был страстным любителем театра и музыки. Он создал изкрепостных театральную труппу, в составе которой, например П. И. Жёмчугова. Останкинский дворец был предназначен для искусства,

 

театра и этой актрисы.Останкинский дворец построен из сибирской

 

Штукатуркой (1792-1798) в стиле русского классицизм. Архитекторы: Кямппряяи Птярпи, Еррння Фасады симметричны, украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров. Декор оштукатуренных стен из гипсовых барельефов на мифологические темы, ниши со скульптурными изображениями героев античной мифологии .(Диониса и Аполлона). Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись.Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. П-образный в плане дворец замыкал небольшой парадный двор. Театр в останкинском дворце являл собой чудо

 

новейшей сценической техники. 'I еатр изначально задумывался как центр дворцового ансамбля. Зрительный зал вмещал до 250 человек, но зрителей всегда было больше, т.к. дворовым не запрещалось смотреть спектакли. Прислуга, управители, свободные от игры актеры и крепостные мастера располагались под самым потолком, глядя из окон третьего уровня зала. Работники машинного отделения за 30 минут превращали помещение из театрального зала в танцевальный. Полы в зрительном зале снимали, обнажая второй настил, примерно на метр "ниже первого. В партер ставились скамьи. Проект машинного отделения разработал крепостной мастер Пряхин, создавший оборудование по французским образцам. В настоящее время большой зал в Останкине признан одним из немногих в Европе и единственным в России театральным сооружением XVIII в., полностью сохранившим интерьер и частично сценическое оборудование. В проектировании усадьбы Останкино и отдельных ее частей принимали участие иностранные и русские архитекторы.различные варианты здания театра предлагали малоизвестные зодчий Франц Казне и знаменитый Василий Баженов. Франческо Кампорези разработал проходные галереи. Столичный архитектор Винченио Бренна строил Египетский павильон. Над окончательным вариантом планировки трудился итальянец Джакомо Кваренги. Убранство интерьеров и общее руководство строительством были поручены ученику Баженова, крепостному Аргунову. Талант крепостных строителей и огромное состояние графа обеспечивали смелые фантазии проектировщиков. После смерти Николая Петровича в течение всего столетия дворцом почти не пользовались, сохраняя знаменитый загородный дом как семейную реликвию.Билет 11. Вопрос 1 Архитектура Византии. Собор св. Софии в Константинополе.

 

 

Образование Византийской империи В результате распада Римской империи на 2 части, образуется Западная империя с центром в Риме и Восточная(Византийская) - с центром в Констанинополе. В состав Византийской империи вошли восточные области бывшей Римской империи: Греция, Территории Малой Азии, Сирия, Пшгестина и Египет. Уже с первых лет своего существования Византия, стараясь превзойти Рим, начала украшаться величественными сооружениями.

Историческая характеристика

в периоды централизации власти строятся крупнейшие сооружения, во время междоусобной борьбы и нашествий сокращаются масштабы строительства Три этапа:

ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;

средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;

поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры,монастыри

Город Константинополь заложен на месте древнего античного города Визинтий В Правление Константина (с324 г.) на пересечении торговых путей, между заливом Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции, возведено ок 30 дворцов, более 4 тыс. домов знатных вельмож,ипподром, форум, 2 театра, более 150 терм, хлебопекарни, водопроводы.

Правление Феодосия (408-450г) Константинополь увеличивается в западном направлении. Дополнительные укрепления - стена Феодосия из 3 рядов укреплений. Протяженность 16 км., 400 башен. 1 ряд укреплении - ров, за ним стена высотой 15 метров с башнями 20 м. высоты (2 укрепление),далее 20-40 м стена с 8-гранными башнями. Главные ворота - Золотые с 3 воротными проездами, располагались в юго-западном углу города.( 1-е Золотые Ворота в поместье Диоклетиана в Сшште)Город был разбит на районы и кварталы. В 1 тыс. н.э. в градостроительстве и архитектуре Византии преобладают римские традиции - регулярные планы городов, широкие мощеные улицы, цирки, термы, амфитеатры, система водоотвода и канализации. Особенности строительства в Константинополе: 1. Главное в архитектурной деятельности — храмы, дворцы, второстепенное — го судвенное тсроительство (термы, ипподромы)2. Лучевая планировка улиц 3. Поквартальное расселение ремесленников 4. Не было проточной воды (акведуки, подземные цистерны)

Постройки в городе: Гл. улица - Месса(средняя), на нее нанизаны многочисленные форумы, в центре статуя или обелиск, мощения, водоотводы, по сторонам украшена портиками.Вход в город через Золотые ворота с семибашенным замком или Адрианопольские ворота.

V

Первым на пути от Золотых ворот форум Аркадия с триумфальной колонной, затем форум Быка и Амастритский фор^Цкруглый) от него улица шла к форуму Феодосия, где находился древнеегипетский обелиск. Центральная часть форума Константина украшена триумфальной колонной, улица заканчивается Августейоном, где располагается одноименный форум. Там находится статуя св. Елены и Августы, установлен «миллий» - верстовой камень. Там находился сенат, риторий, дворец архиепископа, библиотеки, университет, торговые лавки. Практически всю оконечность пол-ва со стороны Мраморного моря занимал императорский дворец. Старейшая часть - дворец Вуколеон, стоял на берегу. Рядом пристань и ипподром, вблизи дворца - Софийский Собор — выдающийся памятник византийского зодчества, расположен в историческом центре.. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — до постройки Собора Святого Петра в Риме.

Купольную систему мы находим впервые ясно примененной в константинопольской церкви св. Сергия и Вакха (Амфимий из Трал, Исидор из Мелета 527—565) (одна из самых древних сохранившихся церквей Константинополя, послужившая прообразом для базилики Сан-Витале и собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»). По всей видимости, является работой тех же мастеров — Исидора Милетского и Антемия Тралльского.), Собор св. Софии (532-537 гг. по заказу императора Юстиниана,арх. Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) (аналог в россии - Морской Собор в Крондштате - арх Косяков) в Константинополе, как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма воплощались в жизнь с большими трудностями из - за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций. ■

Центрально-купольный храм. На наивысшей точке Царьграда. Собор как придворная церковь. Перед нартексом атриумный двор с портиками и мраморным фонтаном. Из нартекса 9 парадных дверей в храм только для императора и патриарха, для остальных - боковые, с более мелким масштабом деталей, соразмерных человеку.размером в плане 75x70 м и высотой до верха купола 57 м, Центральный купол опирается посредством парусов на 4 мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м в плане и высотой 23м. Диаметр 31.4м. В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном - мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами. В барабане 40 окон. В его толще родосские горшки, для акустики и облегчения конструкции. Гл. купол изнутри облицован голубой мозаикой с золотым крестом в центре. Иллюзия светового кольца. Кровля была покрыта свинцовыми листами. Конструкция купола -40

{ ;

радиальных ребер, опирающихся на кольцо из камня. Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. Для облегчения конструкции ребра купола и заполнение между ними из пемзовых кирпичей на толстых слоях цементного раствора. Ребра, с возвышением купола уменьшаются. Сравнительно тонкие стены храма (1,1—1,5 м) выложены из кирпича(плинфы) с широкими слоями цемяночного раствора. Интерьер Аркады на колонах. Стволы колонн имеют энтазис, сложную базу с классическими профилями и форму капители с плоской резьбой. Колонны выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека. Стены облицованы - розовый порфир, цветной мрамор с золотой смальтой, в боковых нефах - фресковая живопись. Наружная облицовка проста и строга. Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами в 2 яруса, придающими масштабность интерьеру, а гигантский купол кажется парящим в воздухе. Храмовое зодчество

Особенность ранних церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, ведущее* место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций, возводили своды и купола без применения опалубки кладкой

 

 

наклонными рядами. Плинфа была для этого удобна. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению.

Результатом поисков - сочетание парусного свода с венчающим его куполом. Удачно решался переход от квадратного плана помещения к круглому куполу, и сокращение числа опор.

Чтобы уравновесить систему парус - купол, вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор. Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений. Формируются 4 типа купольных зданий : 1. Центрально-купольный (Собор св. Софии в Константинополе) 2. Центрический (ц. Сан-Витале в Равенне, 3. Крестово-купольные (ц. Сан - Марко Венеция) 4. Базилика в Турманине Сирия.

Сан-Витале (Италия 526-548.) купол на парусах покоится на восьми столбах. Центральный объем храма в плане восьмигранник, окружают галереи.Между основными столбами расположены полукружия, перекрытые полукуполами. Центральная часть покрыта невысоким куполом. Стены - мозаика. Юж. Стена-изображение импер-цы Феодоры.

Сан-Марко Венеция (XI в.) объединяет в одном здании пять крестово - купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами.

Базилика Турманине Сирия (520 - 547)обожженный кирпич, деревянные фермы, каменные перемычки. Черепичная крыша.

Внутри - штукатурка и фрески. Вход между двумя высокими башнями.

В византийской архитектуре V - VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышная отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками

Изменилась форма капители. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого геометрического узора. Ствол, колонны часто делался монолитным.

В средневизантийский период Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами. В середине 9—12 вв., тип храма с куполом на барабане, утвердился окончательно. В дальнейшем архитектура Византии развивала варианты этого типа. Крестово-купольный храм монастырь Пантократора, 12 в.,— в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках, 11 в.

1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвертого крестового похода,сжигают и практически полностью разоряют.

Город становится столицей империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.

После захвата Константинополя турками многие христианские церкви превратили в мечети, перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты.

После захвата турками Константинополя (1453) и преименования в Стамбул, положившего конец истории Византии, лучшие мастера покинули страну. Так, творчество Феофана Грека смогло развиться в полную силу только на Руси.

ВыводС разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. Особенности и достижения Византийской архитектуры

-синтез античных и восточных элементов - характерная черта византийской культуры. -Влияние христианской религии на культуру Византии(313 принята императором, с382 государственная религия)С укреплением христианства, возникновением монашеских общин распространяются монастыри (с X в.), как особый типа архитектурных комплексов, укрепленные пункты, внутри: жилые и хоз. постройки, трапезная и доминирующее здание — церковь.

- Особое внимание придавалось оборонительному строительству. Мощные крепостные стены в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные замки и башни на подступах к столице показывают,

-Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища - цистерны, служившие позднее складами и убежищами

-Строительные материалы. Использование кладки из мелкого камня и кирпича(плинфы) толщиной 4-5 см. на толстом слое цемяночного р-ра (известковый р-р с добавлением толчоного кирпича) Таким образом, основной массив стены составлял раствор, кладка с широкими полосами раствора и слоями кирпича (иногда - камня) получила название византийской. Бетон не исопльзовался.

_ г

-использование сводов - кирпич, камень. В кладку доб. Пористый камень для облегчения веса, Сверху -черепица или свинцовые листы. Опирание купола на квадрат с использованием тромп - треугольные нитеобразные сводчатые конструкции в форме части конуса и сферического купола. Позднее между куполом и опорной конструкцией устраивали цилиндрический объем - барабан с проемами.

-использование пространственных объемов приводит к геометрической жесткости и устойчивости, сокращению опорных конструкций, рациональности использования строительных материалов, экономичности.

- Византийские купольные конструкции и планировочные схемы повлияли на формирование ст. Возрождения в Италии.

 

 

ё

 

on

 

Билет N 11. Архитектура барокко XVIII в. в России. Творчество Ф.Б.Растрелли.

Барокко(итал. - странный, причудливый) — центром была Франция. Стиль барокко появился в 16-17 в. в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Растрелли в России) характерны пространственность, текучесть сложных криволинейных форм, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто многоярусны.Характерные детали барокко - атлант, кариатида. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко, — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

3 основных компонента:асимметрия, контрасты, крупные объемы. Обилие декора, текучие и в то же время динамичные формы, пластичные линии. Яркость цветового пятна.

В России барокко появляется еще в 17 в. (нарышкинское барокко), в 18 в. получает развитие в творчестве Д.Трезини, так называемое петровское барокко .Гражданскому строительству придается первоочередное значение. Возникают промышленные и фортификационные сооружения, общественные и правительственные здания, городские дворцы и загородные резиденции.

Архитектура зрелого 6apoKKo(cep.XVIII в.). После смерти Петра некоторое втемя архитектура продолжала развиваться по прежнему пути. Но к середине XVIII в. все большую роль начинают играть церковь и феодалы. В архитектуре снова главным содержанием становятся дворцы и храмы, в которых идет активное усвоение и переработка элементов западного барокко. Происходит ориентация на Запад, но уже в ином направлении. Если раньше перенимали в основном конструкции, то теперь главное внимание обращалось на внешнее оформление фасадов.

Основные черты русского барокко:

-торжественнось, патетика;

-построение объемов, общей архитектурной композиции, расчитанной на восприятие с разных точек, в сложных ракурсах;

-противопоставление масштабов, резкие контрасты света и тени;

-в планах господствует криволинейность, в архитектурных формах- живописность и динамизм;

-в интерьере- сложная роспись, вычурная лепка, зеркала, плафоны,создающие иллюзорность пространства; -творческое использование народных традиций- многоцветие, деревянная резьба с позолотой, праздничность. Наиболее крупные мастера,-Д.В.Ухтомский, Ф.Б.Растрелли.

Церковное" барокко.Его мотивы появились в декоре русских церквей еще в XVII веке, а затем развивались в светском строительстве и проектировании. Знаменитое нарышкинское барокко было красочным, ярким, сочным по цвету и живым в линиях и пластике.

Вместо куполов предпочтение отдается нарядным декоративным шишечкам, вместо простых плоскостей или фигурных росписей - абстрактным орнаментам. Характерным примером раннего московского барокко - колокольня Меньшиковой башни. Здесь и обилие декора, золотые шишечки, ярко-красный цвет постройки.

Ранние барочные здания в России обязательно красили в красный или синий цвет, выделяя среди других. Среди церквей появились пышные, в основном резные иконостасы с витыми колоннами.

Дворцовое” барокко, или "дворцовый стиль"В конце XVII века в боярском быту впервые происходит деление жилого пространства по функциям - на помещения, в которых спят, принимают гостей и т. д. Деление: на господские помещения и помещения для прислуги; на женскую и мужскую половины.

Впервые в начале XVIII века архитекторы начинают проектировать внутреннее оформление здания одновременно с внешним.

Барокко достигает расцвета в творчестве Б. Растрелли. Самый крупный и знаменитый ансамбль барокко: Петродворец (Петергоф). Растрелли внес свои отличительные черты в барокко,- это позволило назвать стиль «елизаветинским»(«растрелиевским») барокко.

Ф.Б.Растрелли. Родился в Париже в семье известного архитектора и скульптора Карла Бартоломео Растрелли. Заказов было мало, и отец принимает приглашение Петра, и подписывает контракт на 3 года(но остается намного дольше). Одна из первых работ - обустройство Стрельны под СПб. Сын активно помогает отцу. Первая самостоятельная работа сына - дворец Антиоха Кантемира. Позднее разрабатывает проект дворца для князя Ивана Долгорукого. Проект Арсенала в Москве. 1730 г,-деревянный дворец в Московском Кремле. По заказу Бирона - дворец в местечке Руситам, в Курляндии. Когда Бирон попадает в опалу, Растрелли тоже впадает в немилость. Смягчившись, Елизавета поручает ему достройку Летнего дворца, стоявшего на месте Инженерного замка, и достройку Аничкова дворца, работы на котором прекратились после смерти Земцова.

Андреевская ц. в Киеве (1744,1748-52)По приказу Елизаветы Петровны. Возведение церкви по проекту Растрелли поручили Мичурину. Высота фундамента равнялась высоте церкви -40 м. Фундамент приспособлен под жилой дом для нужд церкви. Перекрытие второго последнего этажа служило площадкой для будущей церкви. В плане храм - крест. Восточная и западная сторона - вытянуты. Восточная с круглой апсидой, западная - пямоугольная для притвора. Каждая сторона завершается полукруглым фронтоном с картушем на тимпане. В углах креста три пары колонн, принимающих нагрузку от боковых башен. Башни венчают грушевидные главки. Церковь пятиглавая. Центральный конический купол покоиться на барабане высотой 10 метров, диаметром 13 м. Барабан с 8 циркульными окнами, в простенках 2 пары пилястр. Купол 8 люкарнами. 3-х ярусный иконостас, декорирован карнизами, пилястрами, золоченой резьбой, построена уже после его смерти (место, где

 

 

Первозванный крестил предков славян). На самой кромке горы. Огромный фундамент. Система опорных стен с контрфорсами. Все замаскировано под цоколь. Пятиглавая- четыре глухих, одна световая.

1749 г.- строительство Смольного монастыря(1748-64). Основан на строгой равномерности и симметрии. Центром является грандиозный Вознесенский Новодевичий монастырь, высотой 92 метра. В плане собор имеет форму креста, который повторяется в расположении жилых корпусов, образующих замкнутый со всех сторон двор, и в каменной ограде всего ансамбля.

Собор Смольного монастыря смотрится со всех сторон как одно целое. Вся композиция собора подчинена движению вверх. Нижняя часть здания разделена карнизом на 2 неравные части, стены прорезаны огромными полуциркульными окнами. Главный вход в собор подчеркнут полукруглым разорванным фронтоном. Над входом на уровне 2-го этажа - круглое окно. Выше полукруглый фронтон с богатой лепниной и символом света (солнце в тимпане). Из двухэтажного основания вырастает пятиглавая композиция. Центральный барабан увенчан сферическим куполом с полуциркульными окнами, его венчает малый барабан с главкой с золотистым шаром на шпиле и крестом. К центральному барабану примыкают 4 двухэтажные башенки, увенчанные главками с золотистым шаром и крестом меньших размеров.

Вокруг собора крестом располагались корпуса с кельями для 120 девиц из благородных семей, которые должны были составить общество будущей настоятельнице-игуменье императрице Елизавете Петровне.

В проекте Растрелли предусматривалось поставить с западной стороны собора 170 м колокольни. А с восточной - гавань, соединенную с Невой. Это осталось только в чертежах.

Восстанавливает шатер в Ново-Иерусалимском монастыре. Придает ему барочную декоративность; сажает на шатер огромную императорскую корону.

1746-1752 гг. - курирует работы над дворцом в Петергофе. Сохраняет прежнюю планировку архитектора Микетти. Увеличивает высоту и протяженность, включив строения петровской эпохи. Пристраивает висячие сады и заканчивает его с одной стороны церковью, а с другой- павильоном. Новое сооружение состоит из трех частей: среднего корпуса и боковых флигелей, соединенных с ним одноэтажными галереями. Дворец становится центром всего паркового ансамбля. Характерная черта: вход не в центре, а со стороны павильона. Длина - 300 м. Строительный материал заменяет на кирпич.

1748 г. - ему поручают Большой Царскосельский дворец(1752-57) Композиционный центр дворцово-паркового

ансамбля - Екатерининский дворец. Построенный еще в петровское время, он много раз перестраивался. Работу

над его проектом начал М. Г. Земцов, продолжил А. В. Квасов(1743 - 44) и С. И. Чевакинский. Завершил строительство в 1752-1756(1757?) гг. Б. Ф. Растрелли. Он слил все части здания в единый гигантский массив протяженностью 306 метров,- теперь это монументальное дворцовое сооружение с анфиладой дворцовых залов. Фасад разбит выступами нескольких ризалитов, простенки между которыми по 1 этажу украшены атлантами. Многочисленные полуколонны объединяют 2 и 3 этажи.Создал пышное скульптурное оформление фасадов(рельефные выступы и впадины, скульптуры и колонны большого ордера, лепной декор) и декорировку интерьеров(живописные плафоны, деревянная резьба, позолоченные волюты, катушки, гирлянды и зеркала), придал дворцу торжественный и величественный вид(сочетание голубого цвета стен с позолоченными деталями и белыми лепнинами). Одноэтажные криволинейные флигели-циркумференции окружают парадный двор.Дворец делит парк на две части: основную воет.- Старый парк(регулярный парк, в его облике стремились создать «русский Версаль»),зап.- Новый парк. Возвел вокруг дворца несколько павильонов,-Эрмитаж, Грот, Катальную горку.

Зимний дворец(1754-62). История дворца: первый при Петре 1 в 1711. На берегу Невы до Миллионной улицы, с запада Зимняя канавка. Был 2-х этажный с черепичной крышей и высоким крыльцом. Автор не известен.

2-0й в 1721 г. На месте, где в 18 в. был построен Эрмитажный театр. Архитектор Матарнови (строил 2-ой Исаакиевский собор) Был болеше 1-го . Последнее пристанище Петра 1.

В 1727 Д.Трезини начинает реконструкцию. Увеличил размеры здания, придал нарядный и торжественный вид. Во время правления Анны Ивановны (1730) императорские апартаменты были перенесены в дом адмирала Апраксина на набережной Невы у дворцового моста. 1733 сын и отец Растрелли реконструировали его, расширив и перестроив,- так возник 4-ый Зимний дворец

Пока возводили б-ой дворец для Елизаветы Петровны был построен деревянный дворец на каменном фундаменте, располагался на Невском проспекте, где ранее находился Большой Гостиный двор.

Елизавета приказала снести дворец Анны Ивановны и построить новый 6-ой дворец. В 1755-1762гг. Арх Ф.Б. Растрелли.

Прямоугольник с внутренним двором, занимающим большое пространство.

Фасад, обращенный в сторону площади разбит 3 большими ризалитами, средний выступает вперед. Он прорезан 3 арками. В центре северного корпуса находится главный вход во дворец.

Фасад, обращенный к Адмиралтейству, имеет 2-а боковых крыла, в центральной их части 2-а небольших ризалита. К фасаду примыкает сад, окруженный оградой по проекту Мельцера, снесена.

Фасад, обращенный к Неве. Другой ритм: широкие боковые ризалиты, центр фасада выделен трехарочным навесом - главный вход во дворец.

4-ый фасад выходит на Зимнюю канавку. После пристройки Малого Эрмитажа и последующих зданий Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра Кваренги, этого фасада не стало.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.